Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества









Великий двунадесятый праздник: "Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа" - 19.08 н.ст. (06.08 ст.ст.)

Преображение Господне. Фрагмент архитрава с двунадесятыми праздниками. Синай . XII в.
Преображение Господне. Синай.
Впервые церковные источники упоминают о празднике Преображения в начале IV века. Все три синоптических Евангелия содержат весьма сходные описания Преображения Господня (Мф. 17, 1; Мр. 9, 2; Лк. 9, 28). Вскоре после того, как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит много пострадать от иудеев, быть убиту и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег. Преображение Христово сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Господом о Его близком отшествии. Изумление учеников достигло предела, когда всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте".
Святоотеческая мысль, углубляющаяся в священную тайну Преображения, видит его с трех сторон. Во-первых, что есть Преображение для Самого Христа, что нового раскрыл Он нам в Себе. Здесь самый сокровенный момент Преображения, и потому святые отцы избегают пространно рассуждать о нем, чтобы земными словами не исказить несказанного. Во-вторых, рассматривается участие в Преображении святых пророков Моисея и Илии и апостолов Петра, Иакова и Иоанна; эта сторона события освещается гораздо подробнее. В-третьих, Преображение Христово есть неиссякаемый источник нравственного научения и духовного назидания.
Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств - человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в каком-либо возрастании Его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой.
Преображение Господне. Румыния. XVI в.
Преображение Господне. Феофан Грек. Ок.1403 г.
У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Божественный Свет. По мысли святого Григория Паламы, Фаворский Свет - это "Слава Божия" и "Царство Божие", в нем апостолам была открыта "тайна восьмого дня", тайна того светоносного "града", Нового Иерусалима, о котором свидетельствует Апокалипсис. "Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами", - говорит святитель Иоанн Златоуст.
Посвящения в тайну будущего века были удостоены лишь избранные из числа двенадцати апостолов, "столпы" апостольского лика (Гал. 2, 9), которые одни лишь были отмечены переменой имени, совершенной над ними Христом. Эти избранники вместе с пророками Моисеем и Илией олицетворяли на Фаворе всю Церковь - в этом экклезиологический смысл Преображения. В евангельском повествовании Преображение имело еще одно значение: оно должно было при грядущем Голгофском уничижении Христа укрепить апостолов в их вере, дать им незыблемое свидетельство Божества Иисуса Христа и добровольности Его Крестных страданий и смерти. Об этом поется в кондаке Преображению: "Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние".
Кроме того Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству святителя Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, - молился же Он чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. Потому и христианину, желающему удостоиться своего личного Фавора, надлежит. постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно - важнейший момент христианского учения о человеке.
Преображение Господне. Центральная Греция. XVII в.
Преображение Господне. Фрагмент росписи северо-восточного паруса Храма Христа Спасителя. Москва.
Обожение есть условие, предварение спасения. Именно поэтому Преображение - залог Воскресения. Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в отдельных его символах. Высота Горы означает по блаженному Феофилакту возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама Гора знаменует необходимость двух подвигов - богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Преображение, так как Фавор по-еврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного Света необходимо очищение покаянием.








Освящение плодов

Согласно церковному уставу, в день праздника Преображения в конце Литургии совершается освещение винограда, яблок и прочих фруктовых и овощных плодов нового урожая, часть которого, по обычаю, жертвуется храму и неимущим братьям и сестрам по вере. Тем самым мы приносим Богу благодарение за все проделанные труды и результаты этих трудов, в осуществлении которых Он помогал нам и благословлял нас и окружающий нас мир.
В Преображение разрешаем на рыбу, елей и вино, хотя бы этот праздник случился в среду или пятницу.

Преображение Господне. Фрагмент росписи сев.-вост.паруса Храма Христа Спасителя.
Преображение Господне.
Икона Преображения Господня.



















Иконография праздника

Своими корнями иконография Преображения уходит в далекую древность, когда большую роль играли символические формы представления библейских сюжетов. Покровский приводит в качестве первого хронологически определенного примера мозаики Св. Аполлинария в Равенне (St. Apollinare in Classe). В VI же столетии произошел переход от символических форм изображения к прямым, и в мозаике церкви Святой Екатерины на Синае мы уже видим все фигуры, изображение которых в дальнейшем закрепится в каноническом представлении сюжета: Спаситель, по сторонам которого стоят Моисей и Илия, и три павших ниц апостола внизу.
В дальнейшем сюжет почти не подвергался изменению. Спаситель обычно изображался в белых одеждах (согласно Евангелию) и в ореоле круглой или овальной формы. Чаще всего Моисей изображался молодым, а Илия – старцем, но встречаются редкие варианты, изображающие Моисея мужчиной средних лет. В руках Моисей обычно держит книгу или, в более поздних вариантах, скрижали Завета.
Базовый сюжет может быть дополнен следующими деталями:
а) Моисей восстает из гроба, а Илия выходит из облаков (либо делают это с помощью ангелов). Покровский указывает, что "это наглядное выражение древней по своему началу мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых: они явились, по словам Иоанна Златоуста, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; сверх того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым". Выражение этой мысли приводится в служебной минее в нескольких местах: " от земли убо — апостоли, яко с Небесе же — Фесвитянин Илия, Моисей же — от мертвых" (6 августа, 3-й тропарь ин. ирмоса 8-ой песни канона); "Моисей же и Илиа Тебе предсташа, мертвым и живым Тя Господа поведающе" (6 авг. 2-ая песня стихир на хвалитех);
б) Моисей и Илия переносятся ангелами к месту Преображения на облаках (на коне из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского);
в) с левой и правой стороны иконы добавляются сцены, в которых Спаситель восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы соответственно. У Покровского говорится, что иногда добавляется четвертый момент – Христос возбуждает апостолов после Преображения.
Изображения Илии и Моисея на горках напоминают о явлении им Бога на Синае и Хориве, о чем упоминается в тексте службы на Преображение.
Общеизвестность изображения рассматриваемого сюжета в иконописной практике привела к тому, что во многих иконописных подлинниках приводятся лишь краткие замечания по краскам окружающей среды и одежд. Например, Буслаев цитирует филимоновский подлинник: "На Илье риза празелень, на Моисее багор; под Спасом гора празелень; под Ильею и Моисеем гора вохра с белилами и киноварь; на Иоанне риза багор, на Иакове риза празелень, на Петре вохра". Однако, в той же работе Буслаев приводит примеры и более подробных описаний. Например, (по подробному Филимоновскому подлиннику) "Спас в облаке, одеяние белое, рукою благословляет, в другой свиток. С левой стороны Спаса стоит Илия Пророк, смотрит на Спаса, с другой строны Моисей, в руках у него скрижали каменные, как книжка. Петр под горою лежит, Иоанн на камне пал, а смотрит вверх, Иаков головою оземь, а ноги вверх, закрыл рукою лицо свое. На Илии риза празелень, на Моисее багор, на Иакове празелень, на Петре вохра, на Иоанне киноварь".

www.pravmir.ru



Тропарь, гл. 7:

           Преобразился ecи на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак, гл. 7:

           На горе преобразился ecи, и якоже вмещаху ученицы, Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты ecu воистинну Отчее сияние.

Величание:

           Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистые плоти Твоея преславное преображение.


(xxc.ru; drevo.pravbeseda.ru)
Святая гора Фавор.
Святая гора Фавор.
Икона Преображения Господня в храме Преображения на горе Фафор.
Роспись храма Преображения на Фаворе.
Роспись в храме Преображения на Фаворе.
Спасо-Преображенский собор в г.Санкт-Петербурге.
Преображенский собор в Дивеево.
Спасо-Преображенский собор в Хабаровске.
Икона Преображения Господня в иконостасе монаст. храма ,,Всецарица,, г.Краснодар

 
Март 2024
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

В монастыре «Всецарица» состоялось совещание по проекту строительства автодороги к месту будущего монастырского скита в Северском районе

26 марта 2024 г. на монастырском подворье побывали две группы школьников

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.