Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества









В 2018 году наша обитель праздновала 15-летие начало богослужений. Предлагаем читателям нашего сайта избранные рассказы из будущей книги, посвященной этому событию

В июле 2015 г., в день 10-летия монастыря, в разделе сайта «Жизнь обители – Будни и праздники» http://vsetsaritsa.ru/innerlife/photo_holidays/2015_07_16_16_iyulya_2015_g._nasha_obitel_prazdnuet.php мы уже помещали некоторые из рассказов будущей книги, сегодня предлагаем новые.










«С Афона к нам Она пришла помочь всем
людям православным»


(Невыдуманные рассказы
о создании и жизни краснодарского женского монастыря
в честь иконы Божией Матери «Всецарица»)



15-летию начала богослужений
в краснодарском женском монастыре
в честь иконы Божией Матери
«Всецарица» посвящается



Предисловие
от создателей монастыря


Большинство действующих сегодня в России православных монастырей воссозданы на месте бывших обителей. Монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в Краснодаре только начинает свою историю, и это первый монастырь в большом городе за 200 с лишним лет его существования.
В почти миллионном городе Краснодаре никогда не было монастырей. Для православной России такой большой город без монастыря - это редкое явление, тем более сейчас, когда по всей стране идет восстановление поруганных святынь. А уж при православном президенте большой город без монастыря - просто нонсенс. Старцы говорили: «Если в городе есть монастырь, то город спасен». Первый монастырь в Краснодаре создавался нетрадиционными методами, и этому были причины.
Он – единственный в нашей стране и даже в мире, целенаправленно посвященный этому чудотворному образу Богородицы, молитвы перед которым особо помогают от рака и чародейства. Известные старцы, когда узнали о начале его строительства, сказали нам: «Вы идете врукопашную с сатаной». В то время мы даже подумать не могли, в чем и как это будет выражаться, какие разнообразные искушения будут сопровождать задуманное богоугодное дело. Все проявилось позднее.
В этой книге мы расскажем о том, с чего и как начинался наш монастырь, о событиях и людях, которых Господь свел на краснодарской земле, поставив у истоков этого дела, о начале духовной жизни обители, о чудесах и исцелениях, которые по молитвам к Пресвятой Богородице укрепляли на этом пути нас и тех, кто помогал нам.

Игумения Неонилла (Кузьмина)
Ктитор Юрий Дудик



































Монастырь – духовная армия
(наш устав)


Монастырь не зря издавна называют духовной армией. Нам понравилось, как ясно и полно раскрыта эта мысль в одной из бесед архимандрита Мелхиседека (Артюхина), настоятеля храмов первоверховных апостолов Петра и Павла и Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе: «Монашество – это духовная армия, защитники от врага. Армия – она защищает, сама может и ничего не производить, но прежде всего воюет с диаволом за людей, и с самими собой ради Царства Небесного. В монастырях во всей полноте сохраняются учение Церкви, богослужения, в идеале монастыри стремятся сохранить первообраз общины апостолов. Монастыри, монашескую общину сравнивают не только с армией, но и с ульями, где каждый трудится для всех и каждый питается от этого меда. Это ульи, в которых собирается духовный мед, который есть особая молитва монахов, которой покрывается весь мир, от которого питаются все».
С самых древних времен заведено, что жизнь монастыря протекает в соответствии с принятым уставом. В чинопоследовании монашеского пострига есть вопрос: «Приемлеши ли вся иноческаго общежительнаго жития уставы и правила, от святых отец составленная и от настоятельницы тебе подаемая?», и постригаемая сестра отвечает: «Приемлю и с любовью лобызаю я».
Широко известна пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», – но это, пожалуй, и все, что знают миряне о монастырских уставах.
Поначалу, при устройстве обители «Всецарица» в 2005 году, когда в обители временно несли послушание сестры из Свято-Никольского женского монастыря Ровенской области, митрополит Исидор благословил матушку Неониллу придерживаться устава Корецкого монастыря, что мы и делали в первые годы. Но когда через два года сестры из Украины завершили свое послушание в нашем монастыре и уехали, а в обители стало достаточно своих, местных насельниц, настало время взять за основу к исполнению другой устав, который бы оптимально соответствовал нашим условиям. На Кубани женских монастырей мало, они все молодые, и найти для нашего монастыря образца устава мы не смогли.
Сделать это позволило нам духовное сотрудничество с женским Ново-Тихвинским монастырем, с духовником схиархимандритом Авраамом и игуменией Домникой. В июле 2010 года наша игумения матушка Неонилла была приглашена на празднование 200-летия этого монастыря и там обсудила с ними и наш уставный вопрос. В результате мы взяли за основу внутренний устав этой обители, который был составлен в Ново-Тихвинском монастыре трудами монашествующих на основе Евангелия, святоотеческого предания и церковных канонов, и стали следовать ему. Он достаточно строг, и в нем все направлено на заботу о спасении душ подвизающихся в монастыре.

































В 2012 году во всех монастырях Русской Православной Церкви был принят единый типовой устав монастыря с дополнениями и изменениями. Этот наш официальный устав был утвержден митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором, так как монастырь является каноническим подразделением епархии. И в нем изложены общие положения, создание, регистрация и подчиненность монастыря, его цели, задачи и формы деятельности, вопросы имущества и средств, органы управления и контроля его деятельности.
В настоящее время устав любого современного монастыря основывается на «Положении о монастырях и монашествующих», принятом на Архиерейском Соборе РПЦ 29 ноября — 2 декабря 2017 года.
Но ничуть не менее, чем официальный типовой устав, важен устав внутренней жизни монастыря. В ней наша обитель следует конкретным правилам монашеского общежития, принятым по образцу Ново-Тихвинского монастыря. В этом уставе много пунктов, но в конечном итоге все они направлены на то, что цель монашеской жизни - жительство, которое людей уподобляет ангелам, непрестанно в страхе и любви славословящим Бога. Монашествующие должны во всякое время и во всякий час исполнять заповеди Господни. Устав ежегодно прочитывается на общих собраниях сестер, а новым сестрам его сразу предлагают для изучения. Иногда, по необходимости, матушка игумения или наш духовник-исповедник отец Феофан советуют той или иной сестре освежить в памяти устав монастыря или чинопоследование пострига. Сестра перечитает – увидит свои недостатки и исправится.
Сестры должны относятся к избранной ими обители с глубоким благоговением и любовью, никогда не помышляя о том, чтобы порицать установленные в ней порядки или осуждать игумению и других сестер. Любые немощи ближних следует нести с терпением; пребывать твердыми в скорбях и искушениях, постигающих монастырь. Каждой сестре важно помнить, что нет ни одной благословной причины оставить монастырь, кроме того случая, если в нем для нее возникнет опасность уклониться в ересь. Какие бы искушения ни наводил диавол, надо помнить, как велика награда тем, кто хранит верность избранному пути: эта награда – Царство Небесное.
Каждой сестре следует с доверием принимать от игумении назначение на послушание и понимать, что именно теми трудами, которые поручила ей игумения, а не какими-либо иными, она может наилучшим образом послужить обители и себе самой доставить духовную пользу, то есть идти ко спасению.
В монастыре «Всецарица» сейчас 11 насельниц, в том числе 7 мантийных монахинь. В течение уже десяти лет их количество колебалось от 10 до 14, т.е. стабилизировалось. За прошедшие годы в обитель приходило много и девушек, и женщин, и старушек, которые искренне желали жить в монастыре, но вскоре оказывалось, что они вовсе не желают подчинять свою жизнь монастырскому уставу, который бывал для них полной неожиданностью, и поэтому в монастыре они надолго не задерживались. У нас есть благословение духовника схиархимандрита Авраама не держать в монастыре насельниц, не желающих соблюдать устав. Если бы остались все, которые приходили и жили некоторое время, то была бы уже сотня насельниц.
Однако, благодаря опыту, игумения Неонилла пришла к выводу, что не стоит гнаться за количеством сестер, Господь Сам приведет и оставит тех, кого нужно - преданных и Ему, и монастырю. Во многих монастырях Греции, например, всего по 5-12 насельников или насельниц, при этом состав стабильный и обители крепкие - в этом мы убедились, посетив в прошлом году несколько греческих монастырей.
За прошедшие годы выявилось, что в нашем монастыре, так же, как и в других (судя по материалам книг о современных обителях и статей сайта «Монастырский Вестник»), не приживаются следующие категории насельниц:
- уже пожившие в нескольких обителях, нигде не ужившиеся и критикующие все и всех (таких принято называть «шаталова пустынь», среди них были и послушницы, и принявшие постриг в другом монастыре инокини и монахини);
- приходящие спрятаться от житейских проблем (долгов, алиментов, неблагополучных семей, плохих климатических или бытовых условий и др.);
- властолюбивые и скандальные по характеру, мечтающие только командовать (была даже насельница, пожелавшая стать игуменьей и поменять состав сестер, но мы ее вовремя разоблачили и выпроводили из монастыря);
- не умеющие и не желающие жить без постоянного общения с миром – без сотового телефона, без интернета, без частого общения с родственниками и знакомыми (такие люди приходят в монастырь, совершенно не понимая, что здесь надо посвящать все свое время, способности и силы только молитве Богу и трудам на благо обители);
- одержимые бесами (за все время таких у нас было трое, и при поступлении в монастырь они свою проблему скрывали, но она вскоре проявлялась страшным образом, это пугало других сестер и прихожан);
- аферистки, воровки, клеветницы (в конце концов их тайная деятельность против монастыря обнаруживалась, они ее не отрицали и покидали монастырь);
- отбывшие срок в колониях (была и девочка после детской колонии, и пожилая насельница после многих «отсидок» – обоим монастырская жизнь казалась скучной, каждый день им хотелось устаивать приключения и разборки, что в обители неприемлемо);
- наркоманки;
- больные серьезными психическими заболеваниями; им не под силу жить по уставу и распорядку, они неадекватны в общении и не знаешь, чего от них ожидать; например, в Свято-Ксениевском монастыре в Белоруссии два года назад психически болящая послушница зарезала игумению, нанеся ей множество ранений ножом, и как больная ответственности за это не несла;
- очень пожилые, поссорившиеся со своими семьями – поменять характер и привычки им уже трудно, поэтому смиряться, жить по уставу и подчиняться более молодым сестрам они не желали.
Если бы в монастыре остались все эти люди, получился бы не монастырь, т.е. не духовная армия, а балаган. Поэтому насельниц у нас немного, остались молитвенницы и трудолюбивые, а случайные отсеялись. Сестры любят Бога, молитву, свою обитель и свою игумению, заботятся о чистоте и красоте во всем.


Насельницы обители


«Монастырь – это не стены, не корпуса, а люди,
которые пришли в монастырь спасать свою
душу… Каждый может приложить свой талант,
данный от Бога, к тому богоугодному занятию,
на которое призван Господом…»


(архимандрит Амвросий (Юрасов),
основатель и духовник Свято-Введенского
женского монастыря г. Иваново)



В настоящее время в монастыре «Всецарица» 11 насельниц: 7 мантийных монахинь, 1 инокиня и 3 послушницы. Игумения дает каждой сестре послушания, учитывая ее способности и состояние здоровья, но главное, чтобы послушание способствовало духовному росту каждой, помогало ей избавляться от страстей и в конечном счете вело по пути спасения.
Основное ежедневное послушание наших сестер – молитвенное, которое выполняется и в храме, и келейно, включает дневные и ночные молитвы. Во время выполнения трудовых послушаний сестры читают Иисусову молитву. Молитве посвящается не менее семи-восьми часов в течение суток.
В нашей обители сестры несут следующие послушания: на клиросе, на колокольне, в просфорне, в трапезной, в ризнице, в пошивочной мастерской, в монастырской библиотеке, выполняют работы по уходу за цветниками, поддерживают чистоту и порядок в храме, в часовне и в сестринском корпусе, стирают и гладят белье, проводят экскурсии по монастырю для паломников и школьников, принимают участие в создании и поддержании монастырского сайта, участвуют в круглосуточно чтении Неусыпаемой Псалтири, трудятся на монастырском подворье (в храме, на святом источнике, в монастырской лавке, на цветниках, в трапезной), участвуют в работах на монастырской пасеке.
С певчими сестрами регулярно занимается преподаватель вокала. В 2014 году насельницы обители прослушали краткие курсы лекций по литургике, догматике и истории Церкви, которые по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора читали в обители преподаватели Екатеринодарской духовной семинарии. В обители большая библиотека духовной литературы, и каждая сестра имеет возможность возрастать духовно.


К монашескому пути спасения сестры пришли очень по-разному, у каждой до монастыря был свой неповторимый жизненный путь, у каждой свои знания и впечатления, у каждой данные ей Богом таланты, которые она не старалась закопать в землю, а развивать – теперь уже на благо Православия и на благо своего любимого монастыря. Вот как некоторые из сестер рассказывают об этом сами.












ГЕРОНДИССА (МОЕ ГЛАВНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
ОТ МОНАСТЫРЯ) (мон. А.)


«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Восемь лет назад я стала прихожанкой монастыря «Всецарица», и после вечерней службы я часто оставалась помогать сестрам убирать храм и чистить подсвечники. Мне понравилось здесь пение, красота архитектуры и иконописи, сами насельницы монастыря. А вскоре я познакомилась и с матушкой Неониллой, и это решило мою дальнейшую судьбу.
Мое знакомство с Матушкой Неониллой произошло в тот момент, когда я укрепилась в намерении уйти из мира. Наша первая беседа с Матушкой состоялась в монашеской трапезной на Димитрова. Я спустилась по гранитной лестнице и увидела Матушку на кухне в фартушке с другими сестрами за приготовлением ужина. Передо мной явился образец настоящей матери, человек широкой души, открытый и прямой, с белыми как снег волосами и большими голубыми глазами. Тогда я еще не понимала и не могла оценить, что столь чистый и красивый человек является настоящим образцом игумении, поставленной Богом на такую тяжелейшую миссию в Православии. Мне казалось, что все игумении именно такие.
Матушка дала мне очень мудрые советы и согласилась принять меня как насельницу монастыря. Для меня открылась совсем иная жизнь, о потенциале которой я не знала ничего. Все в монастыре устроено таким образом, чтобы мы каждый день угождали Богу, познавали свою греховность, очищались душой и имели богообщение каждый день. В итоге все это предваряет истинную жизнь, которая ожидает праведников в Царствии Небесном.
Первые месяцы своего пребывания в обители я просто летала на крыльях, как это бывает с новоначальными. Особенное впечатление на меня произвела Полунощница. Я никогда раньше не знала, что ночью открыты Небеса, и есть возможность здесь, на земле, такого близкого общения с Богом, столь живого и страшного, и в то же время с острым ощущением отеческой любви Бога к Своим грешным и неблагодарным чадам.
Матушка все в монастыре создала наилучшим образом – как внешнее обустройство (храм в древнерусском и византийском стилях, сестринский корпус как ковчег спасения, озеленение территории как райский сад), так и внутренняя жизнь обители с греческим уставом, молитвенным послушанием, четким распорядком дня, ежедневной литургией, руководством старца из Ново-Тихвинского монастыря схиархимандрита Авраама (Рейдмана) и прочее.
Все, кто знакомятся с нашей Матушкой Неониллой, не могут не полюбить ее с первых же минут, так как души их согреваются ее теплом, материнской любовью, пониманием самой сути их бед и проблем, всегда точным духовным советом и, конечно, благодатью, излучающейся от нее, которую она стяжала непоколебимой верой, богоугодной жизнью, которую она всю положила к ногам Христа.
В одной женщине вместилось столько талантов, что само за себя свидетельствует о ее особом избранничестве от Бога для выполнения своей миссии в Православии. Видя ее деятельность, вспоминаешь слова Священного Писания: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс.126:1) и «Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин.9:31).
Все свои замыслы в создании и строительстве монастыря (в городе и на подворье) Матушка воплотила в полной мере. Масштабы проделанной ею работы просто невероятны. Они сами за себя говорят: во всем, что она делает, присутствует Божия десница. Столь тяжело прожитая жизнь научила всему: личный надзор над строительством, надзор в благоустройстве территории, контроль на кухне и, нередко, само приготовление пищи, контроль над стиркой с кипячением белья, контроль за соблюдением устава Богослужений, вникание в любой вопрос. Помимо всего этого, духовное руководство насельницами монастыря и всеми в этом нуждающимися, непрестанный молитвенный подвиг и крайне ограниченный сон (а чаще его отсутствие). Помимо всех созидательных вопросов, Матушка столкнулась с необходимостью защищать созданную ею обитель от всех супостатов и захватчиков, наводить порядок в священстве обители, вести ежедневную рукопашную борьбу с сатаною за жизнь и душу сына-ктитора обители. О том, что ей придется столкнуться с этим, она даже не подозревала, когда создавала монастырь.
Я, насельница монастыря, ныне монахиня, заявляю, что не могу понести ни одной перекладины матушкиного Креста. Ее духовная сила просто поразительна для меня. Могу с уверенностью сказать, что мое самое главное впечатление от нашего монастыря – это наша Матушка, создательница первого в Краснодаре общежительного монастыря и подворья недалеко от местонахождения Покровской женской обители, уничтоженной большевиками.
Кроме всего прочего, неоценимый вклад в Православие составляет создание храмового комплекса со стеною как в городе, так и близ станицы Пластуновской на подворье, строительство храмов по образцам древнерусского зодчества и византийского, что является для Кубани открытием первоисточников христианства.
Все это пишу я не с целью похвалиться, как хвалят «свое болото», а хочу, чтобы мы, ныне живущие на земле, могли оценить и молиться о людях, в труды которых мы вошли. А труды эти были положены не без крови.
Наблюдая жизнь матушки вот уже восьмой год, могу сказать, что это святая жизнь, поистине мученическая, исповедническая, праведная. А как мучились праведники среди развращенных, пресыщенных, жестоких и завистливых людей, мы знаем из Священного Писания. Вспомним праведного Лота, Иова Многострадального. Патриарха Тихона, Царственного страстотерпца Николая II, которого предали самые близкие люди. Вспомним также праотца Авраама, который принес своего единородного сына Исаака на жертвенник Богу. Вспомним и Пречистую Владычицу нашу Богородицу, пострадавшую о Своем Сыне, и Первую Монахиню (жившую монашеским образом).
Наша греховная природа (пока мы не очистились) не дает нам понять таких людей. Нам кажутся болезненны их обличения, их примочки, исцеляющие гордость и другие страсти. Мы не можем быть с ними на одной волне, хотя они являются всем для нас. Мы как бы неспособны усвоить твердую пищу, а можем пить только сладкое молоко. Поэтому не все люди могут понять какие-то поступки и слова Матушки. Однако, всегда и во всем Матушка творит волю Божию, как Господь положит ей на сердце, как Дух дает ей провещевать. Что же скажем? Главное – угодить Богу, а не человекам и их страстям. Всем людям не угодишь, а Богу угодить мы просто обязаны, чтобы и быть с Ним.
Вот несколько интересных случаев из жизни обители, показывающих особенности характера Матушки и ее таланты.
Мы, пятеро сестер, ездили с Матушкой на Святую Землю. Необходимая подробность: матушке на тот момент было 76 лет. Нам после погружения в Иордан предстояло подняться на Гору Искушений – место, где диавол искушал Спасителя после 40-дневного поста. Подъем был по каменистой дороге, серпантином вел на вершину горы. Матушку сопровождали две сестры. Иначе как помощью Божией подъем Матушки на вершину Горы Искушений объяснить нельзя, ведь это не всем молодым бывает под силу. Когда мы достигли лестницы, ведущей к монастырю на вершине горы, то другие паломники-иностранцы, увидев Матушку, стали восклицать: «Геронта, Геронта!». А во время спуска с горы нам встретились русские паломники. Матушка присела отдохнуть, и тут же вокруг нее собрались люди с различными вопросами. Матушка всем давала мудрые советы, причем с такой точностью, что было видно – без Божьего откровения это было бы невозможно. Там, на Святой Земле, у меня состоялось настоящее открытие Матушки и ее духовных даров.

Когда мы посещали монастырь преподобного Герасима Иорданского, наша группа разошлась по разным уголкам монастыря, а Матушка осталась отдыхать на лавочке в храме. Через некоторое время я захожу в храм и вижу группу русских паломников, окруживших Матушку, и они по очереди падают перед ней на колени и исповедуют свои беды, кто-то плачет. Все они, казалось бы, чужие для Матушки люди. Проявляли любовь, веру, упование на Матушку как на старицу, и никто не отходил, не получив помощь. Очень ее благодарили. Это лишний раз показывает, что мы не способны ценить то, что находится у нас рядом, прямо перед нами. А для того, кто видит бриллиант издалека, сразу становится очевидным его сияние.
Также во время паломничества на Святую Землю хочется отметить отношение к Матушке и к нам как к монашествующим. Наперсный игуменский Крест на греческих монахов оказывает просто-таки чудесное воздействие. Как в Вифлееме, так и в Иерусалиме у Гроба Господня, нас по-настоящему принимали в свои объятия греческие монахи. Здесь можно истинно воскликнуть: «Христос посреди нас!»
Когда наша группа ночью из гостиницы Вифлеема держала путь в храм Рождества Христова, нам нужно было подниматься пешком в горку. Матушку поддерживали две сестры, у нее очень болели ноги и, как потом оказалось, она уже не могла идти. Вдруг возле нас, по ходу нашего движения к храму, останавливается машина, и оттуда греческий архимандрит дает знак Матушке садиться. Впоследствии мы его видели служащим литургию, на которой мы все сподобились причаститься Христовых Таин. Так Господь спасает и подает руку помощи своим угодникам и облегчает их страдания.
У Гроба Господня мы также причастились Святых Христовых Таин. Нам предоставили место стоять на литургии вплотную к Кувуклии, и причащаться пригласили нас первыми. Столь любезное отношение и благоговение к монашествующим, столь истинную братскую любовь во Христе можно было видеть как на Святой Земле, так и в Православной Греции, где каждый отрок бежал за благословением к матушке игумении, а греческие монахи давали возможность приложиться к открытым мощам.
Одна сестра не могла понести жестких обличений Матушки и даже говорила, что матушка не понимает ее и не знает, о чем она думает. Однажды во время поста мы вкушали китайскую лапшу быстрого приготовления. И вдруг Матушка говорит: «Когда закончится пост, надо будет сделать лапшу со шпротами». Эта сестра, будучи очень горячной, громко сказала: «Это я только что подумала – вот бы добавить в лапшу шпроты». Так обличилось напрасное неверие сестры.
Еще случай: у одной сестры были очень большие проблемы с зубами, нужно было поставить искусственные зубы, а закреплять их уже было почти не на чем. Долго лечили один зуб, и вот, после очередного лечения Матушка говорит: «Да вырвать его, и все». Сестра смутилась – сколько же можно вырывать. Но впоследствии так и получилось: врач сказал, что зуб спасти нельзя и надо вырвать. Это не единственный случай, когда Матушка точно говорила, в чем проблема со здоровьем, и без рентгена ставила практически точный диагноз, который потом подтверждался врачами.
Однажды Матушка меня благословила найти в подвале гирлянды для елок на Рождество. До меня уже некоторые сестры ходили и искали, но ничего не нашли. Пока я шла в подвал, то думала: как же мне их найти, но решила положиться на матушкино благословение. И как только спустилась в подвал, сразу же пришла к тому месту, где стояла коробка с гирляндами.
Случилось, что у нас на подворье лебедь языком зацепил крючок от удочки, он промучился весь день, ничего не ел. Никто ничего с ним не мог сделать. Матушка благословила нашего водителя, человека очень мирского и маловерующего, чтобы он поехал из города и вытащил у лебедя из клюва крючок. Он приехал, когда уже почти стемнело. Из пяти лебедей он в одну секунду схватил одного (это оказался тот самый бедолага), и они вместе с охранником достали крючок из языка лебедя. Вот она, сила матушкиного благословения!
Можно рассказать еще много интересных случаев из жизни монастыря. Но главное в жизни монастыря – это Матушка, уникальная и неповторимая, настоящая Герондисса».

МОЙ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ (мон. А.)


«Я приняла Крещение в 16 лет, но в Бога верила и раньше. Знала, что есть Бог, Который все сотворил, но, к сожалению, не имела никаких понятий о Церкви. Когда мне было лет шесть-восемь, в моей комнате прямо над моей кроватью висело радио, я просыпалась рано утром и слышала передачу «Евангельские чтения» о жизни Иисуса Христа, только многого не понимала.
О существовании монастырей слышала давно, но думала о них только так: монастырь – это молитвы, серые стены, хлеб и вода… Я даже представить себе не могла, какая интересная там жизнь! И никогда бы не подумала, что Богу угодно будет мне эту жизнь открыть.
По промыслу Божиему мое воцерковление началось именно в монастыре. Когда мы переехали жить из станицы в город Краснодар, моя верующая мама прочитала в газете, что в городе на улице Димитрова возле онкобольницы открылся новый храм «Всецарица». Она поехала туда помолиться и узнала, что это не просто храм, а еще и монастырь, познакомилась с матушкой настоятельницей (сейчас – игуменией) Неониллой. Мама сообщила ей о своем желании помогать в монастыре, на что та ее благословила.
Тогда во «Всецарице» временно проживали и несли послушание сестры Городокского монастыря из Украины, так как своих насельниц во «Всецарице» еще не было. Иногда мама по благословению матушки жила в монастыре по нескольку дней и выполняла то же самое, что и сестры: помогала в трапезной, в уборке храма, в чтении кафизм на вечерних службах… И молилась (особенно, я думаю, за нас – меня и сестру), укреплялась в вере. С каждым днем она, глядя на монахинь, молодых и жизнерадостных девушек, таких красивых в своих черных облачениях, все больше и больше стала понимать, что мирская жизнь – ненужная, бесполезная суета, и тайно мечтала о монашестве. А я в свои 18 лет оставалась пока, хотя и крещенной, но невоцерковленной. Но вскоре молитвы за меня моей мамы, матушки и сестер стали приносить плоды: я по вечерам вместе с мамой ездила в монастырь, помогала ей в ее работах, познакомилась с матушкой Неониллой и сестрами. Сестры были моего возраста, и мне нравилось общаться с ними и помогать в их трудах, которые в монастыре называют послушаниями. Еще через два года мы с мамой оставили свои мирские занятия и, придя в монастырь, оказались в числе первых местных насельниц «Всецарицы», а через несколько лет приняли постриг и стали невестами Христовыми.
Основное мое послушание – клиросное: оказалось, что у меня хороший голос, мне его поставила вокалист. Мне нравится молиться на службах и келейно, читать духовные книги, наводить чистоту и порядок в храме и корпусе, готовиться к церковным праздникам, работать в Гефсиманском саду. И я не жалею о том, что поменяла мир на монастырь «Всецарица»».


МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ ВЫМОЛИТЬ СВОЙ РОД (мон.Е.)

«Моя дорога к выбору монашеского пути спасения была долгой и извилистой, как лабиринт. Ее можно назвать дорогой к Богу типичного представителя советской интеллигенции. Неверующие родители («Не смей дружить с Лидкой, у нее мать в Бога верит»), атеистическое воспитание в школе («Ну-ка признайтесь, кто на Пасху ходил ночью в церковь. Вы что, неграмотные бабки? Это позор для пионера, это недостойно комсомольца!»), в медицинском училище и университете («Имейте в виду, по научному атеизму будут серьезные экзамены»), на работе («Распишитесь вот здесь, что завтра придете к памятнику Ленину возлагать цветы. И попробуйте только не явиться!»).
Но учеба учебой, работа работой, а душа требовала чего-то еще… Духовности. Но где она? Вот Кашпировский и Чумак по телевизору «кашпируют» и «очумляют» изголодавшихся по духовности людей. Астрологи Глоба приоткрывают завесу над будущим (не упустите свой шанс – на следующей неделе вас ждут приятные контакты!). Брошюра по хиромантии помогла мне узнать, что линия жизни у меня длинная, а Венерин холм хорошо развит – значит, такая судьба. А вот приезжий экстрасенс в сельском Доме культуры, преподает учителям и врачам, как решить свои проблемы: от злых сил надо чистить дом и самого себя пучком горящих свечей с особыми заклинаниями; для здоровья надо часто читать мантры («Харе Кришна, Харе Рама…»); для неуязвимости от зла надо представлять себя под колпаком или в коконе и на груди носить кусок канифоли; для повышения энергии ее нужно нагнетать к телу сильными взмахами рук, и т.д. и т.п. Хотите чудес? – прочтите «Чудо голодания» Поля Брега и попробуйте: полное очищение организма от шлаков дает возврат молодости, легкость, духовный подъем и блаженное состояние… Как интересно жить на свете, сколько всего можно узнать и попробовать! И так почти четверть века работу в науке и деланье карьеры можно было прекрасно сочетать с чтением и просмотром экстрасенсорных, парапсихологических, астрологических и прочих вещей, претендующих на духовность (я только впоследствии узнала, что все это лженауки). В результате – гордость, тщеславие, осуждение ближних, обидчивость, зависть, блудная жизнь, вино, развлечения…
Как интересно жить, и так жило большинство из нашего поколения, даже и не подозревая о своих заблуждениях. Позднее я поняла, как мне повезло, что ничего из прочитанной и просмотренной мною чепухи не пристало к моей душе, видимо, помогло то, что в младенчестве я была все-таки крещена, хотя и тайно (так как папа мой работал начальником и был партийным).
Очень редко я по пути заходила в церковь, покупала свечку, говорила: «Господи, спаси, сохрани и помилуй», при этом чувствуя какое-то непонятное мне тогда тепло, и спешила дальше по мирским делам, считая, что свой долг выполнила.
Шли годы, и я заметила, что если в работе своим упорством чего-то достигла, то здоровье – и духовное, и физическое – оставляло желать лучшего, да и гороскопы лгали. И в семье что-то не то: близких и дальних родственников много, но в следующем за мной поколении нет ни одного мальчика, наша фамилия исчезает. Нет ни одного полностью здорового человека. Умерло много родных, но уже давно никто не умирал хорошей православной смертью, зато умирали плохой: в 1933 году от голода, а потом по пьянке, от рака, туберкулеза, заболев психической болезнью, в результате самоубийства, под колесами машины, некрещеным в младенчестве… И я задумалась: за что нам такое? Среди родных нет ни одной счастливой женщины: одних мужья бросили, других били в пьяном угаре, третьих обворовывали, есть и бездетные, и одинокие матери, и молодая вдова... У меня самой жизнь была как на волнах: то болезни, то травмы, то неприятности по работе. Дети выросли, но у них тоже неспокойная жизнь. Почему?
Двадцать лет назад я оказалась в смертельной ситуации и взмолилась: «Господи, спаси меня, я изменю всю свою жизнь, я буду работать для тебя». И была спасена. А потом мне неожиданно (как оказалось, промыслительно!) захотелось зайти в сельскую церковь, и я попала как раз на службу. Там меня очень удивило, что читают и поют по толстым книгам, и эти книги были толще моей диссертации. А я-то с детства верила, что в церкви все неграмотные и вообще делать там нечего… Как же нас обманули! Поняв ошибку своей жизни, осознав свои грехи и искренне покаявшись в них, я стала изучать Закон Божий и помогать батюшке: преподавать в воскресной школе, убирать храм, научилась читать по-церковнославянски на клиросе. И тут Господь открыл мне глаза на причину наших бед: уже три поколения нашей семьи не веруют, не ходят в храм, не участвуют в церковных таинствах, не отпевают усопших, то есть отпали от Бога. Что касается неудачных браков моих родственниц, то все они невенчанные…
Тогда же я узнала, что в науке существует закон «трех поколений», его общая формулировка: дети усиливают доминирующие (ярко выраженные) качества родителей. Если применить к духовности, то на протяжении трех поколений род может или полностью деградировать, или духовно подняться. И я решила: надо подниматься, иначе четвертому поколению это будет уже не под силу.
Очень быстро последовало еще одно событие: неожиданно (конечно, по промыслу Божию!) мне предложили работу в Краснодаре, мы переехали, и там я узнала, что в городе открывается монастырь «Всецарица» совсем рядом с моей работой. Стала его прихожанкой, а потом, познакомившись с матушкой Неониллой и получив ее благословение, больше двух лет была трудницей во славу Божию (приходила помогать после основной работы, в выходные и отпуск).
Когда я первый раз подробно разговаривала с матушкой Неониллой и рассказывала ей о себе, то не знала, как признаться, что я доктор наук, боялась, что она не поймет моего искреннего порыва помогать в монастыре без всяких претензий, но матушкина реакция была неожиданной: «Да?! Это очень хорошо, а мой сын через две недели будет защищать докторскую в Санкт-Петербурге, надо молиться о нем». Я поняла, что матушка человек не только верующий, но интеллектуальный, мне стало легко с ней общаться и захотелось быть рядом и чем-нибудь помогать. Было, правда, искушение: один из служивших тогда в обители священников сказал: «Ты в этот монастырь не спеши, еще неизвестно, что с ним будет». Но я интуитивно была уверена, что будет все в порядке!
С благословения одного из краснодарских священников я также стала сестрой милосердия в сестричестве при храме Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» и получала большую радость, помогая болящим. Захотелось духовного просвещения. Узнала о Православном миссионерском центре, который есть в городе, его председатель – ученый-генетик Шпаков Александр Эдуардович, преподаватель нашего Кубанского госуниверситета (сейчас он уже доктор биологических наук, профессор), а духовник – настоятель храма иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость» протоиерей Алексий Касатиков, который до духовной семинарии окончил физический факультет этого же университета (сейчас он также кандидат педагогических наук, преподает в Екатеринодарской духовной семинарии). В этом центре я с интересом в течение двух лет посещала еженедельные богословские встречи и убедилась, что противоречий между наукой и религией вовсе нет, они надуманны. Так медленно, но верно налаживалась моя духовная жизнь.
Кончилось все тем, что я пришла в монастырь «Всецарица» послушницей. Трудилась на разных послушаниях: уборка храма и сестринского корпуса, полив клумб, уход за певчими птицами и прудом, клиросное чтение, послушание за свечным ящиком, в трапезной, фотосъемка, работа над монастырским сайтом, чтение Неусыпаемой Псалтири. А затем приняла монашеский постриг. С тех пор, как я молюсь в монастыре, мои дела и дела родственников постепенно налаживаются. Стала послушничать в монастыре моя дочь и научилась клиросному пению. В квартирах родственников появились иконы. В гости ко мне приезжала неверующая сестра и помогала на послушаниях; а когда она попала в онкобольницу на серьезную операцию, мы молились за нее всем монастырем, операция прошла успешно, и она быстро поправилась. Приезжала мать и пособоровалась, а после ее кончины мы похоронили ее по-православному (чего в нашей семье не было много десятилетий). Уверовала неверующая тетя. Заочно в монастыре мы отпели умерших в 30-е годы от голода родственников; это парадокс социализма - их предки были состоятельными помещиками (имели клубничные плантации в районе Новороссийска) и могли обеспечить себя, детей и внуков, а дети и внучка умерли от голода при строительстве «светлого будущего»…
Время, оставшееся мне до конца земной жизни, я хочу посвятить Господу: отмолить и отработать грехи свои и всей нашей семьи для нашего спасения, а также участвовать в развитии монастырской духовности в Краснодаре. В моем помяннике для ежедневной молитвы – имена родственников четырех поколений усопших и трех поколений живых. С Богом все возможно. Старец Николай (Гурьянов), который очень любил монашество, говорил, что истинное монашество приносит великую духовную пользу душе: «Это – подвижничество ради Господа. Молчаливая проповедь Христа… В ином мире радуются и Ангелы, и все Святые Божии, и души усопших предков. Монах может вымолить до семи поколений своих близких и вывести их души из ада… Так покаянное монашество велико пред Господом». Считаю, что это самая достойная цель в жизни. И никакие научные занятия, даже самые успешные, не могут заменить спасения в вечности».


Я ЛЮБЛЮ СВОЙ МОНАСТЫРЬ (мон. А.)


«Слава Богу за все! В 2001 году я на некоторое время приехала из Грузии в город Краснодар в гости к своим сестрам. Но так получилось, что я осталась тут навсегда! Через некоторое время я заболела, врачи обнаружили у меня онкологию. Долго не соглашалась на операцию, думала, что диагноз неправильный, врачи могли ошибиться. И когда подтвердился диагноз, я дала согласие, и в 2002 году меня прооперировали. Рядом с больницей строился храм, тогда был только фундамент и стены около 50 см. Мы из нашей палаты ходили туда и ставили свечи со стороны востока (сейчас там находится алтарь). Позже я узнала, что этот храм строится в честь иконы Божией Матери «Всецарица», которая исцеляет раковые заболевания, и стала ходить в храм все чаще.
У меня давно было на душе пойти в монастырь, но мама моя была пожилая, и я мысленно решила, что пока мама жива, я ее не брошу. Когда мама почила, я решила оставить мир и пойти в монастырь.
В 2009 году я посетила Троице-Сергиеву Лавру, и она произвела на меня большое впечатление, мне понравилось все. Однажды, когда была на исповеди (а исповедовал меня очень пожилой старец-иеромонах), он улыбнулся мне и сказал – иди в монастырь. Пробыла я в Лавре две недели и уехала домой под Новый год.
А на Рождество Христово 2010 года я была уже в монастыре «Всецарица». Матушка игумения отправила меня на послушание на подворье. На подворье еще почти ничего не было, кроме храма преподобного Саввы Освященного, источника с купелью и церковной лавки, где я и несла послушание.
Матушка благословила меня погружаться в купель как можно чаще. Когда любое дело делаешь по благословению, всегда приходит помощь. Ощутила помощь и я, постепенно мне становилось все лучше и лучше. Царица Небесная даровала мне исцеление от такого тяжкого заболевания, и я безмерно благодарна нашей Покровительнице и Скорой Помощнице. Пресвятая Богородица исцеляет не только верующих, но и неверующих. Верующих, по их молитвам, милует и исцеляет. А неверующих милует и приводит к вере (были и такие случаи исцеления). Исцеляются от разных заболеваний. У женщины была онкология четвертой стадии с метастазами – и исцелилась! Мужчине отменили операцию шунтирования сердца. Люди исцеляются от псориаза и других кожных заболеваний, от бесплодия, от ухудшения зрения и многих других болезней.
Я безмерно благодарна Господу и Царице Небесной, что привели меня в сию святую обитель, наставили на истинный путь. Очень люблю наш монастырь. Как говорил наш любимый святой батюшка Серафим Саровский: «Нет лучше места, чем монастырь. И нет лучшей жизни, чем монашество». И еще говорил пророк царь Давид: «Еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26:4).
В миру я, хотя жила неплохо, но никакой радости не находила. А теперь могу сказать, что я счастлива, даже очень. Мне нравится монашеская жизнь. Конечно, жить в монастыре не так просто, и даже очень сложно. Правильно, мы одна семья, но все пришли из разных семей. У всех разные характеры, воспитание, менталитет, но во всех трудностях нам помогает Господь. Бывает, поссоримся и обижаемся, но идем на исповедь, каемся и просим друг у друга прощения. И живем мыслью, что все это временно. Как у царя Соломона было написано на перстне – «И это пройдет». Все проходит, все временно, и мы гости на этой земле, поэтому надо прощать все обиды. Чтобы и Господь простил нам. Матушка игумения нас иногда ругает, бывает - по заслугам, а иногда кажется - нет. Но ничего так просто не бывает, может быть, в этот раз мы не были виноваты, но когда-то в другое время согрешили и не были наказаны, и Господь через матушку игумению нас смиряет.
Бог же мира и благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми нами! Аминь.»


Священнослужители обители



В центре духовной жизни монастыря стоит богослужение. Совершают его священнослужители. В женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в настоящее время служат шесть штатных священников, в том числе один иеромонах. Все они пользуются уважением матушки игумении, насельниц монастыря и прихожан.
Протоиерей Олег Криволап и иерей Никифор Некрылов служат у нас дольше всего - по 9-10 лет, остальные пришли позже. Все священники имеют духовное образование, они выпускники духовных семинарий. Иерей Александр Колесов окончил также Санкт-Петербургскую Духовную академию и является специалистом в области богословия, прихожанам очень нравятся его грамотные проповеди. У иерея Леонида Костаненко есть еще университетское образование – параллельно с семинарией он окончил Кубанский Государственный Университет факультет ФИСМО (истории, социологии и международных отношений) по специальности «теология»; в его проповедях чувствуется глубокое знание истории Православия и вообще истории стран, народов, исторических событий; он многократно совершал паломнические поездки по России с группами паломников в качестве духовно окормляющего священника; дважды посещал Святую Гору Афон, где побывал во многих монастырях. Иерей Николай Сорокин приехал на Кубань из Ташкента, где учился в духовном училище и духовной семинарии, и 12 лет служил в храмах Ташкента. А иеромонах Вениамин (Комоликов) – уроженец Краснодара, в 2014 году окончил Киевскую Духовную семинарию, затем был иеродиаконом в храме Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев Котласской и Вельской епархии (Архангельская область), некоторое время он был духовным чадом известного российского старца архимандрита Наума; вернувшись на Кубань, был рукоположен во иеромонахи митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором в 2016 году, и с того времени служит в нашем монастыре, он старший священник на подворье, красиво служит службы в Благовещенском храме и говорит проникновенные проповеди.
Предлагаем читателям несколько рассказов наших старших священников.


Почему я служу в монастыре
(записки священника)


Священник Олег Криволап служит в нашей обители девять лет. Его проповеди всегда интересны и содержательны. Батюшка также ведет миссионерскую работу, любит общаться со школьниками и студентами, окормляет казачий курень, имеет свою интернет-страницу, где помещает материалы на темы Православия и отвечает на вопросы. Два рассказа этого батюшки мы предлагаем читателям.

ТИХАЯ ЛАВРА


Мне посчастливилось целый год прожить в Троице-Сергиевой Лавре в городе Сергиев Посад, обучаясь в Московской духовной семинарии. На всю жизнь я запомнил особенное, монастырское спокойствие и благодатную тишину, которая наступала в Лавре, когда ворота закрывались, дорожки становились безлюдными, солнце склонялось к горизонту и отражалось в куполах многочисленных храмов. Особенное, тихое, радостное состояние наполняло в такие моменты мою душу.
Покинув стены обители преподобного Сергия Радонежского, я скучал по этому чувству. Город не дает возможности найти такое спокойствие. Здесь другой ритм жизни, и даже в ограде городского храма ощущается это суетливое беспокойное воздействие.
Пришло время мне нести священническое послушание в уникальном городском женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Прекрасный монастырь, храм старинной архитектуры, неотступное следование церковному уставу в храмовом богослужении, продолжительные дневные и ночные молитвы игумении и сестер монастыря создали особую, отличающуюся атмосферу.
Параллельно шла постоянная работа над строительством и обустройством нашего подворья рядом со станицей Пластуновской. Я приезжал туда на престольные праздники, по особым случаям, но нечасто. Видел, что строительство быстро продвигается, но конечного результата пока себе представить не мог. Каким будет подворье?
Пришло время служить там ежедневно, и после продолжительного отсутствия я по благословению матушки поехал на подворье служить Всенощную. В дороге задумался и не смотрел по сторонам. Вдруг водитель сказал: «Вот и приехали». Я поднял глаза… и увидел мою любимую Лавру! Так мне показалось в первую секунду. Белоснежные монастырские стены, стройная высокая колокольня, величественный храм с куполом насыщенного лазурного цвета. Ухоженные дорожки вдоль монастырских стен с уютными лавочками, изумрудные деревья. И вся эта Божественная красота отражалась в глади реки, протекающей рядом.
Под впечатлением этим провел я службу. А так как предстояла утром литургия, остался на подворье ночевать. В любимое мое вечернее время отправился я прогуляться. Выйдя из кельи и глубоко вдохнув чистый воздух, я всем сердцем почувствовал, что это место не только внешне походит на Троице-Сергиеву Лавру, но и по духу, и по благодатному влиянию на душу ничем от Лавры не отличается.
Было то самое особое ощущение, когда кажется, что находишься под заботливым покровом, непроницаемым для бед и забот невидимым куполом, ограждающим эту малую Лавру от всего плохого и греховного.
С того момента подворье еще больше украсилось и ждет в свои объятия всех, кто нуждается в утешении и духовной поддержке.

КРЕЩЕНСКОЕ КУПАНИЕ


В один из праздников Богоявления Господня – Крещение, в начале моей службы в женском монастыре «Всецарица», в конце торжественной Божественной литургии, по обычаю служившейся ночью, я призвал всех молящихся поехать на наше подворье окунуться в чудотворный Тихвинский источник. Рассказал, как у нас там хорошо, сообщил, что настоятельница монастыря игумения Неонилла всех благословляет приезжать и окунаться в него. По глазам людей было видно, что им хочется поехать, что они рады такому хорошему обычаю.
После ночного Богослужения в добром настроении я вышел из храма. Монастырский двор наш очень красив, ухожен. Это особенно заметно в теплое время года, когда на клумбах бушует разнообразие оттенков и красок от многочисленных цветов и растений. Но и зимой, и летом у нас на территории есть чудесный живой уголок с вольером экзотических птиц, маленьким озером с водопадом, на берегу которого живет пара прекрасных лебедей.
Взглянув на озерко, чтобы еще раз полюбоваться им, я замер. С радостными возгласами люди скидывали с себя одежду и намеревались окунаться прямо в воду озерка. Лебеди с интересом поглядывали на это с другого берега.
Я бросился туда: «Что вы делаете?! Кто благословил?!». С радостными улыбками и непониманием в глазах мне отвечают: «Батюшка, так вы же сами сказали!». В ужасе я воскликнул: «Так я ведь говорил про наше подворье».
На мостике над озерком уже был готов к прыжку в воду мужчина. Судя по всему, он был весел не только от радости праздника, но и от чего-то горячительного. «Немедленно спускайтесь!» – говорю ему.
И тут бабушка Божий одуванчик так тихонечко говорит мне: «Батюшка, а тут на объявлении написано, что можно купаться». Наконец-то я додумался оглядеться по-настоящему и увидел, что наша живописная беседка превращена в раздевалку и висят объявления, что купаться благословляется. Оказывается, по благословению матушки озеро вычистили и подготовили, чтобы никто не был лишен возможности погрузиться в иордань в Крещенскую ночь.
С чувством стыда я стал извиняться перед людьми, но понял, что они на меня не обижаются и все прощают. Купание в Крещенской воде началось, и было видно, что люди счастливы. Был счастлив и я, потому что чувствовал Божию благодать и любовь Господа ко всем нам!

Промысел Божий
(записки священника)


Священник Никифор Некрылов служит в нашей обители 10 лет. Сначала он служил диаконом, а в 2009 году был рукоположен в священники. Вырос он в многодетной православной семье, до своего служения был пономарем в Свято-Георгиевском храме Краснодара, а потом несколько лет трудился на строительстве храмов в Горненском монастыре в Иерусалиме. Связь со Святой Землей у этого батюшки очень тесная: его сестры-монахини уже много лет подвизаются в женских монастырях Святой Земли. Батюшка внимателен и отзывчив к людям, прост в общении и всегда готов помочь, за это его любят прихожане.
Вот несколько коротких заметок отца Никифора, сделанных им в годы служения в нашем монастыре.


УМЕЕМ ЛИ МЫ ПОКАЯТЬСЯ. БЛАГОРАЗУМНЫЙ РАЗБОЙНИК.

Жила одна семья. Все в доме православные, кроме отца. Очень горевали домочадцы о том, что не могут даже помолиться за своего отца, он даже не крещен. И вот по молитвам детей Господь дает Свою милость. Отец, которому было уже более восьмидесяти лет, долго страждет, его потихоньку съедает рак. Он настолько иссох, что по виду напоминает узника концлагеря, но на крещение и соединение с Богом не соглашается. Дочь в слезах приходит, просит крестить его. Все это хорошо, но необходимо желание самого крещаемого! И в этот вечер он соглашается. Рано утром мы его покрестили и причастили. Вечером того же дня он отошел ко Господу. И вспомнился мне благоразумный разбойник и слова его, обращенные ко Господу: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем».

ВЕРА В БОГА И ЕГО ТАИНСТВА ДАЮТ ВЕЛИКУЮ СИЛУ
Светлой памяти рабы Божией Ольги

Были у нас прихожанки, добрые две сестрички. Часто ходили в храм, делали благие дела. И случилось так, что Господь посетил этих двух сестер, дал им испытание – у одной из них случился инсульт. Сложности их не испугали, и одна сестра стала помощницей другой. Болезнь отняла движение, но речь осталась. Когда я причащал ее Святых Христовых Таин (около года она была почти без движения, но по квартире немного передвигалась), она заговорила о том, что очень хочет присутствовать на службе, быть причастницей Божественной литургии. Приближалась Пасха, я предложил привезти ее на Пасхальную службу. Для нее это стало решающим моментом. Всю длинную Пасхальную службу она молилась, сидя на стульчике, и причастилась Христовых Таин. Все прихожане в этот день увидели уставшего, изможденного, но очень счастливого, с горящими глазами и сердцем человека. После этой службы на воскресных литургиях все снова стали видеть двух сестричек вместе. И уже ноги сами несли ее в храм Божий.

ИЕРУСАЛИМ-2009. ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ.

В 2009 году, после моего рукоположения в священники, матушка Неонилла попросила меня сопроводить паломническую группу на Святую Землю. Перед Пасхой отправились в поездку, наполненную промыслом Божиим. На второй день, когда группа побывала у Гроба Господня, поклонились месту, где лежало тело Христа, приложились к Голгофе, одна женщина из группы, жена богатого человека, подошла ко мне и с покорностью попросила Святого Крещения. Оказалось, что она не крещена и ехала в эту поездку не как паломница, а как туристка. Святое место изменило ее мир. Сердце ее зажглось любовью ко Господу и она жаждала встретить Христову Пасху уже христианкой. Благое дело не бывает без искушений. Без ропота преодолев все, через несколько дней она удостоилась Святого Крещения в недавно достроенном Соборе Всех святых в земле Российской просиявших Горненской обители. В храме горячей воды не было. И она сама носила воду из соседнего домика, чтобы наполнить баптистерий, но для нее эти ведра казались пушинками. Она стала первой, кто был крещен в этом храме. Вся группа обрадовалась этому событию: был просто человек – стала Христианка. И уже со всеми верными она стала причастницей Пасхальной Трапезы Иисуса Христа. Как сейчас она поживает и спасается, знает один Господь, но я уверен, что память о Божией благодати она будет носить в своем сердце всю свою жизнь.

БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ. КАЖДЫЙ У ГОСПОДА ПОЛУЧАЕТ, ЧЕГО ДОСТОИН.

Суббота перед Пасхой. Ночная служба в Миссии в Свято-Троицком соборе. Утром планируем попасть на Благодатный огонь ко Гробу Господню.
…Открываю глаза – уже светло, на часах 11 утра. Понимаю, что я проспал, и все уже в Старом городе, остается смириться с этим. Помолившись, иду хотя бы посмотреть издалека. В холле гостиницы встречаю паломника из своей группы. Его смирение больше моего во сто крат, он говорит о своем недостоинстве видеть это чудо. Но после мы все же «сердцем водимы» идем в Старый город, гостиница рядом, всего один квартал. Вокруг города бродит большое количество зевак или, может быть, таких же опоздавших, как мы. В Яффские ворота не войти – стоит полицейский кордон, на Новых воротах – то же самое. Что же делать? Предлагаю войти в город через Дамасские ворота. Но войдя в них, пройдя несколько узких улочек, мы также уткнулись в полицейский кордон, где нас вежливо попросили. Здесь наши дороги разошлись. Паломник пошел до стены плача, через еврейские кварталы. Мне встретилась знакомая из Санкт-Петербурга, почтенная старушка из графской семьи, которая попросила довести ее к Новым воротам, так как там должна проходить группа фонда Андрея Первозванного, с которой ее и пропустили в город.
После схождения Благодатного огня весь православный люд покинул Старый город и уже через час можно было спокойно войти в город, приложиться ко Гробу Господню – никого, никаких очередей, молись, где душа пожелает. Когда мы все собрались в гостинице, оказалось, что наша группа с матушкой смогли войти в город лишь на два квартала, до следующего кордона, и там ожидали, и получили огонь. А наш паломник через еврейский квартал, стену плача, попал во двор Храма Гроба Господня и даже в сам храм во время схождения огня. Смирение – великое дело.


Наши традиции


В каждом монастыре свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. В нашей молодой обители уже сложилось несколько традиций, которыми мы дорожим и которые бережем. Нравятся они и прихожанам. Вот основные из них.
































От партесного пения на богослужениях сестринский хор полностью отказался, и в обители теперь звучит только византийское пение. Службы читаются на погласицу, как в Древней Руси (погласица – древнее музыкальное распевное чтение).
Возрождена традиция ктиторства. Наш ктитор – врач-онколог Юрий Евгеньевич Дудик. На каждой литургии молятся о здравии «ктитора обители сея», как было принято с древности.
Новые архитектурные сооружения в монастыре строятся только в старинном стиле – древнерусском и византийском.
С самого начала Богослужений в обители пять раз в неделю служится молебен с акафистом перед Чудотворной иконой Божией Матери «Всецарица», после которого совершается помазание елеем из неугасимой лампады от этой иконы.
Ежедневно после вечернего Богослужения как в обители в городе, так и на подворье ходим Крестным ходом вокруг храма с иконой «Всецарица» с песнопениями и кроплением святой водой.
Каждую субботу в обители совершается Таинство Соборования для болящих.
Праздник источника Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля на подворье ежегодно по торжественности приравнивается к престольному, а после литургии и молебна проводится большой Крестный ход вокруг монастыря по территории и всем богомольцам предлагается трапеза.
В праздник Крещения Господня принято погружение в купель источника на подворье, в пруд и в реку Ставок, для чего созданы условия (пирсы с лестницами и раздевалки, белые сорочки для погружения). После погружения всем желающим предлагается бесплатная горячая трапеза. С каждым годом растет число приезжающих к нам погружаться в крещенские дни. Так, 18-19 января 2018 г. было около 20 тыс. человек (подсчитали дежурившие на подворье сотрудники МЧС).
Ежедневно на панихиде поминаются убиенные игумения Рафаила с сестрами – насельницы уничтоженного богоборцами в 20-е годы прошлого века Покровского монастыря, что был неподалеку от нашего подворья. Поминаем также Анну (Радченко, жертвовательницу земли для устройства Покровского монастыря) и монахиню Архелаю (построившую там первый деревянный храм).
В течение всего года организовано чтение Неусыпаемой Псалтири силами сестер, трудников и постоянных прихожан; она читается уже в течение 8 лет. В период Великого поста насельницы монастыря круглосуточно читают Неусыпаемую Псалтирь со списками поминания в пещере Апостолов.
В Кубанской Гефсимании у барельефа «Моление о Чаше» читается акафист Страстям Христовым.
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы мы выпускаем с паперти белых голубей.
В праздник Преображения Господня служится ночная литургия, как на Святой горе Фавор. Кроме уставных ночных Богослужений на Пасху и Рождество Христово, у нас традиционно совершаются ночные литургии также в праздники Крещения Господня, Обрезания Господня и в гражданский Новый год (в последнем случае – чтобы люди встретили его с молитвой, а не с колбасой на столе, как сказал один из наших священников).
Ежегодно для желающих организовываются поездки на Святую Землю, в Грецию, Абхазию и по России. Из центрального монастыря в Краснодаре регулярно совершаются поездки на подворье для погружения в источник и экскурсии. Для прихожан, желающих потрудиться на подворье во славу Божию, также организуются поездки.
В течение 8 лет по воскресеньям проводится телемост с Ново-Тихвинским монастырем, во время которого духовник схиархимандрит Авраам проводит духовную беседу и отвечает на вопросы сестер. В обители для сестер принято откровение помыслов настоятельнице, а затем уже исповедь грехов исповеднику иеромонаху Феофану.
Сестринская Полунощница с пятисотницей в монастыре служится в полночь, как на Святой Горе Афон.
С каждым годом растет число традиций в нашей обители, они закрепляются, и мы рассказываем о них вновь приходящим насельницам и приезжающим паломникам.
















(продолжение следует)

 
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

7 апреля 2024 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

В монастыре «Всецарица» состоялось совещание по проекту строительства автодороги к месту будущего монастырского скита в Северском районе

Во вторую Неделю Великого поста на подворье

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.