Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









В Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре прошел четвертый семинар из цикла «История чинов монашеского пострига»

В Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре прошел четвертый семинар из цикла «История чинов монашеского пострига»

15 мая 2017 года в библиотеке Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря в Москве в рамках проекта «Монашество в истории» состоялся заключительный четвертый семинар из цикла «История чинов монашеского пострига в восточной традиции». Тема семинара ? «Пострижение в монахини в византийско-славянской традиции», ведущий ? кандидат богословия священник Михаил Желтов.

Прежде чем приступить к рассмотрению древних чинов пострижения в монахини, отец Михаил напомнил участникам семинара, что в составе ряда Евхологиев поставление в монахи и в монахини находилось среди чинов хиротесий. В то же время среди хиротоний, помимо чинов поставления во епископа, в пресвитера, в диакона и иподиакона, находился и чин поставления в диакониссы. Степень диакониссы, таким образом, представляет собой пример женского служения в Церкви, в дальнейшем оказавшегося тесно связанным с женским монашеством. Ведущий обратил внимание собравшихся на то, что служение диакониссы в древности ни в коей мере нельзя назвать «священнослужением» (а ведь в наши дни нередко диакониссу воспринимают как «женщину-диакона», что неверно), и разъяснил, что в древней Церкви далеко не все клирики занимались священнослужением, поскольку принадлежность к клиру подразумевала получение содержания от Церкви, в связи с чем в отдельных поместных Церквах к клиру могли, например, принадлежать сироты и т.д. Диакониссы могли заниматься воспитанием детей (девочек), а также принимать участие в управлении теми или иными делами (связанными с благотворительностью и т.д.). Эта причастность к «управлению» впоследствии способствовала тому, что игумении в Византии нередко получали сан диаконисс. При этом поставлялись диакониссы действительно фактически по чину диакона: в алтаре, у престола, с чтением двух молитв (отличных, однако, от читаемых при диаконской хиротонии), кроме того, они носили орарь, скрытый под одеждой ? мафорием (в подобном одеянии в православной традиции изображается и Пресвятая Богородица).

Подробно рассмотрев особенности служения диаконисс, отец Михаил обратился к канонам Трулльского Собора, регулирующим вопросы, связанные с принятием монашества: 48-му правилу, где речь идет об условиях поставления во епископа женатого человека (основанием для необходимого в данном случае расторжения брака являлось обоюдное согласие супругов на принятие монашества, причем женщина, при определенных условиях не только становилась монахиней, но и, «если будет достойна», могла быть возведена в диакониссы), и 45-му правилу, которое упоминает об особых обычаях при пострижении монахинь, что является ценным свидетельством.

Далее ведущий семинара приступил к рассмотрению чинов женского пострига. Он обратил внимание участников семинара на то, что чин великой схимы распространяется на оба пола и единственной особенностью пострига монахини являлось некогда замена в молитве имен преподобных мужей-подвижников на имена святых жен (в настоящее время в соответствующей молитве содержатся и те, и другие имена).

В древних Евхологиях молитва поставления монахини могла встречаться как в ряду других хиротесий, так и в отдельном разделе, содержавшем молитвы монашеского посвящения, однако окончательный вариант, вошедший в печатные книги, предполагал включение в чин малой схимы только молитвы на пострижение монаха, независимо от того, чей постриг ? мужчины или женщины совершается, а молитва на поставление монахини или исключалась из чина малой схимы, или же (в отдельных рукописях) приводилась в самом конце чина, в качестве альтернативного варианта, которым надлежало заменить молитву на поставление монаха при женском постриге. Эта особая молитва («Господи Боже наш, Иже девство тако возлюбивый…») содержит, во-первых, именование девства «Матерью Домостроительства», что, вероятно, является указанием на Пресвятую Деву Марию, ставшую Матерью Воплотившегося Бога Слова, а во-вторых, аллюзию на притчу о десяти девах. В целом, как отметил отец Михаил, можно говорить о том, что в молитве на поставление монаха главной является идея духовной брани, в которой непрестанно пребывает инок; а в «женской» молитве проступает несколько иная перспектива: служение, заключающееся в совершении добрых дел ? «наполнении светильника елеем» доброделания, в подражание мудрым девам евангельской притчи, что сближает служения монахини и диакониссы.

Затем отец Михаил перешел к рассмотрению отдельного полного чина пострижения монахини, который содержится в знаменитом Евхологии Coisl. 213 XI века, принадлежащем константинопольской традиции. В этом сборнике чин полного пострижения приведен отдельно, после чина великой схимы и его сокращенного варианта. В последующей греческой традиции этот чин не сохранился и не вошел в печатные греческие богослужебные книги, однако, по-видимому, рано был переведен на славянский язык и был в ходу в славянских Церквах, в частности в Русской, и до сих пор применяется у старообрядцев.

Поскольку в поствизантийской традиции этого чина не было, он после Никоновской справы не вошел в русские богослужебные книги. Однако в дониконовских книгах, в частности, в Требнике, изданном при патриархе Филарете, он содержится (под названием «Чин пострижения инокини великаго образа ангельскаго»). В целом он соответствует общепринятому чину малой схимы, но можно выделить две особенности: чин содержит, во-первых, немало песнопений, часть которых, по-видимому, была создана специально для него, во-вторых ? священнодействие умовения ног. Отец Михаил отметил также дополнительный обряд: встречи постригаемой у келлии со свечами (иллюстрацией чего может служить известная картина М.В. Нестерова «Великий постриг»). Чин умовения ног (игуменией постригаемой сестре) в этом последовании основан на чине умовения, совершаемом в Великий Четверг, и содержит некоторые песнопения из этого последнего чина. В песнопениях встречается как уже упоминавшаяся аллюзия на притчу о десяти девах, так и отсылка к апокрифическим Деяниям Павла и Феклы, в которых св. Фекла предстает как сподвижница апостола Павла, что явно отсылает к раннехристианским девам. В стихирах этого чина женского монашеского пострига довольно часто используются образы Песни Песней. В целом же чин воспроизводит чин великой схимы.

В заключение ведущий семинара высказал ряд предположений о причинах возникновения таких особенностей женского пострига. По его словам, с одной стороны, чин умовения ног совершался в Великий Четверг во всех византийских монастырях. С другой стороны, в монастырях студийской традиции и др. постриг в великую схиму, как правило, был приурочен к празднику Воскресения Христова и совершался или на Страстной седмице (в Великий Вторник), или после Пасхи ? в Светлый Вторник. Это позволяет думать, что в женских обителях постриг совершался в Великий Четверг, отчего в его чинопоследовании закрепились свойственные именно для этого дня особенности. В дальнейшем и в мужских, и в женских монастырях постриги в великую схиму стали совершаться и в другие дни, вне какой-либо связи с Пасхой, однако детали, указывающие на существование этой связи в прошлом, сохранились.

В обсуждении, состоявшемся по окончании семинара, его участники затронули тему утраченной старой русской богослужебной традиции и возможности ее изучения и применения на практике в наши дни. Присутствовавшие поблагодарили иерея Михаила за лекции и выразили надежду на публикацию полного содержания этого курса в интернете, а также в виде печатного издания.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

 
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

Идет 5-я седмица Великого поста, в ней есть две особенные уставные службы, любимые и монашествующими, и мирянами

Прием паломников в монастыре «Всецарица» как форма миссионерской работы

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.