Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









В рамках Рождественских чтений прошла секция «Попечение Церкви о душевнобольных»

В рамках Рождественских чтений прошла секция «Попечение Церкви о душевнобольных»

Заседание секции XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященное теме «Попечение Церкви о душевнобольных», состоялось в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата 25 января 2020 года. Встреча была организована совместно ОВЦС и комиссией по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, в рамках которой действует рабочая группа по пастырскому попечению о душевнобольных.

Заседание возглавил председатель рабочей группы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Куратор секции — секретарь комиссии по церковному просвещению и диаконии, сотрудница ОВЦС М.Б. Нелюбова.

В работе секции приняли участие около 50 человек — священнослужители и миряне Русской Православной Церкви, ученые-психиатры, сотрудники Научного центра психического здоровья (НЦПЗ) Российской академии наук, Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, врачи, церковные социальные работники.

Заседание открылось выступлением митрополита Воронежского Сергия «Психиатрия и религия. Пути к диалогу», в котором архипастырь остановился на эволюции отношений между христианством и психиатрией на протяжении последних нескольких веков и отметил растущий уровень сотрудничества Церкви и медицины за последние десятилетия. Архипастырь подчеркнул значение работы секции «Духовность, религия и психиатрия» при Всемирной психиатрической ассоциации и указал на важную роль Научного центра психического здоровья РАН для развития диалога психиатрии и религии в России. Митрополит Сергий рассказал о международных конференциях, которые в 2018 и 2019 гг. прошли в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по инициативе комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия; встречи были посвящены вопросам пастырского попечения о душевнобольных людях. «Все выступавшие на этих форумах специалисты были единодушны в том, что здоровье и духовная жизнь — это две различные,  но не противоположенные друг другу реальности. Было бы ошибкой утверждать, что для духовной жизни всегда требуется хорошее душевное  здоровье. Болезнь может стать особым состоянием, позволяющим человеку приблизиться к Богу и почувствовать Его любовь… Неверно думать, что только с хорошим здоровьем можно делать достойные дела перед Богом. Болезни и страдания, всегда присутствующие в человеческой жизни, таинственным образом включены в план божественного спасения», — констатировал владыка.

Митрополит Сергий подчеркнул: «Недопустима упрощенная трактовка психических заболеваний как наказания от Бога: Господь не желает зла и болезней. С терпением и без претензий на немедленное понимание смысла душевной болезни нужно рассматривать ее как то, что встречается в нашей жизни по попустительству Божию». Всем, кто имеет дело с душевнобольными — врачам, семье, пастырям — необходимо помнить, что «душевнобольной имеет право не только считаться образом Бога, но и право на то, чтобы к нему относились как к таковому».

Клирик больничного храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» при НЦПЗ протоиерей Виктор Гусев выступил с докладом «Опыт окормления больных в условиях психиатрической клиники». Он отметил, что главная задача пастыря — «помочь человеку в состоянии болезни продолжить его сознательное возрастание к Богу». Научные исследования в НЦПЗ показали, что реализовать этот подход вполне возможно: «У православных больных сохраняется как состав, так и структура ценностно-смысловой сферы во время болезни, что не наблюдается у больных …неверующих». Священнослужитель помогает больному в осознании смысла случившейся с ним болезни; поддерживает его и «приводит» к благодатной помощи Божией: молитве, таинствам; побуждает собственную активность больного человека на этом этапе его спасения. «Окормление психически больных имеет выраженные особенности и предъявляет особые требования к священникам. Так, от священника требуется понимание реалий психопатологии, представление о способах и характере лечения и действия психотропных препаратов. Также требуется особое внимание и чуткость к больному, особая ответственность за свои слова и действия; и даже не только за свои слова, но за то, как их воспринимает больной в силу своей болезни и как он использует их».

Г.И. Копейко, заместитель директора НЦПЗ, представил доклад «Психотические состояния с бредовыми идеями религиозного содержания». Он отметил: «В жизни пациентов, страдающих психическими заболеваниями, религиозные убеждения и взгляды имеют большое значение и чаще играют положительную роль. В то время как патологическая псевдорелигиозность, формирующаяся на фоне течения психического заболевания, характеризуется разнообразными формами искажения традиционной религиозной веры». На ранних этапах заболевания это проявляется в сверхценных религиозных построениях, внешне сходных с утрированными проявлениями традиционной религиозности, но поведение больных приобретает характер грубых, патологических или нелепых поступков, которые отражают их псевдорелигиозные взгляды. Постепенно сверхценные идеи, носившие характер религиозного мировоззрения, трансформируются в религиозный бред, который не определяется складом личности и содержание которого находится в резком противоречии с объективно существующими в обществе религиозными традициями. Согласно исследованиям, проведенным в НЦПЗ, «у каждого десятого больного с бредом религиозного содержания было выявлено поведение, характеризующееся отчетливым асоциальным и/или антисоциальным характером».

Священнослужитель «должен обладать знаниями в области психиатрии чтобы уметь дифференцировать состояния патологической псевдорелигиозности от традиционной религиозной веры и уметь оказать адекватную пасторскую помощь и поддержку таким больным, наряду со специализированной медицинской помощью», — констатировал он. Выступавший привел критерии отличия традиционной религиозной веры от религиозного бреда. Критерии традиционной религиозной веры: «Верующие в значительной степени ориентируются на соборное и церковное мнение; в большинстве случаев, поддерживают тесный контакт с религиозной общиной и собственным духовником; имеют доверие к церковной иерархии; их религиозная вера отличается, с одной стороны, соблюдением канонов, а с другой, носит живой, динамический характер, способствующий адаптации личности к стрессовым ситуациям и к жизни; личность верующего человека характерологически не изменена, не имеет признаков дефекта, гармонична, целостна, соответствует социальной норме».

Критерии религиозного бреда: «Психическое расстройство имеет фабулу псевдорелигиозных концепций, которые, как правило, противоречат каноническим установкам и способствуют отчуждению как от людей, придерживающихся традиционных для данного общества ценностей, так и от собственной семьи; пациенты чаще всего не поддерживают контактов с религиозной общиной, и у них, как правило, отсутствует духовник; они нередко негативно настроены по отношению к традиционным религиозным институтам; религиозный бред обнаруживает высокую степень некритичности, ригидности и формирует специфическое бредовое поведение; у больных имеют место черты личностного дефекта».

В заключение своего доклада Г.И. Копейко отметил: «Возникает необходимость специальной психообразовательной работы среди священнослужителей, студентов учебных духовных заведений. Мы придерживаемся точки зрения о необходимости тесного сотрудничества врачей психиатров и священнослужителей, идя путем взаимпомощи, взаимоуважения и взаимообмена опытом в вопросах лечения душевнобольных».

В.Г. Каледа, д.м.н., заместитель директора НЦПЗ, руководитель отдела юношеской психиатрии выступил с докладом «Психические расстройства подростково-юношеского возраста — вопросы диагностики и оказания медико-социальной помощи». Он, в частности, отметил, что на фоне психологических особенностей юношеского возраста «обычные для подростков особенности могут приобретать характер симптомов психиатрического заболевания». В.Г. Каледа особо отметил, что, согласно данным научных исследований, около 25% всех юношей переживают в подростково-юношеский период тяжелую депрессию. Причем состояние депрессии может быть незаметно окружающим и даже близким молодого человека, и никто о его состоянии не догадывается, пока юноша вдруг неожиданно для всех не выпрыгивает из окна. К числу специфических возрастных синдромов относится и «синдром метафизической интоксикации», когда «религиозные воззрения приобретают сверхценный характер», что чревато суицидальными рисками.

Эти и иные особенности юношеского возраста необходимо учитывать пастырям при оказании духовной помощи подросткам: с ними нужно говорить очень осторожно и внимательно приглядываться к поведению молодого человека, его словам, рассуждениям о смысле жизни, обидах и помнить, что люди подростково-юношеского периода, с одной стороны, требуют большого внимания, а, с другой стороны, нуждаются в четких ориентирах в жизни.

Ведущий научный сотрудник отдела особых форм психической патологии НЦПЗ к.м.н. О.А. Борисова в докладе «Апокалиптическиe представления и религиозный бред конца света» отметила, что ожидание Второго пришествия Христа и конца света было присуще христианам с первых веков нашей эры. Причина особого отношения к этому событию связана, прежде всего, с чаянием Царства Небесного, поэтому желание достойно подготовиться к встрече является естественным для верующего человека.

Однако на протяжении веков понятие апокалипсиса стало принимать и другие значения, например, катастрофы вселенского масштаба, не имеющей религиозного смысла. О.А. Борисова представила пространный перечень различных предсказаний конца света, которые были сделаны разными людьми в разные исторические периоды. Не раз это приводило к тяжелым последствиям. О.А.Борисова перечислила случаи массовых самоубийств, причиной которых стало ожидание конца света. В России идея о наступлении царства антихриста  стала доминировать, начиная со второй половины XVII века, в среде старообрядцев. После церковной реформы Патриарха Никона некоторые из них были уверены, что переживают самый настоящий конец света, и единственным средством сохранить ризу крещения от осквернения считали мученическую смерть. Самосожжение трактовалось ими как второе крещение. Далее докладчица перечислила случаи массовых самоубийств, происходивших в преддверии ожидания конца света в ХХ столетии.

В конце ХХ века решение о присвоении физическим лицам идентификационного номера налогоплательщика Российской Федерации (ИНН) спровоцировало целый ряд происшествий, потребовавших изучения проблемы научным сообществом.

В качестве особенности, присущей больным, движимым идеями конца света, автор исследования отметила противоречие между их поведением и теми убеждениями, которые они имели. Следуя традиционным правилам церковной жизни (регулярно посещая церковь, участвуя в церковных таинствах, поддерживая отношения с прихожанами и иногда даже активно участвуя в жизни общины), они не сообщали на исповеди об имеющемся у них особом мнении относительно связи идентификационного номера с концом света. Эсхатологические состояния таких больных можно было расценивать как бредовые расстройства паранойяльного уровня.

Апокалиптический бред сопровождается выраженным чувством страха, ощущением надвигающейся опасности. Больные живут с ощущением, что мир рушится, иногда бывают агрессивны. Их неадекватное поведение в приступе может иметь непредсказуемые последствия. Выделив две категории бреда — «апокалиптический» и «эсхатологический», — О.А. Борисова разъяснила их различия, которые важно учитывать специалистам, чтобы прогнозировать социально-опасные последствия поведения больного.

Протоиерей Илия Одяков, клирик больничного храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» при НЦПЗ представил доклад на тему «Таинство Покаяния и депрессивный бред». Он отметил, что необходимо различать «подлинный плач о своих грехах с желанием исправиться» и тот «поток боли», который часто изливают у аналоя психически больные. Таких людей «категорически нельзя останавливать», считает отец Илия, но нужно понимать, что «бред греховности, самоуничижения и самобичевания» (в пределе «весь мир страдает от моего греха»), бред самооговора и жажды самонаказания (опасен аутоагрессией, суицидальными мыслями), ипохондрический бред (ожидание скорой смерти) — все это далеко от подлинного покаяния. Выступавший предложил ряд рекомендаций для священнослужителей, которые сталкиваются с подобными случаями: священник ни в коем случае не должен соглашаться с бредовыми идеями или поддерживать идеи самобичевания. При этом нельзя высказывать ужас и негодование по поводу услышанного. Категорически нельзя пытаться спорить, переубеждать, что-либо доказывать, задавать уточняющие вопросы. Необходимо проявить терпение, спокойно выслушать, вместе помолиться. Нужно постараться привлечь близких больного, объяснить им патологический характер его переживаний и убедить в необходимости лечения.

Заслуженный врач России, заведующий кафедрой психиатрии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, главный психиатр Министерства обороны Российской Федерации д.м.н. В.К. Шамрей рассказал о преподавании основ Православия студентам медицинских вузов и, шире, о формировании «духовной среды Академии», отметив, что основы этой среды закладывались еще в XIX веке. Рассказывая об истории Военно-медицинской академии, о храмах, которые находились на ее территории, В.К. Шамрей подчеркнул, что Академия была единственным военно-образовательным учреждением, где имелась кафедра богословия и где всегда сохранялись духовно-нравственные традиции. И такая ситуация сложилась во многом благодаря тому, что большинство сотрудников было либо из семей священнослужителей, либо имели духовное образование. Рассказывая о жизни вуза в наше время, профессор В.К. Шамрей, в частности, отметил, что курсантам Академии преподаются основы Православия, им рассказывают о воинских православных традициях. Кроме того, для учащихся Академии организованы курсы хорового пения, звонарского искусства, уроки чтения на церковнославянском языке, паломнические поездки для военнослужащих. В Академии им. С.М. Кирова есть должность помощника руководителя по работе с верующими военнослужащими. Контакты с Санкт-Петербургской духовной семинарией позволили военным медикам организовать то, что профессор называет «перекрестным обучением»: семинаристы приходят в Академию с лекциями о Православии, а психиатры рассказывают им об основах своей науки.

Профессор кафедры психиатрии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова к.м.н. Е.С. Курасов ознакомил участников встречи с современными подходами к терапии психических заболеваний. Он дал исторический экскурс, представив основные этапы развития психиатрии, подходы к лечению душевных болезней в прошлом и сегодня. Особое внимание докладчик уделил духовно-ориентированной психотерапии, которая, по его словам, находится «на стыке деятельности врача и духовника».

Доцент кафедры психиатрии Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко к.м.н. М.А. Пальчиков прочитал доклад на тему «Особенности взаимодействия врача-психиатра и священнослужителя при диагностике и терапии психических расстройств». По его словам, зачастую люди с психическими расстройствами не сразу идут к врачу, а сначала обращаются за помощью в церковь. Поскольку расстройства психики сопряжены с высоким риском суицида, одной из главных задач взаимодействия психиатра и священнослужителя является работа в области снижения суицидальных рисков. Сопоставляя депрессию как заболевание и уныние как греховное состояние, он отметил, что медицинские симптомы депрессии упоминаются святыми отцами при рассмотрении греха уныния. С помощью медикаментов нельзя избавиться от греха, но можно получить значительное улучшение состояния при депрессии. «Работая с мировоззрением пациента, мы снижаем риски рецидива после прекращения фармакотерапии… Одним из наиболее эффективных методов воздействия на данную сферу является христианское учение», — подчеркнул докладчик. По его словам, особо внимательного отношения к себе требуют пациенты, которые перенесли психотические состояния, включающие религиозные переживания: за идеями идеи греховности, избранности, сверхусердным выполнением церковных требований и т.д. могут скрываться проявления болезни. В таких случаях священнику следует проявить «психиатрическую настороженность», выяснить глубинные переживания и мотивы прихожанина и при необходимости отправить на консультацию к психиатру. Важно понимать, что наличие психического расстройства не является препятствием для ведения благочестивой духовной жизни.

Сотрудники ФГБУ НМИЦ ПН им. В.П. Сербского Минздрава России к.м.н. Н.В. Лазько  и к.м.н. О.А. Русаковская в докладе «Мир "особенных" людей (о проживающих в психоневрологических интернатах)» рассказали о результатах мониторинга психоневрологических интернатов ряда регионов России, проведенного в 2019 году и выявившего проблемы, которые могут быть во многом разрешены путем участия религиозных общин в жизни «особенных» людей. Особое значение имеет духовное окормление проживающих в ПНИ. «В настоящее время в ряде территорий… есть домовые храмы, часовни, доступно для ПНИ расположенные приходские храмы, где организована возможность для проживающих участвовать в богослужениях и прибегать к таинствам… Разработана программа духовно-просветительского образования для проживающих, в том числе организация крестных ходов из учреждения в близлежащие приходские храмы, рассказы на доступном уровне об истории храмов и пр.». Все это весьма благотворно влияет на состояние людей, «которые в основной массе не могут проживать самостоятельно и находятся долгие годы в общежительных условиях, дает им возможность, каждому на своем уровне осознания, ощутить полноту и ценность данной ему Господом жизни». Особое внимание докладчицы призвали обратить на кадровый вопрос — назначение священнослужителя, который бы на постоянной основе окормлял конкретный психоневрологический интернат, его насельников и сотрудников. «Ротация» таких священников нежелательна в силу особенностей восприятия насельников ПНИ, их «детской» привязанности к тем, кто принимает в них участие.

В заключение работы секции митрополит Воронежский и Лискинский Сергий отметил, что подобные встречи по вопросам попечения Церкви о душевнобольных людях, которые уже на протяжении нескольких лет проводятся на площадке Рождественских чтений, способствуют установлению взаимопонимания и сотрудничества между священнослужителями и врачами и показывают пример такого сотрудничества.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

 
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

Весна постная в монастыре «Всецарица»

Архиерейская Литургия престольного праздника в Благовещенском храме подворья

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.