Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества









Игумения Неонилла (Кузьмина) «К трехлетию освящения Кубанской Гефсимании на подворье женского монастыря «Всецарица» в Динском районе Краснодарского края»

В сентябре 2014 г. в православной жизни Кубанской митрополии произошло событие – митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор торжественно освятил нестандартную святыню: воссозданный монастырем «Всецарица» Гефсиманский сад на Кубани, подобный иерусалимскому. С тех пор прошло три года, и Кубанская Гефсимания успела стать намоленным местом. Расскажем об этом читателям.

Кажется, совсем недавно мы с сестрами впервые с радостью услышали от наших паломников слова: «здесь Кубанская Гефсимания!». Со времени освящения этого уникального места, подобного которому нет больше ни в одном монастыре, прошло почти три года. Постепенно мы привыкли молиться и трудиться в саду, читать Великим постом Неусыпаемую Псалтирь в пещере Апостолов, читать акафист Страстям Христовым у копии барельефа «Моление о Чаше», ходить по саду Крестным ходом в большие праздники с пением песни иеромонаха Романа «Иерусалим», а также проводить экскурсии для паломников.
Но Кубанская Гефсимания возникла не на пустом месте, ее создание имеет глубокие исторические предпосылки. И она является важной частью монастырского комплекса на подворье.
Интересное совпадение: в этом году исполняется 100 лет с тех пор, как произошла безбожная революция в России; и не иначе как по промыслу Божию на подворье нашего монастыря в Динском районе в этом же году освятили красивый храмовый комплекс, созданный в старинном стиле. И построено это все было менее чем за 10 лет. Такое обилие созданных на небольшой территории монастырского подворья святынь вовсе не случайно. Бог, Который поругаем не бывает (это откуда-то знают даже закоренелые атеисты!), через нас - матушку Неониллу и архитектора Ижикова - берет здесь реванш – исправляет историческую ошибку безбожников. Ведь без малого 100 лет назад совсем недалеко от этого места (в 10-15 км) были разграблены и полностью уничтожены большевиками два монастыря: Покровский женский и Казанский мужской, и их до сих пор никто не восстанавливает. Взамен создано подворье монастыря «Всецарица». Однако нами вовсе не ставилась цель построить здесь монастырь именно такой, каким был, например, Покровский вблизи станиц Динской и Пластуновской (о нем мы в 2016 г. опубликовали подробную статью-исследование в сайте «Монастырский Вестник»: http://monasterium.ru/monashestvo/2013-06-03-11-29-20/istoriya-pokrovskogo-monastyrya-chto-byl-bliz-stanits-dinskoy-i-plastunovskoy-kubanskoy-oblasti/ ).
В качестве несомненного исторического реванша Православия в этих местах нами был задуман и построен монастырь с собранием подобий известных мировых святынь. Образцами были взяты Гефсиманский сад в Иерусалиме, Софийский собор в Константинополе, часовня-колокольня Иван Великий в Московском Кремле, пещера преподобного Саввы Освященного в Палестине, Иверский источник Пресвятой Богородицы на Святой Афонской Горе и др. Все это создавалось для того, чтобы люди молились, спасались, не забывали евангельские события и историю Православия, и меньше страдали за грехи предков, накопившиеся в нескольких поколениях практически у каждого в роду (последнему очень поспособствовали богоборцы за многие десятилетия атеистического режима в стране).
Мы с сыном - ктитором монастыря, Заслуженым врачом России Юрием Дудиком - хорошо помним о том, как наши православные родственники в период коллективизации на Кубани в начале 30-х годов прошлого века жестоко пострадали от безбожных властей, причем это было совсем недалеко от нынешнего монастырского подворья - на хуторе Бойкопонура, который сейчас называется поселком Бойкопонура Калининского района. И, получив землю для создания подворья, мы совместно с заслуженным архитектором России Вячеславом Ижиковым, с помощью Божией, сделали все возможное для того, чтобы создать здесь православным людям все условия для благодатной молитвы.
Пример молитвы показал нам Сам Господь Иисус Христос, и произошло это в Гефсиманском саду на склоне Елеонской горы в Иерусалиме. Свою Гефсиманскую молитву к Богу Отцу Иисус закончил словами: «Но не как Я хочу, а как Ты». И нам всем свои молитвенные просьбы надо заканчивать этими словами. Бог не ошибётся – Он сделает все так, как нам полезно для нашего спасения.
Поэтому самая интересная из воссозданных святынь – это Кубанская Гефсимания – подражание древней мировой библейской святыне. Далеко не каждый может позволить себе поехать в Иерусалим, чтобы помолиться в том месте, где Господь Иисус Христос молился до кровавого пота перед взятием Его под стражу и вольными Крестными страданиями, перед тем, как Ему, безгрешному, осознанно принять Крестную смерть за грехи всего человечества.
Прошедшие три года показали, что далеко ехать и не обязательно. Если Христос в душе у человека, то человеку и здесь, в Кубанской Гефсимании, легко представить себя в древнем Гефсиманском саду, вспомнить Евангельские события, помолиться у камня Моления, над которым – точные копии иерусалимских барельефов «Моление о Чаше» и «Взятие Иисуса Христа под стражу»…
Когда к нам приезжают паломники, мы вместе с ними проходим по территории и посещаем святыни, которые есть на нашем подворье. Экскурсия, разработанная насельницей монастыря, построена в соответствии с историей христианства. Она может длиться час-полтора или больше – это зависит от того, какие вопросы задают паломники по ходу экскурсии. Если следовать истории развития Православного Христианства, то начинать экскурсию по святыням нужно не с храмовых сооружений, а именно с Кубанской Гефсимании. Ведь это подобие чрезвычайно древней мировой христианской святыни - Гефсиманского сада в Иерусалиме, который ежегодно посещают паломники со всего мира. В Гефсиманском саду Христос часто бывал со своими учениками-апостолами, они посещали этот густой уединенный оливковый сад для молитвы и духовных бесед. Последнее посещение ими Гефсиманского сада состоялось после Тайной Вечери, когда Иуда убежал, чтобы предать Христа, а Христос с апостолами пошел для молитвы в Гефсиманский сад, и по дороге они пели псалмы. У подножия Елеонской горы Христос оставил апостолов, кроме самых близких учеников - Петра, Иакова и Иоанна, которые пошли с ним дальше. В глубине сада Христос стал молиться Богу Отцу (знаменитое «Моление о Чаше» - чаше страданий) и просил их, чтобы они тоже молились, но они от усталости или от печали засыпали. Затем последовали драматические события той ночи – предательство Иуды, Христа схватили, связали и повели на неправедное судилище… Евангельские события в Гефсиманском саду описаны у всех четырех евангелистов. Посещающие Иерусалим паломники всегда стремятся обязательно побывать в Гефсиманском саду. У Бориса Пастернака есть известное стихотворение «Гефсиманский сад», в котором о саде сказано так: «…Седые серебристые маслины Пытались вдаль по воздуху шагнуть…» и в стихотворной форме описаны евангельские события, происшедшие в нем.
Несколько раз мы с насельницами созданного в г. Краснодаре монастыря совершали паломничество в Святую Землю, где посещали Гефсиманский сад, прикладывались к камню Моления о Чаше, молились там, фотографировали мировую святыню, и каждый раз уезжали оттуда с сожалением, что теперь не скоро доведется вновь посетить это благодатнейшее место, связанное с земной жизнью Спасителя.
Мысль о создании копии Гефсиманского сада пришла ко мне 5 лет назад. Ночью, во время келейной молитвы, мне вдруг вспомнился Гефсиманский сад в Иерусалиме и пришла мысль: «У нас на подворье много земли, там ведь можно сделать копию Гефсиманского сада!» Укрепившись в этом решении и посоветовавшись с сыном, я взяла благословение на начало благого дела у митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, правда, благословил он эту необычную задумку с удивлением и недоверием. Мы знаем, что в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой есть большой парк под названием «Гефсиманский сад», в котором растут березы и ели. Однако нами было задумано совсем другое, то, чего еще никто не сделал – сделать копию Гефсиманского сада.
Чтобы это место помогало людям живо представить евангельские события, происшедшие почти две тысячи лет назад в Иерусалиме, мы постарались максимально воссоздать в наших условиях мировую святыню, находящуюся на склоне Елеонской горы. И сейчас, по прошествии нескольких лет, стало видно, что поставленная цель достигнута.
Кубанская Гефсимания включает Гефсиманский сад на Кубани, пещеру Апостолов во дворике за каменной оградой, находящийся рядом с пещерой Камень Моления и над ним два барельефа – «Моление о Чаше» и «Взятие Иисуса Христа под стражу». Здесь, у сада, пещеры Апостолов и у барельефов мы вспоминаем события I века - земную жизнь Господа Иисуса Христа и его учеников-апостолов, молитву Его в Гефсиманском саду, предательство Иуды, взятие Христа под стражу, неправедный суд, распятие и Крестные страдания Господа, затем – гонения на апостолов (позднее все они были убиты, кроме апостола Иоанна Богослова) и вообще на христиан.
Устройство нашего Гефсиманского сада началось поздней осенью 2012 г. и продолжалось в течение полутора лет. Нам – игумении, ктитору, сестрам и трудникам обители помогали специалисты высокого уровня, благодетели нашего монастыря и некоторые паломники (в частности, группа из 40 паломников из г.Усть-Лабинска помогли на самом начальном этапе работ). В результате весной 2013 г. в саду уже была ажурная ограда (копия ограды с восточной стороны Гефсиманского сада в Иерусалиме), были дорожки и бордюры, росли деревья и цвели цветы. Планировка и размеры сада, всех его куртин и дорожек, колодца и скамеек, расположение и форма деревьев в точности повторяют Гефсиманский сад в Иерусалиме в том виде, как он выглядит сейчас. Чтобы все это повторить, я командировала в Иерусалим наших садовников-дизайнеров - Эльвиру Сергеевну и Олега Станиславовича Сторожик, которые в Гефсиманском саду все сфотографировали, измерили и изучили. В Гефсиманский сад посетителей не пускают, и Олег с Эльвирой вовсе не были уверены, что их пустят. За садом в Иерусалиме следят католические монахи. Однако один из них даже помогал держать сантиметровую ленту, когда узнал, что в далекой России хотят сделать копию этой мировой святыни. Конечно, молиться вместе с католиками мы не можем, а сотрудничать в работе можно, ведь благодаря католикам был огорожен и сохранен от застройки участок Гефсиманского сада, хотя на Елеонской горе сейчас очень много всего построено, а оливковых зарослей, что были в древности, почти не осталось. Олег и Эльвира изучили состав цветочно-декоративных растений Гефсиманского сада и повторили его у нас, причем семена очень многих растений привезли из Иерусалима (иссопа, лаванды и других). И эти растения не просто украшают сад и наполняют дивным ароматом. Они несут с собой ощущение святости земли, созданной для нас Богом, ощущение близости той Святой Земли, где жил и ходил Господь наш Иисус Христос - земли, так желанной для каждого православного человека.
Однако повторить абсолютно все до тонкостей в других почвенно-климатических условиях оказалось затруднительно. Поэтому оливковые деревья, неустойчивые к морозам, нам пришлось заменить очень похожими внешне на них деревьями лоха серебристого, которые привезли для нашей Кубанской Гефсимании с Таманского полуострова. Они выдерживают до 40 градусов мороза и ничем не болеют, это дерево – родственник облепихи, и плоды у него (они в 2 раза мельче оливок) съедобные, вкусные и лечебные (плоды и их отвар можно применять как тонизирующее, общеукрепляющее, снижающее температуру и воспаление средство, а также при колитах и поносах, как отхаркивающее и мочегонное).
Дорожки сада окаймлены известняком из Гуамского ущелья, этот камень похож на иерусалимский. Им облицован и устроенный в юго-западной части сада колодец. Он также является точной копией своего иерусалимского оригинала. В этом колодце у нас хранятся баллоны с Крещенской водой, а полив производится не из колодца, а по шлангам из скважины, которая несколько лет назад была пробурена за православной клиникой в 50 м от сада. У восточной ограды среди аккуратно подстриженного иссопа установлены четыре каменные белые скамейки, как в Гефсиманском саду в Иерусалиме. Иссоп приходится стричь несколько раз за сезон.
Следует отметить, что у всех растений здесь рост гораздо сильнее, чем в Иерусалиме, так как кубанские черноземные почвы не сравнить с довольно бедными иерусалимскими. Деревья в нашем саду за 3 года с момента их посадки выросли так, что стали смыкаться кронами, и в этом году ранней весной пришлось сделать сильную обрезку; и теперь опять стало больше похоже на Гефсиманский сад.
А теперь зайдем во дворик пещеры. У входа укреплены надписи на белой мраморной плите «Хортус Гефсемани» по-гречески и черная стрелочка «Энтри» (вход) – такие же, как у Гефсиманского сада в Иерусалиме, и фонарики подобраны такие же. А по-русски мы написали «Гефсиманский сад» потому, что к нам приезжают почти все русские.
Во дворике находится пещера, символизирующая место, где, по Евангелию, Господь Иисус Христос оставил апостолов Петра, Иакова и Иоанна и просил их молиться, а они от усталости или от печали засыпали, пока Он молился у камня. В Иерусалиме вход в пещеру построили католики, у входа сделаны белые колонны, четкого архитектурного стиля не прослеживается; поэтому повторять католическую архитектуру мы не стали, она более поздняя. Наша пещера сооружена в стиле раннехристианских каменных построек, на расстоянии «вержения камня» от сада, как написано в Евангелии («вержение камня» - это расстояние, где падает брошенный камень). В Иерусалиме пещера расположена дальше от сада, на территории монастыря Марии Магдалины, но мы последовали указанию Евангелия. Пещеру венчает каменный Крест, также раннехристианской формы, с прямой нижней перекладиной. Дворик пещеры выложен светлым камнем, украшен цветами, огорожен невысокой стеной из необработанных глыб известняка. Как и в Древнем Иерусалиме, здесь использованы только природные материалы (камень, дерево, цветы), поэтому и легко почувствовать дух Святой Земли. У входа в пещеру выбитая в камне надпись по-славянски и по-английски гласит: «Бдите и молитеся да не внидете в напасть» (Мк. гл. 14, ст. 38) – эти таблички такие же, как у пещеры Апостолов в Иерусалиме. Это слова Спасителя, обращенные к апостолам, но они относятся и ко всем нам, ищущим спасения. Они объясняют нам необходимость пробудиться от духовного сна и пребывать в бдении и молитве, особенно в наше время, когда ситуация во всем мире напряженная.
В ограде пещеры установлен камень Моления о Чаше, подобный иерусалимскому. В Евангелии сказано: «Он молился до кровавого пота», поэтому камень был привезен из Гуамского ущелья красноватый и розоватый. С этим камнем у нас связано чудесное событие: подобного камня мы долгое время не могли найти, и вот однажды я проснулась очень рано утром с уверенностью, что именно сегодня камень будет найден; срочно поехали в Гуамское ущелье и в конце концов нашли то, что надо, привезли и установили на место рядом с пещерой Апостолов, а на следующий день мне позвонили, что Гуамское ущелье становится заповедником, взято под контроль ЮНЕСКО, и больше никто ни одного камня не вывезет! Это было летом 2014 г. Разве это не чудо!?
Известным скульптором из Беларуси Эдуардом Астафьевым выполнены барельефы «Моление о Чаше» и «Взятие Иисуса Христа под стражу»; они являются точными копиями иерусалимских барельефов, выполненных итальянским скульптором Торетти. Пять икон, размещенных в нашей пещере, написаны иконописцем Валерием Поляковым; они также являются точными копиями икон в Гефсиманской пещере Апостолов. На сегодняшний день все эти Гефсиманские святыни имеют копии только у нас на Кубани.
30 сентября 2014 г. Кубанская Гефсимания была торжественно освящена митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором с сослужащими священниками и диаконами. Владыке сделали для молебна кропило из цветущего ароматного иссопа, и он кропил иссопом все, что освящал – сад, колодец, дворик, камень Моления, барельефы, пещеру (она была освящена по чину часовни) и иконы в ней, а также всех присутствующих (как в 50-м псалме царя Давида: «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся» - только в ветхозаветные времена освящение совершали не святой водой, а кровью жертвенных животных). В конце праздника, после молебна прошли по саду монашествующие (наши и приглашенные из других монастырей Кубани – Михайловой пустыни, Крестовой пустыни, Апшеронского, Кореновского), и наши певчие сестры пели песню иеромонаха Романа «Иерусалим, Иерусалим, город моего Христа». А многочисленные миряне тоже шли крестным ходом, но только вокруг сада за оградой. Мирских посетителей в сад мы не пускаем, так же, как это принято в Иерусалиме; ведь миряне, особенно туристы (а у нас еще и отдыхающие, которые едут мимо монастырского подворья по автотрассе М 4 «Дон» Москва–Сочи), часто бывают в неподобающей для святых мест одежде, бросают бумажки, любят рвать «на память» цветы и выкапывать растения для своей дачи.
К празднику освящения Кубанской Гефсимании насельницы монастыря оформили иллюстрированный буклет «Евангельские события в Гефсиманском саду. Гефсиманский сад на Кубани», в типографии тогда распечатали 300 экземпляров, и на празднике мы подарили эти буклетики присутствующим – митрополиту Исидору, священникам и монахам, благодетелям и гостям праздника, чтобы событие осталось у людей в памяти. В конце этого буклета перечислены все люди, участвовавшие в создании Кубанской Гефсимании. На примере этого обширного списка видно, что если задумано дело богоугодное, то Господь посылает благодетелей, которые с радостью помогают, и все быстро получается. Никаких денег для устройства Кубанской Гефсимании нам никто не давал, но по промыслу Божию православные люди пожертвовали все, что было необходимо: кованую ограду, камни, растения (деревья, кустарники и цветы), а также свой труд во славу Божию.
Кубанская Гефсимания уже успела стать намоленным местом. В пещере в Великий пост уже три года монашествующие читают Неусыпаемую Псалтирь и синодики о здравии и об упокоении, а у барельефов в прошлые годы после Великого поста до поздней осени 3 раза в неделю читали акафист Страстям Христовым священник и сестры, к которым часто присоединялись паломники. Чтение этого акафиста скоро начнем и в этом году. Крестный ход по Гефсиманскому саду и молитвы у барельефа «Моление о Чаше» мы совершали также в Страстную Пятницу и в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, и это уже стало традицией нашего монастыря.
Итак, в Кубанской Гефсимании мы можем помолиться, приложиться к Камню Моления и представить себя в I веке в Иерусалиме. Ведь Спаситель молился и за нас тоже, чтобы мы могли спастись в вечности.
Самое главное именно то, что мы не просто любуемся Кубанской Гефсиманией и не просто трудимся там, но молимся. В этом месте легко дышится и легко молиться, и легко представить себя в Иерусалиме у Гефсиманского сада, где произошли важнейшие евангельские события. Паломники говорят, что в этом месте особенно чувствуются намоленность и благодать, почти как в храме. В журнале «Монастырский Вестник» № 1 за 2015 г. была опубликована наша статья «Кубанская Гефсимания: создание, освящение, монашеские молитвы». В том же году ярославскими кинорежиссерами Артуром Лобачевым и Еленой Лобачевой-Дворецкой снят фильм «Не как Я хочу, а как Ты».
Гефсиманский сад на Кубани украсил пейзаж Динского района и уже стал достопримечательностью земли Кубанской, но главное – по промыслу Божию возобновились монашеские молитвы в этом месте. Значит, такова была воля Божия.
Закончить статью мне хочется последней строфой стихотворения Бориса Пастернака «Гефсиманский сад»:
«Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты".

Да, в конце концов люди всех столетий придут на Суд Божий и дадут ответ за свою жизнь. Поэтому давайте больше и усерднее молиться. В Кубанской Гефсимании мы всегда бываем рады гостям, особенно монашествующим.

В паломничестве в Иерусалиме
В паломничестве в Иерусалиме
Так начинался Гефсиманский сад на Кубани
Весенние работы в Кубанском Гефсиманском саду
Таблички у входа в наш сад
Колодец
Пещера Апостолов
Иконы в пещере
Камень моления и барельефы
Вид сверху на Кубанскую Гефсиманию
Весной
Летом
Освящение Кубанской Гефсимании 30 сентября 2014 г.
,,Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся,,.
В день освящения Кубанской Гефсимании
Эту святыню полюбили паломники
Молебен
Крестный ход в Великую Пятницу
В пещере Апостолов читается Неусыпаемая Псалтирь
Экскурсия для паломников
Любимое место молитвы

 
Март 2024
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

В конце первой седмицы Великого поста есть два уставных праздника

В субботу первой седмицы Великого поста на подворье

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2023.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.