Игумения Неонилла (Кузьмина) «К трехлетию освящения Кубанской Гефсимании на подворье женского монастыря «Всецарица» в Динском районе Краснодарского края»
В сентябре 2014 г. в православной жизни Кубанской митрополии произошло событие – митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор торжественно освятил нестандартную святыню: воссозданный монастырем «Всецарица» Гефсиманский сад на Кубани, подобный иерусалимскому. С тех пор прошло три года, и Кубанская Гефсимания успела стать намоленным местом. Расскажем об этом читателям.
Кажется, совсем недавно мы с сестрами впервые с радостью услышали от наших паломников слова: «здесь Кубанская Гефсимания!». Со времени освящения этого уникального места, подобного которому нет больше ни в одном монастыре, прошло почти три года. Постепенно мы привыкли молиться и трудиться в саду, читать Великим постом Неусыпаемую Псалтирь в пещере Апостолов, читать акафист Страстям Христовым у копии барельефа «Моление о Чаше», ходить по саду Крестным ходом в большие праздники с пением песни иеромонаха Романа «Иерусалим», а также проводить экскурсии для паломников. Но Кубанская Гефсимания возникла не на пустом месте, ее создание имеет глубокие исторические предпосылки. И она является важной частью монастырского комплекса на подворье. Интересное совпадение: в этом году исполняется 100 лет с тех пор, как произошла безбожная революция в России; и не иначе как по промыслу Божию на подворье нашего монастыря в Динском районе в этом же году освятили красивый храмовый комплекс, созданный в старинном стиле. И построено это все было менее чем за 10 лет. Такое обилие созданных на небольшой территории монастырского подворья святынь вовсе не случайно. Бог, Который поругаем не бывает (это откуда-то знают даже закоренелые атеисты!), через нас - матушку Неониллу и архитектора Ижикова - берет здесь реванш – исправляет историческую ошибку безбожников. Ведь без малого 100 лет назад совсем недалеко от этого места (в 10-15 км) были разграблены и полностью уничтожены большевиками два монастыря: Покровский женский и Казанский мужской, и их до сих пор никто не восстанавливает. Взамен создано подворье монастыря «Всецарица». Однако нами вовсе не ставилась цель построить здесь монастырь именно такой, каким был, например, Покровский вблизи станиц Динской и Пластуновской (о нем мы в 2016 г. опубликовали подробную статью-исследование в сайте «Монастырский Вестник»: http://monasterium.ru/monashestvo/2013-06-03-11-29-20/istoriya-pokrovskogo-monastyrya-chto-byl-bliz-stanits-dinskoy-i-plastunovskoy-kubanskoy-oblasti/ ). В качестве несомненного исторического реванша Православия в этих местах нами был задуман и построен монастырь с собранием подобий известных мировых святынь. Образцами были взяты Гефсиманский сад в Иерусалиме, Софийский собор в Константинополе, часовня-колокольня Иван Великий в Московском Кремле, пещера преподобного Саввы Освященного в Палестине, Иверский источник Пресвятой Богородицы на Святой Афонской Горе и др. Все это создавалось для того, чтобы люди молились, спасались, не забывали евангельские события и историю Православия, и меньше страдали за грехи предков, накопившиеся в нескольких поколениях практически у каждого в роду (последнему очень поспособствовали богоборцы за многие десятилетия атеистического режима в стране). Мы с сыном - ктитором монастыря, Заслуженым врачом России Юрием Дудиком - хорошо помним о том, как наши православные родственники в период коллективизации на Кубани в начале 30-х годов прошлого века жестоко пострадали от безбожных властей, причем это было совсем недалеко от нынешнего монастырского подворья - на хуторе Бойкопонура, который сейчас называется поселком Бойкопонура Калининского района. И, получив землю для создания подворья, мы совместно с заслуженным архитектором России Вячеславом Ижиковым, с помощью Божией, сделали все возможное для того, чтобы создать здесь православным людям все условия для благодатной молитвы. Пример молитвы показал нам Сам Господь Иисус Христос, и произошло это в Гефсиманском саду на склоне Елеонской горы в Иерусалиме. Свою Гефсиманскую молитву к Богу Отцу Иисус закончил словами: «Но не как Я хочу, а как Ты». И нам всем свои молитвенные просьбы надо заканчивать этими словами. Бог не ошибётся – Он сделает все так, как нам полезно для нашего спасения. Поэтому самая интересная из воссозданных святынь – это Кубанская Гефсимания – подражание древней мировой библейской святыне. Далеко не каждый может позволить себе поехать в Иерусалим, чтобы помолиться в том месте, где Господь Иисус Христос молился до кровавого пота перед взятием Его под стражу и вольными Крестными страданиями, перед тем, как Ему, безгрешному, осознанно принять Крестную смерть за грехи всего человечества. Прошедшие три года показали, что далеко ехать и не обязательно. Если Христос в душе у человека, то человеку и здесь, в Кубанской Гефсимании, легко представить себя в древнем Гефсиманском саду, вспомнить Евангельские события, помолиться у камня Моления, над которым – точные копии иерусалимских барельефов «Моление о Чаше» и «Взятие Иисуса Христа под стражу»… Когда к нам приезжают паломники, мы вместе с ними проходим по территории и посещаем святыни, которые есть на нашем подворье. Экскурсия, разработанная насельницей монастыря, построена в соответствии с историей христианства. Она может длиться час-полтора или больше – это зависит от того, какие вопросы задают паломники по ходу экскурсии. Если следовать истории развития Православного Христианства, то начинать экскурсию по святыням нужно не с храмовых сооружений, а именно с Кубанской Гефсимании. Ведь это подобие чрезвычайно древней мировой христианской святыни - Гефсиманского сада в Иерусалиме, который ежегодно посещают паломники со всего мира. В Гефсиманском саду Христос часто бывал со своими учениками-апостолами, они посещали этот густой уединенный оливковый сад для молитвы и духовных бесед. Последнее посещение ими Гефсиманского сада состоялось после Тайной Вечери, когда Иуда убежал, чтобы предать Христа, а Христос с апостолами пошел для молитвы в Гефсиманский сад, и по дороге они пели псалмы. У подножия Елеонской горы Христос оставил апостолов, кроме самых близких учеников - Петра, Иакова и Иоанна, которые пошли с ним дальше. В глубине сада Христос стал молиться Богу Отцу (знаменитое «Моление о Чаше» - чаше страданий) и просил их, чтобы они тоже молились, но они от усталости или от печали засыпали. Затем последовали драматические события той ночи – предательство Иуды, Христа схватили, связали и повели на неправедное судилище… Евангельские события в Гефсиманском саду описаны у всех четырех евангелистов. Посещающие Иерусалим паломники всегда стремятся обязательно побывать в Гефсиманском саду. У Бориса Пастернака есть известное стихотворение «Гефсиманский сад», в котором о саде сказано так: «…Седые серебристые маслины Пытались вдаль по воздуху шагнуть…» и в стихотворной форме описаны евангельские события, происшедшие в нем. Несколько раз мы с насельницами созданного в г. Краснодаре монастыря совершали паломничество в Святую Землю, где посещали Гефсиманский сад, прикладывались к камню Моления о Чаше, молились там, фотографировали мировую святыню, и каждый раз уезжали оттуда с сожалением, что теперь не скоро доведется вновь посетить это благодатнейшее место, связанное с земной жизнью Спасителя. Мысль о создании копии Гефсиманского сада пришла ко мне 5 лет назад. Ночью, во время келейной молитвы, мне вдруг вспомнился Гефсиманский сад в Иерусалиме и пришла мысль: «У нас на подворье много земли, там ведь можно сделать копию Гефсиманского сада!» Укрепившись в этом решении и посоветовавшись с сыном, я взяла благословение на начало благого дела у митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, правда, благословил он эту необычную задумку с удивлением и недоверием. Мы знаем, что в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой есть большой парк под названием «Гефсиманский сад», в котором растут березы и ели. Однако нами было задумано совсем другое, то, чего еще никто не сделал – сделать копию Гефсиманского сада. Чтобы это место помогало людям живо представить евангельские события, происшедшие почти две тысячи лет назад в Иерусалиме, мы постарались максимально воссоздать в наших условиях мировую святыню, находящуюся на склоне Елеонской горы. И сейчас, по прошествии нескольких лет, стало видно, что поставленная цель достигнута. Кубанская Гефсимания включает Гефсиманский сад на Кубани, пещеру Апостолов во дворике за каменной оградой, находящийся рядом с пещерой Камень Моления и над ним два барельефа – «Моление о Чаше» и «Взятие Иисуса Христа под стражу». Здесь, у сада, пещеры Апостолов и у барельефов мы вспоминаем события I века - земную жизнь Господа Иисуса Христа и его учеников-апостолов, молитву Его в Гефсиманском саду, предательство Иуды, взятие Христа под стражу, неправедный суд, распятие и Крестные страдания Господа, затем – гонения на апостолов (позднее все они были убиты, кроме апостола Иоанна Богослова) и вообще на христиан. Устройство нашего Гефсиманского сада началось поздней осенью 2012 г. и продолжалось в течение полутора лет. Нам – игумении, ктитору, сестрам и трудникам обители помогали специалисты высокого уровня, благодетели нашего монастыря и некоторые паломники (в частности, группа из 40 паломников из г.Усть-Лабинска помогли на самом начальном этапе работ). В результате весной 2013 г. в саду уже была ажурная ограда (копия ограды с восточной стороны Гефсиманского сада в Иерусалиме), были дорожки и бордюры, росли деревья и цвели цветы. Планировка и размеры сада, всех его куртин и дорожек, колодца и скамеек, расположение и форма деревьев в точности повторяют Гефсиманский сад в Иерусалиме в том виде, как он выглядит сейчас. Чтобы все это повторить, я командировала в Иерусалим наших садовников-дизайнеров - Эльвиру Сергеевну и Олега Станиславовича Сторожик, которые в Гефсиманском саду все сфотографировали, измерили и изучили. В Гефсиманский сад посетителей не пускают, и Олег с Эльвирой вовсе не были уверены, что их пустят. За садом в Иерусалиме следят католические монахи. Однако один из них даже помогал держать сантиметровую ленту, когда узнал, что в далекой России хотят сделать копию этой мировой святыни. Конечно, молиться вместе с католиками мы не можем, а сотрудничать в работе можно, ведь благодаря католикам был огорожен и сохранен от застройки участок Гефсиманского сада, хотя на Елеонской горе сейчас очень много всего построено, а оливковых зарослей, что были в древности, почти не осталось. Олег и Эльвира изучили состав цветочно-декоративных растений Гефсиманского сада и повторили его у нас, причем семена очень многих растений привезли из Иерусалима (иссопа, лаванды и других). И эти растения не просто украшают сад и наполняют дивным ароматом. Они несут с собой ощущение святости земли, созданной для нас Богом, ощущение близости той Святой Земли, где жил и ходил Господь наш Иисус Христос - земли, так желанной для каждого православного человека. Однако повторить абсолютно все до тонкостей в других почвенно-климатических условиях оказалось затруднительно. Поэтому оливковые деревья, неустойчивые к морозам, нам пришлось заменить очень похожими внешне на них деревьями лоха серебристого, которые привезли для нашей Кубанской Гефсимании с Таманского полуострова. Они выдерживают до 40 градусов мороза и ничем не болеют, это дерево – родственник облепихи, и плоды у него (они в 2 раза мельче оливок) съедобные, вкусные и лечебные (плоды и их отвар можно применять как тонизирующее, общеукрепляющее, снижающее температуру и воспаление средство, а также при колитах и поносах, как отхаркивающее и мочегонное). Дорожки сада окаймлены известняком из Гуамского ущелья, этот камень похож на иерусалимский. Им облицован и устроенный в юго-западной части сада колодец. Он также является точной копией своего иерусалимского оригинала. В этом колодце у нас хранятся баллоны с Крещенской водой, а полив производится не из колодца, а по шлангам из скважины, которая несколько лет назад была пробурена за православной клиникой в 50 м от сада. У восточной ограды среди аккуратно подстриженного иссопа установлены четыре каменные белые скамейки, как в Гефсиманском саду в Иерусалиме. Иссоп приходится стричь несколько раз за сезон. Следует отметить, что у всех растений здесь рост гораздо сильнее, чем в Иерусалиме, так как кубанские черноземные почвы не сравнить с довольно бедными иерусалимскими. Деревья в нашем саду за 3 года с момента их посадки выросли так, что стали смыкаться кронами, и в этом году ранней весной пришлось сделать сильную обрезку; и теперь опять стало больше похоже на Гефсиманский сад. А теперь зайдем во дворик пещеры. У входа укреплены надписи на белой мраморной плите «Хортус Гефсемани» по-гречески и черная стрелочка «Энтри» (вход) – такие же, как у Гефсиманского сада в Иерусалиме, и фонарики подобраны такие же. А по-русски мы написали «Гефсиманский сад» потому, что к нам приезжают почти все русские. Во дворике находится пещера, символизирующая место, где, по Евангелию, Господь Иисус Христос оставил апостолов Петра, Иакова и Иоанна и просил их молиться, а они от усталости или от печали засыпали, пока Он молился у камня. В Иерусалиме вход в пещеру построили католики, у входа сделаны белые колонны, четкого архитектурного стиля не прослеживается; поэтому повторять католическую архитектуру мы не стали, она более поздняя. Наша пещера сооружена в стиле раннехристианских каменных построек, на расстоянии «вержения камня» от сада, как написано в Евангелии («вержение камня» - это расстояние, где падает брошенный камень). В Иерусалиме пещера расположена дальше от сада, на территории монастыря Марии Магдалины, но мы последовали указанию Евангелия. Пещеру венчает каменный Крест, также раннехристианской формы, с прямой нижней перекладиной. Дворик пещеры выложен светлым камнем, украшен цветами, огорожен невысокой стеной из необработанных глыб известняка. Как и в Древнем Иерусалиме, здесь использованы только природные материалы (камень, дерево, цветы), поэтому и легко почувствовать дух Святой Земли. У входа в пещеру выбитая в камне надпись по-славянски и по-английски гласит: «Бдите и молитеся да не внидете в напасть» (Мк. гл. 14, ст. 38) – эти таблички такие же, как у пещеры Апостолов в Иерусалиме. Это слова Спасителя, обращенные к апостолам, но они относятся и ко всем нам, ищущим спасения. Они объясняют нам необходимость пробудиться от духовного сна и пребывать в бдении и молитве, особенно в наше время, когда ситуация во всем мире напряженная. В ограде пещеры установлен камень Моления о Чаше, подобный иерусалимскому. В Евангелии сказано: «Он молился до кровавого пота», поэтому камень был привезен из Гуамского ущелья красноватый и розоватый. С этим камнем у нас связано чудесное событие: подобного камня мы долгое время не могли найти, и вот однажды я проснулась очень рано утром с уверенностью, что именно сегодня камень будет найден; срочно поехали в Гуамское ущелье и в конце концов нашли то, что надо, привезли и установили на место рядом с пещерой Апостолов, а на следующий день мне позвонили, что Гуамское ущелье становится заповедником, взято под контроль ЮНЕСКО, и больше никто ни одного камня не вывезет! Это было летом 2014 г. Разве это не чудо!? Известным скульптором из Беларуси Эдуардом Астафьевым выполнены барельефы «Моление о Чаше» и «Взятие Иисуса Христа под стражу»; они являются точными копиями иерусалимских барельефов, выполненных итальянским скульптором Торетти. Пять икон, размещенных в нашей пещере, написаны иконописцем Валерием Поляковым; они также являются точными копиями икон в Гефсиманской пещере Апостолов. На сегодняшний день все эти Гефсиманские святыни имеют копии только у нас на Кубани. 30 сентября 2014 г. Кубанская Гефсимания была торжественно освящена митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором с сослужащими священниками и диаконами. Владыке сделали для молебна кропило из цветущего ароматного иссопа, и он кропил иссопом все, что освящал – сад, колодец, дворик, камень Моления, барельефы, пещеру (она была освящена по чину часовни) и иконы в ней, а также всех присутствующих (как в 50-м псалме царя Давида: «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся» - только в ветхозаветные времена освящение совершали не святой водой, а кровью жертвенных животных). В конце праздника, после молебна прошли по саду монашествующие (наши и приглашенные из других монастырей Кубани – Михайловой пустыни, Крестовой пустыни, Апшеронского, Кореновского), и наши певчие сестры пели песню иеромонаха Романа «Иерусалим, Иерусалим, город моего Христа». А многочисленные миряне тоже шли крестным ходом, но только вокруг сада за оградой. Мирских посетителей в сад мы не пускаем, так же, как это принято в Иерусалиме; ведь миряне, особенно туристы (а у нас еще и отдыхающие, которые едут мимо монастырского подворья по автотрассе М 4 «Дон» Москва–Сочи), часто бывают в неподобающей для святых мест одежде, бросают бумажки, любят рвать «на память» цветы и выкапывать растения для своей дачи. К празднику освящения Кубанской Гефсимании насельницы монастыря оформили иллюстрированный буклет «Евангельские события в Гефсиманском саду. Гефсиманский сад на Кубани», в типографии тогда распечатали 300 экземпляров, и на празднике мы подарили эти буклетики присутствующим – митрополиту Исидору, священникам и монахам, благодетелям и гостям праздника, чтобы событие осталось у людей в памяти. В конце этого буклета перечислены все люди, участвовавшие в создании Кубанской Гефсимании. На примере этого обширного списка видно, что если задумано дело богоугодное, то Господь посылает благодетелей, которые с радостью помогают, и все быстро получается. Никаких денег для устройства Кубанской Гефсимании нам никто не давал, но по промыслу Божию православные люди пожертвовали все, что было необходимо: кованую ограду, камни, растения (деревья, кустарники и цветы), а также свой труд во славу Божию. Кубанская Гефсимания уже успела стать намоленным местом. В пещере в Великий пост уже три года монашествующие читают Неусыпаемую Псалтирь и синодики о здравии и об упокоении, а у барельефов в прошлые годы после Великого поста до поздней осени 3 раза в неделю читали акафист Страстям Христовым священник и сестры, к которым часто присоединялись паломники. Чтение этого акафиста скоро начнем и в этом году. Крестный ход по Гефсиманскому саду и молитвы у барельефа «Моление о Чаше» мы совершали также в Страстную Пятницу и в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, и это уже стало традицией нашего монастыря. Итак, в Кубанской Гефсимании мы можем помолиться, приложиться к Камню Моления и представить себя в I веке в Иерусалиме. Ведь Спаситель молился и за нас тоже, чтобы мы могли спастись в вечности. Самое главное именно то, что мы не просто любуемся Кубанской Гефсиманией и не просто трудимся там, но молимся. В этом месте легко дышится и легко молиться, и легко представить себя в Иерусалиме у Гефсиманского сада, где произошли важнейшие евангельские события. Паломники говорят, что в этом месте особенно чувствуются намоленность и благодать, почти как в храме. В журнале «Монастырский Вестник» № 1 за 2015 г. была опубликована наша статья «Кубанская Гефсимания: создание, освящение, монашеские молитвы». В том же году ярославскими кинорежиссерами Артуром Лобачевым и Еленой Лобачевой-Дворецкой снят фильм «Не как Я хочу, а как Ты». Гефсиманский сад на Кубани украсил пейзаж Динского района и уже стал достопримечательностью земли Кубанской, но главное – по промыслу Божию возобновились монашеские молитвы в этом месте. Значит, такова была воля Божия. Закончить статью мне хочется последней строфой стихотворения Бориса Пастернака «Гефсиманский сад»: «Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты". Да, в конце концов люди всех столетий придут на Суд Божий и дадут ответ за свою жизнь. Поэтому давайте больше и усерднее молиться. В Кубанской Гефсимании мы всегда бываем рады гостям, особенно монашествующим.
В паломничестве в Иерусалиме | |
|
В паломничестве в Иерусалиме | |
|
Так начинался Гефсиманский сад на Кубани | |
|
Весенние работы в Кубанском Гефсиманском саду | |
|
Таблички у входа в наш сад | |
|
Колодец | |
|
Пещера Апостолов | |
|
Иконы в пещере | |
|
Камень моления и барельефы | |
|
Вид сверху на Кубанскую Гефсиманию | |
|
Весной | |
|
Летом | |
|
Освящение Кубанской Гефсимании 30 сентября 2014 г. | |
|
,,Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся,,. | |
|
В день освящения Кубанской Гефсимании | |
|
Эту святыню полюбили паломники | |
|
Молебен | |
|
Крестный ход в Великую Пятницу | |
|
В пещере Апостолов читается Неусыпаемая Псалтирь | |
|
Экскурсия для паломников | |
|
Любимое место молитвы | |
|
|