Доклад игумении Афанасии (Силкиной), настоятельницы женского монастыря Рождества Богородицы (Ростов Великий) на Региональном этапе XXIII Международных Рождественских образовательных чтений, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» (Донской ставропигиальный мужской монастырь. 1 декабря 2014 года)
30 января 2018 года на Московском подворье Валаамского ставропигиального мужского монастыря прошло собеседование одиннадцати братий Валаамской обители с архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом, наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству. Насельников представлял Игумен Спасо-Преображенской Валаамской обители епископ Троицкий Панкратий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых
Этот вопрос, обращенный как к себе лично, так и к другим монашествующим, прозвучал из уст схиархимандрита Дамаскина (Гаваласа), настоятеля мужского монастыря в честь пророка Илии на греческом острове Фира (Санторини), который принимал участие в работе конференции «Древние монашеские традиции и современность». Форум проходил в рамках XX Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии «Утраты и приобретения: взгляд в будущее» (региональный этап ХХVI Международных Рождественских образовательных чтений в Москве «Нравственные ценности и будущее человечества» 24–26 января 2018 года).
...Если в обители братия будет в поиске духовного совершенства, многие правила будут сами собой разумеющимися и, более того, каждый будет по совету духовного отца сам добавлять себе правила для утверждения на пути спасения. Если же мы научимся молиться, Дух Божий просветит нас, мир низойдет на нас, и мы найдем правильный выход из всех затруднений.
Доклад епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина на круглом столе «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях» (Санкт-Петербург, 8–9 августа 2017 г.).
Приводим вашему вниманию часть лекции, прочитанной в Саратовской Духовной семинарии в 2003 году тогда еще кандидатом педагогических наук протоиереем Евгением Шестуном. Через год после этого по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия отец Евгений принял монашеский постриг с именем Георгий.
Монашество в Православной Церкви всегда занимало особое место, поскольку развитие монашества это, прежде всего развитие самой Церкви, ее духовный путь. О монашестве мы говорим как о христианском образе жизни, который ставит на первый план всецелое посвящение Богу, и совершенное исполнение Его Божественной воли и заповедей. Зачем люди уходят в монастырь? Возможно ли истинное монашество в наше время? Каковы цели и задачи современных монастырей?
Доклад настоятельницы Успенского Дуниловского монастыря игумении Ольги (Соколовой) на монашеском съезде Ивановской митрополии в рамках регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917–2017: уроки столетия для Ивановской земли».
О том, почему монашество – это опасное поле битвы, куда не всем следует ходить; как относиться к тем, кто монастырь покинул; об актуальных и наболевших проблемах современного монашества и многом другом мы говорим с руководителем информационно-издательского отдела Саратовской епархии, настоятелем Петропавловского храма Саратова игуменом Нектарием (Морозовым).
Дорогие владыки, отцы, матушки игумении, братья и сестры! Я хотел бы еще раз всех вас сердечно приветствовать и выразить глубокое удовлетворение в связи с тем, что наши монашеские съезды, скромно именуемые собраниями, становятся важной частью церковной жизни.
Оставление иноком монашества – одно из самых тяжелых испытаний, с которым приходится сталкиваться братству монастыря, прихожанам обители и, конечно, самим решившимся на такой поступок нашим братьям или сестрам.
Важно понять, каковы коренные, духовные причины попрания монашеских обетов и что необходимо сделать каждому – братии, игумену, священноначалию, – чтобы, по возможности, предотвращать подобное.
Несомненно, судить наших несчастных братьев и сестер, принявших ужасающее решение отвергнуть великие монашеские обеты, данные Самому Богу, не может никто, кроме Господа Иисуса Христа. Но это совсем не означает, что сам подобный поступок мы не можем назвать своими именами: духовная деградация, расцерковление, предательство.
Доклад на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 22–23 января 2015 года).
Сегодня мы вместе с вами вспомним 28-й стих 118-го псалма: Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих.
Это особая тема в духовной жизни. Во внутреннем состоянии человека не могут не происходить изменения, и иногда случается и то, о чем говорит Пророк: Воздрема душа моя от уныния. Сегодня мы поговорим о том, что нам делать и как себя вести во время этих изменений.
Святоотеческое предание Церкви оставило нам богатый опыт монашеской жизни. В монастыре присутствуют и Бог, и человек. И хотя монастырь находится в конкретном времени и конкретном пространстве и принадлежит реальности этого века, но вопреки этой принадлежности к теперешнему, и время, и пространство в монастыре, благодаря монаху-подвижнику, освящаются его устремленностью к вечному, постоянной направленностью к грядущему Царству.
Ваши Преосвященства, всечестные отцы, преподобные монахини, уважаемые дамы и господа, братья и сестры!
Когда меня пригласили на этот симпозиум и дали тему для выступления, я задумался, есть ли различие между богослужебной жизнью в мужском и женском монастыре, и понял, что особого различия нет. И монахи, и монахини дают обеты пред Господом, обещают быть верными Господу. Приблизительно двадцать пять лет по благодати Божией я живу в монастыре и двадцать лет находился во главе мужского общежительного монастыря.
В конце нашего собрания я должен, насколько это возможно, в самых кратких чертах изложить заключительные размышления по теме этого симпозиума. Разумеется, прежде всего, следует благодарить Единого в Троице Бога, Который Своей благодатью собрал нас всех с разных сторон мира в эту святую Жичскую обитель, которая отмечает свое восьмисотлетие. Я уверен, что выражу чувства и переживания всех здесь присутствующих, если скажу, что у нас благодатью Духа Святого был действительно очень полезный духовный и научный симпозиум.
Церковь Христова, с первых своих дней утверждавшаяся на учении апостола Павла: Несть иудей, ни эллин, несть раб, ни свободь, несть мужеский пол, ни женский, вси бо вы едино есте о Христе Иисусе (Гал. 3, 28), не лишила женщин возможности всецело, душой и телом, посвятить себя Христу и Его Церкви. Таким образом, с апостольских времен у нас существует чин посвященных Богу женщин, а именно вдов, дев и диаконисс, которые в церковной общине первых времен исполняли некоторые служения и обладали определенными дарами.
Высокопреосвященные святые архиереи, митрополиты, дорогие досточтимые отцы, святые игумении, дорогие братья и сестры!
Не будет лишним еще раз поблагодарить архиепископа Жичского, я бы сказал, нашего святогорского архиерея, а также матушку Елену с сестринством за то вдохновение, с которым они взялись за тяжелый труд по организации этого симпозиума. Это действительно подвиг, как вы все видите, и он заслуживает справедливой похвалы и воздаяния от Бога.