Анна Титова «Глас хлада тонка»
1-2 августа 2017 г. в недавно освященном храме Благовещения Пресвятой Богородицы на монастырском подворье впервые побывала редактор епархиальной газеты «Православный Голос Кубани» Анна Титова. Она поделилась своими впечатлениями. 9 июля этого года, в день освящения подворья краснодарского женского монастыря «Всецарица» – ровно через 10 лет после того, как чудным образом забил здесь святой источник между двумя прудами, – забилось сердце подворья. Был освящен храм Благовещения Пресвятой Богородицы. И с этого дня начались ежедневные богослужения в храме. Святость места, влекущая сюда чистыми струями источника Тихвинской иконы Божией Матери, засияла новым светом. Озарилась Живым присутствием Всецарицы. Недалеко от подворья до революции были две обители. С одной стороны, где сейчас хутор Украинский, обитель Покрова Пресвятой Богородицы. Все насельницы ее были расстреляны. Кто знает, где их могила сестринская? И только монастырская аллея плакучих ив напоминает об их подвиге. А с другой стороны, в нынешнем поселке Суворовском, действовал мужской монастырь в честь Божией Матери, иконы Ее Казанской. Сейчас на месте разрушенной обители – психиатрическая больница, под асфальтом которой – кирпичная кладка с крестами. И где братия, трудившаяся в монастыре Божией Матери? Но не оставила Царица Небесная святого места без Своего попечения. Прислала сестер с игуменией Неониллой. И засияло монастырское подворье святынями. Как часто сейчас люди едут за границу! В том числе и в православные туры. А святыни – рядом. Здесь, на подворье – и Сад Гефсиманский – копия Иерусалимского. И домовой храм в честь преподобного Саввы Освященного, чудесно совпавший своими размерами с кельей преподобного в Иудейской пустыне. И так любимый всеми источник, устроенный как древний Иверский – на Святой горе Афон. Здесь и родные святыни русские. Колокольня Великомученика Георгия – уменьшенная копия колокольни Ивана Великого. И часовня святителя Николая, и белокаменные монастырские стены с золотыми ангелами на башнях. И теперь появилась удивительная возможность прикоснуться к Византийской святыне. Нет, не нынешней бедной Византии, завоеванной турками. А той, Византии, веру которой выбирал князь Владимир, отвергнув ислам волжских булгар, латинство немцев-католиков и закон хазарских иудеев. Веру, содержащуюся в Священном Писании, с правдой о рае и аде. И о Страшном Суде. Той Византии, вернувшись из которой, послы княжеские сказали: «Во время службы мы не понимали, где мы находимся: там ли, на небе, или здесь, на земле». А молились они в Софийском соборе Константинополя. Благовещенский храм на подворье задуман как подобие Софийского собора, только уменьшен в четыре раза. Строился он пять лет. Под постоянным контролем игумении Неониллы и ктитора обители раба Божиего Георгия – Юрия Евгеньевича Дудика. И, конечно, – архитектора Вячеслава Николаевича Ижикова. Храм крестовокупольный. Широкий синий купол, на нем – золотые восьмиконечные вифлеемские звезды. А сияющий крест над куполом – греческий, с цатой – полумесяцем – символом императорской власти в Византии. Толстые стены, узкие арочные окна, массивные металлические двери с крестами. Мозаики на полу из мрамора. Как в Софийском соборе. Мраморные панели и подоконники, каменный иконостас. Даже винтовая лестница на клирос – с мраморными ступенями и коваными перилами. Иконы, писаные Валерием Поляковым, в византийском стиле. А сверху – с широкого купола – как с неба спускается огромный ажурный, словно древний – хорос – с иконами, лампадами и свечами. Во время Богослужения внешний круг хороса медленно раскачивается вокруг внутреннего – символизирующего Бога – Творца. Как в древней Византии. И кажется нам храм внутри – как шкатулка, отделанная полированным драгоценным камнем, мрамором, гранитом и малахитом. С удивительным множеством разноцветных подвесных лампад. С золотыми с каменьями аналоями. С сияющим канунником, свеча об усопших на котором словно уходит в Небесное Царство. С чудным Распятием, под которым – икона Сошествия Христа во ад. Прикладываешься, и скорбь озаряется светом Воскресения. В византийском стиле – отделанные золотом и серебром ковчеги для святых мощей – в них размещены частицы мощей более чем 70 святых угодников Божиих. И открывается смысл этого великолепия. Великая сокровищница, вмещающая в себя столько святынь, не может не быть столь благолепной внешне. Непостижимое уму и сердцу количество святых мощей. И каких! Мы приехали сюда с мужем в день памяти преподобного батюшки Серафима. И он встречал нас в частице своих мощей. А еще этот день – преставление преподобной Макрины – сестры Василия Великого. И ее частица – в чудном украшенном золотом, сияющем мощевике, прямо у входа. Таких мощевиков – три. В первом у входа – больше всего преподобных. Напротив – ковчег, где преобладают частицы мучеников. А в глубине, недалеко от Распятия – святителей. Здесь – частицы Первоверховных Апостолов Петра и Павла. И святой Равноапостольной Марии Магдалины. И, конечно же – святителя Николая Чудотворца. И – Иоанна Златоуста! И даже святителя Амвросия Медиоланского. А еще в этом храме, возводящем душу к Свету Преображения, есть частица мощей святителя Григория Паламы. И святителя Спиридона Тримифунтского. И нашего родного святителя Димитрия Ростовского – собирателя житий. И учителя благочестия святителя Тихона Задонского. И проповедника покаяния святителя Игнатия (Брянчанинова). И российского златоуста Иннокентия Херсонского, написавшего «Последние дни Спасителя» и чудный акафист Покрову Божией Матери. И преподобный Роман Сладкопевец здесь. Как без него в Византийском храме? И праведная императрица Феофания. Главное – Константин Великий – основавший Византию! И наш первый благоверный объединитель земли русской, возводящий дивные храмы – благоверный князь Андрей Боголюбский. А как сияет храм подвигами мучеников древних, так любимых нами! Мученица Фотина Самарянка, та самая, что с Господом беседовал о Воде, ведущей в Жизнь Вечную. И священномученик Игнатий Богоносец, ставший по своей пламенной любви пшеницей Господней, перемолотой зверями. Его косточки собрали ученики. Как драгоценна частица эта! И Великомученик Феодор Стратилат, обративший весь город ко Христу, распятый, воскрешенный Господом и пострадавший снова. И так почитаемый всеми Великомученик Георгий Победоносец. И один из сорока мучеников Севастийских. И Великомученица Анастасия Узорешительница. И Великомученица Варвара. И Великомученица Параскева. И – мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. И Великомученица Марина, в чью память мы причащались в воскресенье. А сколько Преподобных! Великие Онуфрий, Макарий, Ефимий, Феодосий. И, конечно же, – преподобный Савва Освященный. Среди преподобных Печерских – Агапит, врач безмездный, и Никодим просфорник. И Соловецкие преподобные Герман и Зосима. И совсем близкие к нам святые – святитель Лука Крымский, преподобный Кукша и праведный Иона Одесские. И Блаженная Матрона Московская. И даже преподобный Паисий Святогорец здесь – в частице своей одежды. Они здесь, с нами. Этот храм никогда не бывает пустым. Вечером на полиелейной службе в честь пророка Божиего Илии увидели, как раскачивается хорос. И услышали Византийское пение. И великая сокровищница святынь ожила. Святые молились с нами. Подумалось, что мощей пророка Илии нет, он жив. И тоже сейчас он незримо с нами. Как на Преображение. В сиянии Божественной Славы. И хотелось сказать с апостолом Петром (вспомнилось – его частица – здесь), «хорошо нам здесь быти». И почувствовать веяние тихого ветра – глас хлада тонка. Но как трудно среди житейской суеты и привязанностей земных ощутить благодать. И возможно ли? Когда только-только приближаемся к Богу и Его Церкви, делаем первые шаги, Господь посылает это веяние. И это благодать призывающая. Но проходит время, и надо освящать свою душу. А возможно ли освящение это без подвига? Пророческие паремии напомнили нам о ревности – огне Божественном, без которого нет ни добродетелей, ни спасения. По слову пророка, который, ревнуя возревновал о Господе, затворилось небо, сделавшись медным. Обратятся ли люди? И не обратились. И слышится пророческий укор: «Доколе будете хромать на оба колена? «Аще есть Господь Бог, идите вслед Его, аще же Ваал, есть, идите за ним» (3 Царств. 18, 21). И молчали в ответ. И явлено чудо по пламенной молитве пророка, «да познают люди, яко Ты еси Господь един, и аз раб Твой». И «спаде огнь от Господа с небесе. И падоша вси людие на лице свое и реша: воистину Господь Бог Той есть Бог» (3 Царств. 18, 36-39). И отверзлось небо, и напоило землю. А когда на следующий день за избиение ложных пророков, Иезавель царица-язычница хотела убить Илию, никто не заступился за пророка истинного. И восскорбел Илия – один он остался верным и души его ищут. И явил ему Бог глас хлада тонка. «И тамо Господь». Явлена вера, ревность о славе Божией. И в ответ на эту ревность, эту веру – глас хлада тонка. Благодать Божия. Господи, дай и нам хоть искру ревности пророка! Сколько сейчас отступлений – и снаружи, и внутри. Сколько неправды. Как не крикнуть с Елиссеем: «Отче! Отче! Колесница Израилева и конница его!» Это – он огненный пророк – колесница и конница – вождь народа Израильского. И ведь придет к нам на землю. И обличит: «Доколе будете хромать на оба колена? Аще есть Господь Бог, идите вслед Его, аще же Ваал, есть, идите за ним». Можно ли совмещать святую верю с привязанностью к миру? Услышим ли? Или промолчим в ответ? Литургия была полна света. Блаженства вместе со стихирами пели сестры византийским распевом. И такая глубина. И такая сила. А когда запели Трисвятое на греческом, действительно забыли, где находимся, здесь или в древнем Софийском соборе. Обратно ехали в тот же день. И только тогда вспомнилось – сегодня – День Воздушно-Десантных Войск. Подвозивший нас капитан – офицер десантник сказал о Подворье, куда не в первый раз он свою семью привозит: «Благодатное место». Заговорили о том, как курсантов учат. И супруг вдруг сказал серьезно: «Ведь их нужно учить умирать. По заповеди. За Отечество. За други своя». А капитан ответил: «Именно так и говорим. И учим». А потом, помолчав, добавил: «Главный вопрос, веришь в бессмертие души или нет?» И мне вспомнилось, как в 15 лет, еще ничего не зная о Боге и душе бессмертной, впервые подумала о том, что умру: «Умру, а вот это дерево, что видно было из окна, останется. И этого не должно быть!» Если после смерти ничего нет, логичным становится самоубийство. А ведь и убиваем себя – неверием. Да! Главное, поверить в бессмертие. В душу, которой предстоит дать ответ своему Творцу и Спасителю на Суде. И, ревнуя, возревновать о Господе и спасении души своей. И тогда Господь может дать почувствовать глас хлада тонка. В Благовещенском храме монастыря мы это и почувствовали.
Анна Титова фото Сергия Титова
|