Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









ЭКСКУРСИЯ ПО СВЯТЫНЯМ ПОДВОРЬЯ ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕЦАРИЦА»

Небольшое вступление – о монастыре.
Дорогие паломники, Вы приехали в Динской район, на подворье женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Пресвятая Богородица особенно помогает молящимся перед этой иконой от рака и от колдовства. Наш центральный монастырь находится в городе Краснодаре, на улице Димитрова в микрорайоне Черемушки, рядом с краевым онкологическим диспансером, и создан он был для того, чтобы онкобольные получали постоянную молитвенную помощь. Возможно, некоторые из Вас были в нашем центральном монастыре в Краснодаре и молились там под византийское пение монашеского хора. До этого в огромном, почти миллионном городе Краснодаре монастырей не было. Святые отцы говорили: «Если в городе есть монастырь, то город спасен». Первый и пока единственный краснодарский монастырь создан православной семьей: нашей нынешней игуменией – матушкой Неониллой (в миру она была Кузьмина Нина Яковлевна - Почетный нефтяник, 43 года проработала в нефтяной промышленности, где заработала деньги и вложила их в строительство монастыря) и ее сыном – это Дудик Юрий Евгеньевич, Заслуженный врач России, хирург-онколог, 25 лет он оперировал больных раком и все операции были удачными, много лет он был главным врачом онкодиспансера и в 2000 г. добился, чтобы под строительство храма «Всецарица» узаконили муниципальную землю. Храм, часовню и келейный корпус построили за 2 года, весной 2003 г. там начались, Богослужения по монастырскому уставу, а летом 2005 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви был утвержден женский монастырь. В монастыре сейчас 13 насельниц, 6 священников.
Итак, был создан монастырь в Краснодаре. Но вскоре наши службы стали посещать не только онкобольные и их родственники, но и прихожане из других микрорайонов города, приходить на уроки-экскурсии по Православной Культуре краснодарские школьники, приходить молиться об успешной сдаче сессий студенты вузов (рядом – Кубанский госуниверситет), приезжать паломнические группы из других городов края и из других епархий. Стало понятно, что территория у монастыря маленькая и негде построить помещение, чтобы напоить паломников чаем, да и нужно было развивать монастырь, выращивать фрукты, ягоды, овощи, рыбу, устраивать свою пасеку.
И, помолившись об успехе благого дела – устройстве монастырского подворья, матушка Неонилла обратилась к Владыке Исидору и в администрацию края с просьбой выделить землю под подворье. В конце концов землю мы получили здесь, где мы с Вами сейчас находимся, на берегу реки Ставок, на месте бывшей сад-бригады «Красная Звезда». С землей тогда нам помог Вениамин Иванович Кондратьев, нынешний губернатор края, родом он из Динской. Весной 2005 г. Владыка отслужил здесь молебен, установили Крест, освятили эту запущенную землю и стали ее осваивать. Всего здесь сейчас у нас 7 га, из них 3,5 га – молодой вишневый и черешневый сад, расположенный между монастырскими строениями и автотрассой, Вы проезжали мимо него по ивовой аллее. А на второй половине территории находится храмовый архитектурный комплекс внутри монастырской стены с четырьмя угловыми башнями (2 храма – малый в честь прп.Саввы Освященного и большой – Благовещения Пресвятой Богородицы, часовня свт.Николая чудотворца, часовня-колокольня вмч.Георгия Победоносца и игуменские покои). Вблизи храмового комплекса - источник Тихвинской иконы Божией Матери с купелью, 2 пруда (1 - с разноцветными кувшинками, другой мы называем «Лебединое озеро», в нем красуются черные лебеди, будем также разводить рыбу), берег реки (который привели в порядок и обустроили), монастырская лавка, огород, плодоносящий сад (яблони, груши, сливы, алыча, абрикосы, персики), ягодник (клубника, малина и смородина), теплица для выращивания рассады цветов и овощей, новая березовая роща, много цветников и декоративных кустарников по всей территории. В бывшем колхозном складе-ангаре разместились кухня и просфорня, трапезная и спальня для паломников, кабинет завхоза и садовников, складские помещения, а с западной стороны были пристроены кельи для сестер, архиерейская трапезная и зимний сад. Севернее корпуса устроен монастырский погост (кладбище для монашествующих) - пока он, к счастью, пустует. На восток от храмового комплекса находится Кубанская Гефсимания. За стеной монастыря, рядом с Кубанской Гефсиманией и большим корпусом построена будущая православная клиника. Вот все, что есть на нашем подворье. Таким образом, вся территория за 11 лет оказалась приведенной в порядок и освоенной.
Целей у подворья нашего монастыря несколько: 1) восстановить монашеские молитвы в Динском районе, т.к. после уничтожения большевиками в 20-е годы прошлого века большого и богатого Покровского женского монастыря в районе не было монастырей; 2) получение сельскохозяйственной продукции; 3) прием паломников; 4) создание подобий нескольких мировых православных святынь, которые помогут людям представить, какими были архитектурные храмовые сооружения и как молились в разные эпохи и в разных православных странах.

Вид на подворье монастыря с автодороги
Въездная арка
Аллея Покаяния посвящена убиенным насельницам Покровского монастыря
































От оживленной автодороги М4 «Дон» Москва – Сочи путь к нашему подворью ведет через аллею из плакучих ив, называемую Аллеей Покаяния, она посвящена убиенным насельницам Покровского женского монастыря. Аллея посажена в 2009 году, ивы выросли высокими, их ветви свисают до земли. Аллея словно соединяет два монастыря – уничтоженный в XX веке и созданный неподалеку через 90 лет в XXI веке.

Архитектурный комплекс по проекту архитектора Ижикова

















Все архитектурные храмовые сооружения нашего монастыря построены в древнем стиле (древнерусском и византийском) по проектам Заслуженного архитектора России Ижикова Вячеслава Николаевича, который живет в самом центре Золотого Кольца России – городе Переславле-Залесском. Основные иконописные работы для монастыря выполнял и выполняет иконописец Поляков Валерий Александрович, член Московского Союза Художников, также в древнем стиле. С этими специалистами матушка Неонилла сотрудничает почти 15 лет.

А теперь давайте пройдем по территории и посетим святыни, которые есть на нашем подворье.

Если следовать истории развития Православного Христианства, то начать нашу экскурсию по святыням нужно с Кубанской Гефсимании. Это подобие очень древней мировой христианской святыни - Гефсиманского сада в Иерусалиме, в котором молился Господь Иисус Христос перед Крестной смертью.

Кубанская Гефсимания












1) КУБАНСКАЯ ГЕФСИМАНИЯ. Ее создание было задумано матушкой Неониллой около 4-х лет назад и благословлено Владыкой Исидором. Это место помогает нам представить евангельские события, которые произошли почти две тысячи лет назад в Иерусалиме. Мы постарались максимально воссоздать в наших условиях мировую святыню, находящуюся на Елеонской горе. Кубанская Гефсимания включает Гефсиманский сад на Кубани, пещеру Апостолов во дворике за каменной оградой, и там же находится Камень Моления и над ним два барельефа – «Моление о Чаше» и «Взятие Иисуса Христа под стражу». Здесь, у сада, у пещеры Апостолов и у барельефов мы вспоминаем события I века - земную жизнь Господа Иисуса Христа и его учеников-апостолов, молитву Его в Гефсиманском саду, предательство Иуды, взятие Христа под стражу, неправедный суд, распятие и Крестные страдания Господа, затем – гонения на апостолов (позднее все они были убиты, кроме апостола Иоанна Богослова) и вообще на христиан.

В Гефсиманском саду на Кубани
Сад находится восточнее храмового комплекса
Колодец в Гефсиманском саду на Кубани

































Устройство нашего Гефсиманского сада началось поздней осенью 2012 г. и продолжалось в течение полутора лет. Матушке игумении, ктитору, сестрам и трудникам обители помогали специалисты высокого уровня, благодетели нашего монастыря и некоторые паломники. В результате весной 2013 г. в саду была уже ажурная ограда (копия ограды с восточной стороны Гефсиманского сада в Иерусалиме), были дорожки и бордюры, росли деревья и цвели цветы. Конфигурация и размеры сада, всех его куртин и дорожек, колодца и скамеек, расположение и форма деревьев в точности повторяют Гефсиманский сад в Иерусалиме в том виде, как он выглядит сейчас. Чтобы все это повторить, матушка игумения командировала в Иерусалим наших садовников-дизайнеров - Эльвиру Сергеевну и Олега Станиславовича, которые там в Гефсиманском саду все сфотографировали, измерили и изучили. За садом в Иерусалиме следят католические монахи, и один из них даже помогал держать сантиметровую ленту, когда узнал, для чего это нужно приехавшим из далекой России. Конечно, молиться вместе с католиками мы не можем, а сотрудничать в работе можно, ведь благодаря католикам был огорожен и сохранен от застройки участок Гефсиманского сада, хотя на Елеонской горе сейчас очень много всего построено, а оливковых зарослей, что были в древности, почти не осталось. Олег и Эльвира изучили состав цветочно-декоративных растений Гефсиманского сада и повторили его у нас, причем семена очень многих растений привезли из Иерусалима (иссопа, лаванды и других). И эти растения не просто украшают сад и наполняют дивным ароматом. Они несут с собой ощущение святости земли, созданной для нас Богом, ощущение близости той Святой Земли, где жил и ходил Господь наш Иисус Христос - земли, так желанной для каждого православного человека.
Оливковые деревья, неустойчивые к морозам, в нашем саду и вокруг него нам пришлось заменить очень похожими внешне на них деревьями Лоха серебристого, которые привели с Таманского полуострова, они выдерживают до 40 градусов мороза, это дерево – родственник облепихи, и плоды его съедобные, они вкусные и лечебные (плоды и их отвар можно применять как тонизирующее, общеукрепляющее, снижающее температуру и воспаление средство, а также при колитах и поносах, как отхаркивающее и мочегонное).

Во дворике Пещеры

















Дорожки сада окаймлены известняком из Гуамского ущелья, этот камень аналогичен иерусалимскому. Им облицован и устроенный в юго-западной части сада колодец. Он также является точной копией своего иерусалимского оригинала. В этом колодце у нас хранятся баллоны с Крещенской водой, а полив производится по шлангам из скважины, которая находится в 50 м от сада, за православной клиникой. У восточной ограды среди аккуратно подстриженного иссопа установлены четыре каменные белые скамейки, как в Гефсиманском саду в Иерусалиме.

А теперь зайдем во дворик пещеры.

Таблички у входа в сад
Во дворике Пещеры
Вход в пещеру































У входа укреплены надписи на белой мраморной плите «Хортус Гефсемани» по-гречески и черная стрелочка «Энтри» (вход) – такие же, как у Гефсиманского сада в Иерусалиме, и фонарики подобраны такие же. А по-русски мы написали «Гефсиманский сад» потому, что к нам приезжают почти все русские.
Во дворике находится пещера, символизирующая место, где, по Евангелию, Господь Иисус Христос оставил апостолов Петра, Иакова и Иоанна и просил их молиться, а они от усталости или от печали уснули, пока Он молился у камня. В Иерусалиме пещеру оформляли католики, там у входа сделаны белые колонны, но повторять католическую архитектуру мы не стали, она более поздняя. Наша пещера сооружена в стиле раннехристианских каменных построек, на расстоянии «вержения камня» от сада, как написано в Евангелии («вержение камня» - это расстояние, где падает брошенный камень). В Иерусалиме пещера расположена дальше от сада, на территории монастыря Марии Магдалины, но мы последовали указанию Евангелия. Пещеру венчает каменный Крест, также раннехристианской формы, с прямой нижней перекладиной. Дворик пещеры выложен светлым камнем, украшен цветами, огорожен невысокой стеной из глыб известняка. Как и в Древнем Иерусалиме, здесь использованы только природные материалы, поэтому и легко почувствовать атмосферу близкую Святой Земле. У входа в пещеру выбитая в камне надпись по-славянски и по-английски гласит: «Бдите и молитеся да не внидете в напасть» (Мк. гл. 14, ст. 38) – эти таблички такие же, как у пещеры Апостолов в Иерусалиме. Это слова Спасителя, обращенные к апостолам, но они относятся и ко всем нам, ищущим спасения. Они объясняют нам необходимость пробудиться от духовного сна и пребывать в бдении и молитве, особенно в наше время и в нашей стране.

Камень Моления и барельефы во дворике пещеры
Иконы в пещере


















В ограде пещеры установлен камень Моления о Чаше, подобный иерусалимскому. В Евангелии сказано: «Он молился до кровавого пота», поэтому камень был найден в Гуамском ущелье красноватый. Известным скульптором из Беларуси Эдуардом Астафьевым выполнены барельефы «Моление о Чаше» и «Взятие Иисуса Христа под стражу»; они являются точными копиями иерусалимских барельефов, выполненных итальянским скульптором Торетти; до сих пор больше нигде не было сделано копий этих барельефов. 5 икон для нашей пещеры написаны иконописцем Валерием Поляковым; они являются копиями икон, находящихся в пещере вблизи Гефсиманского сада в Иерусалиме.
30 сентября 2014 г. Кубанская Гефсимания была торжественно освящена митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором с сослужащими священниками и диаконами. Владыке сделали кропило из иссопа, и он после молебна кропил иссопом все, что освящал – сад, колодец, дворик, камень Моления, барельефы, пещеру (она освящена по чину часовни) и иконы в ней, а также всех присутствующих (как в 50-м псалме царя Давида: «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся» - только в ветхозаветные времена освящение совершали не святой водой, а кровью жертвенных животных). В конце праздника, после молебна прошли по саду монашествующие (наши и приглашенные из других монастырей Кубани – Михайловой пустыни, Крестовой пустыни, Апшеронского, Кореновского), и наши певчие сестры пели песню иеромонаха Романа «Иерусалим, Иерусалим, город моего Христа». А миряне тоже шли крестным ходом, но вокруг сада за оградой.

В этой пещере мы читаем Псалтирь
Эта пещера - молитвенное место монахинь


















В пещере Апостолов в Великий пост в прошлом и в этом году монашествующие читали Неусыпаемую Псалтирь и списки поминания, а у барельефов в прошлом году после Великого поста до поздней осени 3 раза в неделю читали акафист Страстям Христовым священник и сестры, и к ним часто присоединялись паломники. Чтение акафиста мы возобновим после открытия Благовещенского храма. Крестный ход по Гефсиманскому саду мы совершали также в Страстную Пятницу и в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, это становится традицией нашего монастыря. Итак, здесь мы можем помолиться, приложиться к Камню Моления и представить себя в 1 веке в Иерусалиме. Ведь Спаситель молился и за нас тоже, чтобы мы могли спастись в вечности.

Это любимое место паломников
Вид на храмовый комплекс из дворика Пещеры

















Из дворика Пещеры Апостолов хорошо виден почти весь монастырский храмовый комплекс.

Дорожка из разноцветной плитки ведет нас к источнику
Одна из лагун на берегу реки


















А теперь давайте пройдем к источнику. Выложенная плиткой дорожка ведет к нему вдоль южной стены. Слева – берег реки Ставок, на берегу посажены плакучие ивы, разные кустарники, устроен розарий, лагуны (озерца) с красивыми водными растениями. Вообще, на территории много красивых уголков, где цветут разнообразные растения, благодаря знаниям и умениям специалистов – наших садовников-дизайнеров Олега и Эльвиры, которые берут пример с русских женских монастырей Святой Земли и старых российских монастырей.
Но вот мы подошли к источнику.

Источник оформлен диким камнем
Источник и купель оформлены в греческом стиле


















2) ИСТОЧНИК ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Он обустроен по типу греческого древнего чудотворного источника Пресвятой Богородицы на Святой Горе Афон, где, по преданию на морском берегу забил источник в тот момент, когда на афонскую землю (один из Своих уделов) ступила Богородица в 48 г. по Р.Х., потом там был построен мужской монастырь и в начале XI в. явилась по волнам Иверская икона Божией Матери.
Наш источник посвящен Пресвятой Богородице, т.к. он забил в Богородичный праздник 9 июля – в праздник явления Тихвинской иконы Божией Матери на Руси. Это было в 2007 году, когда здесь из колхозной кузницы мы сделали первый маленький храм и стали в нем молиться, намаливать эту запущенную землю. При попытке соединить два ранее вырытых пруда экскаватор зачерпнул первый ковш земли, а из-под земли забили три мощных фонтана воды – холодной, чистой и вкусной. Об этом событии матушка Неонилла сообщила митрополиту, и он прислал епископа Тихона посмотреть. Владыка Тихон подтвердил наше предположение, что это источник, и спросил, какой же вчера был праздник. В календаре нашли, что Тихвинской иконы Божией Матери. Тогда он благословил установить Крест на этом месте, назвать источник Тихвинским и обустроить его, сделать купель, и чтобы водой пользовался не только монастырь, а все жители Кубани и паломники, едущие по автотрассе М4 «Дон» (Москва – Сочи), и это было сделано. Гидрологи определили устье источника и то, что он бьет из подземного озера. Температура воды от 4 до 8 градусов, зимой источник не замерзает. Источник и купель отделали диким камнем, на крышах установили византийские кресты. 9 июля 2008 г. епископ Тихон освятил источник и купель при стечении православного народа.

В купели источника вода чистая
Икона ,,Тихвинская,, и лампада в купели
Погружаться сдедует с благоговением

















Внутри купели на восточной стене – Тихвинская икона Божией Матери и перед нею горит лампада, а также звучит запись пения акафиста Тихвинской иконе (поют сестры Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге). С тех пор уже 10-й год этот источник дает нам воду, и в книге отзывов о чудесах от источника, которая хранится в монастырской лавке рядом с ним, уже много записей о случаях исцеления – от болезней суставов, псориаза, рожи, гипертонии, бронхиальной астмы, даже от менингоэнцефалита, от бесплодия… Если Вы захотите почитать эту книгу, можете это сделать после экскурсии. У источника и в купели размещены правила поведения на источнике и погружения в купель.
Каждый год 9 июля здесь у нас бывает большой праздник – после литургии из малого храма все идут к источнику, здесь бывает молебен, потом – Крестный ход вокруг монастыря, а затем для всех присутствующих трапеза в паломнической трапезной.
Источник был первым чудом на нашем подворье, и его дала нам Сама Пресвятая Богородица. После того, как забил источник, решено было на подворье заниматься только растениеводством, а животноводством не заниматься, чтобы не было запаха.
Итак, здесь мы можем не только окунуться и набрать воды, но и представить себя у Богородичного источника на Святой Горе Афон. Паломники, которые побывали в Греции, приехав к нам, говорят, что в Греции они видели именно такие источники.

Пруд с кувшинками
Пруд ,,Лебединое озеро,,
Беседка-ротонда над прудом
Игумения Неонилла всегда рада гостям

































Рядом с источником вы видите два пруда: в одном разноцветные кувшинки (дар нашей обители от ботанического сада Кубанского Госуниверситета), а в другом – лебеди (мы называем этот пруд «Лебединое озеро») и беседка-ротонда над водой.

Войдем во двор через западную калитку
Святыни в монастырском дворе

















Теперь давайте пройдем мимо колокольни, между прудом и стеной, и зайдем в монастырский двор через кованую калитку в западной стене. Здесь нашему взору предстает храмовый архитектурный комплекс, который создавался с 2007 по 2013 год. В 2007 г. – малый храм в честь прп.Саввы Освященного, в 2010 г. – монастырская стена и игуменские покои, в 2012-2013 гг. – большой храм, часовня и колокольня (они построены на свайных фундаментах).

Если следовать истории Православия, то сначала нам нужно обратить свое внимание на величественный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородиц, сооруженный в стиле византийской архитуктуры.

Благовещенский храм
Храм со стороны алтарной апсиды
Монументальность византийской архитектуры
Купол храма Благовещения и крест с цатой (полумесяцем)

































3) ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Он находится в восточной части монастырского двора. Это главный наш храм, и не случайно архитектор спроектировал его в древнем - византийском стиле, потому что Православие сформировалось в недрах Византийской империи. Этот храм производит впечатление мощи и силы. У него широкий синий купол (синий – цвет Пресвятой Богородицы), на куполе – восьмиконечные вифлеемские звезды и византийский крест с полумесяцем. Полумесяц был символом императорской власти в Византии. Храм крестовокупольный, в нем толстые (метровые) стены, узкие арочные окна, массивные металлические двери с крестами. С восточной стороны к храму примыкает полукруглая апсида, в которой находится алтарь. При сооружении этого храма архитектор взял образцом Софийский собор в Константинополе, но он уменьшил его в 4 раза и несколько упростил. Свет проникает через 12 окон в барабане а в Софийском соборе их 48). Диаметр купола нашего храма 8,5 м, а в Софийском соборе 32 м.
Из истории Вы помните, что христианское государство Византийская империя было создано в 4 веке императором Константином Великим - впервые в языческой Римской империи пришел к власти император-христианин (в христианской вере его воспитала мама). Он в 330 г. перенес столицу из Рима в город Византия (а позднее ее переименовали в Константинополь в честь этого императора), империю назвал Византийской, прекратил гонения на христиан и сделал христианство государственной религией. Возник и развивался византийский стиль архитектуры: его важнейший элемент - кирпичный купол (часто на барабане), с мозаиками на внутренней поверхности, вес купола передается четырем массивным столбам внутри здания посредством парусов (это такие сферические треугольники с вершиной, направленной вниз), делались также полукупола, арки, своды, колонны; внутренние архитектурные детали - колонны, капители, вставные панели, решетки, облицовка стен, полы - изготавливались из разных видов мрамора и порфира (камня, по составу близкого к граниту). В Византии было построено очень много храмов, главный из них – Софийский собор. Первый храм на его месте был построен Константином Великим в 360 г., но вскоре он сгорел, при следующих императорах еще несколько раз на том же месте строили храмы, но они тоже сгорали. В 6 веке император Юстиниан решил построить столь огромный и величественный собор, который не смогли бы сжечь, и это было сделано, хотя на строительство потратили 2 годовых бюджета Византийской империи. Параллельно развивалась византийская иконопись, византийская мозаика, византийское одноголосое протяжное пение. В середине 15 века Византию захватили турки, они многое разрушили и разграбили, к Софийскому собору пристроили минареты и превратили его в мечеть, византийскую роспись внутри замазали и расписали храм иероглифами, и они даже позаимствовали эмблему Византии - полумесяц и сделали его своей эмблемой. В настоящее время Собор Святой Софии служит музеем, и в нем представлены и православные и исламские символы. Хотя Византийской империи уже полтысячелетия нет, но от православной Византии много что осталось и используется сейчас. Пример византийской архитектуры - наш храм Благовещения. Сохранилось византийское пение - наши певчие сестры освоили его и поют на службах; византийская иконопись - иконостас в новом храме написан иконописцем Валерием Поляковым в византийском стиле, византийские мозаики. Внутри храм Благовещения также обустроен в византийском стиле – мозаики на полу из мрамора и гранита (подражание Софийскому Собору), мраморные панели-полотенца и подоконники, каменный иконостас. В алтаре престол и жертвенник из белого мрамора без всяких украшений, с восточной стороны престола устроена ниша для святых мощей (так делали в древности - это видно, если посмотреть на рублевскую икону Святой Троицы, где стол – это престол, и в нем ниша). Для освещения – огромный красивый хорос с иконами, лампадами и свечами, и во время литургии внешний круг хороса будет медленно покачиваться вокруг внутреннего (символизирующего Бога-Творца), как это делалось в древней Византии.
Освящаться Благовещенский храм будет в один из Богородичных праздников через несколько месяцев. Пока что в нем была отслужена только одна литургия – 3 года назад Владыка Исидор служил здесь в праздник Тихвинской иконы Божией Матери (хотя в храме еще не было даже полов и не были оштукатурены стены, но все необходимое для архиерейской службы было найдено и храм внутри был щедро украшен цветами), а после литургии Владыка освятил купола и Кресты для этого храма и для часовни Николая Чудотворца, которые накануне привезли и поставили посреди двора на траве. После архиерейской литургии из храма все вынесли и продолжали внутреннее строительство.
Таким образом, в этом Благовещенском храме мы сможем представить себя в древней Византии.

Храм преподобного Саввы Освященного у северо-западной башни

















Напротив храма Благовещения Вы видите малый храм, отделанный диким камнем, с медной крышей и медным куполом. Это первый наш храм, и он служит нам уже десятый год.

Вход в пещерный храм прп.Саввы Освященного
Храм прп.Саввы Освященного внутри по размеру таков, какова была его первая пещерная келья
Икона прп.Саввы освященного
Дети слушают рассказ о преподобном Савве Освященном



































4) ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ ОСВЯЩЕННОГО. Прп.Савва Освященный жил и подвизался в Палестине в V-VI вв. – в то самое время, которое считается временем расцвета, или золотым веком монашества в Египте, Сирии и Палестине (4-8 вв.), ведь Православие развивалось там одновременно с его развитием в Византии.
Этот великий подвижник 8-летним ребенком ушел в монастырь, т.к. очень хотел стать монахом, в 17 лет он принял постриг, а в 30 лет удалился в скалистую Иудейскую пустыню, чтобы там подвизаться в отшельничестве. Он нашел естественную пещеру в скале, поселился в ней и стал молиться. Обратите внимание на небольшие внутренние размеры этого нашего храма – чтобы представить себя молящимися вместе с преподобным Саввой в его первой пещерной келье, мы здесь повторили ее размеры (длину, ширину и высоту), и потолок сделан заниженный сводчатый – чтобы больше было похоже на пещеру. В пещеру преподобного стали приходить люди, желавшие тоже стать монахами, и вместе с ними прп.Савва построил Великую Лавру – огромный монастырь, который существует уже более полутора тысяч лет. Представьте себе – в 5-6 веке, без всякой современной техники, монахи, которые трудятся во славу Божию, т.е. без зарплаты, вырубили в скалах монастырь – и мощную стену по рельефу местности, и храмы, и часовни, и корпуса! – нам сейчас такие труды даже невозможно представить, а не то что выполнять. Этот монастырь существует в Палестине и сейчас, и туда приезжает много паломников из разных стран, и мы посещали его, но женщин внутрь не пускают. Как раз после посещения Лавры преподобного Саввы первый наш храм на подворье было решено освятить в его честь, это произошло в августе 2007 г.
Вот на ростовой иконе изображен прп.Савва Освященный. Вы видите, что это монах – у него монашеская мантия со складками, в руке у него жезл – это означает, что он игумен монастыря (у нашей матушки тоже есть игуменский жезл), у него черный с красной вышивкой схимнический параман (схима – это высшая ступень монашества), а на заднем плане внизу – созданная им Великая Лавра в Иудейской пустыне. Однако он известен не только как строитель и игумен – ведь в руке он держит еще и свиток, символизирующий созданный им Богослужебный Иерусалимский устав – т.е. он был еще и человеком интеллектуальным. И на этом уставе до сих пор в значительной мере базируется православное Богослужение. Преподобный Савва Освященный прожил около 100 лет, т.е. почти век в монашестве, и по его молитвам совершилось много чудес. А у его мощей наблюдались случаи исцеления от рака. Поэтому в Благовещенском храме у нас будет ковчег с частицей его мощей.
Вот в честь кого освящен этот храм. Мы молимся прп.Савве Освященному, и он нам помогает все это время – нести послушания, строить подворье, становиться духовнее. Кстати, в его Лавре главный храм – собор Благовещения. В названиях своих построек на подворье мы сначала подражали Великой Лавре, где есть часовня Георгия Победоносца и пещерный храм Николая чудотворца.
Иконостас в храме деревянный с византийской резьбой (византийские кресты и растительные орнаменты), нам его изготовили в Екатеринбурге. В нем иконы «Господь Вседержитель» и икона Божией Матери «Тихвинская» (т.к. на подворье источник в Ее честь). Икон святых подвижников немного, но есть образы всех чинов святости – архангел Михаил, апостолы, святители, благоверные князья, преподобные, мученики и великомученики, преподобномученицы, священномученик, блаженные, пророк, праведные… В следующем году мы будем отмечать 10-летие освящения этого храма. Престольный праздник – 18 декабря, иногда здесь служит Владыка.
Когда мы молимся в этом уютном храме, нам кажется, что рядом с нами молится преподобный Савва.

А теперь выйдем во двор, чтобы увидеть самое интересное - 4 постройки, которые напоминают нам Святую Русь. Языческая Древняя Русь приняла Православие от Византии. Послы князя Владимира, побывав на богослужении в Софии Константинопольской, свидетельствовали, что такой красоты, как у греков, они нигде не видели. И вот в 988 г. святой равноапостольный Великий князь Владимир крестил Русь. Тогда на Руси стало распространяться Православие, и вскоре Русь стали называть Святой Русью. Здесь о ней напоминают нам и монастырская стена, и часовня, и колокольня, и игуменские покои. Опираясь на византийские традиции, русские мастера создавали свои формы храмов и иконописи. Мы видим, что русские постройки отличаются от византийских – и куполами (они другой формы), и окнами (их не так много, и они маленькие) и разнообразными украшениями (например, кокошники над окнами).

Вот перед нами белая изящная монастырская стена.

Монастырская стена сооружена в древнерусском стиле
Стена построена по рельефу местности
Угловая башня с трубящим Ангелом
Трубящий Ангел на башне
Центральные (восточные) ворота


































5) МОНАСТЫРСКАЯ СТЕНА. Двор окружен белокаменной монастырской стеной. Монастыри с древности принято было окружать высокими стенами – как для защиты от разбойников и чужеземцев, так и для сохранения намоленной монашествующими благодати. Прототипом нашей стены послужили стены монастырей Золотого Кольца России XVI в. Это не копия стены какого-то монастыря, но это тот архитектурный стиль. Вы видите, что северная стена построена по рельефу местности, как было принято с древности. Стена – почти правильный квадрат, по периметру около 300 м. В стене 4 круглые угловые башни с металлическими крышами и золотистыми Ангелами-флюгерами. Но это не просто красивые флюгеры. Эти Ангелы несут глубокий смысл – Вы видите, что каждый Ангел держит византийский крест и трубу. О чем же они трубят? Вспомним Апокалипсис (Откровение св. апостола Иоанна Богослова), там есть слова «Первый Ангел затрубил… Второй Ангел затрубил… Третий Ангел затрубил…» - и трубят 7 ангелов, и начинаются страшные события на небе и на земле – солнце гаснет, луна становится как кровь, звезды спадают с неба, небо сворачивается как свиток, огненная гора падает в море и там гибнет все живое и т.д. Старой Земли больше не будет, будет новая Земля, будет Горний Иерусалим, в который попадут только праведники. Идет второе пришествие Господа Иисуса Христа и Страшный Суд, когда уже поздно будет каяться. Ангелы напоминают нам, что до тех пор мы должны покаяться в совершенных грехах и стараться жить в молитве и добрых делах, чаще причащаться. Приводить к вере своих живых родственников и молиться об усопших. Конечная цель православного христианина – собраться всей семьей, всем родом в Царстве Небесном, где Господь, Ангелы и святые, и чтобы никто из семьи не попал в преисподнюю, где сатана и его демоны, которые будут вечно мучить грешников, и от них никто не сможет ни убежать, ни спрятаться… Вот о чем напоминают нам трубящие Ангелы на башнях.

Рядом с юго-восточной башней построена изящная часовня. Она совсем близко от храма Благовещения, и здесь легко сравнить византийскую и древнерусскую храмовую архитектуру.

Часовня святителя Никола
Древнерусская и византийская архитектура рядом (часовня и храм)

















6) ЧАСОВНЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. Она сооружена в древнерусском стиле, такие часовни строили на Руси в XIV в. У нее медный купол (считается, что медь отпугивает бесов) и красивый ажурный византийский Крест с лучами. В часовне будет совершаться исповедь (однажды, во время архиерейской литургии в храме Благовещения, там уже исповедовались), крещение, соборование, там можно отслужить молебен, панихиду, почитать акафист или Псалтирь – в общем, там можно совершать все службы и требы, кроме литургии, т.к. Причастие возможно только в храме, где есть алтарь, в котором на жертвеннике и престоле готовятся Святые Дары. Икону святителя Николая для этой часовни уже написал Валерий Поляков. Внутри часовня отделана мрамором и гранитом. Освящать часовню будут одновременно с большим храмом.

Совсем рядом с часовней – деревянный сруб - будущие игуменские покои.

Игуменский домик - образец древнерусского деревянного зодчества


















7) ИГУМЕНСКИЕ ПОКОИ. Это образец русского деревянного зодчества (как и монастырская лавка, которую Вы видели рядом с источником). В старину на Руси было очень много лесов, и в течение многих веков деревянные постройки преобладали над каменными. Здесь мы можем представить себя в те времена, когда жил преподобный Сергий Радонежский, 700-летие которого отмечали в прошлом году. Когда после смерти родителей – преподобных Кирилла и Марии - он с братом Стефаном ушел подвизаться в лес, то там построил из бревен кельи-срубы себе и брату, а когда к ним стали собираться люди, желающие стать монахами, то он каждому собственноручно строил келью-сруб.
В этом домике будет жить матушка игумения, и здесь она также будет принимать гостей – игумений из других монастырей, для них будет гостевая комната с хорошими условиями. Во внутреннем дворике за деревянным забором для монашествующих устроен теневой сад – под старыми деревьями, которые посажены почти полвека назад сад-бригадой, растут теневыносливые растения – подснежники, пролески, цикламены, фиалки, ландыши, морозники, папоротники, хосты, первоцветы, очитки и др.

И, наконец, самое высокое сооружение, которое напоминает нам Святую Русь – колокольня, ее высота 43 м. Она расположена у юго-западной башни, по диагонали от большого храма (т.е. по старинным правилам строительства монастырей).

Часовня-колокольня в честь Георгия Победоносца
На колокольне 10 шуваловских колоколов


















8) ЧАСОВНЯ-КОЛОКОЛЬНЯ В ЧЕСТЬ ВМЧ. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА. Прототипом для нее архитектор взял очень известную колокольню Иван Великий в Московском Кремле на Красной площади, построенную в XVII в.; несколько раз ее перестраивали, а в 1812 г. ее разграбили и частично разрушили французы, и по сохранившимся чертежам она была восстановлена. На ней 34 колокола. Еще в давние времена с колокольни Иван Великий читали царские указы – именно тогда возникло выражение «во всю Ивановскую». Для нашего монастыря архитектор уменьшил колокольню в 2 раза и несколько упростил, сохранив основные архитектурные детали. Наша высокая изящная колокольня видна с автотрассы издалека, и красиво отражается в реке Ставок. У нее золоченый купол и Крест, стены украшены кокошниками, поребриками и другими архитектурными деталями. В 1-м ярусе – часовня вмч.Георгия Победоносца, его икона уже написана, полы и панели из мрамора и гранита. Колоколов 10: в 3-м ярусе видны 3 больших колокола, самый большой из них – благовест – весит 1 т; в 4-м ярусе (восьмиграннике) – 7 малых колоколов. Они отлиты на предприятии «Шуваловские колокола» в Ярославской области по старинной технологии из бронзы, олова и серебра. Колокола освятили в 2013 г.: большие освятил иеромонах Феофан (Дудик), наш исповедник, а малые – иеромонах Дометиан (Маркарян), который уже несколько лет служит в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и приезжал к нам оттуда, а начинал он свой церковный путь 12 лет назад в нашем монастыре пономарем. Купол с Крестом для колокольни освятил также иеромонах Дометиан, и они сразу же были подняты и установлены. У колоколов красивый звон, который слышен на далекое расстояние. Все Вы знаете, что звук особенно хорошо распространяется над водой. В Динском районе много речек – Ставок, Кочеты (1-я, 2-я и 3-я), Кирпили, Понура – это все притоки реки Кубань, и поэтому звон бывает далеко слышен. Шуваловские мастера приезжали к нам и обучили сестер-звонарей. Звонили, правда, с этой колокольни мы пока редко – когда служил Владыка, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, в праздник Крещения Господня. Когда будет освящен большой храм и службы станут ежедневными, то будут совершаться все уставные звоны – перед литургией, на «Милость мира» во время освящения Святых Даров, перед вечерней службой и при пении «Честнейшую Херувим». Освящать часовню-колокольню будут одновременно с большим храмом.
Итак, в монастырском дворе мы смогли представить себя в благословенных временах Святой Руси.

Клумба в виде креста во дворе

















Двор, как и вся территория, красиво оформлен цветниками, например, вот перед вами цветник в виде креста, с бордюрами из дикого камня.

Но шли годы, десятилетия, века. И 20-й век принес русской земле много страданий, есть даже выражение «Россия взошла на свою Голгофу». Особенно тяжело пришлось духовенству и монашествующим. Наглядный пример - Покровский монастырь, о котором хочется рассказать подробнее.
9) В ЭТИХ МЕСТАХ В ХХ ВЕКЕ. После оптимистического рассказа о красивом саде и о красивых храмах придется рассказать и о печальных событиях. Совсем близко отсюда – примерно в десяти километрах, по ту сторону автотрассы, за станицами Динской и Пластуновской в 20-х годах XX в. был полностью уничтожен большевиками-богоборцами большой, красивый и богатый Покровский женский монастырь, землю под устройство которого (в пересчете с десятин на гектары – 135 га) в 19-м веке пожертвовала вдова войскового старшины Анна Радченкова. Управляла монастырем игумения Рафаила, и по сохранившемуся описанию, ее характер очень похож на характер нашей игумении Неониллы – энергичная, неугомонная, настойчивая, и всех окружающих побуждает к деятельности! У нас есть архивная копия Послужного списка игумении, монахинь и послушниц Покровского монастыря за 1902 год – их тогда было 85 – ФИО, возраст, вдова или девица, казачка, крестьянка или мещанка, образование, какие послушания в монастыре выполняла и добросовестно ли их выполняла, имела ли штрафы и т.д. Покровский монастырь процветал. Выращивали зерновые, были дивные фруктовые сады, большая пасека, животноводство. Была воскресная школа, которую посещали дети из ближних хуторов. Но грянули революция и гражданская война. При белогвардейской власти на Кубани в 1919 г. с монастыря стали брать налог на землю. А когда вернулись красные, то были уничтожены и все люди (120 монахинь), и все здания, из храмов разграблена пожертвованная казаками вся драгоценная церковная утварь, облачения, золотые кресты с куполов (а куполов в Покровском соборе было 25). Интересно, что собор этот был белый кирпичный, в византийском стиле, с синими куполами – есть общее с нашим храмом Благовещения! Были конфискованы все деньги (1,5 млн. руб. – тогда это были огромные деньги!) и вся выращенная пшеница (более 500 пудов вывезли автомашинами в Динскую и Краснодар). В монастырь поселили колонию малолетних преступников, а в малом храме сделали для них театр. И некоторое время монахини жили на одной территории с преступниками. Летом 1921 г. у монастыря были изъяты печать и угловой штамп. Все это нам известно из брошюры о создании Покровской общины (издана в 1899 г. в Ставрополе, тогда здесь была Ставропольская епархия. Брошюру нам подарила наша пожилая прихожанка.), из старых справочников и из материалов Государственного архива Краснодарского края, с архивными документами нам очень помог сотрудник архива Александр Владимирович Бабич. После изъятия печати и штампа архивные данные о Покровском монастыре прерываются. Летом 1921 г. на базе монастыря была организована сельхозартель «Правда», где трудились насельницы разграбленного монастыря. О том, как они погибли, в мы настоящее время имеем только устное свидетельство - одна из монахинь Апшеронского женского монастыря (нашей же епархии), родом из станицы Динской, рассказала нам, что знает от своих предков следующее: со всех монахинь Покровского монастыря сняли монашеское облачение и раздели до сорочек, и в таком виде их, плачущих, пригнали в станицу Динскую, где в одном из домов мучили, а затем расстреляли. Основываясь на этом устном свидетельстве, мы молимся на каждой панихиде в нашей обители об убиенной игумении Рафаиле с сестрами и священниками. Вечная им память! Печально только то, что если бы мы стали искать захоронение, то в монашеских облачениях никого бы не нашли, а это является препятствием для их канонизации. Монастырские храмы были разрушены стрельбой из тяжелых орудий прямой наводкой с ближних курганов - об этом мы нашли в Динской районной газете.

Художник В.А.Бондарев с картиной Покровского собора

















Вот фотография местного художника Василия Бондарева, который по воспоминаниям и сохранившемуся фото написал картину «Покровский собор», он держит ее в руках, но собор здесь уже без куполов и крестов, т.е. в 20-е годы. Других иллюстраций мы не находим, видимо, они были уничтожены богоборцами.
В 30-е годы на землях бывшего монастыря был создан птицесовхоз и возник поселок Украинский, но в котором до сих пор почему-то не могут построить достойного храма - никак не соберут деньги… А о восстановлении монастыря даже речь не идет.

Фрагмент карты Кубанской области в 1902 г. В центре - Покровский монастырь
Фрагмент современной карты Динского р-на




















Вот старинная карта Динского района Кубанской области за 1902 г. с Покровским монастырем в центре, а это - современная карта Динского района, где мы обозначили место уничтоженного Покровского монастыря и место неподалеку, где построено подворье нашего монастыря.

По Промыслу Божию наше монастырское подворье приняло эстафету времени. И мы чувствуем, что за наш монастырь молятся убиенные почти 100 лет назад монахини, и по их молитвам довольно быстро удалось возвести здесь все то, что Вы видите. И многое в нашем монастыре напоминает Покровский монастырь. Об этом мы недавно опубликовали подробную статью в газете «Православный Голос Кубани».

А теперь выйдем со двора через северные ворота и увидим еще одно здание в старинном стиле.

Православная клиника
Ниша для иконы святителя Луки Крымского

















10. ПРАВОСЛАВНАЯ КЛИНИКА. Здесь в соответствии с президентским указом и указом Святейшего Патриарха Кирилла от 2013 г., создается православная клиника при монастыре, она построена за пределами стены рядом с северо-восточной башней и тоже красиво оформлена, у входа с красивыми ажурными решетками устроены цветники. На фасаде Вы видите арочную нишу для иконы – в ней будет икона святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) – он был одновременно и архиепископом, и известным хирургом, т.е. служил и Богу и людям. Этому святому и посвящена православная клиника. Сейчас идет внутренняя отделка кабинетов. И в скором времени высококвалифицированные православные врачи (онколог, терапевт, хирург, эндокринолог, стоматолог, гинеколог, невропатолог, психиатр и др.) будут принимать, обследовать и лечить православных больных за пожертвования. Руководить клиникой будет Дудик Юрий Евгеньевич, о котором мы говорили в самом начале нашего рассказа о монастыре «Всецарица». Он и онколог, и ктитор нашей обители.

Сестринский корпус
Трапезная для паломников
В трапезной проводятся беседы с паломниками
Спальня для паломников
Плодоносящий сад
В огороде
В теплице выращиваем рассаду
Виноградник, теплица














































































Рядом с клиникой – большой корпус, который достался нам от сад-бригады, его отремонтировали и сделали пристройку; теперь здесь и сестринские кельи, и кухня, и просфорня, и трапезная для паломников, и ночлег для паломников, и склады и разные другие помещения. Рядом с корпусом – сад, виноградник, огород, ягодник, теплица.

11. ПОДВЕДЕМ ИТОГ ЭКСКУРСИИ. Сейчас, в начале XXI в., нам хочется возвратиться к исконно православным традициям, и этому служит все, что построено в древнем стиле на нашем монастырском подворье по проектам Заслуженного архитектора России Вячеслава Николаевича Ижикова, которому мы все очень благодарны. Его стараниями, стараниями нашей игумении Неониллы, стараниями благодетелей и православных храмостроителей украсился пейзаж Динского района, возобновились монашеские молитвы на этой земле. Просим Вас молиться о скорейшем освящении наших храмовых сооружений, а также клиники.

Если у Вас есть вопросы по нашему монастырю, Вы можете их задать.
Если нет – Ангела-Хранителя, приезжайте еще.

Ветераны и инвалиды на экскурсии
Школьники на экскурсии
Паломники на экскурсии
Паломники слушают рассказ о создании Гефсиманского сада
У источника - школьники
Обратный путь лежит снова через Аллею Покаяния



















































Экскурсия по подворью с опорой на историю Православия, с благословения игумении Неониллы, была разработана насельницей монастыря монахиней Елисаветой весной 2016 г.

 
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

Идет 5-я седмица Великого поста, в ней есть две особенные уставные службы, любимые и монашествующими, и мирянами

Прием паломников в монастыре «Всецарица» как форма миссионерской работы

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.