ЭКСКУРСИЯ ПО СВЯТЫНЯМ ПОДВОРЬЯ ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕЦАРИЦА»
Небольшое вступление – о монастыре. Дорогие паломники, Вы приехали в Динской район, на подворье женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Пресвятая Богородица особенно помогает молящимся перед этой иконой от рака и от колдовства. Наш центральный монастырь находится в городе Краснодаре, на улице Димитрова в микрорайоне Черемушки, рядом с краевым онкологическим диспансером, и создан он был для того, чтобы онкобольные получали постоянную молитвенную помощь. Возможно, некоторые из Вас были в нашем центральном монастыре в Краснодаре и молились там под византийское пение монашеского хора. До этого в огромном, почти миллионном городе Краснодаре монастырей не было. Святые отцы говорили: «Если в городе есть монастырь, то город спасен». Первый и пока единственный краснодарский монастырь создан православной семьей: нашей нынешней игуменией – матушкой Неониллой (в миру она была Кузьмина Нина Яковлевна - Почетный нефтяник, 43 года проработала в нефтяной промышленности, где заработала деньги и вложила их в строительство монастыря) и ее сыном – это Дудик Юрий Евгеньевич, Заслуженный врач России, хирург-онколог, 25 лет он оперировал больных раком и все операции были удачными, много лет он был главным врачом онкодиспансера и в 2000 г. добился, чтобы под строительство храма «Всецарица» узаконили муниципальную землю. Храм, часовню и келейный корпус построили за 2 года, весной 2003 г. там начались, Богослужения по монастырскому уставу, а летом 2005 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви был утвержден женский монастырь. В монастыре сейчас 13 насельниц, 6 священников. Итак, был создан монастырь в Краснодаре. Но вскоре наши службы стали посещать не только онкобольные и их родственники, но и прихожане из других микрорайонов города, приходить на уроки-экскурсии по Православной Культуре краснодарские школьники, приходить молиться об успешной сдаче сессий студенты вузов (рядом – Кубанский госуниверситет), приезжать паломнические группы из других городов края и из других епархий. Стало понятно, что территория у монастыря маленькая и негде построить помещение, чтобы напоить паломников чаем, да и нужно было развивать монастырь, выращивать фрукты, ягоды, овощи, рыбу, устраивать свою пасеку. И, помолившись об успехе благого дела – устройстве монастырского подворья, матушка Неонилла обратилась к Владыке Исидору и в администрацию края с просьбой выделить землю под подворье. В конце концов землю мы получили здесь, где мы с Вами сейчас находимся, на берегу реки Ставок, на месте бывшей сад-бригады «Красная Звезда». С землей тогда нам помог Вениамин Иванович Кондратьев, нынешний губернатор края, родом он из Динской. Весной 2005 г. Владыка отслужил здесь молебен, установили Крест, освятили эту запущенную землю и стали ее осваивать. Всего здесь сейчас у нас 7 га, из них 3,5 га – молодой вишневый и черешневый сад, расположенный между монастырскими строениями и автотрассой, Вы проезжали мимо него по ивовой аллее. А на второй половине территории находится храмовый архитектурный комплекс внутри монастырской стены с четырьмя угловыми башнями (2 храма – малый в честь прп.Саввы Освященного и большой – Благовещения Пресвятой Богородицы, часовня свт.Николая чудотворца, часовня-колокольня вмч.Георгия Победоносца и игуменские покои). Вблизи храмового комплекса - источник Тихвинской иконы Божией Матери с купелью, 2 пруда (1 - с разноцветными кувшинками, другой мы называем «Лебединое озеро», в нем красуются черные лебеди, будем также разводить рыбу), берег реки (который привели в порядок и обустроили), монастырская лавка, огород, плодоносящий сад (яблони, груши, сливы, алыча, абрикосы, персики), ягодник (клубника, малина и смородина), теплица для выращивания рассады цветов и овощей, новая березовая роща, много цветников и декоративных кустарников по всей территории. В бывшем колхозном складе-ангаре разместились кухня и просфорня, трапезная и спальня для паломников, кабинет завхоза и садовников, складские помещения, а с западной стороны были пристроены кельи для сестер, архиерейская трапезная и зимний сад. Севернее корпуса устроен монастырский погост (кладбище для монашествующих) - пока он, к счастью, пустует. На восток от храмового комплекса находится Кубанская Гефсимания. За стеной монастыря, рядом с Кубанской Гефсиманией и большим корпусом построена будущая православная клиника. Вот все, что есть на нашем подворье. Таким образом, вся территория за 11 лет оказалась приведенной в порядок и освоенной. Целей у подворья нашего монастыря несколько: 1) восстановить монашеские молитвы в Динском районе, т.к. после уничтожения большевиками в 20-е годы прошлого века большого и богатого Покровского женского монастыря в районе не было монастырей; 2) получение сельскохозяйственной продукции; 3) прием паломников; 4) создание подобий нескольких мировых православных святынь, которые помогут людям представить, какими были архитектурные храмовые сооружения и как молились в разные эпохи и в разных православных странах.
| | | | Вид на подворье монастыря с автодороги | |
| | | | Въездная арка | |
| | | | Аллея Покаяния посвящена убиенным насельницам Покровского монастыря | |
От оживленной автодороги М4 «Дон» Москва – Сочи путь к нашему подворью ведет через аллею из плакучих ив, называемую Аллеей Покаяния, она посвящена убиенным насельницам Покровского женского монастыря. Аллея посажена в 2009 году, ивы выросли высокими, их ветви свисают до земли. Аллея словно соединяет два монастыря – уничтоженный в XX веке и созданный неподалеку через 90 лет в XXI веке.
| | | | Архитектурный комплекс по проекту архитектора Ижикова | |
Все архитектурные храмовые сооружения нашего монастыря построены в древнем стиле (древнерусском и византийском) по проектам Заслуженного архитектора России Ижикова Вячеслава Николаевича, который живет в самом центре Золотого Кольца России – городе Переславле-Залесском. Основные иконописные работы для монастыря выполнял и выполняет иконописец Поляков Валерий Александрович, член Московского Союза Художников, также в древнем стиле. С этими специалистами матушка Неонилла сотрудничает почти 15 лет.
А теперь давайте пройдем по территории и посетим святыни, которые есть на нашем подворье.
Если следовать истории развития Православного Христианства, то начать нашу экскурсию по святыням нужно с Кубанской Гефсимании. Это подобие очень древней мировой христианской святыни - Гефсиманского сада в Иерусалиме, в котором молился Господь Иисус Христос перед Крестной смертью.
| | | | Кубанская Гефсимания | |
1) КУБАНСКАЯ ГЕФСИМАНИЯ. Ее создание было задумано матушкой Неониллой около 4-х лет назад и благословлено Владыкой Исидором. Это место помогает нам представить евангельские события, которые произошли почти две тысячи лет назад в Иерусалиме. Мы постарались максимально воссоздать в наших условиях мировую святыню, находящуюся на Елеонской горе. Кубанская Гефсимания включает Гефсиманский сад на Кубани, пещеру Апостолов во дворике за каменной оградой, и там же находится Камень Моления и над ним два барельефа – «Моление о Чаше» и «Взятие Иисуса Христа под стражу». Здесь, у сада, у пещеры Апостолов и у барельефов мы вспоминаем события I века - земную жизнь Господа Иисуса Христа и его учеников-апостолов, молитву Его в Гефсиманском саду, предательство Иуды, взятие Христа под стражу, неправедный суд, распятие и Крестные страдания Господа, затем – гонения на апостолов (позднее все они были убиты, кроме апостола Иоанна Богослова) и вообще на христиан.
| | | | В Гефсиманском саду на Кубани | |
| | | | Сад находится восточнее храмового комплекса | |
| | | | Колодец в Гефсиманском саду на Кубани | |
Устройство нашего Гефсиманского сада началось поздней осенью 2012 г. и продолжалось в течение полутора лет. Матушке игумении, ктитору, сестрам и трудникам обители помогали специалисты высокого уровня, благодетели нашего монастыря и некоторые паломники. В результате весной 2013 г. в саду была уже ажурная ограда (копия ограды с восточной стороны Гефсиманского сада в Иерусалиме), были дорожки и бордюры, росли деревья и цвели цветы. Конфигурация и размеры сада, всех его куртин и дорожек, колодца и скамеек, расположение и форма деревьев в точности повторяют Гефсиманский сад в Иерусалиме в том виде, как он выглядит сейчас. Чтобы все это повторить, матушка игумения командировала в Иерусалим наших садовников-дизайнеров - Эльвиру Сергеевну и Олега Станиславовича, которые там в Гефсиманском саду все сфотографировали, измерили и изучили. За садом в Иерусалиме следят католические монахи, и один из них даже помогал держать сантиметровую ленту, когда узнал, для чего это нужно приехавшим из далекой России. Конечно, молиться вместе с католиками мы не можем, а сотрудничать в работе можно, ведь благодаря католикам был огорожен и сохранен от застройки участок Гефсиманского сада, хотя на Елеонской горе сейчас очень много всего построено, а оливковых зарослей, что были в древности, почти не осталось. Олег и Эльвира изучили состав цветочно-декоративных растений Гефсиманского сада и повторили его у нас, причем семена очень многих растений привезли из Иерусалима (иссопа, лаванды и других). И эти растения не просто украшают сад и наполняют дивным ароматом. Они несут с собой ощущение святости земли, созданной для нас Богом, ощущение близости той Святой Земли, где жил и ходил Господь наш Иисус Христос - земли, так желанной для каждого православного человека. Оливковые деревья, неустойчивые к морозам, в нашем саду и вокруг него нам пришлось заменить очень похожими внешне на них деревьями Лоха серебристого, которые привели с Таманского полуострова, они выдерживают до 40 градусов мороза, это дерево – родственник облепихи, и плоды его съедобные, они вкусные и лечебные (плоды и их отвар можно применять как тонизирующее, общеукрепляющее, снижающее температуру и воспаление средство, а также при колитах и поносах, как отхаркивающее и мочегонное).
| | | | Во дворике Пещеры | |
Дорожки сада окаймлены известняком из Гуамского ущелья, этот камень аналогичен иерусалимскому. Им облицован и устроенный в юго-западной части сада колодец. Он также является точной копией своего иерусалимского оригинала. В этом колодце у нас хранятся баллоны с Крещенской водой, а полив производится по шлангам из скважины, которая находится в 50 м от сада, за православной клиникой. У восточной ограды среди аккуратно подстриженного иссопа установлены четыре каменные белые скамейки, как в Гефсиманском саду в Иерусалиме. А теперь зайдем во дворик пещеры.
| | | | Таблички у входа в сад | |
| | | | Во дворике Пещеры | |
| | | | Вход в пещеру | |
У входа укреплены надписи на белой мраморной плите «Хортус Гефсемани» по-гречески и черная стрелочка «Энтри» (вход) – такие же, как у Гефсиманского сада в Иерусалиме, и фонарики подобраны такие же. А по-русски мы написали «Гефсиманский сад» потому, что к нам приезжают почти все русские. Во дворике находится пещера, символизирующая место, где, по Евангелию, Господь Иисус Христос оставил апостолов Петра, Иакова и Иоанна и просил их молиться, а они от усталости или от печали уснули, пока Он молился у камня. В Иерусалиме пещеру оформляли католики, там у входа сделаны белые колонны, но повторять католическую архитектуру мы не стали, она более поздняя. Наша пещера сооружена в стиле раннехристианских каменных построек, на расстоянии «вержения камня» от сада, как написано в Евангелии («вержение камня» - это расстояние, где падает брошенный камень). В Иерусалиме пещера расположена дальше от сада, на территории монастыря Марии Магдалины, но мы последовали указанию Евангелия. Пещеру венчает каменный Крест, также раннехристианской формы, с прямой нижней перекладиной. Дворик пещеры выложен светлым камнем, украшен цветами, огорожен невысокой стеной из глыб известняка. Как и в Древнем Иерусалиме, здесь использованы только природные материалы, поэтому и легко почувствовать атмосферу близкую Святой Земле. У входа в пещеру выбитая в камне надпись по-славянски и по-английски гласит: «Бдите и молитеся да не внидете в напасть» (Мк. гл. 14, ст. 38) – эти таблички такие же, как у пещеры Апостолов в Иерусалиме. Это слова Спасителя, обращенные к апостолам, но они относятся и ко всем нам, ищущим спасения. Они объясняют нам необходимость пробудиться от духовного сна и пребывать в бдении и молитве, особенно в наше время и в нашей стране.
| | | | Камень Моления и барельефы во дворике пещеры | |
| | | | Иконы в пещере | |
В ограде пещеры установлен камень Моления о Чаше, подобный иерусалимскому. В Евангелии сказано: «Он молился до кровавого пота», поэтому камень был найден в Гуамском ущелье красноватый. Известным скульптором из Беларуси Эдуардом Астафьевым выполнены барельефы «Моление о Чаше» и «Взятие Иисуса Христа под стражу»; они являются точными копиями иерусалимских барельефов, выполненных итальянским скульптором Торетти; до сих пор больше нигде не было сделано копий этих барельефов. 5 икон для нашей пещеры написаны иконописцем Валерием Поляковым; они являются копиями икон, находящихся в пещере вблизи Гефсиманского сада в Иерусалиме. 30 сентября 2014 г. Кубанская Гефсимания была торжественно освящена митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором с сослужащими священниками и диаконами. Владыке сделали кропило из иссопа, и он после молебна кропил иссопом все, что освящал – сад, колодец, дворик, камень Моления, барельефы, пещеру (она освящена по чину часовни) и иконы в ней, а также всех присутствующих (как в 50-м псалме царя Давида: «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся» - только в ветхозаветные времена освящение совершали не святой водой, а кровью жертвенных животных). В конце праздника, после молебна прошли по саду монашествующие (наши и приглашенные из других монастырей Кубани – Михайловой пустыни, Крестовой пустыни, Апшеронского, Кореновского), и наши певчие сестры пели песню иеромонаха Романа «Иерусалим, Иерусалим, город моего Христа». А миряне тоже шли крестным ходом, но вокруг сада за оградой.
| | | | В этой пещере мы читаем Псалтирь | |
| | | | Эта пещера - молитвенное место монахинь | |
В пещере Апостолов в Великий пост в прошлом и в этом году монашествующие читали Неусыпаемую Псалтирь и списки поминания, а у барельефов в прошлом году после Великого поста до поздней осени 3 раза в неделю читали акафист Страстям Христовым священник и сестры, и к ним часто присоединялись паломники. Чтение акафиста мы возобновим после открытия Благовещенского храма. Крестный ход по Гефсиманскому саду мы совершали также в Страстную Пятницу и в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, это становится традицией нашего монастыря. Итак, здесь мы можем помолиться, приложиться к Камню Моления и представить себя в 1 веке в Иерусалиме. Ведь Спаситель молился и за нас тоже, чтобы мы могли спастись в вечности.
| | | | Это любимое место паломников | |
| | | | Вид на храмовый комплекс из дворика Пещеры | |
Из дворика Пещеры Апостолов хорошо виден почти весь монастырский храмовый комплекс.
| | | | Дорожка из разноцветной плитки ведет нас к источнику | |
| | | | Одна из лагун на берегу реки | |
А теперь давайте пройдем к источнику. Выложенная плиткой дорожка ведет к нему вдоль южной стены. Слева – берег реки Ставок, на берегу посажены плакучие ивы, разные кустарники, устроен розарий, лагуны (озерца) с красивыми водными растениями. Вообще, на территории много красивых уголков, где цветут разнообразные растения, благодаря знаниям и умениям специалистов – наших садовников-дизайнеров Олега и Эльвиры, которые берут пример с русских женских монастырей Святой Земли и старых российских монастырей. Но вот мы подошли к источнику.
| | | | Источник оформлен диким камнем | |
| | | | Источник и купель оформлены в греческом стиле | |
2) ИСТОЧНИК ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Он обустроен по типу греческого древнего чудотворного источника Пресвятой Богородицы на Святой Горе Афон, где, по преданию на морском берегу забил источник в тот момент, когда на афонскую землю (один из Своих уделов) ступила Богородица в 48 г. по Р.Х., потом там был построен мужской монастырь и в начале XI в. явилась по волнам Иверская икона Божией Матери. Наш источник посвящен Пресвятой Богородице, т.к. он забил в Богородичный праздник 9 июля – в праздник явления Тихвинской иконы Божией Матери на Руси. Это было в 2007 году, когда здесь из колхозной кузницы мы сделали первый маленький храм и стали в нем молиться, намаливать эту запущенную землю. При попытке соединить два ранее вырытых пруда экскаватор зачерпнул первый ковш земли, а из-под земли забили три мощных фонтана воды – холодной, чистой и вкусной. Об этом событии матушка Неонилла сообщила митрополиту, и он прислал епископа Тихона посмотреть. Владыка Тихон подтвердил наше предположение, что это источник, и спросил, какой же вчера был праздник. В календаре нашли, что Тихвинской иконы Божией Матери. Тогда он благословил установить Крест на этом месте, назвать источник Тихвинским и обустроить его, сделать купель, и чтобы водой пользовался не только монастырь, а все жители Кубани и паломники, едущие по автотрассе М4 «Дон» (Москва – Сочи), и это было сделано. Гидрологи определили устье источника и то, что он бьет из подземного озера. Температура воды от 4 до 8 градусов, зимой источник не замерзает. Источник и купель отделали диким камнем, на крышах установили византийские кресты. 9 июля 2008 г. епископ Тихон освятил источник и купель при стечении православного народа.
| | | | В купели источника вода чистая | |
| | | | Икона ,,Тихвинская,, и лампада в купели | |
| | | | Погружаться сдедует с благоговением | |
Внутри купели на восточной стене – Тихвинская икона Божией Матери и перед нею горит лампада, а также звучит запись пения акафиста Тихвинской иконе (поют сестры Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге). С тех пор уже 10-й год этот источник дает нам воду, и в книге отзывов о чудесах от источника, которая хранится в монастырской лавке рядом с ним, уже много записей о случаях исцеления – от болезней суставов, псориаза, рожи, гипертонии, бронхиальной астмы, даже от менингоэнцефалита, от бесплодия… Если Вы захотите почитать эту книгу, можете это сделать после экскурсии. У источника и в купели размещены правила поведения на источнике и погружения в купель. Каждый год 9 июля здесь у нас бывает большой праздник – после литургии из малого храма все идут к источнику, здесь бывает молебен, потом – Крестный ход вокруг монастыря, а затем для всех присутствующих трапеза в паломнической трапезной. Источник был первым чудом на нашем подворье, и его дала нам Сама Пресвятая Богородица. После того, как забил источник, решено было на подворье заниматься только растениеводством, а животноводством не заниматься, чтобы не было запаха. Итак, здесь мы можем не только окунуться и набрать воды, но и представить себя у Богородичного источника на Святой Горе Афон. Паломники, которые побывали в Греции, приехав к нам, говорят, что в Греции они видели именно такие источники.
| | | | Пруд с кувшинками | |
| | | | Пруд ,,Лебединое озеро,, | |
| | | | Беседка-ротонда над прудом | |
| | | | Игумения Неонилла всегда рада гостям | |
Рядом с источником вы видите два пруда: в одном разноцветные кувшинки (дар нашей обители от ботанического сада Кубанского Госуниверситета), а в другом – лебеди (мы называем этот пруд «Лебединое озеро») и беседка-ротонда над водой.
| | | | Войдем во двор через западную калитку | |
| | | | Святыни в монастырском дворе | |
Теперь давайте пройдем мимо колокольни, между прудом и стеной, и зайдем в монастырский двор через кованую калитку в западной стене. Здесь нашему взору предстает храмовый архитектурный комплекс, который создавался с 2007 по 2013 год. В 2007 г. – малый храм в честь прп.Саввы Освященного, в 2010 г. – монастырская стена и игуменские покои, в 2012-2013 гг. – большой храм, часовня и колокольня (они построены на свайных фундаментах).
Если следовать истории Православия, то сначала нам нужно обратить свое внимание на величественный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородиц, сооруженный в стиле византийской архитуктуры.
| | | | Благовещенский храм | |
| | | | Храм со стороны алтарной апсиды | |
| | | | Монументальность византийской архитектуры | |
| | | | Купол храма Благовещения и крест с цатой (полумесяцем) | |
3) ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Он находится в восточной части монастырского двора. Это главный наш храм, и не случайно архитектор спроектировал его в древнем - византийском стиле, потому что Православие сформировалось в недрах Византийской империи. Этот храм производит впечатление мощи и силы. У него широкий синий купол (синий – цвет Пресвятой Богородицы), на куполе – восьмиконечные вифлеемские звезды и византийский крест с полумесяцем. Полумесяц был символом императорской власти в Византии. Храм крестовокупольный, в нем толстые (метровые) стены, узкие арочные окна, массивные металлические двери с крестами. С восточной стороны к храму примыкает полукруглая апсида, в которой находится алтарь. При сооружении этого храма архитектор взял образцом Софийский собор в Константинополе, но он уменьшил его в 4 раза и несколько упростил. Свет проникает через 12 окон в барабане а в Софийском соборе их 48). Диаметр купола нашего храма 8,5 м, а в Софийском соборе 32 м. Из истории Вы помните, что христианское государство Византийская империя было создано в 4 веке императором Константином Великим - впервые в языческой Римской империи пришел к власти император-христианин (в христианской вере его воспитала мама). Он в 330 г. перенес столицу из Рима в город Византия (а позднее ее переименовали в Константинополь в честь этого императора), империю назвал Византийской, прекратил гонения на христиан и сделал христианство государственной религией. Возник и развивался византийский стиль архитектуры: его важнейший элемент - кирпичный купол (часто на барабане), с мозаиками на внутренней поверхности, вес купола передается четырем массивным столбам внутри здания посредством парусов (это такие сферические треугольники с вершиной, направленной вниз), делались также полукупола, арки, своды, колонны; внутренние архитектурные детали - колонны, капители, вставные панели, решетки, облицовка стен, полы - изготавливались из разных видов мрамора и порфира (камня, по составу близкого к граниту). В Византии было построено очень много храмов, главный из них – Софийский собор. Первый храм на его месте был построен Константином Великим в 360 г., но вскоре он сгорел, при следующих императорах еще несколько раз на том же месте строили храмы, но они тоже сгорали. В 6 веке император Юстиниан решил построить столь огромный и величественный собор, который не смогли бы сжечь, и это было сделано, хотя на строительство потратили 2 годовых бюджета Византийской империи. Параллельно развивалась византийская иконопись, византийская мозаика, византийское одноголосое протяжное пение. В середине 15 века Византию захватили турки, они многое разрушили и разграбили, к Софийскому собору пристроили минареты и превратили его в мечеть, византийскую роспись внутри замазали и расписали храм иероглифами, и они даже позаимствовали эмблему Византии - полумесяц и сделали его своей эмблемой. В настоящее время Собор Святой Софии служит музеем, и в нем представлены и православные и исламские символы. Хотя Византийской империи уже полтысячелетия нет, но от православной Византии много что осталось и используется сейчас. Пример византийской архитектуры - наш храм Благовещения. Сохранилось византийское пение - наши певчие сестры освоили его и поют на службах; византийская иконопись - иконостас в новом храме написан иконописцем Валерием Поляковым в византийском стиле, византийские мозаики. Внутри храм Благовещения также обустроен в византийском стиле – мозаики на полу из мрамора и гранита (подражание Софийскому Собору), мраморные панели-полотенца и подоконники, каменный иконостас. В алтаре престол и жертвенник из белого мрамора без всяких украшений, с восточной стороны престола устроена ниша для святых мощей (так делали в древности - это видно, если посмотреть на рублевскую икону Святой Троицы, где стол – это престол, и в нем ниша). Для освещения – огромный красивый хорос с иконами, лампадами и свечами, и во время литургии внешний круг хороса будет медленно покачиваться вокруг внутреннего (символизирующего Бога-Творца), как это делалось в древней Византии. Освящаться Благовещенский храм будет в один из Богородичных праздников через несколько месяцев. Пока что в нем была отслужена только одна литургия – 3 года назад Владыка Исидор служил здесь в праздник Тихвинской иконы Божией Матери (хотя в храме еще не было даже полов и не были оштукатурены стены, но все необходимое для архиерейской службы было найдено и храм внутри был щедро украшен цветами), а после литургии Владыка освятил купола и Кресты для этого храма и для часовни Николая Чудотворца, которые накануне привезли и поставили посреди двора на траве. После архиерейской литургии из храма все вынесли и продолжали внутреннее строительство. Таким образом, в этом Благовещенском храме мы сможем представить себя в древней Византии.
| | | | Храм преподобного Саввы Освященного у северо-западной башни | |
Напротив храма Благовещения Вы видите малый храм, отделанный диким камнем, с медной крышей и медным куполом. Это первый наш храм, и он служит нам уже десятый год.
| | | | Вход в пещерный храм прп.Саввы Освященного | |
| | | | Храм прп.Саввы Освященного внутри по размеру таков, какова была его первая пещерная келья | |
| | | | Икона прп.Саввы освященного | |
| | | | Дети слушают рассказ о преподобном Савве Освященном | |
4) ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ ОСВЯЩЕННОГО. Прп.Савва Освященный жил и подвизался в Палестине в V-VI вв. – в то самое время, которое считается временем расцвета, или золотым веком монашества в Египте, Сирии и Палестине (4-8 вв.), ведь Православие развивалось там одновременно с его развитием в Византии. Этот великий подвижник 8-летним ребенком ушел в монастырь, т.к. очень хотел стать монахом, в 17 лет он принял постриг, а в 30 лет удалился в скалистую Иудейскую пустыню, чтобы там подвизаться в отшельничестве. Он нашел естественную пещеру в скале, поселился в ней и стал молиться. Обратите внимание на небольшие внутренние размеры этого нашего храма – чтобы представить себя молящимися вместе с преподобным Саввой в его первой пещерной келье, мы здесь повторили ее размеры (длину, ширину и высоту), и потолок сделан заниженный сводчатый – чтобы больше было похоже на пещеру. В пещеру преподобного стали приходить люди, желавшие тоже стать монахами, и вместе с ними прп.Савва построил Великую Лавру – огромный монастырь, который существует уже более полутора тысяч лет. Представьте себе – в 5-6 веке, без всякой современной техники, монахи, которые трудятся во славу Божию, т.е. без зарплаты, вырубили в скалах монастырь – и мощную стену по рельефу местности, и храмы, и часовни, и корпуса! – нам сейчас такие труды даже невозможно представить, а не то что выполнять. Этот монастырь существует в Палестине и сейчас, и туда приезжает много паломников из разных стран, и мы посещали его, но женщин внутрь не пускают. Как раз после посещения Лавры преподобного Саввы первый наш храм на подворье было решено освятить в его честь, это произошло в августе 2007 г. Вот на ростовой иконе изображен прп.Савва Освященный. Вы видите, что это монах – у него монашеская мантия со складками, в руке у него жезл – это означает, что он игумен монастыря (у нашей матушки тоже есть игуменский жезл), у него черный с красной вышивкой схимнический параман (схима – это высшая ступень монашества), а на заднем плане внизу – созданная им Великая Лавра в Иудейской пустыне. Однако он известен не только как строитель и игумен – ведь в руке он держит еще и свиток, символизирующий созданный им Богослужебный Иерусалимский устав – т.е. он был еще и человеком интеллектуальным. И на этом уставе до сих пор в значительной мере базируется православное Богослужение. Преподобный Савва Освященный прожил около 100 лет, т.е. почти век в монашестве, и по его молитвам совершилось много чудес. А у его мощей наблюдались случаи исцеления от рака. Поэтому в Благовещенском храме у нас будет ковчег с частицей его мощей. Вот в честь кого освящен этот храм. Мы молимся прп.Савве Освященному, и он нам помогает все это время – нести послушания, строить подворье, становиться духовнее. Кстати, в его Лавре главный храм – собор Благовещения. В названиях своих построек на подворье мы сначала подражали Великой Лавре, где есть часовня Георгия Победоносца и пещерный храм Николая чудотворца. Иконостас в храме деревянный с византийской резьбой (византийские кресты и растительные орнаменты), нам его изготовили в Екатеринбурге. В нем иконы «Господь Вседержитель» и икона Божией Матери «Тихвинская» (т.к. на подворье источник в Ее честь). Икон святых подвижников немного, но есть образы всех чинов святости – архангел Михаил, апостолы, святители, благоверные князья, преподобные, мученики и великомученики, преподобномученицы, священномученик, блаженные, пророк, праведные… В следующем году мы будем отмечать 10-летие освящения этого храма. Престольный праздник – 18 декабря, иногда здесь служит Владыка. Когда мы молимся в этом уютном храме, нам кажется, что рядом с нами молится преподобный Савва.
А теперь выйдем во двор, чтобы увидеть самое интересное - 4 постройки, которые напоминают нам Святую Русь. Языческая Древняя Русь приняла Православие от Византии. Послы князя Владимира, побывав на богослужении в Софии Константинопольской, свидетельствовали, что такой красоты, как у греков, они нигде не видели. И вот в 988 г. святой равноапостольный Великий князь Владимир крестил Русь. Тогда на Руси стало распространяться Православие, и вскоре Русь стали называть Святой Русью. Здесь о ней напоминают нам и монастырская стена, и часовня, и колокольня, и игуменские покои. Опираясь на византийские традиции, русские мастера создавали свои формы храмов и иконописи. Мы видим, что русские постройки отличаются от византийских – и куполами (они другой формы), и окнами (их не так много, и они маленькие) и разнообразными украшениями (например, кокошники над окнами).
Вот перед нами белая изящная монастырская стена.
| | | | Монастырская стена сооружена в древнерусском стиле | |
| | | | Стена построена по рельефу местности | |
| | | | Угловая башня с трубящим Ангелом | |
| | | | Трубящий Ангел на башне | |
| | | | Центральные (восточные) ворота | |
5) МОНАСТЫРСКАЯ СТЕНА. Двор окружен белокаменной монастырской стеной. Монастыри с древности принято было окружать высокими стенами – как для защиты от разбойников и чужеземцев, так и для сохранения намоленной монашествующими благодати. Прототипом нашей стены послужили стены монастырей Золотого Кольца России XVI в. Это не копия стены какого-то монастыря, но это тот архитектурный стиль. Вы видите, что северная стена построена по рельефу местности, как было принято с древности. Стена – почти правильный квадрат, по периметру около 300 м. В стене 4 круглые угловые башни с металлическими крышами и золотистыми Ангелами-флюгерами. Но это не просто красивые флюгеры. Эти Ангелы несут глубокий смысл – Вы видите, что каждый Ангел держит византийский крест и трубу. О чем же они трубят? Вспомним Апокалипсис (Откровение св. апостола Иоанна Богослова), там есть слова «Первый Ангел затрубил… Второй Ангел затрубил… Третий Ангел затрубил…» - и трубят 7 ангелов, и начинаются страшные события на небе и на земле – солнце гаснет, луна становится как кровь, звезды спадают с неба, небо сворачивается как свиток, огненная гора падает в море и там гибнет все живое и т.д. Старой Земли больше не будет, будет новая Земля, будет Горний Иерусалим, в который попадут только праведники. Идет второе пришествие Господа Иисуса Христа и Страшный Суд, когда уже поздно будет каяться. Ангелы напоминают нам, что до тех пор мы должны покаяться в совершенных грехах и стараться жить в молитве и добрых делах, чаще причащаться. Приводить к вере своих живых родственников и молиться об усопших. Конечная цель православного христианина – собраться всей семьей, всем родом в Царстве Небесном, где Господь, Ангелы и святые, и чтобы никто из семьи не попал в преисподнюю, где сатана и его демоны, которые будут вечно мучить грешников, и от них никто не сможет ни убежать, ни спрятаться… Вот о чем напоминают нам трубящие Ангелы на башнях.
Рядом с юго-восточной башней построена изящная часовня. Она совсем близко от храма Благовещения, и здесь легко сравнить византийскую и древнерусскую храмовую архитектуру.
| | | | Часовня святителя Никола | |
| | | | Древнерусская и византийская архитектура рядом (часовня и храм) | |
6) ЧАСОВНЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. Она сооружена в древнерусском стиле, такие часовни строили на Руси в XIV в. У нее медный купол (считается, что медь отпугивает бесов) и красивый ажурный византийский Крест с лучами. В часовне будет совершаться исповедь (однажды, во время архиерейской литургии в храме Благовещения, там уже исповедовались), крещение, соборование, там можно отслужить молебен, панихиду, почитать акафист или Псалтирь – в общем, там можно совершать все службы и требы, кроме литургии, т.к. Причастие возможно только в храме, где есть алтарь, в котором на жертвеннике и престоле готовятся Святые Дары. Икону святителя Николая для этой часовни уже написал Валерий Поляков. Внутри часовня отделана мрамором и гранитом. Освящать часовню будут одновременно с большим храмом.
Совсем рядом с часовней – деревянный сруб - будущие игуменские покои.
| | | | Игуменский домик - образец древнерусского деревянного зодчества | |
7) ИГУМЕНСКИЕ ПОКОИ. Это образец русского деревянного зодчества (как и монастырская лавка, которую Вы видели рядом с источником). В старину на Руси было очень много лесов, и в течение многих веков деревянные постройки преобладали над каменными. Здесь мы можем представить себя в те времена, когда жил преподобный Сергий Радонежский, 700-летие которого отмечали в прошлом году. Когда после смерти родителей – преподобных Кирилла и Марии - он с братом Стефаном ушел подвизаться в лес, то там построил из бревен кельи-срубы себе и брату, а когда к ним стали собираться люди, желающие стать монахами, то он каждому собственноручно строил келью-сруб. В этом домике будет жить матушка игумения, и здесь она также будет принимать гостей – игумений из других монастырей, для них будет гостевая комната с хорошими условиями. Во внутреннем дворике за деревянным забором для монашествующих устроен теневой сад – под старыми деревьями, которые посажены почти полвека назад сад-бригадой, растут теневыносливые растения – подснежники, пролески, цикламены, фиалки, ландыши, морозники, папоротники, хосты, первоцветы, очитки и др.
И, наконец, самое высокое сооружение, которое напоминает нам Святую Русь – колокольня, ее высота 43 м. Она расположена у юго-западной башни, по диагонали от большого храма (т.е. по старинным правилам строительства монастырей).
| | | | Часовня-колокольня в честь Георгия Победоносца | |
| | | | На колокольне 10 шуваловских колоколов | |
8) ЧАСОВНЯ-КОЛОКОЛЬНЯ В ЧЕСТЬ ВМЧ. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА. Прототипом для нее архитектор взял очень известную колокольню Иван Великий в Московском Кремле на Красной площади, построенную в XVII в.; несколько раз ее перестраивали, а в 1812 г. ее разграбили и частично разрушили французы, и по сохранившимся чертежам она была восстановлена. На ней 34 колокола. Еще в давние времена с колокольни Иван Великий читали царские указы – именно тогда возникло выражение «во всю Ивановскую». Для нашего монастыря архитектор уменьшил колокольню в 2 раза и несколько упростил, сохранив основные архитектурные детали. Наша высокая изящная колокольня видна с автотрассы издалека, и красиво отражается в реке Ставок. У нее золоченый купол и Крест, стены украшены кокошниками, поребриками и другими архитектурными деталями. В 1-м ярусе – часовня вмч.Георгия Победоносца, его икона уже написана, полы и панели из мрамора и гранита. Колоколов 10: в 3-м ярусе видны 3 больших колокола, самый большой из них – благовест – весит 1 т; в 4-м ярусе (восьмиграннике) – 7 малых колоколов. Они отлиты на предприятии «Шуваловские колокола» в Ярославской области по старинной технологии из бронзы, олова и серебра. Колокола освятили в 2013 г.: большие освятил иеромонах Феофан (Дудик), наш исповедник, а малые – иеромонах Дометиан (Маркарян), который уже несколько лет служит в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и приезжал к нам оттуда, а начинал он свой церковный путь 12 лет назад в нашем монастыре пономарем. Купол с Крестом для колокольни освятил также иеромонах Дометиан, и они сразу же были подняты и установлены. У колоколов красивый звон, который слышен на далекое расстояние. Все Вы знаете, что звук особенно хорошо распространяется над водой. В Динском районе много речек – Ставок, Кочеты (1-я, 2-я и 3-я), Кирпили, Понура – это все притоки реки Кубань, и поэтому звон бывает далеко слышен. Шуваловские мастера приезжали к нам и обучили сестер-звонарей. Звонили, правда, с этой колокольни мы пока редко – когда служил Владыка, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, в праздник Крещения Господня. Когда будет освящен большой храм и службы станут ежедневными, то будут совершаться все уставные звоны – перед литургией, на «Милость мира» во время освящения Святых Даров, перед вечерней службой и при пении «Честнейшую Херувим». Освящать часовню-колокольню будут одновременно с большим храмом. Итак, в монастырском дворе мы смогли представить себя в благословенных временах Святой Руси.
| | | | Клумба в виде креста во дворе | |
Двор, как и вся территория, красиво оформлен цветниками, например, вот перед вами цветник в виде креста, с бордюрами из дикого камня.
Но шли годы, десятилетия, века. И 20-й век принес русской земле много страданий, есть даже выражение «Россия взошла на свою Голгофу». Особенно тяжело пришлось духовенству и монашествующим. Наглядный пример - Покровский монастырь, о котором хочется рассказать подробнее. 9) В ЭТИХ МЕСТАХ В ХХ ВЕКЕ. После оптимистического рассказа о красивом саде и о красивых храмах придется рассказать и о печальных событиях. Совсем близко отсюда – примерно в десяти километрах, по ту сторону автотрассы, за станицами Динской и Пластуновской в 20-х годах XX в. был полностью уничтожен большевиками-богоборцами большой, красивый и богатый Покровский женский монастырь, землю под устройство которого (в пересчете с десятин на гектары – 135 га) в 19-м веке пожертвовала вдова войскового старшины Анна Радченкова. Управляла монастырем игумения Рафаила, и по сохранившемуся описанию, ее характер очень похож на характер нашей игумении Неониллы – энергичная, неугомонная, настойчивая, и всех окружающих побуждает к деятельности! У нас есть архивная копия Послужного списка игумении, монахинь и послушниц Покровского монастыря за 1902 год – их тогда было 85 – ФИО, возраст, вдова или девица, казачка, крестьянка или мещанка, образование, какие послушания в монастыре выполняла и добросовестно ли их выполняла, имела ли штрафы и т.д. Покровский монастырь процветал. Выращивали зерновые, были дивные фруктовые сады, большая пасека, животноводство. Была воскресная школа, которую посещали дети из ближних хуторов. Но грянули революция и гражданская война. При белогвардейской власти на Кубани в 1919 г. с монастыря стали брать налог на землю. А когда вернулись красные, то были уничтожены и все люди (120 монахинь), и все здания, из храмов разграблена пожертвованная казаками вся драгоценная церковная утварь, облачения, золотые кресты с куполов (а куполов в Покровском соборе было 25). Интересно, что собор этот был белый кирпичный, в византийском стиле, с синими куполами – есть общее с нашим храмом Благовещения! Были конфискованы все деньги (1,5 млн. руб. – тогда это были огромные деньги!) и вся выращенная пшеница (более 500 пудов вывезли автомашинами в Динскую и Краснодар). В монастырь поселили колонию малолетних преступников, а в малом храме сделали для них театр. И некоторое время монахини жили на одной территории с преступниками. Летом 1921 г. у монастыря были изъяты печать и угловой штамп. Все это нам известно из брошюры о создании Покровской общины (издана в 1899 г. в Ставрополе, тогда здесь была Ставропольская епархия. Брошюру нам подарила наша пожилая прихожанка.), из старых справочников и из материалов Государственного архива Краснодарского края, с архивными документами нам очень помог сотрудник архива Александр Владимирович Бабич. После изъятия печати и штампа архивные данные о Покровском монастыре прерываются. Летом 1921 г. на базе монастыря была организована сельхозартель «Правда», где трудились насельницы разграбленного монастыря. О том, как они погибли, в мы настоящее время имеем только устное свидетельство - одна из монахинь Апшеронского женского монастыря (нашей же епархии), родом из станицы Динской, рассказала нам, что знает от своих предков следующее: со всех монахинь Покровского монастыря сняли монашеское облачение и раздели до сорочек, и в таком виде их, плачущих, пригнали в станицу Динскую, где в одном из домов мучили, а затем расстреляли. Основываясь на этом устном свидетельстве, мы молимся на каждой панихиде в нашей обители об убиенной игумении Рафаиле с сестрами и священниками. Вечная им память! Печально только то, что если бы мы стали искать захоронение, то в монашеских облачениях никого бы не нашли, а это является препятствием для их канонизации. Монастырские храмы были разрушены стрельбой из тяжелых орудий прямой наводкой с ближних курганов - об этом мы нашли в Динской районной газете.
| | | | Художник В.А.Бондарев с картиной Покровского собора | |
Вот фотография местного художника Василия Бондарева, который по воспоминаниям и сохранившемуся фото написал картину «Покровский собор», он держит ее в руках, но собор здесь уже без куполов и крестов, т.е. в 20-е годы. Других иллюстраций мы не находим, видимо, они были уничтожены богоборцами. В 30-е годы на землях бывшего монастыря был создан птицесовхоз и возник поселок Украинский, но в котором до сих пор почему-то не могут построить достойного храма - никак не соберут деньги… А о восстановлении монастыря даже речь не идет.
| | | | Фрагмент карты Кубанской области в 1902 г. В центре - Покровский монастырь | |
| | | | Фрагмент современной карты Динского р-на | |
Вот старинная карта Динского района Кубанской области за 1902 г. с Покровским монастырем в центре, а это - современная карта Динского района, где мы обозначили место уничтоженного Покровского монастыря и место неподалеку, где построено подворье нашего монастыря.
По Промыслу Божию наше монастырское подворье приняло эстафету времени. И мы чувствуем, что за наш монастырь молятся убиенные почти 100 лет назад монахини, и по их молитвам довольно быстро удалось возвести здесь все то, что Вы видите. И многое в нашем монастыре напоминает Покровский монастырь. Об этом мы недавно опубликовали подробную статью в газете «Православный Голос Кубани». А теперь выйдем со двора через северные ворота и увидим еще одно здание в старинном стиле.
| | | | Православная клиника | |
| | | | Ниша для иконы святителя Луки Крымского | |
10. ПРАВОСЛАВНАЯ КЛИНИКА. Здесь в соответствии с президентским указом и указом Святейшего Патриарха Кирилла от 2013 г., создается православная клиника при монастыре, она построена за пределами стены рядом с северо-восточной башней и тоже красиво оформлена, у входа с красивыми ажурными решетками устроены цветники. На фасаде Вы видите арочную нишу для иконы – в ней будет икона святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) – он был одновременно и архиепископом, и известным хирургом, т.е. служил и Богу и людям. Этому святому и посвящена православная клиника. Сейчас идет внутренняя отделка кабинетов. И в скором времени высококвалифицированные православные врачи (онколог, терапевт, хирург, эндокринолог, стоматолог, гинеколог, невропатолог, психиатр и др.) будут принимать, обследовать и лечить православных больных за пожертвования. Руководить клиникой будет Дудик Юрий Евгеньевич, о котором мы говорили в самом начале нашего рассказа о монастыре «Всецарица». Он и онколог, и ктитор нашей обители.
| | | | Сестринский корпус | |
| | | | Трапезная для паломников | |
| | | | В трапезной проводятся беседы с паломниками | |
| | | | Спальня для паломников | |
| | | | Плодоносящий сад | |
| | | | В огороде | |
| | | | В теплице выращиваем рассаду | |
| | | | Виноградник, теплица | |
Рядом с клиникой – большой корпус, который достался нам от сад-бригады, его отремонтировали и сделали пристройку; теперь здесь и сестринские кельи, и кухня, и просфорня, и трапезная для паломников, и ночлег для паломников, и склады и разные другие помещения. Рядом с корпусом – сад, виноградник, огород, ягодник, теплица.
11. ПОДВЕДЕМ ИТОГ ЭКСКУРСИИ. Сейчас, в начале XXI в., нам хочется возвратиться к исконно православным традициям, и этому служит все, что построено в древнем стиле на нашем монастырском подворье по проектам Заслуженного архитектора России Вячеслава Николаевича Ижикова, которому мы все очень благодарны. Его стараниями, стараниями нашей игумении Неониллы, стараниями благодетелей и православных храмостроителей украсился пейзаж Динского района, возобновились монашеские молитвы на этой земле. Просим Вас молиться о скорейшем освящении наших храмовых сооружений, а также клиники.
Если у Вас есть вопросы по нашему монастырю, Вы можете их задать. Если нет – Ангела-Хранителя, приезжайте еще.
| | | | Ветераны и инвалиды на экскурсии | |
| | | | Школьники на экскурсии | |
| | | | Паломники на экскурсии | |
| | | | Паломники слушают рассказ о создании Гефсиманского сада | |
| | | | У источника - школьники | |
| | | | Обратный путь лежит снова через Аллею Покаяния | |
Экскурсия по подворью с опорой на историю Православия, с благословения игумении Неониллы, была разработана насельницей монастыря монахиней Елисаветой весной 2016 г.
|