Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









Предисловие к разделу Покров Пресвятой Богородицы. Часть 2.

Гликофилусса ("Сладкое лобзание"). Афон. Филофеевский монастырь.
Евангелие упоминает о братьях Богочеловека 102; на это обстоятельство указывают хулители Приснодевы, как на подтверждение своего мнения. Но достоверное предание Православной Церкви объясняет, что название братьев Господа носили сыновья праведного Иосифа, обручника Божией Матери от первой жены его. Они носили название братьев Господа точно в таком же отношении, в каком Иосиф назывался Его отцом. Сама Богоматерь именовала так Иосифа. Нашедши двенадцатилетнего Господа в храме иерусалимском, она сказала Ему: Чадо, что сотвори нама тако? Се отец Твой и Аз боляще искахом Тебе 103. Современные иудеи, не знавшие зачатия от Святаго Духа и рождения от Девы, признавали Богочеловека сыном Иосифа 104; а Божия Матерь, ученики и ближние Господа скрывали великое таинство от ожесточенных иудеев, не останавливавшихся хулить очевидные знамения. Какой богохульный вопль подняли бы они, если б им было открыто зачатие от Духа и рождение от Девы? Это осталось для них неизвестным, и, по народному мнению, считался и назывался Иосиф отцом, следовательно, сыновья его считались и назывались братьями Господа. Они по годам были гораздо старше Богочеловека, Который, следовательно, по отношению к ним не мог быть первенцем.
Обвинение святого Иосифа в покушении на растление девства Богоматери оказывается чуждым смысла: еще несообразнее такое обвинение по отношению к Божией Матери. Тысяча тысяч дев уневестились Христу, сохранили печати девства неразрешенными; неужели не сделала этого величайшая из дев, Невеста и вкупе Матерь Божия? Тысяча тысяч дев сохранили свое девство, при содействии благодати Святаго Духа, от услаждения, даруемого благодатью; неужели не возмогла этого сделать величайшая из дев, в утробу которой вселился не благодатным действием, но существом Своим всемогущий Бог? Неужели этого не сделала Та, Которая постоянно была в ближайшем общении с Богом? Если херувимы и серафимы, по близости своей к Богу, имеют непрестанно к Нему устремленными ум и сердце, не могут их отторгнуть от Него, неужели Та, Которая во утробе Своей зачала и носила Бога, Которая безболезненно родила Бога, Которая питала Его сосцами, носила в объятиях, Которая всю жизнь земную проводила с Ним, не имела прилепленных к Нему ума и сердца? Неужели низошла к плотскому сладострастию? Нет! Такая мысль может родиться и быть принятой только теми, которые всегда пресмыкались и пресмыкаются в плотском сладострастии, никогда не возникали из него! Да удалится от нас эта мысль богохульная в темный ад и во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его! Мы исповедуем Владычицу нашу, Матерь Бога нашего, до рождества Девою, в рождестве Девою, по рождестве Девою, Приснодевою. Ведая и исповедуя величие Божией Матери, мы устремляем к Ней сердца наши с несомненной ве рою, с глубочайшим благоговением и, по преемству от святых апостолов, молитвенно взываем к Ней: «Пречистая Богородица, помогай нам!» 105.
Из некоторых мест Евангелия видно, что Господь ответствует Богоматери, по человеческому суждению, холодно и сурово: это опять служит предметом претыкания для плотских умов. Несправедливость претыкания обличается духовным рассматриванием действий и слов Господа нашего. О духовном надо судить духовно, — сказал святой апостол Павел 106. Дела и слова Господа Дух суть и живот суть 107. Как ветхий Адам увлекся нежностью к ветхой Еве, и в этом увлечении преступил заповедь Божию, так Новый Адам — Господь — являет Себя имеющим в виду одно исполнение воли Божией, и потому не обнаруживает никакого увлечения при заботливой о Нем нежности Новозаветной Евы. Он не обнаруживает даже никакого сочувствия к этой нежности! Действуя так, Он искупает Своим бесстрастием увлечение праотца, искупает приятие нежности, введшей в грех, отвержением нежности безгрешной и естественной; научает нас храниться увлечений и водительства чувствами даже по поводам самым благовидным. Светильником и руководителем нашим на поприще нашей деятельности должен быть закон Божий 108.
Родители Господа — так называет Евангелие Божию Матерь и Иосифа, говоря в этом случае по обычаю современного общества — имели благочестивый обычай ежегодно приходить во Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Господу было двенадцать лет, они пришли во Иерусалим, взяв с собою и Отрока-Богочеловека. Проведши дни праздника в святом граде, Мария и Иосиф отправились обратно в место жительства своего, Назарет, а Отрок-Господь остался в Иерусалиме. Этого сначала не заметила Богоматерь, не заметил и Иосиф: они полагали, что Господь идет с другими поклонниками. Проведши уже целый день в дороге, достигши, вероятно, ночлега, они начали искать Его между родственниками и знакомыми, но не нашли и возвратились во Иерусалим. Здесь, по прошествии трех дней, они обрели Господа в храме посреди законоучителей, приведенных в недоумение и ужас словом Божиим, исходящим из уст Отрока Бога. Присно дева, увидев Его, произнесла уже приведенные нами, исполненные нежности слова: Чадо, что сотвори нама тако? Се отец Твой и аз боляще искахом Тебе. На это Господь отвечал: Что яко искасте Мене? Не весте ли, яко в тех, яже суть Отца Моего, подобает быти Ми 109. В ответе Господа видно, что обязанности относительно Бога посвящается всецело и мысль, и воля, и любовь; обязанностям относительно человека дано свое место, как видно из событий, последовавших за ответом 110. Когда человек не разместит должным образом своих обязанностей, не даст каждой из них должной меры, тогда исполнение их не может иметь плодом добродетель; плодом будут согрешения и ошибки, тем более опасные, что наружное облачение их благовидно.
В то время, как Господь уже проповедовал Евангелие, в Кане, небольшом городе Галилейском, совершался брак, на который приглашены были Господь с учениками и Богоматерь 111. Господь освятил пришествием Своим брак и пиршество брака. Посреди пиршества оказался недостаток в вине. Богоматерь сказала Господу: Вина не имут. Господь отвечал Ей: Что есть Мне и тебе, жено? не у прииде час Мой. Чудный ответ по поводу плода лозного, имеющего такое сильное влияние на человеков! Это — тот ответ, который следовало бы Адаму дать Еве, когда она предлагала ему вкушение плода, воспрещенного Богом, вкушение смертоносное, заразившее род человеческий ядом вечной смерти. «Что мне и тебе, жено? — таковы могли быть слова Адама — ты сотворена мне помощницею: не будь наветницей. Я соединен с тобою союзом супружества во едину плоть; но если ты преслушала Бога, — я отделяюсь от тебя, как соединенный с тобою для служения Богу, а не для противодействия Ему». Вторая половина ответа Господа заключает в себе глубокий, таинственный смысл. Божия Матерь милосердствует о пирующем обществе, у которого посреди пира недостало вина, и желает уничтожить этот недостаток Божественною силою Сына своего: Бог-Слово, по неизреченному милосердию Своему, нисшедший во образе человека к падшему человечеству, гибнущему на земле от недостатка пищи и пития духовных, принесший человечеству хлеб насущный и питие новое — Свои Тело и Кровь, Себя, готовый по любви своей к человечеству немедленно даровать это питание, намекает на трапезу, уготованную Богом и уже весьма близкую, говорит: Не у прииде час Мой. Не у прииде час Мой! Не пришел час спасительных страданий, час пролития животочной крови, долженствующей исцелить человечество от упоения вечной смертью. Сего часа желал Господь, как часа спасительного для человеков, как часа, в который Он явит все обилие Своей любви, как часа, для которого Он пришел в мир 112. Прошение Богоматери само по себе не заключало в себе ничего предосудительного и было исполнено; из этого видно, что первоначальным отвержением человеколюбивого ходатайства новозаветной Евы заглаждалось только согласие Адама на греховное предложение ветхозаветной Евы. Смысл слов Господа может быть истолкован так: «ты заботишься о тленной пище человеков, а Я возлюбил их непостижимою Божественной любовью. Руководимый этой любовью, Я готов и желаю преподать им в пищу и питие самое тело Мое и самую кровь Мою; но и это совершится в свой час, то есть в свое время, установленное и определенное непостижимым советом Божиим».
Святой евангелист Матфей повествует, что однажды Господь поучал народ в доме; Богоматерь с сыновьями Иосифа, именовавшимися братьями Богочеловека, пришла и ожидала Его вне дома, желая поговорить с Ним о чем-то. Об этом доложено Господу, но Он отвечал: Кто есть Мати Моя и кто суть братия Моя? Потом, указав рукою на учеников Своих, присовокупил: Се Мати Моя и братия Моя: Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра и мати Ми есть 113. Подобно этому, когда некоторая женщина, слыша чудное учение Господа, сказала Ему: Блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже ecu ссал, — Господь отвечал: Блаженни слышащии Слово Божие, и хранящии е 114. Господь постоянно и одинаково верен при всех обстоятельствах Своему всесвятому служению. Снидох с небесе, — сказал Он, — не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца 115. Такое Божественное поведение Господа и Божественные Его слова относительно Богоматери отнюдь не унижают достоинства Богоматери: возвышают Его. Приснодева превыше всех святых человеков, как по той причине, что соделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самой постоянной, самой внимательной слышательницей и исполнительницей учения, возвещенного Богочеловеком. Первое из этих достоинств запечатлено вторым, а потому достоинство Божией Матери соделалось величайшим достоинством. Святое Евангелие свидетельствует о Богоматери: Мариам же соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем 116. Это сказано по случаю поведания пастухов, которым в ночь рождества Христова явился Ангел и возвестил о родившемся Спасителе. Сказанное имеет следующее значение: Божия Матерь внимательно следила за всеми событиями, относившимися к Богочеловеку с самого рождения Его, замечала их, запечатлевала в памяти. Книгой для записи этих событий служило Ей Ее сердце. — Впоследствии Евангелие повторяет свое свидетельство: Мати Его соблюдаше вся глаголы сия в сердцы своем 117. Это уже сказано о словах Господа. Не только замечала Она со всей тщательностью события, касавшиеся Господа, но замечала самые слова Его, слагая их в сердце Свое, храня их в сердце Своем, как бесценные сокровища в ковчеге, который и сам соделался бесценным по бесценности сокровищ. Нельзя не упомянуть того, что Евангелие говорит это по поводу тех слов Господа, которые были недоступны для постижения Божией Матери по Ее тогдашнему душевному состоянию и которые объяснились Ей впоследствии, по обновлении Ее Духом. Какое слышание Слова Божия может быть сильнее того, при котором Слово Божие полагается в сердце и хранится в нем? Святой пророк Давид сказал: Сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех и закон Твой посреде чрева моего 118, то есть посреди сердца моего. Что желали исполнять величайшие угодники Божий, то Божия Матерь, по данной Ей Божественной благодати, исполняла на самом деле. И как исполняла? Сперва сердце Ее и утроба осенены были Святым Духом; потом чрево Ее соделалось храмом существенно вселившегося Господа; духовная радость от присутствия в Ней Господа обымала все Ее существо, как Она Сама это засвидетельствовала. Обыкновенно святая радость объемлет человеков, сподобившихся ощутить в Себе действие Святаго Духа, тем более Богоматерь была преисполнена Божественной радости. По рождении Богочеловека Она находилась к Нему в ближайших отношениях. На руках и в объятиях Ее Он провел младенчество; неразлучно с Нею был не только в отрочестве Своем, но и в юношеском и мужеском возрастах, до самого вступления Своего в Божественное служение, продолжавшееся три года с половиной. Никто другой не был столь близким слышателем Слова Божия и в течение столь продолжительного времени, как Божия Матерь; никто с таким глубоким и постоянным вниманием не следил за словами и делами Богочеловека, никто с такой тщательностью и любовью не хранил их. Мы созерцали поведение Господа относительно Богоматери на браке в Кане Галилейской; обратим внимание и на поведение Божией Матери относительно Богочеловека. Получив на просьбу Свою строгий ответ, Она поняла его совсем иначе, нежели как понимают его соблазняющиеся им. Она не увидела в этом ответе отвержения Ее ходатайства, и потому обращается к прислуживавшим на пире и говорит им: Еже аще глаголет вам (Господь), сотворите 119. За этим распоряжением Богоматери последовало претворение воды в вино Богочеловеком.
В последние три года с половиною пребывания Господа на земле, Богоматерь не могла быть постоянно при Нем. Это время Господь употреблял на странствование по земле Иудейской для возвещения человекам Евангелия; но и в это время Богоматерь часто виделась с Ним, часто последовала за Ним в числе учеников и учениц Его, внимая Его всесвятому учению, к которому Она стяжала навык ненасытной жажды. В особенности неотступно Она была при Нем во время Его страданий. Богоматерь разделила страдания Богочеловека, приняла в них участие самое живое и действительное. Как ветхая Ева в раю соделала ветхого Адама участником своего преступления; так новый Адам соделал новую Еву причастницей страданий, искупивших преступление праотцов. Богоматери во время страданий Господа и по причине этих страданий была попущена ужаснейшая скорбь. Скорбью было поражено Ее сердце, как бы смертоносным оружием 120.
Когда Господь совершил искупление рода человеческого и уже намеревался, вися на кресте, запечатлеть искупительный подвиг произвольной смертью, тогда при Господе и при кресте Его стояла Богоматерь с возлюбленным учеником Господа Иоанном. Господь совершил уже искупление человечества; уже Он рождал человечество в новую жизнь Своими предсмертными страданиями; уже Он готов был совершить это рождение Своей смертью. Соделавшись таким образом родоначальником обновленного человечества, заменив для него Собою праотца, неспособного по причине падения рождать чад во спасение, рождающего их единственно в погибель, Господь обращается внезапно к предстоящей Ему Богоматери, к участнице Его искупительных за человечество страданий, вводит Ее в права Ее относительно человечества, в права, доставленные Ей Богочеловеком и всеми отношениями Ее к Богочеловеку. Он объявляет Ее Матерью возлюбленного ученика, а в Нем — и всего обновленного человечества, по разумению и объяснению отцов 121. Как заменил Господь Адама Собою, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девою, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения девственности; подчинение ее мужу объявлено ей в числе ее казней. Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцов, приготовила себя целомудренной и богоугодной жизнью в сосуд Божий. Соделавшись сосудом
Божиим, Она пребыла чуждою помышления и сочувствия к вожделению мужа, к совокуплению скотоподобному, которым — научает нас Писание — подчинились жены вследствие падения. Непрестанное общение с Богом, Который вместе был и Сыном Приснодевы, питало Ее непрестанно небесными, духовными, святыми помышлениями и ощущениями. Сказал апостол Павел: Прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господом 122. Исполнились эти слова во всей полноте своей над Богоматерью, исполнились над нею преимущественнее и преизобильнее, нежели над всеми святыми девственницами и святыми девственницами из среды избранного человечества. Богоматерь Дева, до рождения Ею Богочеловека, была Девой, в самом рождении сохранилась Девой, по рождении пребыла Девой. Влечения к мужу она не познала, потому что вся и вполне была привлечена к Богу, совокуплена с Богом.
По вознесении Господа Богоматерь, как видим из книги Деяний апостольских, уже неразлучно сожительствовала апостолам в одном доме, непрестанно упражняясь в молитвах. Святой евангелист Лука называет эти молитвы молитвами и молениями 123, чем он изображает, что все занятия Богоматери и апостолов сосредоточивались в разных видах молитвы, что все время их было посвящено молитве. Посреди такого упражнения и образа жизни, в день Пятидесятницы низошел на учеников Богочеловека Святый Дух, Который всегда требует предуготовления тщательнейшей и непрестанной молитвою от ученика Христова, чтоб низойти на него и осенить его. Богоматерь прияла в это время обильнейший дар Святаго Духа, просветивший не только Ее душу, но и Ее тело. Душа Ее и Ее тело соделались сами источниками света. Так свидетельствует Святый Дух! Так свидетельствует святая Церковь! Так свидетельствует духовный разум! Для желающих слышать историческое свидетельство предлагаем здесь свидетельство о Богоматери современника Ее по земной жизни, святого Дионисия Ареопагита, знаменитого и ученого афинянина, обращенного в христианство святым апостолом Павлом. Когда протекли три года по принятии Ареопагитом веры в Искупителя, он посетил Богоматерь, имевшую по вознесении Господа постоянное жительство в Иерусалиме, в доме евангелиста Иоанна. Следующее выписываем из послания святого Дионисия к апостолу Павлу: «Невероятным казалось мне, исповедуя пред Богом, о превосходный вождь и начальник наш! чтоб кроме Самого высшего Бога был кто-либо преисполнен Божественной силы и дивной благодати; никто из человеков не может постигнуть то, что видел и уразумел я при посредстве не только душевных очей, но и телесных. Я видел очами моими богообразную и паче всех небесных духов святейшую Матерь Христа Иисуса, Господа нашего, Которую даровали мне видеть благодать Божия, снисходительность верховного апостола (Иоанна) и неисповедимая благость и милосердие самой милостивой Девы. Паки и паки исповедую пред всемогуществом Божиим, пред благодатью Спасителя и пред славной честью Девы, Матери Его, что когда я был введен пред лицо богообразной, пресвятейшей Девы Иоанном, главою евангелистов и пророков, который, жительствуя по плоти, сияет как солнце на небеси, то облистало меня столь великое и безмерное Божественное сияние, не только извне, но еще более просветившее внутри, и исполнился я такого предивного и разнообразного благоухания, что ни немощное мое тело, ни дух не возмогли понести таковых и толиких знамений и начатков вечного блаженства и славы: изнемогло сердце мое, изнемог дух мой во мне от Ее Божественной славы и благодати. Свидетельствую Богом, имевшим жительство в честнейшей утробе Девы, что если б я не содержал в памяти и в новопросвещенном уме твое Божественное учение и заповедания, то я признал бы Деву Богом и почтил бы Ее поклонением, подобающим единому истинному Богу, потому что ум не может представить себе большей чести и славы для человека, прославленного Богом, как то блаженство, которое я, недостойный, удостоился вкусить, соделавшись тогда вполне блаженным и благополучным. Благодарю превысшего и преблагого Бога моего, Божественную Деву, преизящнейшего апостола Иоанна, также и тебя, верховного и торжествующего начальника Церкви, милостиво явившего мне такое благодеяние» 124. Благодатные дары Святаго Духа, которыми обиловали апостолы, преизобильно и более их имела Богоматерь. Она имела и дар пророчества, и дар прозорливства, и дар чудотворений, и другие бесчисленные дары, известные Подателю даров и приявшей дары. Прикосновение к Ней исцеляло неисцелимые недуги. Девственное, освященное Богом тело Ее соделалось вместилищем и источником чудес. Как икона апостола Петра, изображавшаяся на земле тенью его, чудодействовала125, так иконы Божией Матери чудодействуют по всей земле, проповедуют, свидетельствуют, запечатлевают знамениями истину учения Христова. Живописцами чудотворных икон апостола были лучи солнца; живописцами чудотворных икон Божией Матери были разумные лучи Солнца правды, Бога и Сына Приснодевы — Его апостолы и Его святые угодники.
Богоматерь в третий день по блаженном успении своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом. Она не только жительствует на небесах — Она царствует на небесах. Она, как Матерь Царя небесного, объявлена Царицею небесной, Царицею и святых Ангелов, и святых человеков. Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем ангелам и архангелам, говорит им: Молите Бога о нас; к одной Богоматери она употребляет слова: Спаси нас. Божия Матерь есть величайшая заступница и помощница всех труждающихся о благоугождении Богу, всех посвятивших земную жизнь на служение Богу. Явившись некоторому святому иноку, Она исцелила его от тяжкого недуга и назвала его принадлежащим Ее роду126. Она — скорое утешение скорбящих и плачущих. Она — предстательница кающихся; Она — благонадежное пристанище для грешников, желающих обратиться к Богу; Она — теплейшая ходатаица за них пред Богом. Предстоя Божией Матери, в глубоком благоговении к Ее величию, в священном недоумении и удивлении, в восторге веры и любви, чада Православной Церкви приносят Приснодеве всерадостное славословие. Прими, Владычице, эти младенческие гласы, это младенческое лепетание, усиливающееся по причине теплоты сердечной определить твое величие и не могущее определить его по немощи разума, по немощи слова, по необъятности Твоего величия. Радуйся, селение БогаСлова! Радуйся, святая Святых! Радуйся, престол Вседержителя! Радуйся, вместилище невместимого Бога! Радуйся, колесница восседающего и шествующего на херувимах! Радуйся, храм поклоняемого и песнословимого серафимами! Радуйся, высота неприступная для человеческих помыслов! Радуйся, глубина, не досягаемая для ангельских умов! Радуйся, неверных сомнительное слышание! Радуйся, верных известная, достоверная похвала, радуйся, являющая мудрецов немудрыми, у хитрословесных отъемлющая и хитрость и слово! Радуйся, посрамившая любопытных, бесстыдных, безумных, всезлобных изыскателей! Радуйся, исполнившая духовными познаниями рыбарские мрежи веры!127 — Пресвятая Богородице! Слава Тебе! Пресвятая Богородице, спасай нас! Аминь.
_________________
1 Изложение это составлено в Ставрополе кавказском, вследствие желания некоторых лиц общества, в котором тогда предметом суждений был новый догмат папистов.
2 Точное изложение Православной веры святого Иоана Дамаскина. Книга IV, гл. XIV.
3 О том, что верою уничтожается разум плотский и душевный и рождается разум духовный. Смотри прп. Исаака Сирского слово 28.
4 Предана нам иже исперва самовидцы и слуги Слова (Лк. I, 2).
5 Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своими руками человека. Кондак, глас 2-й, в великий Четверток.
6 «Господи, осудиша Тя Иудеи на смерть, Жизнь всех». Тропарь 3-го гласа в великий Пяток. — «Видя разбойник Начальника жизни на кресте висяща, глаголаше: аще не бы Бог был воплощься, Иже с нами распныйся, не бы солнце лучи своя потаило, ниже бы земля трепещущи тряслася: но вся терпяй помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Тропарь 9-го часа.
7 Быт. I, 28.
8 Пс. L, 7.
9 Изложение Православной веры, книга III, гл. П.
10 Лк. I, 34.
11 Лк. I, 35.
12 1 Кор 1, 24.
13 Ин. I, 3.
14 По согласному мнению всех святых отцов Православной Церкви, писавших об этом предмете. Святой Григорий Богослов. Слово 38.
15 Точное изложение Православной веры святого Иоанна Дамаскина. Книга III, гл. II.
16 Точное изложение Православной веры святого Иоанна Дамаскина. Книга IV и XIV.
17 Точное изложение Православной веры святого Иоанна Дамаскина. Книга III гл. XIV.
18 Быт. III, 15.
19 Ис. VII, 14.
20 Солгася древле Адам и Бог возжелев быти, не бысть. Человек (человеком) бывает Бог, да бога (богом) Адама соделает. Акафист Божией Матери, 4-я стихира.
21 Точное изложение Православной веры святого Иоанна Дамаскина. Книга III, гл. XXVIII и XVI.
22 Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, произведенном падением. Так способность питаться превратилась в наклонность к объядению и лакомству; сила желания — в прихоти и похоти; сила гнева или душевная энергия — в вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалиться — в малодушие, уныние и отчаяние; естественное свойство презирать унижающий естество грех — в презрение к ближним, в гордость, и проч. Преподобного Исаии Отшельника слово 2.
23 Ин. XI, 33. 35. 38.
24 Л к. XIX, 41.
25 Мф. XXVI, 38. 39; слич. Лк. XXII, 43, 44.
26 Мф. XXVI, 39.
27 Мк. X, 14.
28 Мк. III, 5.
29 Мф. XXIII; Ин. гл. V, VII, VIII, X.
30 Ин. VI, 68.
31 Быт. II, 25.
32 Здесь духовным называется то, что освящено Святым Духом согласно тому значению, какое дает святой апостол Павел слову духовный (1 Кор. II, 15) и какое ему дают все святые писатели Православной Церкви.
33 Преподобный Макарий Великий. Слово IV, гл. 3.
34 «Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху...». «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, вищеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо разумеют вольное». Тропарь и кондак Преображению.
35 Тропарь на часах святой Пасхи.
36 XLIV, 2.
37 Роман,извлеченный из Евангелия, известный под названием: Passion douleureuse de notre Seigneur Jesus-Christ par Ecaterine d"Emerich.
38 Лк. VI, 19.
39 Мк. VI, 56.
40 Ин. VI, 54. 56.
41 Мф. XXVIII, 60.
42 Мф. XXVIII, 2. 4.
43 Ин. XX, 19.
44 Лк. XXIV, 31.
45 Деян. I, 9.
46 Деян. VII, 56.
47 и
48 Точное изложение Православной веры святого Иоанна Дамаскина. Книга III, глава XXVIII и XVI. Господь единственно по «благовлению Своему приял на Себя немощи падшего человеческого естества, как то: голод, жажду, утомление, самую телесную смерть, состоящую в разлучении души с телом». Всему этому тело Господа подчинялось до Его воскресения и престало подчиняться по воскресении. Сама по себе плоть Господа с самого зачатия обожена; она зачалась уже Божественною. «Она, — говорит Дамаскин, — стала едино с Богом, и Богом — не по преложению или превращению, не по изменению или слиянию естества. Одно из естеств — по ссылке на 42-е слово Григория Богослова — обожило, другое обожено, и, осмелюсь сказать, стало едино с Богом; и помазавшее сделалось человеком, а помазанное Богом. И сие не по изменению естества, но по соединению промыслительному о спасении, то есть ипостасному, по которому плоть неразлучно соединилась с Богом-Словом, и по взаимному проникновению естеств, чему подобное видим в раскалении железа огнем». Как Божество имеет всегда одинаковое достоинство, будучи постоянно равно самому Себе и неизменяемо, так и достоинство души и плоти Господа в отношении к их Божественности всегда было одинаково. Одинаковым было это достоинство во всех изменениях по человеческому возрасту Богочеловека: одинаковым было оно, когда вочеловечившийся Бог возлежал младенцем в яслях, когда повит был пеленами, и когда явил Себя в неизреченной славе на горе Фаворской, когда воскресал из гроба, когда возносился на небо. Одинаковым было это достоинство во всех обстоятельствах, которым благоволил Богочеловек подчиняться по человечеству своему: одинаковым было это достоинство, когда Господь престоял связанным Синедриону и Пилату, когда был осыпаем наруганиями, заушениями и оплеваниями, и когда Он воссел, по человечеству, одесную Бога-Отца, когда поклонились и припали к стопам Его все Ангелы и Архангелы.
49 Ин. VIII, 59. По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского.
50 Лк. IV, 29. 30.
51 Иез. XLIV, 2.
52 Акафист Иисусу Сладчайшему. Икос 7-й.
53 Канон Пасхи, песнь 6-я.
54 Воскресный тропарь, глас 2-й, Богородичен.
55 Воскресный тропарь, глас 7-й. Богородичен.
56 Последование в Неделю Православия.
57 Святой Киприан Карфагенский по ссылке святителя Димитрия Ростовского. Четьи-Минеи, 25 декабря. Слово на Рождество Христово.
58 Лк. II, 7.
59 Ин. XIV, 6.
60 2 Пет. I, 4.
61 Ин. XIV, 23.
62 Житие преподобного Григория Синаита, написанное учеником его святейшим патриархом Константинопольским Каллистом. Рукопись.
63 Икос канона Предтечи.
64 Лк. I, 46-48.
65 Лк. II, 49-50.
66 Толкование святого Иоанна Златоустого на Евангелие от Матфея; также Благовестник, объяснение на приведенное место Евангелия от Матфея. «Нечто человеческое, власть матери над сыном, — замечает блаженный Феофилакт Болгарский, рассматривая обстоятельство, описанное евангелистом, — выказала Богоматерь: Она еще не понимала всего величия, таившегося в Богочеловеке. И потому в то время, как Он говорил поучение народу, Она прерывает Его, вызывает к Себе, желая от Него, как от сына, почтения и повиновения Себе. По этой причине и Христос, знавший сердечную мысль Ее, сказал: Кто есть Мати Моя? и кто суть братия Моя ? И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се мати Моя и братия Моя: иже бо аще сотворит волю Отца Моего, иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра и Мати Ми есть. Сказал Он это, не уничижая Богоматерь, но отвлекая ее от тщеславия и от взгляда по ветхому человеку».
67 Деян. I, 14.
68 Преподобный Макарий Великий. Слово VII, гл. 11, 12.
69 Откр. XX, 6.
70 Ин. VII, 39.
71 Bergier, Dictionnaire de Theologie. Marie.
72 и
73 Article: Marie.
74 Лк. I, 43.
75 Быт. I, 28.
76 Мф. XXII, 29.
77 Быт. гл. I, II, III.
78 Алфавит духовный, книга 1, гл. 7 и 8.
79 Рим. VI, 23.
80 Мф. XIX, 11.
81 По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского.
82 Преподобного Григория Синаита, гл. 110 и 114. Добротолюбие, ч. 1.
83 Слово XV, гл. 3.
84 Канон акафиста Божией Матери, песнь 1, тропарь 1-й.
85 Мф. I, 25.
86 Мф. I, 18-25.
87 Лк. I, 27.
88 Лк. II, 7.
89 Благовестник. Точное изложение Православной веры. Четьи-Минеи и проч.
90 Мф. XXVIII, 20.
91 Сол. IV, 7.
92 Мф. V, 26.
93 Быт. VIII, 7.
94 Пс. CIX, 1.
95 Мф. V, 18.
96 Ис. XXXIX, 11.
97 Точное изложение Православной веры святого Иоанна Дамаскина. Книга IV, гл. XIV.
98 Это сведение и прочие исторические сведения заимствованы из Четьих-Миней, в которых изложено подробное церковное предание о Божией Матери, т. е. приведены о ней повествования и рассуждения весьма многих святых отцов.
99 Лк. I, 43.
100 Мф. I, 20.
101 Мф. II, 13. 19.
102 Ин. VII, 2.
103 Мф. XIII, 55; Лк. II, 48; слич. Лк. IV, 22; Ин. VI, 42.
104 Лк. III, 23.
105 Так воскликнули апостолы, увидев явившуюся им Божию Матерь по Ее успении. Четьи-Минеи, 15 августа.
106 1 Кор. II, 14.
107 Ин. VI, 63.
108 Пс. CXVIII, 105.
109 Лк. II, 41-50.
110 Лк. II, 51.
111 Ин. П.
112 Ин. XII, 27.
113 Мф. XII, 46-49. Смотри объяснение сего обстоятельства в Благовестнике.
114 Лк. XI, 27. 28.
115 Ин. VI, 38.
116 Лк. II, 19.
117 Лк. II, 51.
118 Пс. XXXIX, 9. По объяснению святого Иоанна Лествичника.
119 Ин. II, 5.
120 Лк. II, 35.
121 Так объяснял и блаженный старец Серафим Саровский.
122 1 Кор. VI, 17.
123 Деян. I, 14.
124 Четьи-Минеи, 15 августа, повествование о успении Пресвятой Богородицы.
125 Деян. V, 15.
126 Преподобному Серафиму Саровскому.
127 Заимствовано из акафиста Божией Матери.

(Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. Собрание сочинений. Том IV. – М., «Ковчег», 2005).


 
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

Весна постная в монастыре «Всецарица»

Архиерейская Литургия престольного праздника в Благовещенском храме подворья

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.