Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - 28.08 н.ст. (15.08 ст.ст.)

Икона Успения Богородицы.
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - один из двунадесятых непереходящих церковных праздников - отмечается 15 августа по старому стилю, 28 августа по новому. С 1 августа по старому стилю, или 14 августа по новому, начинается двухнедельный строгий Успенский пост.
Об Успении Божией Матери ничего не говорится в Библии, но рассказ об этом событии сохранен нам в Предании Церкви и выражается в иконе Праздника и церковной службе.
После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: "Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица".
Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.
По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении "О девственницах" писал о Матери Божией: "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама". По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия "была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать". (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, († 12 мая 403 г.); Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста святителя Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: "Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания". Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.

Успение Богородицы. XII в. Монастырь св.Екатерины. Синай.
Фреска "Успение Пресвятой Богородицы". 1294-1295гг. Охрид, Церковь Богоматери Перивлепты.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом "Аминь". Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно" (стихира праздника на "Господи, воззвах"). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию, прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.

Успение. Ок. 1310 г. Успенский собор Протата. Афон.
Успение Пресв.Богородицы. Никольская церковь Псково-Печерского Успенского монастыря.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внeзапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя ("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". (Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях).
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.
Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.
Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.

Успение Богоматери. Конец XIV в. Византия.
Успение Богоматери. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1479 г.
Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.
Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.
Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не видно. В IХ веке близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.
Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В ХI-ХII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике.
Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне - часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый - Армяно-Григорианской (с 1814 года).
Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.
Масличные деревья на восточной и северной сторонах храма в VII-VIII веках приобрели православные у турок. Католики приобрели масличные деревья на восточной и южной сторонах в 1803 году, а армяно-григориане - на западной стороне в 1821 году.
12 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед светлой плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери Божией. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с начальником Миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы, называемом "литанией".

Успение. 1546 г. Ставроникитский монастырь. Афон.
Успение Богоматери. Икона XVI в. Новгород.
Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают богомольцы, лобызают лик Пречистой и подносят к иконе детей разных возрастов. За духовенством в два ряда шествуют чернецы - монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские. Шествие, продолжительностью около двух часов, завершается параклисом в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой Богородицы.
"О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает..." - здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: "Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!"
Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней.
В день отдания праздника (23 августа) снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с настоятелем-архимандритом Гефсимании.
Почему мы не печалимся в день смерти Божией Матери, а празднуем это событие? Потому, что одно уже слово "успение" показывает, что смерть Божией Матери была необыкновенной. Это был как бы недолгий сон, за которым последовало рождение в вечную жизнь. Каждый человек боится смерти, а точнее, страшится при мыслях о ней (самую минуту смерти люди переживают по-разному). Это понятно: смерть неестественна для человека. Бог, создавая первых людей, творил их не для того, чтобы они умерли. Смерть после грехопадения первых людей стала уделом всего человечества. Иисус Христос, по свидетельству Евангелия, тоже пережил тяжкие душевные страдания, «скорбел смертельно» перед распятием на кресте. И именно для того, чтобы спасти человека от смерти, воплотился Сын Божий. Он прошел весь путь человека до конца, после смерти Своей душой сошел во ад и разрушил его. После Воскресения Иисуса Христа смерть перестала быть уходом во тьму забвения. Для верующего во Христа человека смерть становится таинством рождения в новую жизнь. Все усопшие ожидают своего воскресения из мертвых, которое произойдет при Втором пришествии Христа. Кончина Божией Матери и стала примером глубоко христианского переживания смерти как таинства перехода в новую жизнь и встречи с Господом.
Святая Церковь старается и в нас вселить такое же безстрашие к смерти, а умерших называет усопшими, то есть уснувшими. Блаженная жизнь с Богом, Богородицей, святыми и своими близкими в будущем настолько несомненна для христианина, что он воистину смотрит на смерть только как на сон.
В некоторых европейских странах: Голландии, Франции и других - день Успения Божией Матери (15 августа) является общенациональным праздником и нерабочим днем.


Иконография праздника.

Успение Богородицы. XVII в. Фреска. Греция, о.Крит, Церковь святого Николая.
Успение. XVII в. Афон.
Об Успении Божией Матери ничего не говорится в Священном Писании, но рассказ об этом событии сохранен нам в памяти Церкви и выражается в иконе Праздника.
Иконы Успения писали многие иконописцы разных школ и эпох, тем не менее, можно выделить общие черты. В центре композиции одр, на котором возлежит Матерь Божия. Над ней возвышается Иисус Христос с младенцем на руках, символизирующим душу усопшей Богородицы. Это очень важная деталь в иконе. Спаситель забирает с собой душу Богоматери, тем самым, возвещая о Ее новой жизни – жизни на небесах.

Христос изображается в сиянии славы в небесной сфере или, как ее называют по-другому, в мандорле, или в глории. В мандорле, как правило, изображают Небесные Силы: Херувимов и Серафимов.
Одр Богородицы окружают апостолы, которых чудесным образом собрал Господь на Успение Богородицы. Апостолы часто представлены «в движении», они как бы восседают на облаках, которые несут Ангелы.
На иконе иногда показывают палаты с «женами иерусалимскими» по сторонам одра, около ложа может стоять скамейка с кувшином, туфли, свеча - предметы, указывающие на реальное место действа – дом Богоматери на Сионской горе в Иерусалиме.
С XV века внизу иконы стали представлять и такой сюжет: Ангел мечом отсекает руки Афонию, пытающемуся опрокинуть ложе Богоматери. По преданию Афоний, иудейский священник, потрясенный чудом, уверовал в Иисуса Христа и был исцелен апостолом Петром.
Иногда на иконе изображают апостола Фому, опоздавшего на погребение. Он получает из рук Богоматери, уносимой Ангелами на небо, Ее пояс.
Около одра могут присутствовать также святители: Иаков Иерусалимский, Тимофей Эфесский, Иерофей Афинский и Дионисий Ареопагит – как очевидцы события.
На более поздних иконах в самом верху, в белых блистающих или в тех же одеждах, что и на одре, изображают вознесенную Богоматерь. Вознесение Богоматери "во плоти" проникает в восточную иконографию из западной в эпоху крестовых походов и затем активно разрабатывается в балканских росписях XIII – XIV веков, главным образом в сочетании с эпизодом вручения пояса апостолу Фоме.


Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры

В канун 1000-летия Крещения Руси в Троице-Сергиевой Лавре произошло важное событие: группа реставраторов раскрыла от поздних слоев записи главную храмовую святыню Успенского собора — икону «Успение Пресвятой Богородицы».
Раскрытию иконы предшествовал ряд других работ. В частности, в 1986 году этой же группой специалистов были расчищены от загрязнений и поздних записей до авторских слоев иконы Преподобного Сергия, Положение ризы Господней и преподобного Никона. Высокохудожественная живопись этих икон, написанных во второй половине XVII века, открыла молитвенному взору величие древних образов Преподобного Сергия и его сподвижника преподобного Никона.
Предполагая по сохранившимся древним описям, поздним литературным источникам, что шесть записанных икон местного ряда Успенского собора можно отнести ко времени создания первого иконостаса, ровесника долго строившегося Успенского собора (1559—1585), реставраторы решили раскрыть самую древнюю и самую чтимую из них — «Успение Пресвятой Богородицы».
Расчищать икону начали после предварительных зональных проб, обнаруживших слои записи в XVII, XVIII и XX столетиях. С помощью рентгеноснимков, химического анализа левкаса, красок (выборочно), а также макросъемок выявлена хорошая сохранность авторского слоя.
В 1986 году началось постепенное раскрытие и удаление записей и прописей на иконе. Работа шла кропотливо и со значительными трудностями прежде всего потому, что между слоями старого письма и записями не было привычного защитного покровного слоя старой олифы, которая, как панцирь, защищает и бережет древние краски от разрушения, сырости и грязи. На ликах апостолов, предстоящих Богоматери в записи XVIII века, обнаружены перелевкаски (поверх авторской живописи и олифы положен новый грунт), сделанные для выравнивания поверхности старого левкаса. Имелись также плотные охристые прописи ликов святых, по цвету близкие авторской плави, но тонально более глухие.
При раскрытии авторского золотого фона необходимо было удалить плотный толстый слой глухой по тону охры (XVIII века). Она же двумя слоями была положена на золотые нимбы Ангелов, Божией Матери, Спаса и святителей. Особую сложность представляла работа с авторским слоем: от пожаров, сырости, холода он растрескался (особенно на ликах и одеждах), краешки краски стали приподниматься, напоминая чешуйки, наполненные спекшейся олифой, которую следовало чрезвычайно осторожно «вычерпать» с помощью микроскальпеля.

"Облачное" Успение Богоматери. Русская икона. XVIII в.
Плащаница Богородицы. 1847 г. Константинополь.
Способ раскрытия под микроскопом самых ответственных и тонких слоев темперы в последнее десятилетие стал распространен, имея ряд ценных преимуществ перед обычной расчисткой с помощью скальпеля и лупы. Приходится только сожалеть, что лучшие иконы из наших древних храмов в 20—30-е годы XX века расчищались спешно и часто без должного научного и технического уровня. В те времена раскрытие «посуху», то есть без размягчителей, применялось довольно часто; встречалось и обратное, когда менее ответственные участки иконы размягчались нашатырем. Под микроскопом утраты авторской живописи при реставрации тем и другим способом хорошо видны. Сильная оптика, использование микроскальпеля и других тончайших инструментов дают возможность увидеть и проанализировать то, что даже самый зоркий глаз не видит: послойность всех записей в срезе, мельчайшие трещинки и причины их появления, авторские исправления, которые подчас реставратор снимает вместе с записью.
Но самое главное — это то, что микроскоп бережно, до последней частички краски, оставляет авторский иконописный слой, выявляет нежнейшие плави и все градации пробелов. Микроскоп дал возможность увидеть на нашей иконе тонкие лессировки киновари на ликах апостолов и Ангелов на облаках, Богородицы, легкую дымчатую плавь на лике Спасителя. Без бинокуляра это могло бы «попасть под скальпель», исчезнуть вместе с поздними записями. Следует сказать, что из всех наиболее известных икон на праздник Успения, раскрытых ранее, наша икона — уникальная, расчищенная под микроскопом. Отсюда гораздо лучшая сохранность авторских верхних слоев. Это должно со временем повлиять на более точную датировку, а может быть, и авторство памятника.
В процессе работы постепенно открывались своеобразие и художественное достоинство иконы. На фоне мягкого свечения золота краски всей композиции иконы сияли нежно и чисто. Однако полностью почувствовать вновь открытую икону, проникнуться величием древней святыни, перед которой возносилось столько горячих молитв и упований, стало возможно лишь тогда, когда икону полностью расчистили. Отрадно и то, что икону вернули в действующий храм к верующим людям, а не в музей, как это нередко случалось с другими святынями после их реставрации. Во всей полноте перед глазами предстало величие таинства исхода Матери Божией от земной жизни к вечному райскому бытию.
Открылся уникальный памятник иконописания второй половины XVI века, в котором чувствуется великий гений вдохновения преподобного Андрея Рублева: подобная его образам гармония движения и покоя — в фигурах святых, в ликах — утонченная мудрость, в живописи — глубокая светосила красок. Ничего в этом удивительного нет. Дивные иконы и фрески собора Пресвятой Троицы, написанные в первой половине XV века преподобным Андреем и его соратниками, через 140—150 лет не потемнели, а лишь покрылись золотисто-коричневой патиной времени. Иконы были рядом. Иконник, творивший для храма образ Успения, мог часто их видеть. Тем более что имя великого иконописца преподобного Андрея Рублева стало идеалом во второй половине XVI столетия: в 1551 году на Стоглавом Соборе было предписано руководствоваться иконописным наследием Андрея Рублева.
Торжественность и ответственность заказа невольно заставляла соотносить созидаемую икону с иконостасом храма Пресвятой Троицы. Другие идеалы для иконописца вряд ли были в обители Преподобного Сергия. Вероятно, иконописец, писавший храмовое Успение Пресвятой Богородицы, был местным, так как в XVI и XVII столетиях в Троице-Сергиевом монастыре работали большие артели иноков и мирян-иконописцев. По древним источникам мы даже знаем некоторые их имена: иконники-иноки Анофрий, Антоний, Феодорит, Нифонт, Герасим и иконник Левкей.
К Казанскому походу 1552 года троицкие иконники написали для русского воинства иконы «Троица» и «Видение Преподобного Сергия». Лучшие иконы монастырских иконописцев преподносились знатным Богомольцам: Святейшим Патриархам, царям, боярам, князьям.
Другая группа иконописцев жила большими дворами неподалеку от монастыря, в Клементьевской слободе. Со времени Иоанна Грозного она считалась царской слободой. Не одно поколение иконников, травников, знаменщиков, книгописцев, сусальщиков занималось здесь своим трудом. Самые талантливые из них выполняли заказы Троице-Сергиевой обители, их брали по договору в Оружейную палату Московского Кремля в царскую иконописную мастерскую. Клементьевские иконописцы выполняли храмовые заказы Радонежского и Дмитровского края.
Большинство же из них писали иконы для огромной массы паломников, стекавшейся к Троице со всей земли Русской. Вот некоторые их имена, приведенные в Писцовых книгах (1623—1624 гг.). Иконописцы: «двор Гришка Михайлов, да сын ево Офонка, да ученик ево Куземка Ильин; двор Дениско Ларионов, да сын ево Федька; двор Парфенко Ларионов да ученик ево Богдашко Осипов; двор Онофрийко Макарьев; двор Ондрюшка Иванов; двор Устинко Овтономов; двор Герасимко Никитин». Некоторые из них и из иноков-иконописцев значатся в списках погибших во время долгой осады монастыря поляками и литовцами в 1609 году. Они были убиты или умерли от свирепствовавшей цинги. По творческому стилю письма икона «Успение Пресвятой Богородицы» близка к работам троицких и клементьевских иконников, чьи иконы хранятся в храмах и музеях Троице-Сергиева монастыря.
В белостенном Успенском соборе (фрески появились в храме в 1684 году) икона, написанная темперой на огромной липовой доске (215 x 155 см), выглядела особенно внушительно. Все молитвенное внимание в огромном интерьере сосредоточивалось на иконах, расположенных на простом тябловом иконостасе, который в XVI веке украшался плоской резьбой или травной росписью.
В XVII веке икона претерпела первые частичные поновления: по авторскому рисунку и по потемневшей олифе были усилены авторские пробела (чистыми белилами) и легкие тональные прописи на ликах. Вероятно, суровые испытания начала века не прошли бесследно для иконы: гарь, копоть от пожаров во время монастырской осады оставили свой след. После долгого лихолетья икона, частично поновленная, была богато украшена. «Образ Успения Пречистой Богородицы с апостолами обложен серебром, басмою, венцы у Спасова образа и у Пречистые и у Архангелов и у апостолов резные, да 9 цат резные ж, у Спаса и у Пречистые в венце яхонтик лазорев 2 лалика, у Спасова образа 2 яхонтика лазоревы».

Плащаница.
Икона Успения на месте погребения Пресвятой Богородицы. Гефсимания.
В XVIII веке икона была немилосердно записана тяжелыми и глухими по цвету красками, частично был искажен рисунок ликов святых. И, наконец, после записи 1910 года, выполненной известным в то время иконописцем-подрядчиком Н. М. Сафоновым, икона оделась в непроницаемый панцирь новой живописи, записывалась в технике золотопробельного письма, фон ее был полностью перезолочен.
Не следует перечислять подробно, какие искажения в рисунке и цвете появились после сафоновской записи. Главное то, что в иконе исказились полностью молитвенный смысл, эстетическая и символическая значимость. После реставрации она обрела не только свой истинный цвет, но и первоначальную символику, которая так глубоко прочувствована и передана. В частности, у Матери Божией, возносящейся в Славе, как в некоторых древних иконах (икона Успения Пресвятой Богородицы конца XV века из Успенского собора г. Дмитрова), с особой чистотой и красотой написаны белые ризы. Древняя поэтическая, фольклорная традиция связывала белый цвет с духовной чистотой, непорочностью (в поздних записях цвет одежды Богоматери темный).
Выявилась после реставрации символика синего цвета, голубца, чтимого московскими и тверскими иконописцами. С характерными для XVI века вариантами он — голубой, синий, сине-зеленый (как бирюза), сине-серебристый. Синий цвет иконописец использовал для передачи «горнего мира» на земле в час Успения Богородицы. Им насыщены Славы Господа и Царицы Небесной.
Преобразилась, стала насыщеннее, ярче, звучнее киноварь, ее тоже много в иконе: огнекрылый серафим, ложе Пресвятой Богородицы, обрезы Евангелий; он мерцает в одеждах святых, в кровле правого строения. Полыхающее красной киноварью ложе Богородицы, украшенное по обнизи золотым орнаментом, символизирует причастность Ее к земному миру, любовь и нежность к близким и дорогим Ей ликам, склонившимся с просветленной скорбью. Ризы Пречистой Божией Матери, возлежащей на ложе киноварного цвета, написаны темно-вишневыми красками. Это цвет царственного величия, и мы именуем Ее Царицей Небесной.
Такую же ясность цвета имеют чистые, разные по тону охры, напоминающие сентябрьские кленовые листья в небесной лазури. В контрасте с синими они звучат особенно по-земному. Охрами написаны одежды апостола Петра, палатные строения в левой части иконы, их много в ликах святых. Охра — это цвет земной красоты. Разные оттенки благородных умбристых охр, звучной зелени придают иконе особую цветовую одухотворенность. Энергичные, тонкие золотые лучики ассиста, положенные на охру, преобразуют этот цвет. Легкое свечение аурипигмента создает мерцающий, струящийся свет на хитоне и гиматии Христа. Лучики ассиста резко выделяют образ Спасителя, передают Его Божественную Сущность.
Мягкое, тонко светящееся золото фона символизирует свет рая, свет того мира, откуда пришел Спаситель к Матери Своей. Его образ является не цветом, а светом, объединяющим все краски иконы в единое целое. Цвет в иконе меняется от плотных земляных охр и зеленей внизу иконы до легких небесных лазурей, то есть от материального, земного к духовному, небесному. В целом они сливаются в отнюдь не яркую, но полнозвучную мелодию, в согласный и стройный хор.
Хочется сказать немного о духовной и психологической выразительности иконы, ее литературном источнике. Психологически тонко решены лики Спасителя, Царицы Небесной и апостолов, каждый из них наделен индивидуальной «портретностью», что уже мало характерно для соборных композиций в XVI веке.
Особой внутренней жизнью полон образ апостола Петра, самый близкий к Матери Спасителя. Охристо-янтарные складки его гиматия повторяют движение кадила в его руке. Велика озабоченность и умиленность в лике низко наклонившегося апостола Андрея (в центре). Невыразимая боль и беспомощность перед уходящим образом Пречистой Божией Матери, угасающей, как и рядом стоящая свеча, в крепкой фигуре высокого согбенного апостола Павла. В лике Самой Богородицы, в сомкнутых бровях, в почти закрытых очах и дрогнувших уголках губ иконописец передал момент ухода Ее в иной мир, в котором уже лице Матери Господней просветися яко свет. У Пречистой Божией Матери в изголовье и у подножия стоит «Небесное воинство», незримо охраняющее Матерь Света. Один из воинов (на первом плане, в профиль) вершит суд над Афонием. За апостолами в светлых крестчатых ризах предстоят священноначальницы, среди них Дионисий, небесный таинник, Иерофей дивный и Тимофей с боголепною честию священства, пояху Богу: Аллилуиа. Далее — жены, молитвенно и тихо оплакивающие Богородицу. Палатное письмо в иконе ненавязчиво, оно, вероятно, исполнено не ведущим мастером, а учеником в несколько отстраненной манере.
Над земными скорбями, печалями царственно возвышается величественная фигура Спасителя в темно-синей, двойной по очертанию Славе, наполненной Ангельскими Силами. Светлый лик Его нежен, а взгляд исполнен действия, как у Звенигородского Спаса письма преподобного Андрея Рублева. Бережно и благоговейно в покрытых гиматием руках держит Он душу Непорочной Божией Матери в белоснежных пеленах. В исхождении же святые душе Ея испленися... неизречение света место то. Наверху иконы трепещут крыльями Ангелы, поднявшие на облака учеников Божественного Сына и собравшие в момент Успения Пречистой Божией Матери всех апостолов в Вифлеем. Великим ликованием рая Небесного, приявшего в свои врата сидящую на престоле и блистающую Славой Небесной Богородицу, заканчивает иконописец свое красочное песнопение. Радуйся, провожаемая от всех чиноначалии ангельских в Горняя! Радуйся, в небесных вратах от старейших Сил велелепно песньми возносимая!..
В результате реставрации раскрыт редкой духовной силы и красоты памятник Древней Руси. В сокровищницу русского духа можно отнести и храмовую икону Успение Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Наряду с другими святынями она исцеляла людские души. Сняв с себя пелены времени, икона сейчас будет притягивать взоры молящихся к своему дивному смыслу. Нежный свет древних красок, доступный теперь каждому предстоящему перед ней, да проникнет в неспокойное современное сердце! Да усмирит Пречистая бури житейские и волнения наши перед вечностью, приоткрытой для молитвенно обращающихся к этой иконе!

Русскую землю называют Домом Пресвятой Богородицы, с верой и надеждой молятся Божией Матери, прося Ее небесного заступничества и покрова. Народ наш всегда особо чтит и любит свою Заступницу и Утешительницу. Сколько на великой земле Русской было монастырей, соборов, храмов, икон, посвященных Матери Божией! Большинство из них — в честь Ее Пречистого Успения. Примечательно, что первая княжеская церковь в Киеве, воздвигнутая святым равноапостольным князем Владимиром после крещения Руси, – Десятинная – была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так же и строительство Софийских соборов, воспринятое от Византии, постепенно перешло в традицию строительства соборов в честь Успения Божией Матери. Богородичные Успенские соборы в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, во Владимире и в Московском Кремле, свыше двадцати храмов в честь Успения в одной только российской столице и - не счесть - по всем городам и весям Русским! Дошедшие до нас, они свидетельствуют нам о величии нашей веры, истории. Россия всегда, а особенно в наше время находилась и находится под покровительством Божией Матери. Здесь ее Удел - Дивеево, здесь в Коломенском в 1918 году явлена Ее икона "Державная". Тем самым Пресвятая Владычица показывает, что после свержения Боговенчанного Царя Она Сама является "удерживающей" Россию и мир от вселенского зла. "Уже светает, но еще ночь" - это слова про наше время, про Россию. Но как Божия Матерь после Своего Успения взята Христом на Небо и стала еще доступнее молитвам Христиан, так и Россия во образ Богоматери после тяжкого сна воспрянет и явит себя миру крепким Православным Царством! Сие же и буди, буди!
Успение Божией Матери - этим событием заканчивается церковный круг праздников и через три дня начинается новый Богослужебный год. Это глубоко символично, и недаром на Руси Новый год, Индикт - церковное новолетие отмечается 1 сентября.


Тропарь Успения Пресвятой Богородицы, глас 1:

           В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице: / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Величание:

           Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога Нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Молитва ко Пресвятой Богородице:

           О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление.
Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение.
О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя.
Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний.
О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную.
Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии.
Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь



(uspenie.paskha.ru; days.pravoslavie.ru; иллюстрации - www.pravoslavie.ru; bibliotekar.ru; www.cirota.ru; uspenie.paskha.ru; www.rusk.ru; www.uer.varvar.ru).
Спуск в Гефсиманскую пещеру - место погребения Пресвятой Богородицы.
Убранство святой гробницы в Гефсимании.
Евангелие на святой гробнице в Гефсимании.
Лампады над гробницей Пресв.Богородицы в Гефсимании.
Базилика на месте погребения Пресв.Богородицы. Гефсимания.
Каменный гроб - место положения тела Пресв.Богородицы. Гефсимания.
Успенский собор Московского Кремля.
Центральная часть интерьера с иконостасом. Успенский собор Московского Кремля.
Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Свято-Успенская Святогорская Лавра.
Свято-Успенская Почаевская Лавра.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь.
Успенский собор во Владимире.
Чудотворная икона Успения Божией Матери в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Богослужение в праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Плащаница Пресвятой Богородицы в храме Святых Праотцев в Хевроне.
У иконы Успения Божией Матери в храме Успения Божией Матери в Иерусалиме.

 
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

Идет 5-я седмица Великого поста, в ней есть две особенные уставные службы, любимые и монашествующими, и мирянами

Прием паломников в монастыре «Всецарица» как форма миссионерской работы

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.