Преподобный Герман, Соловецкий чудотворец - день памяти 12.08 н.ст. (30.07 ст.ст.)
Прп.Герман Соловецкий. Икона XVIII в.
Прп.Герман Соловецкий. Фрагмент иконы "Соловецкие чудотворцы"
Преподобный Герман, сподвижник преподобных Савватия и Зосимы, родом был из города Тотьмы Пермской епархии. Родители не могли научить его грамоте, но воспитали ум и сердце сына в строгих правилах христианского благочестия. Раньше других иноков он побывал на Соловках. Возможно, он посещал Соловецкие острова в 1428 году с поморами, но в одиночестве не решился там жить. Он вернулся на Поморский берег и остался при часовне в селении Сорока на реке Выг, где встретил преподобного Савватия. В 1429 году подвижники переселились на пустынный Соловецкий остров и провели около шести лет в трудах, посте и молитве. Повседневный труд и составлял главный подвиг преподобного Германа. В 1435 году, когда почил преподобный Савватий, инок Герман ненадолго вернулся на материк и встретил пустынника Зосиму. В 1436 году они достигли Большого Соловецкого острова и вскоре основали общежительный монастырь. Подвижник Герман более 40 лет трудился в обители при игумене Зосиме. Не оставляя подвига молитвенного, он совершал морские переходы, преодолевал в будничных трудах природные тяготы северного края, вместе с братией возводил храмы. Устные повествования старца Германа о соловецких подвижниках Савватии и Зосиме, записанные по его просьбе, были позднее использованы при составлении их жития. В 1479 году преподобный Герман, исполняя поручение игумена Арсения, преемника преподобного Зосимы, поехал в Новгород. Болезнь не позволила ему вернуться на острова. В обители святого Антония Римлянина подвижник причастился Святых Христовых Тайн и мирно предал душу свою Богу. Соловецкие иноки не смогли отвезти его тело в монастырь из-за распутицы на дорогах и совершили погребение в веси Ховроньиной на берегу реки Свири. В 1484 году, игумен Исаия благословил перенести мощи прп. Германа в Соловецкую обитель. Честные мощи святого были обретены нетленными. Святые мощи преподобного с честью положили с правой стороны алтаря в монастырском храме во имя Святителя и Чудотворца Николая, рядом с мощами прп. Савватия. Впоследствии над местом погребения прп. Германа была устроена часовня, а в 1860 году в обители был освящен каменный храм его имени. Началом прославления соловецкого подвижника стало, по преданию, явление преподобного Германа пресвитеру Григорию в городе Тотьме. В 1602 году этим священником был составлен тропарь и написана икона, на которой преподобный Герман изображен вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Сохранилось рукописное житие святого, составленное около 1627 года иноком Соловецкой обители. К житию приложено описание чудес, совершив¬шихся от иконы преподобного Германа в Тотьме. С 1692 года по благословению патриарха Иоакима установлено церковное почитание преподобного Германа. Память его совершается 30 июля (12 августа) в день обретения мощей (1484). 8 (21) августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. В 1990 г. мощи трех Соловецких чудотворцев были переданы Церкви и до августа 1992 г. хранились в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В 1992 г., во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, мощи прп. Зосимы, прп. Савватия и прп. Германа Соловецких были возвращены в обитель. Мощи прп. Германа Соловецкого ныне пребывают в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском Монастыре Архангельской Епархии Русской Православной Церкви (пос. Соловки, Архангельская область, Россия).
Иконография прп.Германа Соловецкого.
Труды ппрп.Зосимы и Германа на острове. Соловецкая миниатюра XVI в.
Прпп.Савватий и Герман строят храм.
Изображения Г. появились в иконописи и книжной миниатюре еще до обретения его мощей, создания Жития и официальной иконографии, начало которойрой было положено чудесным образом: в 1612 г. святой явился священнику Григорию из Ст. Тотьмы, после чего была написана икона прп.Германа вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Это чудо отражено в текстах на 17 февраля, 23 марта иконописных подлинников, например, сводной редакции ХVIII в.: «Подобием сед, брада аки Александра Свирскаго, и власы таковы, ризы монашеския, в руке свиток, а в нем написано: Аз явихся пресвитеру, повеле написати тропарь и образ явления моего» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 49; Большаков. Подлинник иконописный. С. 74, 83); также 30-х гг. XIX в.: «Аки Александр Свирский, риза преподобническа, в руце свиток: «Аз явихся презвитеру Григорию, велех написати тропарь и образ его». В выговской рукописи 3-й четв. XVIII в. встречается вариант: «Подобием аки Никон, ученик Сергия Радонежского, сед, ряска вохра, рука молебна в сложении перст». Наибольшее количество изображений прп.Германа в связи с особым почитанием было сосредоточено в Соловецком монастыре. Первое упоминание о его изображении содержится в описи монастыря 1582 г.: на серебряной крышке Евангелия вместе с преподобными Зосимой и Савватием - «писаны чернилы» (Описи Соловецкого монастыря ХVI в. СПб., 2003. С. 109). Судя по монастырским документам, иконы с образом прп.Германа хранились и в ризнице обители (некоторые под серебряными окладами), и во многих соловецких храмах. Единоличные иконы преподобного встречаются редко; к ним относятся, напр., пядница сер. XVII в. из соловецкой ризницы (ГММК); икона 1-й пол. XVIII в., Герман - в схиме и монашеской мантии с «золотопробельным» письмом складок, с непокрытой головой, волнистыми волосами и окладистой бородой, руки раскрыты ладонями перед грудью.
Икона прп.Германа Соловецкого над мощевиком в мон-ре "Всецарица" г.Краснодар.
           Днесь убо, о богоизбранный соборе, и честное иноческое совокупление, подобает нам память творити благочестно сего добляго мужа. Паче же реку Преподобнаго старца Германа. Кто убо не удивится, или кто не прославит честнаго сего мужа терпение и трудолюбие и на духи лукавыя одоление. Сей убо блаженный Герман спостник бысть и подражатель в постех, и молитвах, и во многих слезах, в зельных трудех Преподобным отцем нашим Зосиме и Савватию, Чудотворцем. Сего убо блаженнаго Германа святая его молитва и слезы, и поты, и многое воздержание, и зельныя труды вопиют к Богу, аки кровь праведнаго Авеля. Кто убо от земных возможет похвалити или ублажити сего добляго мужа, реку, земнаго ангела, и небеснаго человека? Сей убо блаженный Герман умертвися миру, оживе же Христу. Егда убо земная оставль, на небеса взыде. Егда убо печали мира сего остави, на веселие прейде. Егда убо человеки оставль, со ангелы водворяется и Бога зрети сподобися. Сей убо от юнны персты Христа возлюбив и суету мира сего презре, и вся, яже о мире красная, нивочтоже положи. Иноческое пребывание паче возлюби, родителей и дом оставя. Христу единому работати вожделе, великаго и славнаго моря-окиана на оток яко на некий превысокий столп взыде. С Преподобными отцы Зосимою и Савватием на немже пустыню обрете, и сию слезами напои. И в ней жити паче царских чертог жестокое житие изволи. Тщание и труды многия по Бозе показа и, радуяся, подъял. Постом и молитвами вражия прегордая возношения посрами и нивочтоже положи. Христа же, истиннаго Бога нашего, и Того рождыпую Богоматерь ясно от всея души и сердца исповеда. Послушание и покорение к настоятелю неуклонно имея, любовь же и смирение нелицемерное ко всем показа. Сицево убо житие блаженнаго, таково и пребывание сего блаженнаго. Темже коими словесы возможем похвалити тя, Преподобие отче, по исходе сего мира на трижнение? Добрым убо подвигом подвизався, по Апостолу, "течение сконча и веру соблюде". Темже и прият венец от Господа Бога и ныне со Преподобными отцы нашими Зосимою и Савватием и со всеми святыми водворяешися в Небеснем Царствии и наслаждаешися с ними неизреченныя радости, "яже око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыде, яже уготова Бог любящим Его". И ныне убо молим тя, о Преподобие Германе, помяни нас, и соблюди от всех видимых и невидимых враг, и всех нас моления Богови возсылаемыя приими, и принеси я... всех Творцу Избавителю, Иже в Троице Святей поклоняемому истинному Богу нашему, яко да согрешением нашим оставление получим благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже Отцу слава со Святым Духом, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь прп.Герману Соловецкому, глас 8:
           Желанием духовным от юности распаляемь, преподобне Германе, Христу тесным жития путем последовал еси и, в морский пустынный остров, аки в тихое пристанище, вселився, в нем многа лета постнически пожил еси, идеже блаженным отцем Зосиме и Савватию сожитель был еси, с нимиже моли Христа Бога о нас, любовию чтущих святую память твою.
Ин тропарь, древний, глас тойже:
           Украсився, премудре, постническим житием, спостник был еси и сожитель в морстем отоце преподобным отцем Зосиме и Савватию, сподвизався в молитвах, в трудех и в пощении, преподобне отче Германе, но, яко имея дерзновение к Богу, моли избавити нас от враг и спасти души наша.
Кондак, глас 4:
           Вышних желая, вся долу влекущая возненавидел еси и, отечество свое оставль, в поморие пустынное отшел еси, таже в морский остров удалився, в нем многа лета Господеви поработал еси. Темже, память твою празднующе, любовию вопием ти: радуйся, Германе богомудре, отче наш.