Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









Великий двунадесятый праздник: "День Святой Троицы (Пятидесятница)" - 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье (переходящий).

БЕСЕДА О ПРАЗДНИКЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Феофан Грек. Троица. Фреска церкви Спаса Преображения на Ильине.
Икона Святой Троицы. Троицкий собор, Иерусалим.
В праздник Пятидесятницы Св. Церковь воспоминает и прославляет сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в пятидесятый день после спасительного Воскресения Христова.Праздник Пятидесятницы отмечался и в ветхозаветной церкви, но связан он был с воспоминанием дарования Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. У иудеев Пятидесятница была одним из трех великих праздников. В этот торжественный и радостный праздник они стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах.
В современной церковной практике этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась освящающая деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.
В третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов – исполнишася вси Духа Свята". И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов.
Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. "Ибо, - рассуждает св. Григорий Богослов, - как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо". Но "да не подумает кто-либо, - поучает св. Лев Великий, - что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа". "Взор человеческий как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа".
Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.
Явление Святой Троицы Аврааму.
Троица. Афонская икона. Ныне находится в Свято-Троицком Николаевском мужском монастыре Приморского края.
Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые "насмехаясь, говорили", что апостолы "напились сладкого вина" (Деян.2,13). Тогда св. апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал в славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, "они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?" "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа", - отвечал им Петр. После сего "охотно принявшие слово" немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой "присоединилось в тот день душ около трех тысяч" (Деян.2,37-41). Так, полным торжеством Святого Духа над неверующими, окончилось это событие. Троекратно Иисус Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания – неявно (Мф.10,20), по воскресении через дуновение – явственнее (Ин.20,22), и ныне послал Его существенно.
Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.
Явление Пресвятой Троицы прп.Александру Свирскому. Икона XVIIв.
Икона Святой Троицы. Псков, XV в.
Икона Святая Троица с предстоящими святыми. 1715 г. Из церкви свв. Константина и Елены г. Вологды.
Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали "Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа" – "Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную".
В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за литургией.
День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию. На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло иметь влияние и явление Бога в виде трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатер) патриарха.
Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, усвоила ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.


Иконография Пресвятой Троицы: канон изображения и богословский смысл.

Сошествие Святого Духа на апостолов.
Сошествие Святого Духа . Фреска. XI в. Собор Святой Софии. Киев.
Иконография Пресвятой Троицы являет с помощью "богословия в красках", глубинный смысл Великого Совета, то есть Божьего Домостроительства.
Существует два канонических изображения Троицы: "Гостеприимство Авраама" и "Троица Ветхозаветная".
Икона "гостеприимство Авраама" является иллюстрацией к главе 18 Книги Бытия. На иконе изображены три Ангела. Все Ангелы благословляют. Они сидят за столом. На столе трапеза и принадлежности к ней. За центральным (средним) Ангелом виден Мамврийский дуб. Внизу изображены: Авраам - слева, отрок закалывающий тельца - посередине, Сарра, месящая тесто - справа.
Совсем иной смысл имеет иной смысл "Ветхозаветная Троица" прп. Андрея Рублева. На ней уже нет ни Авраама, ни Сарры, ни слуги. На иконе изображены три Ангела. Они сидят уже не за столом, а за Престолом. Небольшое отверстие - знак греческого Престола. С древности Литургию совершали на мощах мучеников. Позже в Греции мощи святых вкладывались именно в это отверстие. Престол в данном случае имеет значение Жертвы, так как ранее Литургия совершалась без Жертвенника, то есть Престол был в то же время и Жертвенник. За центральным Ангелом изображен Мамвриийский дуб, но не иллюстративно, а с особым значением - это древо - Древо жизни, Крестное Древо. За левым Ангелом возвышаются палаты - это символ Домостроительства Божия. За правым Ангелом - гора - символ духовного восхождения. Если внимательно присмотреться к иконе, то можно заметить, что пространство между фигурами боковых Ангелов образует Жертвенную Чашу, внутри которой находится средний Ангел. На Престоле стоит круглая Чаша с главой тельца, но нет принадлежностей, относящихся к трапезе, что еще более усиливает смысл Жертвы. Центральный Ангел благословляет и можно увидеть, что Он как бы касается Чаши, и это можно истолковать как жест нисхождения в саму Чашу. Средний Ангел облачен в пурпурный хитон и синий гимантий. На хитоне нашит золотой клав. Клав - символ чистоты и совершенства человеческой природы Христа. Еще клав трактуется как знак посланничества, признак особой мессианской роли Спасителя. Такую нашивную полосу можно увидеть и на иконах Святых апостолов - провозвестников Слова Божия. Традиционно хитон Спасителя имеет оттенки красного цвета, а гимантий - синего.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Роспись в храме Преображения Господня на горе Фавор.
Икона Святой Троицы в стиле флорентийской мозаики на монастырском храме в честь иконы Божией Матери "Всецарица" г.Краснодар.
Сочетание этих двух цветов символизирует земную - человеческую и небесную - Божественную природу Спасителя. Красный цвет - это и символ мученичества, поскольку он напоминает цвет крови, и символ царского достоинства, так как пурпурные одежды являлись прерогативой императора и знати. Синий символизирует сферы небесные, этот цвет чистоты и непорочности. В сочетании этих двух цветов и тайна Боговоплощения, тайна соединения двух различных миров - тварного и нетварного, так как в цветовой гамме эти цвета противоположны: красный цвет - теплый, синий - холодный. Можно предположить, что центральный Ангел - Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, Агнец Божий. Его склонение к левому Ангелу говорит о послушании и вольном принесении жертвы. Благословение левого Ангела означает благословление на жертву. Левый Ангел облачен в синий хитон и гимантий охристого цвета. Клава нет. Скорее всего левый Ангел - образ Бога Отца, ибо Отцу прилично благословлять Сына Единородного на Жертву. Он кроткий и спокойный, подчеркивает действенное начало Своей Ипостаси. Правый Ангел со склоненной главой и опущенной вниз ладонью как бы дает молчаливое согласие на все совершающиеся на таинственном и непостижимом Совете Святой Троицы. Правый Ангел облачен в синий хитон с зеленоватым клавом и в зеленый гимантий. Плавное, спокойное движение правого Ангела, одеяния светло-зеленого и голубого цветов подобны "веянию тонкого холода", в котором является Святой Дух. Правый Ангел - Святой Дух. Также существует мнение, что центральный Ангел символизирует не только Сына, но и Отца. Преподобный Андрей Рублев специально потрудился, чтобы представить образ Отца через образ Сына по Евангельскому слову. Если обратить внимание на фигуру, в которую вписываются Ангелы с Престолом и седалищами - то окажется, что это восьмиугольник.
Цифра восемь обозначает Царство Божие. Положение фигур Ангелов, повороты голов с нимбами, соприкасающиеся крылья, характерное изображение стоп ног, палаты, дерево и горка на заднем плане - все это образует своеобразный композиционный круг. А вся икона представляет собой почти квадрат.
Сошествие Святого Духа. Начало XV в. Благовещенский собор Московского Кремля.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Тверь Середина XV в.
Фрагмент иконостаса с иконой Сошествия Святого Духа на апостолов. Монастырь "Всецарица", г.Краснодар.

Но вернемся к самому главному - к богословскому смыслу иконы. Изображение на иконе прп. Андрея Рублева можно рассматривать в двух направлениях - горизонтальном и вертикальном. Если смотреть на икону по центральной вертикальной линии снизу вверх, то можно увидеть: Престол, Чашу, образуемую фигурами боковых Ангелов, Ангела, облаченного в канонические цвета Спасителя: все это можно понять как символ Жертвы. По горизонтали икона рассказывает о любви Бога к человеку, и самое главное - что Бог есть Любовь, и именно об этом свидетельствуют подклоненные главы и благословляющие жесты, именно поэтому произошла Жертва. Также горизонталь показывает нам великий Совет Пресвятой Троицы. Жертва и любовь Бога к человеку восходит к тому, что Бог есть Любовь. А на иконе "Гостеприимство Авраама" показано поклонение человека Богу. Иконы имеют совершенно разный богословский смысл.
Позже появляются разновидности иконы "Троица Ветхозаветная"; каноны, например, Невьянский, отразивший малое искажение; и произвольные изображения Пресвятой Троицы, наиболее опасные для догматического смысла канона прп. Андрея Рублева. В иконе главное - ее духовный смысл. Но раскрытие духовного смысла неосуществимо без глубокого богословия. Именно такое богословие имеет канон прп. Андрея Рублева. Следовательно, необходимо сохранять этот канон и следовать определению Московского Стоглавого Собора 1551 года: "Писати живописцем с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочии пресловущие живописцы, а подписывать "Святая Троица". А от своего замышления ничтоже претворяти."

stkse.orthodoxy.ru


Тропарь, глас 8:

          Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8:

           Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / негда же огненные языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятого Духа.


Величание:

           Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим.

Молитва:

           Боже Великий и Вечный, Святый, Человеколюбивый, сподобивый нас в сей час стати пред неприступною Твоею славою на пение и хвалу чудес Твоих. Очисти ны, недостойныя рабы Твоя и подаждь благодать, еже сокрушенным сердцем невозносительно приносити Тебе Трисвятое славословие и благодарение великих Твоих даров, яже сотворил еси к нам и твориши всегда в нас. Помяни, Господи, немощь нашу, и да не погубиши нас со беззаконии нашими, но сотвори великую милость со смирением нашим, да, греховныя тмы избежавше, во дни правды ходити будем, и одеявшеся оружием) света, ненаветно пребудем от всякия козни лукаваго и со дерзновением прославим о всех, Тебе Единаго Истиннаго и Человеколюбца Бога. Твое бо яко воистину и великое вресноту таинство, Владыко всех и Творче, временное решение Твоих тварей и еже по сих совокупление и упокоение еже во веки. Тебе благодать о всех исповедуем о входех наших, яже в мир сей, и исходех, надежды нам Воскресения и жизни Нетленныя, Твоим неложным обещанием предобручают, яже приимем в будущем Втором пришествии Твоем. Ты бо еси и Воскресения нашего Начальник, и поживших Неумытный и Человеколюбивый Судия, и мздовоздаяния Владыка и Господь, Иже и приобщивыйся нам преискренно плоти и крове, снисхождения ради крайняго, и наша страсти неотметныя, внегда волею во искус поставити, приим за милосердие щедрот, и в немже пострадал еси Сам искусився , искушаемым нам быв Самообещанный Помощник, темже и совозвел еси нас в Твое безстрастие. Приими убо, Владыко, мольбы и моления наша, и упокой вся отцы коегождо, и матери, и чада, и братию, и сестры, единородныя и купнородныя, и вся прежде почившия души в надежди Воскресения жизни Вечныя, учини духи их, и имена в Книзе Животней, в недрех Авраама и Исаака, и Иакова, в Стране живых, в Царствии Небеснем, в Раи сладости, светлыми Ангелы Твоими, вводя вся во Святыя Твоя Обители, совоздвизаяй и телеса наша в день, воньже определил еси по святым Твоим и неложным обетованием. Несть убо, Господи, рабом Твоим смерть, исходящим нам от тела, и к Тебе, Богу нашему, приходящим, но преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая и на упокоение и радость. Аще же и что согрешихом к Тебе, милостив буди нам же и тем, зане ни един есть чист пред Тобою от скверн, ниже аще един день живота его есть, разве Ты точию Един на земли явивыйся Безгрешный Господь наш Иисус Христос, Имже вси уповаем милость получити и оставление грехов. Сего ради нам же и онем, яко Благий Человеколюбец Бог, ослаби, остави, прости грехопадения наша, вольная и невольная, яже в ведении и не в ведении, предъявленная и забываемая, яже в деянии, яже в помышлении, яже в словеси, яже во всех наших житиях и движениих. И отшедшим убо свободу и ослабу даруй, нас же сущих зде благослови, конец благий и мирный даруя нам же и всем людем Твоим, и милости и человеколюбия утробу отверзаяй нам, на Страшном и Ужасном Твоем пришествии, и Царствия Твоего достойных нас сотвори.


(images.google.ru)
Русский Собор Святой Троицы в Святой Земле.
В Свято-Троицком соборе в Иерусалиме в Престольный праздник.
Троице-Сергиева Лавра.
Троицкая надвратная церковь. Западная сторона. Киево-Печерская Лавра.
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.
Собор Св.Троицы в Пскове.
Собор Святой Троицы на Валдае. XVIIIв.
Свято-Троицкий собор в Краснодаре.
Интерьер Свято-Троицкого собора в Краснодаре.
Храм Святой Троицы в Орехово-Борисово. Москва.
Храм Св.Троицы в Раменском.
Храм Св.Троицы села Троице-Сельце.
Храм Святой Живоначальной Троицы во Всеволожске.
Храм Святой Троицы в Тбилиси.
Храм Святой Троицы в Тынде.
Храм Святой Троицы в Антарктиде на российской станции Беллинсгаузен.
Икона Св.Троицы в храме Св.Праотцев в Хевроне.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Икона в Иерусалимской Патриархии.
Икона Св. Троицы в иконостасе нижнего придела монаст. храма "Всецарица" г.Краснодар
Икона Св.Троицы в часовне св. апостола Иоанна Богослова. Мон-рь "Всецарица" г.Краснодар

 
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

Идет 5-я седмица Великого поста, в ней есть две особенные уставные службы, любимые и монашествующими, и мирянами

Прием паломников в монастыре «Всецарица» как форма миссионерской работы

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.