Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Великий двунадесятый праздник: "Вознесение Господне" - 40-й день после Пасхи, всегда в четверг (переходящий).

О празднике Вознесения Господня

Вознесение Господне. Фрески пещерного храма Каранлик в Кападокии (Турция). XI-XIII вв. Фрагмент. Верх свода.
Фреска Вознесение Господне. Деталь. Византия. Собор Святой Софии. XIв.
Вознесение Господне. Роспись купола. Последняя четверть XII в. Церковь св.Георгия.Старая Ладога, Россия.
Название праздника отражает суть события - это Вознесение на Небо Господа нашего Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Этот праздник празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе.
Число 40 - не случайное. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.
Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым Господь открыл каждому человеку возможность по всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в книге Деяний Святых Апостолов в 1 главе.
Дав ученикам последние наставления, Господь «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой…».
Праздник Вознесения - это праздник Неба, открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными и одной землей живущими. Речь идет не о запланетном пространстве и не о космосе. Речь идет о Небе, возвращенном нам Христом, о небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях и которое раскрыл и вернул нам Христос. Небо - это Царство Божие, это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты. Все это раскрыл, все это дарит нам Христос.

(www.calend.ru)


История праздника

Вознесение. Середина - третья четверть XIV в. Византия.
Вознесение Господне. XVI в. Новгород.
Вознесение. Мастерская Андрея Рублева. 1425-1427 гг. Троицкий Собор Троице-Сергиевой Лавры.
Очевидно, установление празднования вознесения Господня относится ко времени первых христиан. Так, уже в «Апостольских постановлениях», приписываемых святителю Клименту Римскому, предписывается совершать праздник в сороковой день по Пасхе. На праздновании именно на шестой неделе настаивали также святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин. Так, Иоанн Златоуст, называя праздник важнейшим и великим, относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. А блаженный Августин, упоминая о «повсеместном чествовании праздника», также вспоминает о его зарождении в апостольские времена.
Праздник вознесения относится к числу переходящих по времени Господних праздников и продолжается десять дней: один день предпразднества, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднества. Отдание Вознесения бывает в следующую за праздником пятницу седьмой седмицы после Пасхи.
До недавнего времени на Елеонской горе было двадцать четыре действующих храма. Строить их старались таким образом, чтобы молящиеся могли видеть над собой небо, на которое вознесся Спаситель. Место встречи Христа с апостолами существует и по сей день. Сохранился камень – вершина скалы, — последняя частица земли, на котором стоял Господь с оставшимися на нем следами ног. Правда, один из следов вырубили и увезли в дар халифу, но второй след остался на прежнем месте. Над ним воздвигнута православная часовня. Каменные престолы остальных христианских конфессий расположены под открытым небом вокруг часовни. Таким образом, Елеонская гора со времен первых христиан стала местом благоговейного почитания. Сложилась традиция в праздник Вознесения приходить сюда от Гроба Господня с горящими светильниками, и тогда вся гора бывает как бы охвачена огнем. Позже здесь же возник один из очагов монашества. Многочисленные пещеры горы были заселены подвижниками-аскетами.

(Борис Сорокин. Вознесение Господне. - mv.ucoz.ru).


Богословие Вознесения

Вознесение. Новгородская школа. XVIв.
Вознесение. Московская школа. 1580-е годы.
Вознесение. Греция, XVII в. Кёликкен.
Уже в древнейших вероисповедных формулах I–II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа (1 Тим 3. 16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Константинопольском Символе). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).
После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин 6. 22–71)).
Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр 1. 3; 9. 12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9. 12, 24–26).


Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7. 55–56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян 1. 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24. 30; Лк 21. 27).
Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям — все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес 4. 16–17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» (Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296).

(http://voznesenie.paskha.ru/Bogoslovie)


Иконография Вознесения

Вознесение. Сошествие Святого Духа на апостолов. Двухчастная икона. 1814-1822 гг.
Вознесение Господне. Тверская губерния. XVIIIв.
Иконография Вознесения едина: двенадцать апостолов с Богородицей в центре, варьируется лишь количество ангелов. На некоторых иконах можно заметить такую деталь - на горе Елеонской, откуда Господь Иисус Христос вознесся на небеса, изображен след от ноги Его. Это изображение действительного отпечатка следа Христа на камне, который показывают всем паломникам, прибывшим в Иерусалим.
«Во всех иконах Вознесения возносящийся Христос изображен в той славе и торжестве, в какой придет судить вселенную. Спасителю в Вознесении более всего присуще имя Пантократор - Вседержитель. Изображается Он сидящим на престоле славы, в светлых одеждах, просветлённых золотыми лучами, асистом, образом божественных сил-энергий. Обе руки подняты для благословения, и не только руки, но и стопы (это не может быть выражено графически, но в стихирах праздника об этом говорится). Образ Спасителя заключен в мандролу, то есть в круги, представляющие собой небесную сферу, также обычно наполненные золотыми лучами, расходящимися подобно солнечным лучам. И все изображение Христа является как бы солнцем. Солнцем правды, горящим над землей. Небесную сферу с изображением на ней Спасителя держат своими руками Ангелы, которые изображаются как бы несущими небесный круг и Спасителя в нем, сидящего на престоле».
Тема Вознесения достаточно сложная, и не случайно икона как бы связывает несколько праздников - Воскресение, Жен Мироносиц, Пятидесятницу. Как в Вознесении, так и в Пятидесятнице, мы сталкиваемся с одним и тем же явлением соответствия иконы службе праздника: богослужение Вознесения утверждает присутствие Богоматери среди учеников при Вознесении Христове и икона этого праздника изображает Ее, помещая в центре всей композиции, несмотря на то, что в новозаветных текстах упоминаний об этом нет.
«Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но и делом воли и веры Девы Марии. Без согласия Пречистой, без содействия веры, оно было бы также неосуществимо, как и без содействия самих трех Лиц Божества. Бог делает Ее Своей Матерью лишь научив и убедив Ее, и принимает от Нее плоть, которую Она дает Ему по Своей воле». В Ее лице человечество дало свое согласие на воплощение Искупителя, на то, чтобы Слово стало плотию. Поэтому, будучи необходимым условием спасения со стороны человеческой, Она «рождшая всех Творца и всех Содетеля», и изображается на иконе Вознесения как непосредственное свидетельство Его воплощения. Именно Ей, «матерски паче всех болезновавшей, подобаше славою плоти Его премногия насладиться радости» (стихира литийная на Слава и ныне), видеть Его преславное Вознесение, торжество принятого от Нее человечества, обоженного и поставленного превыше небес одесную Отца.
В текстах Св.Писания присутствие Божией Матери при Вознесении Иисуса Христа не упомянуто, но на иконе Она помещена в центре композиции, среди апостолов и ангелов. Также присутствие апостола Павла противоречит историческим данным (он именовался Савлом и не имел еще никакого отношения к христианству). Евангелисты Лука и Марк из числа 70-ти, хотя и были в числе присутствующих, не принадлежат к кругу собственно двенадцати апостолов; однако они изображаются именно в их числе. Евангелия, которые держат евангелисты на иконе, еще не были написаны и т.д.
Но икону нужно рассматривать в связи с богослужебными текстами; вне службы праздника в целом невозможно понимание любой праздничной иконы. Что может быть подтверждено прямым обращением к Ней: «Се Сын Твой, Богородице,...востече к небесным» (тропарь 8-й песни канона).

(www.pasxa.eparhia.ru; ishristos-obraz.ucoz.ru).


Вознесение Господне. Роспись в храме Преображения Господня на горе Фавор.
Фрагмент иконостаса с иконой Вознесения Господня. Мон-рь "Всецарица" г.Краснодар
Тропарь, глас 4:

           Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира.

Кондак, глас 6:

           Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никто же на вы.














Вид на Елеонскую гору зимой.
Подножие Елеонской горы.
Часовня на месте Вознесения Господа на Елеонской горе.
Колокольня русского Вознесенского монастыря на вершине Елеонской горы.
Внутри часовни Вознесения у стопочки Спасителя.
Стопочка Господа в часовне Вознесения на Елеонской горе.
В монастыре Вознесения на Елеонской горе.На этом месте Пресвятая Богородица наблюдала за Вознесением Сына Своего.
Стопочка Пресвятой Богородицы на Елеоне. Монастырь Вознесения.
Вознесенская церковь в Торжке. Тверская область.
Вознесенский собор в Новочеркасске. Ростовская область.
Вознесенский кафедральный собор в Новосибирске.
Вознесенская Давидова пустынь. Мужской монастырь. Московская область.
Храм Вознесения Господня в Сторожах ("Большое Вознесение"). Москва.
Вознесенский кафедральный собор в Великих Луках.
Вознесенский собор в Касимове. Рязанская область.
Вознесенский храм в Колпино.
Свято-Вознесенский храм в ст.Пластуновской Динского р-на Краснодарского края
Храм Вознесения Господня в г.Магнитогорске

 
Декабрь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

18 декабря 2017 г. (понедельник), в день памяти преподобного Саввы Освященного, литургия в обители будет совершена ночью (часы 17 декабря с 23.45), утром литургии не будет

На подворье монастыря «Всецарица» в храме Благовещения Пресвятой Богородицы ежедневно совершаются богослужения:

7 декабря 2017 г., в день памяти великомученицы Екатерины, после литургии в монастырь «Всецарица» прибыла чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение»

На подворье идет подготовка к престольному празднику храма прп.Саввы Освященного, он состоится 18 декабря.

В Москве открылась благотворительная выставка в поддержку церковной больницы святителя Алексия

Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению принял участие в заседании Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере

Святейший Патриарх Кирилл поздравил народного артиста СССР Родиона Щедрина с 85-летием со дня рождения

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.