|
|
"БОГ ЕДИН!" - Статья в Газете «Аргументы и факты», 20 января 2011 года.
На долгие зимние каникулы выпадает один из самых замечательных христианских праздников – Рождество Христово. В ночь с 6 на 7 января в храмах проходят всенощные службы; иконы и помещения храмов нарядно украшают. Чувствуется настоящее торжество души! 7 января, после длительной службы, мы встретились с настоятельницей женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица» игуменьей Неониллой, чтобы поговорить о жизни, о верующих и монашеском пути.
– Год от года в этот замечательный праздник на службу приходит больше людей. Матушка, по-вашему, верующих становится больше?
– Больше, значительно больше. Самое главное, что больше становится молодежи и детей. Это большая радость. Ведь верующий человек чище. Истинно верующий плохого не сделает. Он Бога боится. Есть, конечно, и фарисеи. Такие были всегда. И Господь их обличал. Но истинно верующих тоже много.
– Люди обычно приходят к Богу через страдания. Как у вас это произошло?
– Пришла я из мира. Была такая же, как и все остальные простые люди. В храм так часто не ходила. Но верить всегда верила. Тайно.
– Как же вам свою веру удалось пронести? Долгое время в нашей стране на веру было наложено табу.
– У меня была верующая семья. В доме были иконы. Родители еще учили Закон божий. Бабушка много молилась, писала нам молитвы на бумажечках. И всегда говорила: не укради, не лги, по заповедям живи.
Отец Яков был из раскулаченной семьи, пострадал из-за политических гонений. Деды, и один, и другой, были зажиточными. Один – по материнской линии – владел 150 гектарами земли. Обрабатывали в то время землю вручную. Наемные работники деда любили, он был добрый и платил исправно.
Дедушка со стороны отца жил в Воронежской губернии. Его семья выращивала пшеницу и продавала ее в Канаду, во Францию... Это было до революции. А в 1928 году его семью раскулачили коммунисты. Приехали ночью, забрали ценные вещи, николаевские деньги. Дед тогда заскочил на коня, поехал в поле к амбару, в котором хранилось отборное зерно для засева, и поджег его. Зарево от пожарища осветило всю деревню.
Такого ему местная власть простить не могла. Тут же сослали в Магадан. А семеро детей рассыпались по разным городам. Им пришлось сменить фамилии: одни попали в Казахстан, другие – в Азербайджан. Это папины сестры и братья.
Конечно, через всю жизнь нашей семьи прошла нелюбовь к большевикам. Но об этом никто не говорил ни в школе, ни в пионерии. Все держали в себе. И по-прежнему хранили свою веру в Господа.
– Так значит, любовь к Богу в вас вырастили в семье?
– Да. Это с одной стороны. С другой, у меня была непростая женская судьба. Вышла замуж после школы, появился сын. Но брак распался. Уехала совсем молодая с ребенком на руках в Сибирь, в Тюмень. Бабушка перед отъездом дала мне иконку и молитву, от руки записанную на листочке, вся религиозная литература ведь была под запретом.
Жизнь там была тяжелая. Первые три-четыре года просто невыносимая. В Тюмени на реке Тура был небольшой храм. Я туда постоянно бегала молиться. Стою у икон, 25-летняя, и плачу, оттого что жизнь не складывается, оттого что на чужбине. Царь туда ссылал, а я по своей воле поехала. Много молилась. И Господь начал указывать мне путь.
Помню, мама мне сказала: «Ты молись, детка, Господь все управит» – так и получилось. Закончила заочно Тюменский индустриальный институт, пошла на работу в Главтюменьнефтегаз. Начала ездить в командировки. Была уже второй раз замужем (со вторым мужем мы прожили 28 лет). И везде, где ни была, ходила в храмы. В Москве молилась Сергию Радонежскому.
– Но тогда вы были еще далеки от монашества. Да и молодой совсем были. Многие в таком возрасте еще веселятся и гуляют…
– Да, была молодая, но понимала, что надо сконцентрироваться, верить стараться, не лениться – и Господь поможет. Сразу поняла, что праздная жизнь не для меня. Постепенно все начало налаживаться. Вернувшись в Краснодар, продолжила свою деятельность в нефтегазовой промышленности. В общей сложности проработала в этой сфере более 40 лет. И по-прежнему ходила в храм, хотя муж и не поддерживал меня, так как был человеком неверующим.
– А когда возникла идея строительства монастыря?
– У меня появились акции, были кое-какие средства. Но они мне были не нужны, деньги были неинтересны. Мы посовещались с сыном, мужа тогда уже не было в живых, и решили строить храм близ онкологического центра. Решили, что люди туда будут приходить, молиться и спасаться. Храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица», которая спасает и излечивает больных раком. И с того времени что ни происходило – хорошее или плохое – все еще больше укрепляло меня в вере.
В голове втайне я держала мысль о монашестве. Поехав в очередную командировку, зашла в Троице-Сергиеву Лавру, где старец Наум меня и благословили на монашество, сказал, что по судьбе мне начертано быть монахиней и руководить монахинями. Я понимала, что принять постриг – значит отречься от мирской жизни.
Я была не готова сразу все отрезать. Потом, когда был построен храм, стала по-иному молиться, по-иному смотреть на мир. Подала прошение о монашестве владыке и 4 марта 2004 года приняла монашеский постриг с именем Неонилла. А на следующий год Священный Синод вынес решение о преобразовании прихода в монастырь.
– В монастыре 12 монахинь. Все они разного возраста. Есть среди них и совсем молодые. Вы в монашество пришли в возрасте зрелом, а как же такие молодые поняли свое предназначение?
– Они тоже из верующих семей и, к сожалению, с непростой судьбой. Есть у нас монахиня 18 лет. В монастыре она с 15-ти. Девушка очень талантливая в иконописи. Талант у нее от Бога. Сейчас занимается, оттачивает мастерство. Вообще у нас очень хороший состав. Одна монахиня – врач-иммунолог, другая кандидат наук. Все образованные. Думаю, что обитель будет процветать. Мы об этом молимся.
– Есть у вас и подворье в Динском районе, где сестры проводят большую часть времени: молятся, работают. Там же несколько лет назад забил источник. В прошлом году там велись строительные работы, а как подворье живет сейчас?
– Строительство еще не закончено, но уже очень многое сделано. Вокруг возведена белоснежная стена с ангелами. Стена сделана в стиле ХVІ века. Вообще, проект самого монастыря в Краснодаре делал знаменитый архитектор Ижиков.
Он сделал копию храма, который находится в Сергиевом Посаде. И стена вокруг подворья – тоже его работа.
Сестры живут в своих кельях, шьют, готовят, поют на клиросе и молятся. Многие монастыри заводят хозяйство: коров, кур. Мы тоже изначально планировали хозяйство. Но мне было сказано, что монастырь будет интеллектуальный, что нам, главное, надо молиться, молитва спасет. Так мы и делаем.
– Матушка Неонилла, у нас сегодня так много различных направлений религиозных и даже сект. Как вы к этому относитесь?
– Мы – православные. В православие никто никого не затягивает, не агитирует. И это самое главное. Люди в церковь приходят к Богу. А появление сект, тем более в таком количестве – это путь к концу.
– Как вы считаете, можно ли объединить людей в одной вере? Тогда было бы меньше разногласий. Бог ведь един.
– Это очень сложно. Но вы знаете... На этой рождественской службе до полуночи в храме были в основном православные. А после полуночи пришло много иностранцев: и буддисты, и мусульмане, и многие-многие другие. Все они брали свечи и молились все-все искренне, но по-разному, по-своему.
– Как вы к этому относитесь?
– Нормально отношусь! Они понимают, что в храме Бог, и идут сюда. Некоторые подходят и просят помолиться за своих родственников, называют имена, которых у нас и нет. Я им говорю: как бы его звали здесь? Находим русское созвучное имя и молимся. А какая же разница, скажите? Я никого не осуждаю, отношусь с уважением ко всем верам. Многие переходят в православие. У нас крестились индусы, адыги, татары, арабы. Мне это очень приятно. Видно, как искренне молятся эти люди.
– Нетерпимость недопустима?
– Нет, конечно. У нас на подворье стену строили мусульмане. Я не могла найти непьющих русских строителей. Пригласили дагестанцев. Вы не представляете, как они строили! Да, они молились по-своему, кушали отдельно. Но как они старались и с какой любовью работали. Мы с ними расстались друзьями. И если понадобится – снова пригласим их.
– У нас многонациональный край, как и страна. Недавно на национальной почве произошли стычки в Москве, да и у нас не все ровно. Что вы об этом думаете?
– Думаю, это политика.
– Но есть же расисты, как есть и русофобы…
– Это люди без Бога в сердце. Раньше все нации жили вместе и не ссорились. Помню, в школе ребята были разных национальностей, но все вместе дружили и не задумывались, кто какой нации. Сейчас ищут, вникают в фамилии. Это неправильно. Господь в один миг дал нам разные языки. И пошли люди заселять Землю. Теперь смотрят, кто ты есть. Я к этому отношусь плохо.
Верующий никогда не сделает дурного. Только неверующий может навредить. Я люблю все нации, ведь Бог един, и он нам сказал любить друг друга!
От редакции: 21 января матушке Неонилле исполняется 70 лет. От всей души поздравляем ее с юбилеем и желаем крепкого здоровья, сил в ее светлом деле, стойкости и процветания.
|
|
Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)
В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»
Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»
Идет 5-я седмица Великого поста, в ней есть две особенные уставные службы, любимые и монашествующими, и мирянами
Прием паломников в монастыре «Всецарица» как форма миссионерской работы
В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре
В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику
Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита
|
|