|
|
14 января 2014 г. в обители торжественно совершены Богослужения великого праздника Обрезания Господня – Всенощное бдение и ночная литургия; в этот же день празднуется память святителя Василия Великого.
Сегодня мы совершали праздник Обрезания Господня. Вообще, смысл этого праздника весьма многообразен. Как в Ветхом Завете Господь дал закон израильтянам, чтобы в 8-й день у каждого младенца мужеского пола обрезывали крайнюю плоть, в знак завета между Богом и ветхозаветными людьми, и это служило образом Крещения в Новом Завете. И как ветхозаветный плотской человек обрезывал чувственную плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, гордость, нечистые желания и другие грехи. Господь пришел исполнить закон, поэтому Он подчинился закону обрезания, и вместе показать, что Он принял действительную плоть человеческую, дабы этим заградить еретические уста, говорящие, что Христос не мог воспринять немощную плоть человеческую и родился только призрачно. И только во время обрезывания давали имена младенцам, как и сейчас при Крещении дают имена крещаемым, и вот прозвучало наконец имя Иисус, что значит – спасение. И была неизвестна сила этого имени, пока скрывалась в Предвечном Совете, а как скоро то имя излилось с небес на землю, наполнило вселенную благоуханием благодати. Сила имени Иисусова теперь открылась, ибо дивное имя Иисус привело в удивление Ангелов, обрадовало людей, устрашило бесов. Это имя Иисусово есть сильное оружие против невидимых врагов. И сейчас мы знаем, что есть такая молитва, называемая Иисусовою, которою молятся в основном монашествующие. И можно найти образ в том, что как Богомладенец страдал при обрезывании плоти, показывая, что имя Его начертывается болезнями, страданиями тех, кто стоит до крови, противу греха подвизаясь, так и в опыте моления Иисусовою молитвою человек страдает, преодолевая свои страсти. И как раз можно указать на такого подвижника, увенчанного венцем святости, память которого мы сегодня тоже прославляем.
Василий Великий родился в Кесарии Каппадокийской, там же он и был епископом. Это был ученый человек, с высоким уровнем образования, но в то же время он сохранял себя от пороков, стараясь приобрести добродетели. Святитель Василий жил и в пустыне, подвизаясь там вместе с другом своим и великим светильником – святым Григорием Богословом. Оттуда святитель ради блага Церкви, смущаемой от еретиков-ариан, пришел в Кесарию и много трудился, и словами, и сочинениями ограждая православную веру от еретиков. А по смерти предшествующего епископа согласился принять сан. Заботясь о своей пастве, свт.Василий боролся с еретиками, написав свои сочинения. Не оставлял он и аскетических занятий, составляя правила, наставления как для монашествующих, так и для всех людей; изъяснял Святое Писание в своих толкованиях. Вообще, он был многосведующий предстоятель и все свои таланты употреблял на благо Церкви, и не случайно Церковь прозвала его одним из трех – вселенским святителем и учителем.
Можно сказать, что свт.Василий спас Церковь от богомерзкого царя, в то время царствовавшего – Юлиана Отступника. Так как этот великий гонитель христиан обещал погубить всех христиан, после своей победы над персами идя на войну с ними. Святый Василий в храме молился пред иконой Пречистой Богородице, у ног Которой было изображение святого великомученика Меркурия в виде воина с копьем. Он молился о том, чтобы Бог не попустил гонителю и губителю христиан – Юлиану, возвратиться с персидской войны. И вот он увидел, что образ святого Меркурия изменился, и изображение мученика на некоторое время стало невидимо. Спустя немного времени мученик снова показался, но с окровавленным копием. В это самое время Юлиан был пронзен на войне святым мучеником Меркурием, посланным Пресвятою Девою Богородицею погубить врага Божия (см.: Житие Святителя Василия Великого, взятое из книги Димитрия Ростовского "Жития Святых"). Интересно было знать, что сказал этот Отступник. На войне, когда в него попало копье неизвестного воина, он упал и, схватив рукою хлынувшую из раны горсть крови, бросил ее в воздух, обращаясь к небу с такими хульными словами на Христа: «Ты победил, Галилеянин!» - и тут со злобой на устах извергнул он, умирая в муках, свою злодейскую и скверную душу. Тогда галилеянами называли в насмешку всех христиан, так как Господь был из Галилеи, но здесь имеется в виду Сам Господь Иисус Христос (Из Жития св. вмч. Меркурия по свт. Димитрию Ростовскому).
И сегодня на ночном Богослужении мы совершали Литургию свт.Василия Великого. Вообще, мне казалось, что людей будет очень мало, так как праздник Обрезания мало известен. И что поэтому не нужно стараться петь красиво, так как не для кого, как только для нас, сестер молящихся. Придя в храм на Богослужение с Матушкой, я заметила, что хотя людей и не полный храм, но и не 1-2 человека, и это как-то подбодрило. Началась Литургия, сестры пели по-византийски, ничего особенного не было. Но потом, на Евхаристическом каноне (часть службы, когда хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы), - как и обычно бывает на Литургии Василия Великого – идут длинные священнические молитвы. И служащий батюшка не может дать следующий возглас, пока не закончит молитвы. Из-за этого служба немного замедляется, и сестры поняли, что нужно петь помедленнее. Вот именно, меня «удивило», мне очень понравилось то, что пение красиво звучит, когда оно идет спокойно, без спешки и торопливости. Может, сестры где-то неправильно пели, но все равно пение так звучало красиво, медленно, и чувствовалось, что это молитвенно. Мне подумалось, что прихожане не зря пришли помолиться сюда ночью, и из-за пения, и потому, что ночь – самое лучшее время для усердной молитвы. На Причащении были причастники, а потом батюшка произнес небольшую проповедь. Вот и служба подошла к концу. Так молитвенно мы праздновали праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого.
|
|
Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)
В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»
Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»
Идет 5-я седмица Великого поста, в ней есть две особенные уставные службы, любимые и монашествующими, и мирянами
Прием паломников в монастыре «Всецарица» как форма миссионерской работы
В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре
В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику
Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита
|
|