19 января празднуется Двунадесятый праздник Крещения Господня. 19 января 2014 г. в нашем монастыре торжественно совершены Богослужения этого праздника.
Служили все священнослужители монастыря в белых облачениях. Накануне утром, в Крещенский сочельник, который в этом году попал на субботу, служилась литургия свт.Иоанна Златоуста, 9-й час и вечерня с 13 паримиями праздника, а затем совершался чин Великого освящения воды, на который собралось много людей. Вечером в совершалось праздничное Всенощное бдение, а в 23.45 – часы и Литургия св.Василия Великого, после которой вновь был чин Великого освящения воды. Литургия праздника Крещения Господня всегда в нашем монастыре служится ночью, и на ней бывает очень много православного народа.
Великое освящение воды совершали во дворе перед храмом, так как храм не мог вместить всех пришедших к нам богомольцев, которые свято верят в силу Крещенской воды и всегда приходят на ее Великое освящение. Количество людей в монастыре в эту Крещенскую ночь можно было сравнить с Пасхальной ночью.
Водоосвящение в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня называется великим из-за его особенной торжественности и воспоминания события Крещения Господня. Чинопоследование Великого Освящения воды состоит из пения тропарей «Глас Господень на водах…» стихирным распевом, чтения 3-х паримий праздника, прокимна «Господь просвещение мое…», чтения Апостола и Евангелия, великой ектении и специальной молитвы с прошениями об освящении воды. После этого следует само освящение воды - священник троекратно погружает святой Крест в воду и троекратно поется тропарь Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». После этого освященной водой окропляются все молящиеся и вода, которую они принесли с собой. Освящена была также вода, заранее налитая в большую бочку во дворе обители.
Наш священник о.Владимир Бондаренко, преподаватель Екатеринодарской Духовной Семинарии, объяснял людям, что то, что чинопоследование Великого освящения воды совершается 2 дня подряд, имеет историческую причину – в древности было очень мало храмов, и много верующих людей добирались в храм издалека, поэтому за 1 день не успевали всем освятить воду, и из-за этого молебен Великого освящения воды стали совершать 2 дня подряд – в Крещенский сочельник и в само Крещение; и вода, освященная в эти дни, совершенно одинаковая. Те, кто думают, что это 2 разных воды, думают неправильно!
Днем 19 января о.Никифор под пение сестрами тропаря праздника Крещения окропил Крещенской водой все помещения административно-келейного корпуса и территорию. Весь день православный народ непрерывным потоком шел в монастырь за Крещенской водой и звучало пение тропаря праздника. Окропляя Крещенской водой собравшихся людей и принесенную ими воду, о.Олег произносил слова проповеди – рассказывал о празднике, о трех лицах Святой Троицы, о необходимости ходить в храм для исповеди и причастия хотя бы 1 раз в месяц. Люди приходили в монастырь с надеждой и уходили с радостью, что запаслись Крещенской водой и будут пользоваться ею в течение года – пить, окроплять свои жилища и вещи. Еще о Крещенской воде с древности известно, что тем, кто получил епитимию за тяжкие грехи и отлучен от причастия, вместо причастия рекомендовалось употреблять Крещенскую воду. В старинном типиконе о таких людях сказано: "Точию агиасму да пиет". Это помогало кающимся грешникам не терять церковного общения и иметь духовное утешение.
В этот праздничный день нас ждало еще одно событие – к нам прибыл гость из Москвы – иконописец Поляков Валерий Александрович, который в свое время выполнил для нашего монастырского храма «Всецарица» основные иконописные работы: главную святыню обители – образ Божией Матери «Всецарица» (сделал точный список этой иконы в Ватопедском монастыре на Афоне с древнего оригинала), все иконы 6-метрового 4-ярусного иконостаса (их более 80), иконы над ковчегом-мощевиком (33 иконы святых угодников Божиих) и Голгофу. Сестры спели уважаемому гостю тропарь Крещения и «Многая лета» византийским распевом. Вместе с Матушкой игуменией Валерий Александрович осмотрел состояние икон в иконостасе, побеседовал с сестрами о своих поездках на Афон и об иконописи, а затем отправился на монастырское подворье для осмотра нового Благовещенского храма, для которого он разработал проект иконостаса в византийском стиле.
У иконы Крещения Господня | |
|
Ночная литургия в праздник. Читается Апостол | |
|
Под сводами храма звучит византийское пение | |
|
Священнослужители на Великом входе | |
|
На ночной литургии причастились монашествующие и много мирян | |
|
Количество людей во дворе в Крещенскую ночь можно было сравнить с Пасхальной ночью | |
|
Чин Великого освящения воды. Молитвы на освящение воды | |
|
"Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение..." | |
|
Всех окропили Крещенской водой | |
|
После этого у людей было благодатное настроение | |
|
Люди набирали Крещенскую воду | |
|
Днем 19 января во дворе обители | |
|
В монастырском храме в праздник Крещения Господня | |
|
О.Никифор окропил Крещенской водой все помещения келейного корпуса | |
|
При освящении воды о.Олег вел с людьми духовные беседы | |
|
Гость из Москвы - иконописец Валерий Поляков на фоне своей работы в нашем храме - иконостаса | |
|
Сестры-певчие спели гостю тропарь Крещения и "Многая лета" | |
|
Валерий Александрович проверил состояние иконостаса, написанного им 7 лет назад | |
|
Фрагмент иконостаса - храмовая икона ,,Всецарица,, с иконами-клеймами | |
|
Обсуждение вопросов иконописи | |
|
|