Великий пост – время покаяния и усиленной молитвы. Прошла первая седмица Великого поста.
Богослужения стали в два раза длиннее. Причастие теперь не каждый день, а 4 раза в неделю – на полных литургиях в субботу и воскресенье и на двух литургиях Преждеосвященных Даров (в среду и пятницу). К минорным песнопениям и многократным земным поклонам на службах уже привыкли. К ежедневной постной трапезе тоже привыкли (а в обычное время у монашествующих три дня в неделю постные – понедельник, среда и пятница). Акафисты в Великий пост не читаются, но читается очень много псалтири. Молебнов на первой седмице не было, только в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров было молебное пение великомученику Феодору Тирону и освящение колива, которое потом раздали всем пришедшим на службу. Но главное событие первой седмицы поста – это, конечно, чтение канона преподобного Андрея Критского. С понедельника по четверг на Великом Повечерии читали умилительный по стилю написания и сильный по покаянному смыслу Великий Покаянный канон, составленный этим подвижником-песнописцем почти 1200 лет назад, но оказавшийся актуальным до наших времен. На чтение канона приходило очень много народа, люди стояли со свечами, внимательно слушали, как батюшки по очереди читают, а сестры поют ирмосы и припевы. Этот канон составлен так, что в нем не хочется ничего ни прибавить, ни убавить, ни изменить. Это - образец покаяния, и даже самые черствые души смягчаются и приходят в покаянное настроение, слушая или читая это великое творение преподобного Андрея Критского. Монашествующие всегда умели каяться, и не случайно этот Канон составлен именно монахом. Смысл и цель Великого поста – покаяние, очищение души от грехов. Поэтому нужно больше молиться и каяться – так человек становится ближе к Богу. К сожалению, есть еще православные христиане, сводящие весь смысл поста к тому, что можно съесть, а чего нельзя; в какие дни вообще надо голодать, и как же это можно выдержать; а большой ли грех, если не прочитал состав продукта и съел, а в нем яичный порошок, и что мне теперь делать, я испортил свой пост, то есть зря постился целых 4 дня; ну что вы, я исповедоваться не буду, потому что для этого надо голодать, а я болею и не могу голодать… и пр. и пр. Мысли не о душе, а только о теле – это вовсе не пост и не покаянное настроение. Читайте Канон Андрея Критского в пост, и все станет понятно!
|