Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества









Святитель Филарет Митрополит Московский - день памяти 02.12 н.ст. (19.11 ст.ст.)

Портрет свт.Филарета
Икона свт.Филарета
« Аскет, смиренный подвижник и высокообразованный архипастырь» – так отзывались о святителе Филарете его современники.
Святитель Филарет ( Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 г. в городе Коломна Московской губернии в семье соборного диакона.
До девяти лет воспитанием ребёнка занимались его благочестивые родители.
В 1791 г. он поступил в Коломенскую духовную семинарию, в которой учился до её закрытия в 1799 г., после чего перешёл в Троице – Сергиеву Лаврскую семинарию, находящуюся под особым покровительством митрополита Платона. Личность митр. Платона оказала большое влияние на судьбу и развитие будущего митр. Филарета.
В Троицкой семинарии Дроздов учился в философском и богословском классах с марта 1800-1803 г. По окончании семинарии 21 ноября 1803 г., после проведённого лично митр. Платоном экзамена, он был назначен учителем греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии.
30 августа 1806 г. перемещен на высший класс- пиитический и назначен проповедником при Лавре. Митрополит Платон оказывает новому проповеднику знаки исключительного внимания и расположения, дарит ему разные вещи, делает своим иподиаконом, а 14 января 1808г. утверждает учителем высшего красноречия и риторики. Митрополит Платон писал о своём любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по- ангельски».
Митрополит Платон стал убеждать молодого учителя принять монашество. Но он не сразу согласился на эти убеждения. В течении двух лет он проверял свои склонности, советовался с родителями, молился и только в июле 1808 г. подал прошение о пострижении его в монашество. 16 ноября того же года в Трапезной церкви Троице_ Сергиевой Лавры наместником Лавры архимандритом Симеоном он был пострижен в монашество с именем Филарет в честь праведного Филарета Милостивого, а 21 ноября митрополит Платон рукоположил его во иеродиакона.
1 марта 1809 года по указу Священного Синода вызван в Санкт-Петербург и определён инспектором Санкт-Петербургской семинарии с занятием кафедры философских наук в звании бакалавра академии.
В 1811 г., в сане архимандрита, он становиться ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и остаётся в этой должности до 1819 года. Здесь он блестяще преподаёт различные богословские дисциплины, приобретает всё большую известность как в кругах духовных, так и светских. Так, в Петербурге главным покровителями его стали такие влиятельные лица, как первенствующий член Св.Синода митр. Амвросий и обер-прокурор Синода князь А.Н.Голицын. Они стали облекать его полным доверием и возлагать на него различные поручения. В июле 1811г. по назначению Комиссии духовных училищ производил ревизии петербургских духовных семинарий и училищ.
В начале 1812 г. от Комиссии духовных училищ имел поручение образовать для учеников, окончивших Санкт-Петербургскую семинарию класс чтения Св.Писания и св. отцев и руководства к прохождению священнослужительных должностей.
11 марта того же года определён ректором Санкт-Петербургской академии и профессором богословских наук, а 27 марта назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. С этого же времени по званию ректора присутствовал в Санкт-Петербургской консистории. В академии архим.Филарет учредил образцовые порядки, послужившие руководящим примером и для других академий. Он заново переработал и представил на утверждение академический устав. Вместе с тем он переработал устав для духовных семинарий, уездных и приходских училищ, выполнив всю эту работу без помощников в шесть недель. Впоследствии Филарет сам говорил, что он никогда так много не работал, как в свою бытность ректором академии, и считал себя свободным от занятий, когда у него, по его собственным словам, «за раз было только одно дело на руках, а не три или пять».
Свт.Филарет, митр. Московский и Коломенский
Он стоял во главе перевода Библии на русский язык. Это дело, в котором более всех потрудился архимандрит Филарет, составляет славу и украшение его имени. Но не все с сочувствием отнеслись к этому новому делу. Архимандрит Фотий, бывший в 1814 году студентом 1 курса Петербургской академии, не сочувствовал переводческой деятельности архимандрита Филарета, но признавал его выдающиеся способности, как ректора и профессора. Вот как описал он архимандрита Филарета в своей автобиографии: «Филарет был … росту среднего, смугл видом, власы средние тёмно русые, браду долгую имел, лицом всегда светел, весел быть казался, у него были глаза острые, проницательные, вид постен, строг и приятен; поступь у него была нескорая, важная. Голос тих, тонок, но ясен; речь внятная, говорил остро, высоко, премудро, но всё более к уму, менее же к сердцу. Свободно делал изъяснение священных писаний: как бы всё лилось из уст его. Привлекал учеников так к слушанию себя, что когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его ещё более без ястия и пития. Оставлял он сильные впечатления от учений своих- всем казалось истинно, приятно, совершенно его учение… Оратор мудрый, красноречивый, писатель искусный. Всё доказывало, что он много в науках занимался… Сила, красота, достоинство и слава Духовной Академии был один Филарет».
Изумлявшая всех работоспособность и эрудиция архимандрита Филарета быстро выдвигали его вперёд. В 1814 году Комиссией духовных училищ было выработано Положение об учёных степенях действительных и почётных, и первым действительным доктором богословия в России стал ( 13 августа 1814 года) ректор Петербургской академии архим.Филарет. В мотивировке предоставления ему докторской степени говорилось, что он удостаивается её на основании « светлейших доказательств учености, священной и церковной, представленных в академических чтениях, в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, и увенчанных искренним осуществлением на деле христианского учения». Через две недели после получения высшей учёной степени, 27 августа 1814 г. архимандриту Филарету назначена пожизненная пенсия в размере 1500 рублей в год; 30 августа того же года он был назначен членом Комиссии духовных училищ.
В июне и июле 1815 г. ревизовал Московскую духовную академию и семь семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также ряд, находящихся на пути его следования, уездных и приходских училищ.
В марте 1816г. по указу Св.Синода определён настоятелем Московского Новоспасского монастыря с оставлением при академии; 2 июня назначен членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания грекороссийского исповедания в Финляндии; 16 июля утверждён членом совета императорского человеколюбивого общества.
3 марта 1817г. назначен членом Строительного комитета при СПб духовной академии; 7 апреля- членом Главного Правления училищ; в июле произвёл ревизию СПб семинарии.
23 июля 1817г. по представлению митр.Новгородского Амвросия повелено ему быть епископом Ревельским, викарием С-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырём.
5 августа 1817 года в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, хиротонисан во епископа Ревельского.
15 марта 1819 года возведён в сан архиепископа с переводом в Тверскую епархию и с назначением членом Св.Синода.
26 сентября 1820 года назначен архиепископом Ярославским и Ростовским.
С 3 июля 1821г.-архиепископ Московский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и присутствующий в Московской Синодальной конторе. С этого времени и до кончины своей Филарет с великой честью и пользою стоял во главе епархиального управления первопрестольного града, не прекращая вместе с тем научно-литературной деятельности и не переставая принимать живейшего участия в делах как общецерковного, так и общегосударственного характера, призываемый к тому Высшей властью.
28 октября 1822 г., согласно прошению, уволен от звания члена Главного правления училищ.
За всё время своего служения Филарет имел ряд наград; 25 декабря 1825г. ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке.
22 августа 1826г. возведён в сан митрополита за заслуги, оказанные Церкви и отличное служение.
7 января 1828 г. ему объявлена высочайшая благодарность за составление Краткой Священной истории, а также краткого и пространного катехизисов с прибавлением наставления для воинов.
10 января 1854г. объявлена высочайшая благодарность и благодарность Св.Синода за приношение от Св.Троицкой Лавры и от Чудового монастыря 50000 рублей на воинов и за труды, понесённые в деле обращения Рогож раскольников.
17 марта 1855 г. получил благодарность от императора за пожертвованные 110600 рублей на военные надобности от Московской епархии.
31 мая 1857г. объявлена благодарность Св.Синода за особенное, постоянное попечение о благоустройстве Московской духовной академии.
31 октября 1862г. получил благодарность от императрицы за пожертвованные 10100 рублей от духовенства Московской епархии в пользу пострадавших от пожара жителей С-Петербурга.
21 июня 1867г. единогласно признан почётным членом императорского Новороссийского университета и получил диплом.
Святитель Филарет был одним из великих угодников Божиих, который живя в России в эпоху умственного брожения общества, все силы полагал для его воцерковления. Обладая ярчайшим даром слова, митрополит Филарет в своих проповедях неустанно говорил, что вера истинного христианина должна быть деятельной. Преданный Богу человек « все свои способности и силы представляет в деятельные орудия к совершению великого оборота, через который ценою земного, тленного, ничтожного должно быть приобретено небесное, Божественное».
Правда, проповеди святителя в те годы вызывали не только восхищение, но и критику. Дворянам они казались архаичными и сложными. В церковном мире некоторые считали их риторически красивыми. Святитель знал об этих отзывах, печалился, однако делал своё дело так, как считал необходимым. Он сознательно создавал высокие образцы богословия в церковной ораторской речи и стремился повышать, а не понижать уровень церковной жизни. С горечью он писал А.Н.Муравьеву: «Наши изуродованные суетою обычаи, не исправляемые и грозным временем, угрожают более, нежели внешние враги».
5 августа 1867 года вся Россия отмечала 50 – летний юбилей служения Филарета в архиерейском сане. Кроме почётных церковных наград, в числе которых можно назвать панагию, украшенную драгоценными камнями, на бриллиантовой цепочке, ему были пожалованы в память служения при трёх государях настольные изображения Александра 1, Николая 1 и Александра 2, соединённые вместе и осыпанные бриллиантами.
Осенью 19 ноября по ст. ст.1867года Высокопреосвященный Филарет скончался и был погребён в Троице Сергиевой лавре в Свято-Духовой церкви, приделе устроенном во имя Святого праведного Филарета Милостивого,в память пятидесятилетнего служения Филарета в епископском сане.
Незадолго до кончины святитель во сне увидел своего родителя, который сказал ему: «Береги 19 число». Исполняя сие слово, он служил 19 сентября и 19 октября, несмотря на свои немощи. Настало 19 ноября. В этот день с особенной бодростью совершил Божественную литургию и тихо почил. Святитель Московский, умыв лицо и руки, встретил грядущего к нему Ангела смерти и поклонился ему до земли, давно уже готовый душевно и телесно идти вслед за ним, чтобы предстать Господу своему, которого пришествие он возлюбил от юности своей и которому он работал со страхом и трепетом до последнего часа. Кончина его была безболезненная.
Велик был Московский святитель и как хранитель Православия, и как пастырь и благодетель бедных вдов и сирот, и как государственный муж, и как строгий инок. Везде и во всём чувствовалось величие этого святителя. Как оратор - это образец истинно-христианского витийства. Обилие, сила и высота мыслей, сжатость и своеобразие выражений- неотъемлемое свойство почти каждого его слова, каждой речи. Они « блещут мыслями, как алмазами, его слова как будто скованы из стали и золота».
Как литератор он стоял и будет стоять на высоте недосягаемой. Известен и интерес Святителя к проблемам русской культуры, Его литературные труды бессмертны, как все гениальные произведения, и очень разнообразны. Он был и оратор, и историк, и догматист, и экзегет, и апологет. Поэзия также не чужда было ему ( вспомним его знаменитую стихотворную переписку с Пушкиным).
О ревности его как епархиального архиерея можно судить по тому, что он в 100 дней успел объехать всю Тверскую епархию, причём проповедовал в каждой церкви.
Свт.Филарет (Дроздов)
В течении полувекового своего пребывания в Москве свт. Филарет совершенно перевоспитал и изменил духовенство. Поставил на значительную высоту духовно-учебные заведения своей епархии и подготовил целые поколения ревностного твердо-православного духовенства.
В служении был неутомим. Во все многочисленные дни памятных Москве и Лавре праздников служил неопустительно сам. После литургии, не взирая на множество народа, он благословлял каждого по одиночке, произнося слова: « Во имя Отца и Сыны и Святаго Духа»,- осеняя неспешным крестным знамением. Совершая богослужение в присутствии митрополита Филарета, служащие старались « даже не переминаться с ноги на ногу», чтобы не получить замечание со стороны Владыки.
По жизни своей он был истинный монах, строгий подвижник. Никто не знал сколько времени он отдыхал. Келейник, уходя о него поздно вечером и приходя ранним утром, одинаково заставал его за занятием.
Нося имя праведного Филарета Милостивого, он был его подражателем в делах милосердия. Нескончаемым потоком текла бедным его милостыня. Денег после него не осталось.
Во многих проповедях святителя чувствуется стремление его в пустыню, вдаль от многомятежных, но необходимых дел правления. Эти наклонности к уединённому подвижничеству он удовлетворил, создав близ Лавры Гефсиманский скит.
Филарет был самым усердным, горячим почитателем великого подвижника земли русской прп. Сергия, и словами редкой силы и вдохновения рисовал в своих проповедях дивный образ основателя Свято-Троицкой Лавры.
Православный народ чтил святителя Филарета, как тёплого молитвенника. Ещё при жизни его притекавшие к нему с верой и просившие его святых молитв получали исцеления. Также продолжаются они и по кончине его.
Первый раз его могилу вскрыли в начале сороковых годов прошлого века, накануне Великой Отечественной войны. Прикрываясь реставрационными работами, богоборцы раскапывали землю вокруг церкви с одной – единственной целью: найти драгоценности в святом месте. Неизвестно, знали ли они о бриллиантовом кресте на клобуке, пожалованном митрополиту Николаем 1 в день своей коронации, или о золотой медали « За труды по освобождению крестьян» ( владыка участвовал в подготовке манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости), только захоронение перерыли основательно. Иеромонах Кронид из Троице _ Сергиевой лавры, несущий послушание библиотекаря, поведал следующее: «Известно, что митрополит Филарет был небольшого росточка – приблизительно метр шестьдесят – и не любил носить на себе ничего тяжёлого. Предпочитал легкое облачение, легкую деревянную панагию из кипариса и кипарисовый крест. Видимо, в неистовой злобе из-за того, что в могиле архипастыря богоборцы ничего ценного, по их представлениям, не нашли, кощунники бросили большой камень на лицо святителя. В результате честная глава была раздроблена. Но вот какие подробности сообщил один из старых монахов: на дворе стояла слякотная осень, вокруг всё утопало в грязи, а когда достали из могилы честную главу митрополита Филарета, то обратили внимание, что когда прикасаешься к его длинным светло- русым волосам, то возникает ощущение, будто они живые, теплые, чистые. А мощи, по словам того монаха, были медвяного цвета.
Согласно поверью, существующему на Афоне, если мощи медвяного цвета, то этот человек угодил Богу.
И уже в 1994 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 состоялось обретение мощей митрополита Филарета и соединенных с ним духовными узами архимандрита Антония(Медведева) – духовника святителя и его ближайшего помощника по управлению лаврой, а также митрополита Иннокентия(Вениаминова), которого Владыка Филарет постригал в монашество и который впоследствии стал преемником святителя на Московской кафедре. В каких только уголках планеты не побывал известный миссионер - апостол Америки и Сибири: и на островах Русской Америки светом Христовой Истины просвещал их жителей, и на Камчатке, на Дальнем Востоке, в Якутии был, а Господу было угодно, чтобы он был похоронен в стенах великой русской святыни…
Чрезвычайно сложную, кропотливую работу по открытию мощей митрополита Филарета возглавил археолог, доктор исторических наук Сергей Яковлев. Позже он подробно описал как происходили раскопки. Один из участников реставрационных работ, проводившихся вокруг Духовной церкви в 1938-1940 годах, предоставил им план. Когда же начали копать на том месте, которое было вычислено по описаниям и тому плану, то наткнулись на современную теплоцентраль. Чуть сбоку на глубине полуметра стали попадаться человеческие кости, доски от гробов, куски облачений. Главу митрополита Филарета нашли в толще мусорного слоя. И братия лавры, и учащиеся духовных школ постоянно приходили к месту раскопок. А в последний день к ним присоединились миряне-богомольцы, так что в общей сложности около 200 человек стали свидетелями обретения святыни.
Неустанно совершались литии и панихиды, а во время кратких перерывов пел народ. После того как глава митрополита Филарета была вынута из мы, инспектор Московской духовной академии архимандрит Сергий(Соколов), впоследствии ставший епископом Новосибирским и Бердским, с хором воспитанников совершил последнюю литию перед найденными мощами.
Руководитель этих раскопок Сергей Беляев получил первосвятительское благословение и на то, чтобы в лавру приехали специалисты- антропологи, которым предстояло научно подтвердить, что найденные мощи принадлежат двум митрополитам- Филарету и Иннокентию и архимандриту Антонию. Специалисты приехали и после досконального изучения останков всё подтвердили.
В том же 1994 году митрополит Филарет(Дроздов) был причислен Русской Православной Церковью к лику святых, а 4 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2 совершил в Успенском соборе Московского Кремля акт канонизации.
Отец Кронид заметил, что к памяти митрополита Филарета очень трепетно относился Святейший Патриарх Алексий 1. По преданию, владыка Филарет предсказал его маме, бывшей тогда ещё девочкой, что она станет матерью будущего Патриарха. И подарил панагию. История подтвердила то прозорливое предсказание.
К памяти святителя Филарета так же трепетно относится и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2. Ещё во время учёбы в Санкт-Петербургской академии Алексей Ридигер глубоко изучил богословские труды митрополита Филарета (Дроздова) и посвятил свою диссертацию их анализу. В своей диссертации он подчеркнул, что аналитический ум митрополита Филарета сыграл важную роль в развитии вопроса о двух источниках вероучения- Священном Писании и Святом Предании. Святитель блестяще знал древние языки, открывавшие ему тайны страниц Священного Писания, и преподавал эти языки, стараясь, чтобы они стали для него живыми, а не были мёртвым грузом теоретического пользования. Митрополит Филарет не отвергал участия разума и пользы для уяснения истин веры, но при всей своей учёности, образованности веру ставил превыше всего. По духу аскет, смиренный скромный монах, он был человеком с любящим сердцем, нежным и почтительным сыном, о чём свидетельствуют его письма к родным. (Этот аспкт тоже раскрыт в диссертации).

В одном из своих выступлений по телевидению Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2 сказал, что мощи святителя Филарета, митрополита Московского, обретённые в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в 1994 году будут перенесены в Москву, в Храм Христа Спасителя. И вот по какой причине: многие верующие едут в лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского, помолиться великому святому, а мощи святителя Филарета как бы остаются в тени.
Хочется, чтобы православные россияне, чтя память святителя, представляли весь масштаб его личности.


О поэтической переписке митрополита Филарета и А. С. Пушкина

В 1830 г. произошел обмен стихотворениями между Пушкиным и митрополитом Филаретом. Эпизод хорошо известен и пушкинистам, и теологам.

В 1828 г. Пушкин написал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный...». Год этот был трудным для поэта. Анна Ахматова писала: «1828 г. — особенный год в жизни Пушкина. <...> И грешный и покаянный». Он начался стихами «Друзьям» («Нет, я не льстец...»), в которых поэту приходилось объяснять свое отношение к царю и оправдывать перемену своей политической позиции. Дело о стихах «Андрей Шенье» кончилась установлением секретного полицейского надзора. И тут же возникло новое дело о «Гавриилиаде», которое могло очень плохо кончиться для автора. В личной жизни поэта все тоже было неудачно.
Любителям русской поэзии известен стихотворный ответ приснопамятного Московского святителя, митрополита Филарета А.С. Пушкину на его, по выражению самого Пушкина «скептические куплеты».
Вот что написал поэт 26 мая 1828 г.:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.


Это стихотворение помечено днем рождения поэта. Эта дата усугубляет тяжесть настроения, выраженного в стихотворении.

Стихи «Дар напрасный...» были опубликованы только в 1830 г. в очень популярном альманахе Дельвига «Северные цветы». На них сразу обратил внимание московский митрополит Филарет. Именно тяжесть настроения стихов и подвигла чрезвычайно занятого митрополита, постоянного члена Святейшего Синода, протянуть «руку общения» (Гал. 2: 9) талантливому поэту в трудные минуты его жизни. Для святителя Филарета, естественно, было неприемлемо нехристианское, мрачное, скептическое содержание стихов Пушкина. Ответ митрополита Филарета есть напоминание о Боге и вразумление человеку, впадающему в грех отчаяния. Сам митрополит был не чужд поэтической деятельности (хотя стихи занимают среди его трудов ничтожно малое место), и он решил возразить Пушкину, переписав его стихи в ортодоксальном духе.

Вот ответ митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова):

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.


Вдохновенное молитвенное излияние за страждущего мрачными думами поэта и от лица его есть живое выражение потребностей души, еще не вошедшей в забытый ею живительный свет Христов и потому мучимой мраком недоумений и заблуждений, и одновременно указание, где главный источник исцеления. Пушкин это понял. Умиленный и образумленный, он с любовью и признательностью отозвался своему целителю стихотворением «В часы забав иль праздной скуки…", своего рода исповедью, помеченной 19 января 1830 г.:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

(В другой редакции:

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.)

Человек, знакомый с православной гимнографией, обратит внимание в ответе А.С.Пушкина на знакомое словосочетание: «с высоты… силой». 26 мая – день рождения поэта – иногда попадает в период празднования и попразднства Пятидесятницы – дня Святой Троицы. В одном из песнопений на этот двунадесятый праздник есть слова: «С высоты силою учеником, Христе, дондеже облечетеся рекл еси…» (ирмос 3-й песни канона). Пушкин чтил «обычи родной старины», в которые входило посещение храма по великим праздникам. Кроме того, известно, что он самостоятельно изучал Священное Писание. Таким образом, отвечая митрополиту Филарету и используя слова общего для них лексикона, Пушкин не только выражает благодарность за внимание к его духовным и душевным терзаниям, но и показывает, что он не чуждое чадо для Церкви Христовой.

В литературной жизни России XIX век был «веком Пушкина». В церковной жизни России этот век называли «веком Филарета». О творчестве каждого из них написано так много, что литература, посвященная Пушкину, получила особое название «пушкиниана», а посвященная митрополиту Филарету — «филаретика». Так в стихотворной переписке встретились два великих современника: А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» — и святой Филарет, митрополит Московский, — солнце церковной жизни России XIX века.

Приведенная стихотворная переписка, может быть, самый яркий, но отнюдь не единственный пример прямого или косвенного воздействия митрополита Филарета на отечественную словесность. Еще в бытность ректором Петербургской академии он выступил посредником между Г. Р. Державиным и духовной цензурой. Последняя отказывалась разрешить публикацию стихотворения Державина «Христос» без значительных переделок. Поэт не согласился. Тогда примирителем выступил архимандрит Филарет, найдя выход в том, чтобы печатать стихотворение, снабдив его в примечаниях ссылками на Ветхий и Новый Завет.



Тропарь, глас 4:

           Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ Яже вещей Истина;/ сего ради стяжал еси смирения высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Филарете,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Ежедневная молитва свт.Филарета Московского.

           Господи, не знаю чего мне просить у Тебя.
Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себе в жертву Тебе. Нету у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться; Сам во мне молись! Аминь.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
1.Газета«Православна Москва»№11-12(317-318).стр.16.Н.Ставицкая.
2.Житие свт.Филарета Московского
3.Молитвослов.Изд «Синтагма»1997г.стр.391.

Использованы материалы сайтов: www.pravoslavie.ru; www.st-tatiana.ru; crusoe.livejournal.com; pkr.orthgymn.ru.
Иллюстрации - www.st-tatiana.ru; www.sedmitza.ru; www.patriarchia.ru; dic.academic.ru; maleevka.ru; pkr.orthgymn.ru; ninalpru; Serg63Ant.


Составила Н.С. МАЛИНОВСКАЯ
Духовская церковь Троице-Сергиевой Лавры, рядом с к-рой был погребен свт.Филарет
Храм Христа Спасителя, в к-ром в наст.время почивают мощи свт.Филарета Московского
Рака с мощами свт.филарета в Храме Христа Спасителя в Москве
Патриаршее служение в храме Христа Спасителя в день памяти свт.Филарета 2.12.2010 г.
Частица мощей свт.Филарета в домовом храме в честь св.мц.Татианы при МГУ
Храм свт.Филарета, митр.Московского и Коломенского, в г.Зеленограде
Церковь свт.Филарета Московского в пос.Мамонтовка Московск. обл.
Храм свт.Филарета Московского в пос.Малеевка Клинского р-на Московской обл.

 
Сентябрь 2023
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

21 сентября 2023 г. будет видеотрансляция в прямом эфире Божественной Литургии праздника Рождества Пресвятой Богородицы в монастыре «Всецарица». Начало в 7:45.

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

25 сентября – молебен о болящих в краевом онкологическом диспансере

23-25 сентября 2023 г. подворье монастыря «Всецарица» в Динском районе посетили 5 паломнических групп

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил престольный праздник в Крестовоздвиженском Иерусалимском монастыре

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Традиционная культура и конфликт мировоззрений в современном мире»

В Русской духовной миссии в Иерусалиме совершены богослужения в праздник Воздвижения Креста Господня

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2023.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.