Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский - дни памяти 18.09 н.ст. (05.09 ст.ст.), 02.08 н.ст.(20.07 ст.ст.), а также в день Собора Белорусских святых (3-е воскресенье по Пятидесятнице).
Преподобный Афанасий Брестский (в миру носил фамилию или отчество Филиппович; ок. 1595 - 5 сентября 1648) — игумен Свято-Симеоновского монастыря в Бресте, канонизирован Русской церковью в лике преподобномучеников. О жизни преподобного Афанасия известно из «Диариуша» — его дневника из записей автобиографического характера, с приложением его сочинений, грамот и писем. После смерти Афанасия «Диариуш» был дополнен монахами Симеоновского монастыря, описавшими последние дни и мученическую смерть Афанасия. Жизнеописание Родился в семье ремесленника, обучался в братской школе при виленском монастыре Сошествия Святого Духа. После его окончания стал учителем и около 1620 года канцлером Львом Сапегой был назначен гувернёром Яна Фаустина Лубы, которого канцлер выдавал за сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Семь лет Афанасий служил у Сапеги, но когда содержание «царевича» сократили до сотни золотых в год, то оставил службу. В 1627 году понял монашеский постриг и жил в Кутеинском Богоявленском монастыре, а затем в Межигорском монастыре. В 1632 году в Вильно был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского монастыря. В 1636 году монастырь был передан униатам, что заставило Афанасия покинуть его и перейти в Купятицкий монастырь. В нём он написал «жалобный лист» к Богородице в котором рассказал о притеснениях православных и собрав под ним подписи положил к чтимой Купятицкой иконе Божией Матери от которой, по его словам, он имел «голоса». В 1637 году Афанасий отправился за сбором милостыни, достиг Москвы и был принят царём Михаилом Фёдоровичем от которого получил богатые пожертвования. В 1638 году Афанасий вернулся в свой монастырь, а в 1640 году был назначен игуменом брестского Симеоновского монастыря. На новом месте он начал активно добиваться возвращения переданных униатам православных храмов, проклинал Брестскую унию. В сентябре 1641 года на сейме в Варшаве Афанасий смог получить согласие короля Владислава IV на возвращение храмов, но документ об этом не был заверен канцлером и не получил законной силы. В 1643 году вновь приехал на сейм, жаловался на бесправное положение православных в Польше. Присутствовавшие на сейме православные иерархи, опасаясь непредсказуемости Афанасия, арестовали его. Сбежав из под ареста, Афанасий как юродивый бегал по улицам, бил себя посохом и проклинал унию. Был подвергнут церковному суду и лишён сана. На это решение была подана жалоба в консисторию киевского митрополита и после длительного рассмотрения митрополит Пётр Могила восстановил Афанасия в сане и вернул игуменом в прежний монастырь. В 1645 году, повинуясь по его словам гласу от Купятицкой иконы, Афанасий вновь отправился на сейм просить короля об отмене унии. Был арестован в качестве заложника за отправленного в Москву Яна Лубу. Этот арест связан с тем, что Афанасий в 1644 году в Кракове передал русскому послу князю Львову письмо Лубы, которое говорило о его попытке самозванства и Россия потребовала его выдачи. Находясь по арестом Афанасий написал ряд сочинений в которых изложил свой взгляд на унию и её последствия для православия. Часть этих сочинений вошло в «Memorial», поданный от Афанасия король Владиславу. Король освободил Афансия и поместил его в Киево-Печерский монастырь, где был написан его автобиографический «Диариуш». После смерти в 1647 году митрополита Петра Могилы Афанасий вернулся в Брест. После возвращения Афанасий не предпринимал активных действий по борьбе с унией. В 1648 году после восстания Богдана Хмельницкого Афанасия обвинили в связи с восставшими казаками и арестовали в начале июля после литургии в Рождество-Богородичной церкви. Обвинение не подтвердилось, но из-за критики им унии продолжили содержать под стражей, принуждая присоединиться к ней. После отказа изменить православию 5 сентября 1648 года[1] Афанасий был подвергнут жестокой казни: его закопали живьем в землю (в других источниках говорится что его пытались застрелить, а затем полуживого забросали землёй). Тело Афанасия было обнаружено в мае 1649 года и погребено в его монастыре. Почитание его как святого началось практически сразу после смерти: в 1658 году архимандрит Киево-Печерского монастыря писал царю Алексею Михайловичу, что тело мученика нетленно и в 1666 году мощи были открыты для поклонения в медной раке, составлено житие святого. При Петре I глава Афанасия была перенесена в Санкт-Петербург. В начале XIX века пожар уничтожил храм Симеона Столпника: медная рака расплавилась и мощи обгорели. Священник С. Литовский собрал найденные частицы мощей и хранил их в алтаре трапезной церкви монастыря. В 1823 году для мощей изготовили деревянный ковчег и поставили в церкви. В 1857 году Н. А. Поливанов в благодарность за исцеление сына по молитве к преподобному Афанасию пожертвовал для мощей драгоценный серебряный ковчег. После закрытия монастыря ковчег был изъят в Антирелигиозный музей искусств, разместившийся в Донском монастыре, а оттуда в 1935 году поступил в Государственный исторический музей. Мощи святого в настоящее время хранятся в кафедральном соборе Бреста. Тропарь и кондак Афанасию Брестскому составлены в 1819 году. В 1984 году по благословению Патриарха Пимена имя Афанасия включено в Собор Белорусских святых.
(http://adamovka.ru/saint/?id=252; иллюстрации - http://uru4e.cerkov.ru/category/photo/; http://www.eparhia.by/prikhody/slonimskoe-blagochinie/slonim/khram-prepodobnomuchenika-afanasija-brestskogo.html; http://nyblago.org/wp-content/uploads/2016/09/prepodobniy_afanasii_brestskii_2.jpg )
Мозаичная икона прмч.Афанасия Брестского в храме в его честь в г.Гродно | |
|
Прмч.Афанасий Брестский | |
|
Храм прмч.Афанасия Брестского в Минске респ.Беларусь | |
|
Интерьер храма в честь прмч.Афанасия Брестского в Минске | |
|
Храм в честь прмч.Афанасия Брестского в г.Слоним Гродненской обл. респ.Беларусь | |
|
Памятник прмч.Афанасию Брестскому в г.Бресте | |
|
|