Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества









Святой благоверный князь Дмитрий Донской - день памяти 01.06 н.ст. (19.05 ст.ст.)

Великий князь Дмитрий Донской
Дмитрий Иванович Донской родился в 1350 году, он из рода князей (образовавших единое княжество), сын Рюриков (Род первых русских князей, с которого началось новое государственное образование) сын великого князя Владимирского и Московского Ивана Калиты, внук благоверного князя Даниила Московского и правнук благоверного князя Александра Невского, потомок Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого.

В девятилетнем возрасте становиться на княжеский престол, ему в управления достаются московские земли. И в это же время у него появляются недоброжелатели, но за малолетнего Димитрия стояли московские бояре; большею частью это были люди, по своему происхождению не принадлежавшие Москве, отчасти они сами, а отчасти их отцы и деды пришли с разных сторон и нашли себе в Москве общее Отечество. Они-то и ополчились дружно за первенство Москвы над Русью. За то, что их всех приютила Москва, способствовало их взаимному содействию в интересах общего для них Отечества.
В то далёкое время на княжеский престол могли взойти только с согласия татарского хана. Между русскими князьями была в те времена междоусобица. Новгородские князья выступали против Псковских и Владимирских, Суздальские и Ростовские против Московских и Рязанских и т.д.

В десятилетнем возрасте Дмитрия повезли Московские бояре к хану Хидырему за ярлыком на княжение. Таким образом Москва в это время приобретает первенствующее значение среди других земель и городов на Руси ; прежде её возвышающей. И десятилетний малолетний князь Димитрий делается старейшим, именно потому, что стал Московским князем. И как в это время среди русских князей шла междоусобная война, так и в Орде произошёл перелом, многие рвались к управлению на ханское место. Так в те времена проходило детство Дмитрия Донского.

В 1365 году пятнадцатилетний Димитрий сочетается браком с Евдокией Суздальской, дочерью князя Димитрия Суздальского, который этим действием пошёл на примирение с Москвой. Венчание совершилось в храме Воскресения Словущего г.Коломны.
Княжение Димитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным временам эпохи истории многострадального русского народа. Беспрестанные разорения и опустошения то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, следовали одно за другим в громадных размерах.

В 1380 году начинается поход Дмитрия, против Орды Мамая. Князь Димитрий не повиновался Мамаю, и это раздражала татарского хана до крайности. Он замыслил проучить непокорных рабов, напомнить им батыевщину, поставить Русь в такое положение, чтоб она долго не посмела помышлять об освобождении от власти ханов. Мамай собрал всю силу волжской Орды, с ним выступили литовцы, рязанцы, хивинцы, буртасы, ясовцы и генуэзцы, которые основали свои поселения на Черном море.
Мамай заложил свой стан в устье реки Воронежа, назначил там сборное место для своих полчищ и ждал литовского князя Ягелла.
Димитрий собрал подручных князей на общее дело защиты Руси. Желание разделаться с поработителями настолько уже созрело и овладело народными чувствами русского народа, что Московскому князю не предстояло необходимости ждать ратных и понуждать их к скорейшему прибытию. Кроме князя Тверского, непримиримого врага Москвы, и князя Олега Рязанского, который всё же послал посыльного к Димитрию с известием о замыслах Мамая и Ягелла, все русские князья и все русские земли охотно готовы были участвовать в предстоящей борьбе русского народа с татарами. Начиная со святого Димитрия Донского, русские князья окончательно усвоили взгляд на себя, как на общеземских защитников Православия. С Димитрием были силы земли Московской, Владимирской, Суздальской, Ростовской, Нижегородской, Белозерской, Муромской и псковичи со своим князем Андреем Ольгердовичем. Летопись говорит, что у Димитрия набралось тогда 150000 воинов. Наученные горьким опытом и смирённые тяжким игом северорусские князья, собрались вокруг Димитрия Московского, покорно и единодушно пошли за своим вождём ; они понимали ,что в их единении заключается главная сила Русской земли.

Димитрию 30 лет, великий князь сам приготовляется к делу обдуманно и осторожно, часто призывает на совет князей и бояр, неоднократно посылает разведывать и силах и намерениях неприятеля, а главное, предпринимает всё не иначе, как с молитвой и благословения Церкви. Во время правления малолетнего Димитрия и позже до 1378 года предстоятелем русской Церкви был митрополит Алексий, уважаемый не только Москвою ,но и в Орде. Так как ещё прежде он исцелил любимую жену хана Чанибека Тайдулу от слепоты и на него смотрели как на человека, обладающим высшею чудотворною силой. Под его благословением в 1364 году был составлен договор между Димитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, который получил в удел Серпухов, и стоял на страже рубежей южного Русского государства. И так до 1378 года митрополит Алексий , был главным советником Димитрия, во всё время своего первосвятительства он употреблял свою духовную власть для возвышения Москвы и служил её интересам. Он скончался в 1378 году. Таким образом, в то время, когда приходилось Димитрию идти на войну, Москва оставалась без митрополита.

Памятник Дмитрию Донскому и русским воинам.
Это обстоятельство лишало предпринимаемый Димитрием поход обычного первосвятительского благословения. Тогда Димитрий обращается за благословением к преподобному Сергию Радонежскому ( другу и соратнику митрополита Алексия). Преподобный Сергий пользовался всеобщим уважением ; его молитвам приписывали большую силу, за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Димитрия, но и предсказал ему победу. Такое предсказание, сделавшись известным, сильно возбудило в войске отвагу и надежду на победу.

В начале августа Димитрий выступает из Москвы в Коломну. Русские силы отовсюду пристают к нему. На Успение, перед походом на Куликово поле князь и всё русское войско молятся в недостроенном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы ,о даровании победы. В то время когда князь Димитрий молился от Мамая приходят послы с требованием выхода в том размере, в каком русские платили дань при хане Узбеке и Чанибеке, но Димитрий отвечал, что он готов дать только такую дань, какую поставил в свою последнюю поездку в Орду.
20 августа 1380 года епископ Коломенский Герасим благословил Димитрия идти против « окаянного сыроядца Мамая, нечестивого Ягелла и отступника Олега», и Димитрий двинулся из Коломны на устье реки Лопастны. Здесь пристали к нему Владимир Андреевич Серпуховский и остальные отряды московского ополчения.
26 и 27 августа русские переплавились через Оку и пошли по Рязанской земле к Дону. По пути прискакал к Дмитрию гонец от преподобного Сергия с благословенной грамотою. « Иди, господин, - писал Сергий ,- иди вперёд , Бог и Святая Троица поможет тебе !»

6 сентября русские увидели Дон , Мамай уже шёл от Воронежа навстречу русской рати. Все русские полки со своими князьями и воеводами выстроились в боевом порядке. Было принято решение перейти русским войскам через Дон.

Куликово поле.
8 сентября на заре русские уже были на другой стороне реки и при солнечном восходе двигались стройно вперед к устью реки Непрядвы. Куликовская бива началась в день Рождества Пресвятой Богородицы. День был пасмурный, густой туман расстилался по полям, но часу в девятом стало ясно. Около полудня показалось несметное татарское полчище. Сторожевые (передовые) полки русских и татар сцепились между собой, и сам Димитрий выехал вместе со своею дружиною « на первый суйм»- открывать битву. По старинному прадедовскому обычаю следовало, чтобы князь как предводитель собственным примером возбуждал в воинах отвагу. Побившись недолго с татарами, Димитрий вернулся назад устраивать полки к битве. В первом часу началась сеча, какой по выражению летописца, не бывало на Руси. Кровь лилась как дождевые потоки, всё смешалось, битва обратилась в рукопашную схватку. На десять верст огромное Куликово поле было покрыто воинами. В московской рати было много небывалых в бою воинов; на них нашёл страх и они пустились в бегство. Татары со страшным криком ринулись за ними и били их наповал. Дело русских казалось проигранным, но к трём часам пополудни всё изменилось.

В дубраве на западной стороне поля стоял избранный русский отряд, отъехавший туда заранее для засады. Им предводительствовали князь Владимир Андреевич (Серпуховский) и волынец Димитрий Михайлович Боброк, приехавший из литовских областей служить Москве. Увидевши, что русские пустились бежать, а татары погнались за ними, Владимир Андреевич порывался ударить на врагов, но рассудительный Боброк удержал его до тех пор, пока татарская рать, устремившись в погоню за русскими, не повернулась к ним окончательно тылом. Тогда , на счастье русским , ветер , дувший до того времени в лицо сидевшим в засаде , изменил свое направление. «- Вот теперь час пришёл, господин князь, - сказал Боброк. – Подвизайтесь , отцы и братья , дети и друзья.» Весь отряд стремительно бросился на татар , которые никак не ожидали нападения сзади… Бегущие русские ободрились и бросились на татар. Тогда, в свою очередь, на полчище Мамая нашел панический страх. Поражаемые с двух сторон, татары бросили своё оружие, покинули свой стан, стада, обоз и бежали опрометью. Множество их перетонуло в реке. Русские гнали татар верст на тридцать до реки Красивой Мечи.

Победа была совершенная, но зато много князей, бояр и простых воинов пало на поле битвы.Посреди бранного поля князь Владимир Андреевич Храбрый(Серпуховский) встал под алым великокняжеским стягом и велел трубить сбор. Уж не на перебитом древке развевался Нерукотворный Спас – на копье. Вскоре со всех сторон к стягу стали съезжаться воеводы, князья, простые ратники. Сползались, сходились те из раненных, кто был в силах передвигаться. Но князя Димитрия среди них не было, у все спрашивал Владимир о Димитрии, но никто его невидел, все молчали и отводили глаза. Владимир приказал ратникам разойтись по всему бранному полю искать князя. Его нашли под срубленной берёзой израненного.Промяты могучими ударами его доспехи, он был безсознания. Окрапив его холодной водой из Дона привели в чувства. Первый вопрос очнувшегося князя – чем закончилась битва? « По милости Божией и Пречистой Его Матери , - отвечают ему, - и молитвами сродников наших Бориса и Глеба и Петра, московского святителя и игумена Сергия , и всех святых молитвами врази наши побеждены суть. Бог даровал нам победу.

Князь Димитрий велел привести ему коня и струдом, подсажываемый боярами, сел в седло. Коня повели за повод к великокняжескому шатру, трубными звуками извещая воинство, что жив Димитрий.

Князь Дмитрий Донской
То, что свою роль удерживающего святой благоверный князь Димитрий Донской понимал ясно, свидетельствует « Слово» о его житии. « Постави ми, Госпоже, столп крепости от лица вражия, возвеличи имя христианское перед погаными» - просил святой Димитрий Пресвятую Богородицу в молитве перед битвой на Куликовом поле. К Матери Божией на Руси отношение испокон веку было особенно трепетным и ласковым - не зря называли Русскую землю Домом Пресвятой Богородицы. Пусть тяжела русская судьба, полон скорбей и тесен путь служения «святорусского» – верность своему долгу не остаётся без небесного воздаяния.

Надежная защитница юго-восточных рубежей, чудотворный образ Пресвятой Богородицы Донская. Прибыл вместе с донскими казаками в русский стан на помощь великому князю и всему воинству, для победы и одоления врага.

В день битвы икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи им против татарской рати.






« По тому ль полю Куликову
Ходит сама Мать Пресвятая Богородица,
А за ней апостоли Господни,
Архангели – ангели святыи …
Отпевают они мощи православных,
Кадит на них сама Мать Пресвятая Богородица».


. Когда неприятели были поражены, казаки поднесли в дар Димитрию Донскому икону Пресвятой Богородицы. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икону назвали Донской.
Восемь дней после того оставались русские на Куликовом поле, отпевали, предавали погребению своих братьев. Одних князей пало пятнадцать человек. Убиты были и многие знатные бояре.
Когда счел князь оставшихся в живых, то оказалось, что только сорок тысяч человек насчитывает русская рать из тех , что перешли с ним Дон. Остальные костьми легли на бранном поле.
Упал князь на колени, поклонился свежим братским могилам. « - Простите меня, братья, что не сберег я вас! Не только радость великую,но и весть скорбную привезу я на Русь». Похоронивши своих убитых, великий князь со своим ополчением не стал преследовать более разбитого врага, вернулся с торжеством в Москву.
После победы на Куликовом поле Дмитрий Донской хотел немедленно послать войско в Рязанскую землю, чтобы разорить её за измену Олега, но рязанцы сами прибыли к нему с поклоном и известием, что князь их бежал, а они изъявляют желание быть в послушании у московского князя. Дмитрий отправил к ним своих наместников. Остатки войска бежавшего Мамая было разбито его новым врагом, потомком хана Батыя. Мамай бежал в Крым, где и был убит на восточном берегу Крыма (нынешняя Феодосия) генуэзцами.

Защитник Земли Русской Московский князь Димитрий Иоанович,вошёл в историю России ,как Дмитрий Донской . Его главное жизненное деяние - это битва с войсками Ордынского темника Мамая на берегах Дона и Непрядвы. Русское воинство того времени понимали не иначе, как святая доблестная рать. Девять лет ещё, до 1389 года, защищал князь Димитрий землю Русскую от татарских набегов. И хотя татарское иго ещё не было сброшено, русские люди уже знали :: не так страшны татары.

Князь Димитрий – «держатель» России, Руси, неразрывно связанной с Православием, будучи рабом Божиим, слугой Промысла, «Божий престол» соблюдал в чистоте и неприкосновенности от чуждых и враждебных Церкви влияний.

19 мая 1389 года, на сороковом году от рождения князь Димитрий преставился. Сказались тяжкие раны,полученные им на Куликовом поле. Перед смертью Димитрий говорит боярам: « Великое княжение свое вельми укрепих, мир и тишину земли Русской сотворих, отчизну мою, которую дал мне Бог и родители мои, с вами соблюдох». На погребении присутствовал и преподобный Сергий.
В день и час кончины Димитрия Донского святой Димитрий Прилуцкий, находившийся далеко от него, вдруг встал и сказал братии: « Мы, братия, строим земные, тленные дела, а благоверный великий князь Димитрий уже не печется о суетной жизни…».
У князя было шесть детей. На великое княжение он оставляет своего старшего сыны Василия, других сыновей наделяет уделами и обязывает их находиться под рукой старшего брата, великого князя. Супруга его Евдокия Суздальская до самой смерти князя была неразлучная с ним, в последствии принимает постриг с именем Евфросиния. Прошло время и они были канонизированы.
Архангельский Собор Московского Кремля.
Захоронен св.блг.кн. Димитрий Донской и его супруга Ефросиния Московская в Архангельском соборе Московского Кремля.
До сих пор, на все времена установлено поминование убиенных на Куликлвском поле героев – в Димитриевскую субботу.
Три великих воина- заступника есть у земли Русской – Владимир Мономах, святой Александр Невский и Димитрий Донской.







Русская Церковь как основа государства.

8 сентября по ст.ст. (21 сентября по н.ст) 862 года начало Русского Государства.

«…Церковь перенесла на Святую Русь грамоту и культуру, государственные законы и чины византийского царства. Единственно только Церковь была собирательницей разрозненных русских княжеств, разделенных ещё больше, чем старинные племена славянства, удельными усобицами. Единственно только Церковь спервоначала была собирательницей русских людей, князей, городов и земель, раздавленных татарским погромом. Церковь выпестовала, вырастила слабого московского князя сперва до великокняжеского, а потом и до царского величия. Пересадив и вырастив на русской земле идею византийского единовластительства, Церковь возложила и святое миропамазание древних православных греческих царей на царя Московского и всея Руси. Церковь же оберегала народ и царство и от порабощения игу ляшского в годину смут самозванцев и общего шатания умов».
(Из брошюры «Церковь и государство» архиепископа Херсонского Никанора, выступившего в 1890 году печатно против анархических учений гр.Л.Н.Толстого).


8 сентября 1380 года произошла Куликовская битва влк.кн. Дмитрия Донского с Мамаем. Устроив полки, великий князь на объезжая на своем коне ряды воинов, говорил им : « Возлюбленные отцы и братия, Господа ради и Пречистыя Богородицы и своего ради спасения подвизайтесь за православную веру и за братию нашу». Бодрость и мужество светились на лицах русских ратников; воинственные клики слышались в ответ на этот призыв.
На челе великого, или главного, полка стояла собственная дружина великого князя и развевалось его большое черное знамя с вышитым на нем ликом Спасителя. Димитрий сошел с богато убранного коня, снял с себя златотканый плащ, или великокняжную приволоку, возложил ее на любимца своего боярина Михаила Андреевича Бренка, посадил его на своего коня и велел носить перед ним большое черное знамя, а сам покрылся сверх брони простым плащом и пересел на другого коня. Вынул из-за пазухи крест с заключенною в нем частицею Животворящего древа, приложился к нему, вкусил освященную просфору игумена Сергия и, творя молитву, поехал в сторожевой полк, чтобы впереди него собственноручно ударить на врагов.
Тщетно князья и воеводы удерживали его.
- Тебе подобает стоять особо от битвы,- говорили они, - и смотреть на сражающихся, а потом честить и жаловать оставшихся в живых и творить память по убиенным. Если же тебя, государя, лишимся, то уподобимся стаду овец без пастыря; придут волки и распугают нас.
- Братия моя милая, - отвечал Димитрий, добрые ваши речи и похвалы достойные. Но если я вам глава, то впереди вас хочу и битву начать. Умру или жив буду вместе с вами.
«Святая Русь, или Всенародная история великого Российского государства».

Куликово поле Красный холм памятник Дмитрию Донскому и русским воинам.
Куликово поле.
Храм прп.Сергия Радонежского на Куликовом поле.




















В 1850 году на Куликовом поле был открыт памятник Дмитрию Донскому.

И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл.Соловьев.

Опять на полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск, и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. - Молись!

Александр Блок 1908г.


Материал подготовлен: Малиновская Н.С.

Список используемой литературы :

1. Русская История в жизнеописаниях её главнейших деятелей»,
Н.И.Костом аров изд. ЭКСПО – 2003 г. г.Москва.
2 «Русская Симфония»,очерки русской историософии,митрополит Иоанн (Снычев),СПб 2004г.
3.Спавочный материал Коломенский Кремль. Изд Дом «Лига» и др.
4.Димитрий Донской – Повествование о главном жизненном деянии .Издат.Сретенского мон.2001 г.

5. Справочный материал - Православные календари 1995г.,2005г,2007г.

 
Март 2024
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

В конце первой седмицы Великого поста есть два уставных праздника

В субботу первой седмицы Великого поста на подворье

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2023.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.