Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Преподобные Марк и Иона Псково-Печерские - день памяти 11.04 н.ст. (29.03 ст.ст.)

Образ святых прпп.Марка, Ионы и Корнилия.
Преподобный Марк. Монашество и пустынножительство возникло на Руси вместе с принятием христианства.
Из Супсальской летописи известно, что еще при князе Владимире в Киеве, около Десятинной церкви, был монастырь. Сердцу русского монашества, Киево-Печерской Лавре, положили начало пустынножитель пресвитер Иларион и преподобный Антоний.
Само пустынножительство на Руси начало развиваться в конце XII и начале XIII столетий, т.е. после основания Киево-Печерской Лавры, коея являлась высочайшим образом иноческого жития.
Подобно Киево-Печерскому, стали образовываться и псковские монастыри: Елеазаровский, Крыпецкий, Никандров.
Место, где находятся Псковские пещеры, издавна было окружено таинственным ореолом. В древности поток Каменец был глубок, «аки ров», и в нем водились бобры, а кругом стоял дремучий лес.
Звероловы-изборяне, по прозванию Селиши, были первыми людьми, которые, охотясь в Печерских лесах, часто слышали церковное пение, исходившее из горы, но никого не видели.
Летописец передает слова самого зверолова: «Раз случайно пришли мы на поток к этому месту, на край горы, где теперь стоит Богородичная церковь. (Это было в тот час дня, когда обыкновенно совершается церковное богослужение). Пришли мы и слышим пение как бы церковных песнопений, поют стройно, благочинно, а поющих не видно. Воздух кругом того святого места был наполнен благоуханием, как бы от множества фимиама».
Не видя поющих и не зная истинной причины этого явления, звероловы приняли это за явление ангелов, за необъяснимое действие благодати Божией, освящавшей то место, к которому Пречистая Богородица оказала впоследствии свое особое благоволение.
Изборяне приобрели эту землю у псковитян. Земельный участок теперешнего монастыря по разделу достался «земцу» Ивану Дементьеву, который и поселился у речки, положив начало деревне Пачковке.
Он же и открыл «Богом зданную пещеру», когда рубил лес на Святой горе. Дерево, стоявшее на крутом обрыве горы, падая, увлекло за собою еще одно большое дерево и несколько малых. Земля обсыпалась, и открылось устье пещеры с надписью: «Богом зданная пещера».
Преподобномученик Корнилий, муж праведный и летописец правдивый, добавляет: «О сем явлении сказаша нам инок Тернуфие (Патернуфий) Снетогорского монастыря, иже пасынок Ивану Подгорьскому (Дементьеву) бысть, иная же и прочая от того слышахом».
Открытие этой пещеры относится к 1392 г. Но сколько времени подвизались в ней ушедшие от мира сего, ведомо Единому Богу, как ведомы Ему имена их. И только имя одного из них, именно преподобного Марка, сохранило предание.
Из летописи явствует, что преподобный Марк является четвертым великим пустынножителем, подобно трем древним, и «тезоименит им верою и терпением». (В начале Соловецкой рукописи 1632 г. идет речь об апостоле Марке; он «иноческое житие отхождением во уединение на молитву и одеждою и всяким терпением изобрази». Далее упоминается Марк пещерный Киевский. Марк же Псково-Печерский считается по еще третьем пещерном Марке четвертым Марком).
Подробных сведений о жизни прп. Марка нет: «О сем бо известно не могохом обрести, каков бяше старец и коего рода человек, или како в сие место прииде и колико время лежит и како скончался». Мог он быть местным жителем, знающим тайны пещеры, а может быть, по Промыслу Божию, открыл ее, придя в это святое место из иных концов земли Русской.
Высок был монашеский подвиг. Первые Псковские монастыри подвергались страшным разорениям со стороны ливонских рыцарей. Иноков убивали и забирали в плен. Кому удавалось, бежали в Каменецкие пещеры. Так преподобный Марк и спасавшиеся в лесах и пещерах в долине Каменца положили начало святой обители Печерской. И эта обитель находилась долгое время как бы сокрытой.
В преданиях о преподобном Марке говорится, что здешние охотники порой видели его молящимся на склоне холма (над местом будущего Успенского храма) у трех камней, два из которых и поныне лежат под сенью огромных монастырских дубов в верхнем монастырском саду, а третий, как предполагают, ушел в землю.
Святой Марк, проводя жизнь в отшельничестве и созерцании, побеждает плоть, умерщвляет ее во имя Богообщения, сознавая, что созерцание Бога есть собственная деятельность духа, жизнь небесная. Со смертию все прекратится, а созерцание Господа Сил будет на целую вечность источником блаженства. Душа его праведная вознеслась на небо, оставив тело свое бренное, высохшее от трудов и пустынной жизни и неустанной молитвы. Оно было погребено в дубовой колоде в виде лодки, выдолбленной, согласно преданию, им самим: колода служила угоднику Божию гробом и постелью.
Первый устроитель монастыря, преподобный Иона, знал о нем и знал, где покоятся его святые мощи... «Гроб же его и мощи... где лежаху...»
После преподобного Ионы кто-то другой из устроителей монастыря записал имя Марка в Синодик, в котором он значился: «первый Печерский инок Марк».
Третий из игуменов по имени Дорофей в 1523 г. «восхотеша гробницу большую соделати», т.к. обнаружил «гроб оного старца Марка весь истлевший и распадший, кости же его с составами и с ризами, и с куколем, и главою неистлевшия»...
Преподобномученик Корнилий в свое время усомнился в верности записи в Синодик. Никаких письменных свидетельств о подвигах преподобного Марка не было, поэтому, не зная точно, приказал изгладить имя его из Синодика «...мня себе, яко неправедно написано бысть». Внезапно преподобный Корнилий был поражен болезнью — слепотой и «бысть в недоумении и скорби велицей». Он известился духом о причине болезни и велел нести себя ко гробу старца (у него также отнялись руки и ноги).
Здесь, испросив себе прощение, вышел здоровым из храма «никим не водим». После этого преподобномученик Корнилий «повеле Марку в Синодике бытии».
В 1642 году, по грамоте Псковского Епископа Геннадия, устроены были новые гробницы с покрывалами, и в них, с пением псалмов, были положены мощи первых подвижников Печерских: преподобного Марка, преподобного Ионы и преподобной матери Вассы, — и поставлены при входе в пещеру.
В 1773 году мощи преподобного Марка были переоблачены вторично в другие одежды и в настоящее время они находятся в гробу-футляре во 2-ом отделении усыпальницы при входе с левой стороны.
Память преподобного Марка праздновалась ранее только 29 марта (11 апреля); с 1987 года она отмечается в день общецерковного празднования Собора Псковских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице; в последнее время память преподобного Марка совершается также и в день Собора Псково-Печерских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице.


Преподобный Иона. Первым пустынножителем Печерским почитается преподобный Марк, первым же основателем монастыря был преподобный Иона.
В древней повести летописец после имени прп. Марка сразу ставит имя прп. Ионы: «Священник некий, именем Иоанн, от Московской страны, по прозванию Шестник (что значит шествующий от одного места на другое) сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором Пресвитером во Храме св. Николая Чудотворца и Великомученика Георгия, его же Великий князь Ярослав Владимирович (Мудрый) о имени своего устроя».
Священник Иоанн Шестник был послан из Москвы на служение в Юрьев (Дерпт) как миссионер. Он приехал с семьей: женой и двумя сыновьями (1467).
В Юрьеве он сразу столкнулся с ненавистью и гонениями на православных. Вместе с пресвитером Исидором защищал свою паству от католиков... «Но очень скоро слуги Папы стали принуждать его и его духовных детей к Унии». Было много оскорблений. В 1470 г., прожив два года и шесть месяцев, о. Иоанн вынужден был удалиться из Дерпта с семьею под защиту Пскова. Именно тогда, по преданию, одел он под рясу кольчатый панцирь. (До принятия священнического сана о. Иоанн был воином, участвовал в сражениях и имел полное военное снаряжение). В Пскове, где «пробыл мало времени», он служил священником в Соборе Живоначальной Троицы.
Вскоре пришла весть из Дерпта о мученической кончине пресвитера Исидора в числе прочих 72 лиц его паствы. (Он вел спор с латинянами о вере и был брошен ими в темницу с 72 другими христианами. Они не покорились и в темнице и были все ввержены под лед в реку 8 января 1472 г. Весной того же года св. мощи их были найдены вверху реки. Они лежали на берегу лицом к востоку, с о. Исидором, в полном священническом облачении, посередине).
О. Иоанн очень скорбел о том, что покинул пресвитера Исидора, и решил обречь себя «на страдания пустынной жизни». Когда Иоанн, как говорит предание, «на торгу в воскресный день услышал о старце и пещере при потоке Каменце», то сразу решил поехать туда.
«Пришед на сие место, начаша копати вместе с матушкой Марией в горе церковь за «Богом зданною пещерою к западу». Рано-рано, еще до восхода солнца поднимался о. Иоанн, совершал коленопреклоненную молитву, прося у Господа благословения на великий свой подвиг. «Да будет воля Твоя на земле, как на небе», — повторял он.
От суровой жизни и тяжелых трудов заболевает жена о. Иоанна Мария. Она принимает монашеский постриг, «и наречено бысть имя ей Васса, в том образе и преставися». После того как преставилась ко Господу сподвижница, и сам Иоанн постригается, «и наречется бысть Иона». И продолжает искапывать в горе небольшую церковь.
Наступило лето 1473 года... «Во время же благочестивого князя Ивана Васильевича иеромонах Иона закончил свой труд, — ископа малую церковь в горе и постави келии на столбах, прямо церкви Печерныя». Озаренный радостью, он спешит во Псков к священникам Троицкой церкви (теперь собор), друзьям, прося освятить храм, но они отказали: «Церковь в горе эта необычная и необыкновенная по своему устройству»... И заплакал Иона, и пошел дальше во св. град Новгород. «Припаде к ногам Архиепископа Феофила», просил у него: «дабы повеле освятить храм в горе».
Архиепископ дал свое благословение. И те же священники псковские в день Успения Божией Матери, 15-го августа 1473 года, освятили храм.
Еще в 1471 году в этом святом месте была явлена икона Успения Божией Матери. Во время освящения церкви эта икона явила чудо: прозрела слепая женщина. Это исцеление воодушевило о. Иону, воодушевило оно и земца Ивана Дементьева, который «даде своего имения удел земли ко храму Пречистый Богородицы и на монастырское ограждение по ручей Каменец, с восточныя и южныя стороны на целое поприще (версты)». Тогда, мало-помалу, начали сюда стекаться на жительство иноки. И эта обитель, скрывающаяся прежде в глубине земли, с того времени стала процветать.
А летописец повествует: «И по сем, священноинок Иона, пожив несколько времени в молитвах и трудах, преставился Богу и погребен бысть в той же пещере». Блаженный Иона почил около 1480 года. Когда его переоблачали, то на теле его нашли кольчатый железный панцирь, «и тело под ним было, как изваяно». Когда о. Иона был воином, то он носил этот панцирь, а когда стал иноком, он стал ему как вериги. Этот панцирь повесили над гробом о. Ионы. В одно из нападений врагов он был похищен. Гроб же преподобного Ионы был поставлен в «Богом зданной пещере».
В марте 1642 г. мощи св. прп. Ионы были переложены в новый гроб, который поместили на старое место.
Подвиги, неустанные труды и ревность к Богу, устроение монастыря и ископание Успенского храма явились основанием того, что св. Церковь Православная причислила его к лику святых угодников Божиих.

(www.pskovo-pechersky-monastery.ru)

Тропарь, глас 8:

           Яко светильницы, явистеся всесветлии / в вертепе Царицы Богоматери, / преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонудуже силами чудес обогатистеся, / тем и мы любезно прибегаем к вам и умильно глаголем: / о преподобнии, молите Христа Бога / спастися душам нашим.


ПРОЧИТАТЬ "СЛОВО НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ВО ИМЯ СОБОРА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИХ СВЯТЫХ", АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА), ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ НАЖАВ НА ЭТУ ССЫЛКУ.


Панорама Псково-Печерского монастыря.
Внутренний двор Псково-Печерского монастыря.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
Псково-Печерский монастырь.
Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь.
Звонница Псково-Печерского монастыря.
Успенский пещерный храм Псково-Печерского монастыря.

 
Июнь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Расписание Богослужений в центральном монастыре в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в г.Краснодаре (ул.Димитрова, 148)

9 июля 2017 г., в праздник Тихвинской иконы Божией Матери и 10-летия источника в честь этой иконы, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор совершит освящение новых храмовых сооружений на подворье монастыря «Всецарица»

18-19 июня 2017 г. в главном храме краснодарского женского монастыря «Всецарица» пребывал ковчег с частицами мощей новомучеников и исповедников Российских.

В середине июня 2017 г. на подворье идет подготовка сразу к двум праздничным событиям – 10-летию источника Тихвинской иконы Божией Матери и освящению новых храмовых сооружений.

Архиереи из России и Белоруссии приняли участие в Международном фестивале «Славянское единство» в Брянской области

Патриарший экзарх всея Беларуси вручил дипломы выпускникам Минской духовной семинарии

Представители Церкви приняли участие в конференции ОБСЕ по проблематике свободы религии

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.