|
|
Преподобный Паисий Величковский - день памяти 28.11 н.ст. (15.11 ст.ст.)
|  | | | Прп.Паисий Величковский | |
Русское монашество к началу 18 в. пережило дважды и расцвет, – связанный с именами преподобных Антония и Феодосия Печерских (11 в.) и Сергия Радонежского (14 в.), – и время упадка. Первоначальником третьего возрождения в 19 в. стал прп. старец Паисий Величковский. Это было время, когда число монастырей сокращалось, монашество держалось, главным образом, внешних форм подвижничества, а умное делание, таинственная жизнь в Боге, т.е. суть святоотеческого учения, были забыты. Русские люди не имели доступа к святоотеческому наследию и оказались оторванными от Предания. Тогда Господь и воздвиг инока Паисия, чей труд рассеял духовные сумерки 18 в. и дал плоды, которые питают все последующие поколения христиан вплоть до наших дней. Иеромонах Серафим Роуз в 20 в. писал: «… для православных христиан… прп. Паисий Величковский – важнейшая фигура в современном святоотечестве. Не только по святости жития, не только потому, что он … отстаивал важность непрерывного творения Иисусовой молитвы, и даже не потому, что ученики его способствовали расцвету монашества в 19 в… А потому, что сумел обратить взгляды православных к истокам Святого Православия, что суть основа духовной жизни как в прошлом, так и в настоящем, как для монахов, так и для мирян». Истоки эти – Священное Писание и учение святых отцов.
Из жития старца Паисия (1722 – 1794)
|  | | | Прп.Паисий Величковский | |
Прп. Паисий (в миру Петр Иванович Величковский) родился в Полтаве в семье потомственного протоиерея. С малых лет мальчик горячо прилежал духовному чтению, и тогда уже мысль о монашестве посещала его. Юношей обучался он в Киевской академии. Проучившись четыре года, тайно покидает ее, чтобы вступить на иноческий путь. Прот. Георгий Флоровский писал об этом: «Это не был уход или отказ от знания. Это был возврат к живым источникам отеческого богословия и богомыслия». Промыслительно первые годы иноческой жизни он провел в расстроенных монастырях. Испытав сам, как были трудны условия для иноческого делания, он невольно подготовился к тому, чтобы облегчить этот путь для других. 17-ти лет Паисий вступил в Любечский, затем в Медведовский монастыри. После этого подвизался в молдавских скитах, пользуясь наставлениями высоких в духовной жизни старцев. Был обучен умно-сердечной молитве. Опытно пройдя сам все иноческие подвиги, достиг здесь такого устроения, что великие наставники называли его «юным старцем». Было ему тогда 24 года. Из этих лет он вынес убеждение в полезности старческого окормления. Отсутствие постоянного духовного руководства во все остальное время жизни побуждало старца искать его в святоотеческих писаниях. Из скитов старец отправился на Св. Гору Афон – как родину русского монашества и колыбель аскетического просвещения. Здесь со временем он начал свой подвиг служения иночеству. Из братии, желавшей жить под его руководством, основал монашескую общину – скит св. Илии, прообраз всех будущих обителей старца и его учеников. По настоянию братии принял священный сан. Был известным на Св. Горе духовником: «И бысть многим тамо великим отцам духовник … якоже и самому Святейшему Патриарху Серафиму». В 1763 г., из-за неблагоприятных внешних обстоятельств, Паисий с братией переселился в Молдавию. Вначале в монастырь Драгомирна, а когда территория его отошла к католической Австрии, – в монастырь Секул, затем, в 1779 г., – в Нямецкий монастырь. В 1790 г. прп. Паисий был возведен в сан архимандрита. Кроме Нямецкой обители, он продолжал окормлять Секул и другие окрестные монастыри и скиты. Восстановление монашеской жизни прп. Паисием полностью основано на святоотеческом учении. В отеческих писаниях ищет он указаний, как строить жизнь свою и монашеской братии. Старец пишет: «Зная хорошо из учения и заповедей … отцов наших, что руководителю братии не следует наставлять и учить по своему единоличному разуму и рассуждению … я решил принять за непоколебимое основание … Божественное Писание … и его истинное толкование благодатию Св. Духа, т.е. учения богоносных отцов наших». Прп. Паисием была восстановлена практика старческого окормления иноков, составлен Устав братства. В устроенных им монастырях он возобновил лучшие традиции византийского монашества: общежитие, изучение аскетической литературы, практику умной молитвы, ежедневное исповедование помыслов. Важным средством назидания братии были проводимые старцем беседы по святоотеческим книгам. Жизнеописание прп. Паисия так повествует об этом: «Братии собирались все в трапезной, зажигались свечи, приходил старец и, сидя на обычном своем месте, читал или книгу св. Василия Великого, или книгу св. Иоанна Лествичника, или св. Дорофея … или кого-нибудь другого из богоносных отцов … Читая книги, старец тотчас же и объяснял читаемое, приводя места из Свщ. Писания и из отеческих книг». Ежедневное чтение старцем святоотеческих книг и его беседы имели огромное воспитательное значение для братии. Впоследствии, когда жизнь братства стала приходить в упадок, братия сами признавались, что одной из важнейших причин этого было прекращение бесед старца. Будучи вождем иночества, о. Паисий, как мог, служил и мирским людям. К мирянам обращены его слова: «На ваш вопрос … как возможно спастись вам, живущим в миру с женами и детьми … я могу только дать вам мой совет, чтобы вы с величайшим усердием читали Божественное Писание и учение св. отцов наших … в их духопросвещенном учении в совершенстве находятся все наставления, необходимые для душевного спасения».
Книжная деятельность старца Паисия.
|  | | | Гравюра из греческого издания "Блж.Паисий Величковский" схимонаха Митрофана | |
В жизнеописании старца говорится: «Он нес великий подвиг, и этот подвиг есть создание (переводной) аскетической литературы, т.е. самого источника монашеского просвещения. Правда, и до о. Паисия были переведены некоторые аскетические творения древних отцов… но эти переводы уже устарели и стали редки, они были случайны, а главное – были забыты в практической жизни». Прп. Паисий совершил великие труды по разысканию, исправлению, переводу и распространению отеческих творений, «да не приидут сия св. книги во всеконечное забвение и от лица земли истребление». В поисках этих книг он обошел всю Св. Гору Афон. Момент обнаружения первой из искомых книг он описывает такими словами: «Не могу сказать, какой неизъяснимой радости я исполнился … я думал, что на земле вижу небесное сокровище». Одни из этих книг, которые и среди греков пришли почти в полное забвение, старец переписывал сам, другие покупал за деньги, добытые собственным трудом для необходимых нужд, ограничивая себя постоянно и в пище, и в одежде. Позже в Молдавии старец наладил многогранную работу по изучению и переводу с древнегреческого языка на славянский святоотеческого наследия, собрав вокруг себя многочисленную группу помощников и подготовив их к книжному делу. Старец считал, что для работы с духовной литературой недостаточно одних лингвистических познаний, и привлекал к этому труду подвижников, на деле постигших духовную жизнь. По словам прот. Г. Флоровского, «Нямецкий монастырь становится при старце Паисии … очагом богословско-аскетического просвещения, где литературная деятельность органически сочеталась с духовным и умным деланием». Сам старец личным примером вдохновлял братию. На склоне лет он нес труды, превышающие естественные человеческие силы. Проводя день в монастырских трудах, ночи он посвящал переводу и исправлению отеческих книг. Из-за язв, покрывавших его тело, он не мог лежать. Сидя на постели, обложившись книгами, сгорбившись, писал он всю ночь напролет, забывая про свои раны. И делал это до последних дней жизни. Переводы старца, отличающиеся точностью и ясностью богословской мысли, имеют ценность и как труды ученого: источниковеда, филолога и лингвиста. Наиболее известным из них является славянский перевод «Добротолюбия» – сборника аскетических творений 24-х отцов. Издание его стало событием не только в истории русского монашества, но и в истории русской культуры вообще. Помимо «Добротолюбия», старец Паисий перевел на славянский язык сочинения прпп. Исаака Сирина, Феодора Студита, Варсонофия, Максима Исповедника, свтт. Григория Паламы, Иоанна Златоуста и др. Перечень книг, переведенных, исправленных и переписанных старцем и его учениками, включает имена практически всех известных древних авторов аскетических творений. Многочисленные воспитанники прп. Паисия продолжили дело старца и распространили его на всю Россию, что способствовало возрождению русского монашества. Возникло множество монашеских духовных центров, послуживших сохранению Отеческого Предания и восстановлению древней традиции. Благодаря подвигу старца, его учеников и последователей отеческие писания в России стали наконец общедоступными.
Тропарь, глас 2:
Странен быв на земли, Небеснаго Отечества достигл еси, / преподобне отче Паисие, / добротолюбия подвижниче, / верных научил еси ум к Богу возводити / и сердцем к Нему взывати: / Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, // помилуй мя, грешнаго.
Кондак, глас 6: Избранный иноческаго жития ревнителю, / яко пчела многотрудная, писаньми отеческими души наша снабдил еси, / коегождо наставляя на путь спасения. Сего ради зовем ти// радуйся, Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.
Молитва: О великий наставниче, ревнителю и учителю премудрый всех чающих спасения и подвига духовнаго, преподобне отче наш Паисие! Услыши нас, грешных, тебе верою и любовию призывающих, и вонми прошением нашим. Ты от юности любве ради Божия оставил еси отечество твое и в иных странах безмолвия ища, во Святей Горе Афонстей и обителех иноческих Молдовлахии небесное богатство стяжал еси. Ты великим воздержанием, в трудех, теснотах и крайнем лишении плоть твою духови покорив, стяжал еси сокрушение сердечное, трезвение, истинное безстрастие, молитву сердечную и сим обновитель древняго иночества и столп Православия показался еси; темже десница Божия учителя, наставника и чадолюбиваго отца возведе тя и благоволи собрати священный вертоград ученик твоих, иже простре отрасли своя во вся концы Российския земли. Умоли всещедраго Бога, да сохранит святую Церковь Русскую и вся святыя Церкви Православныя в союзе единомыслия веры, мира и братския любве, паче же от расколов пагубных, междоусобных нестроений и сеющих раздоры избавит и в непоколебимем благостоянии утвердит, во спасение всех истинно исповедающих пресвятое имя Его. Испроси, угодниче Божий, отечеству и народу нашему мира и благоденствия, изобилия плодов земных и благоустроения весей и градов наших, обителем же иноческим жития богоугоднаго, да славится в них пресвятое имя Господа и Бога и обретают в них вечное спасение любящия Его. Помози нам, в суетнем и грешнем мире сем странствующим, отче преподобне, и умоли Господа даровати нам оставление всех прегрешений и во исходе душ наших избавити нас воздушных мытарств и вечнаго мучения, да молитвами твоими, узревше неизреченную славу Христа Бога нашего, возблагодарим тя, заступника и предстателя за всех любящих и чтущих имя твое, и прославим Безначальную Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
(www.trsobor.org; akafist.narod.ru; иллюстрации - www.pravoslavie.ru;stsimeon.bplaced.net; paisius-niamets.orthodoxy.ru; sv-afon.orthodoxy.ru).
Нямецкий мон-рь в честь Вознесения Господня |  |
|
Рака с частицей мощей прп.Паисия Величковского. Нямецкий мон-рь, Румыния. |  |
|
Скит Ильи пророка, основанный прп.Паисием на Афоне |  |
|
Секулский мон-рь в честь Иоанна Предтечи, в к-ром подвизался прп.Паисий Величковский |  |
|
|
|
21 сентября 2023 г. будет видеотрансляция в прямом эфире Божественной Литургии праздника Рождества Пресвятой Богородицы в монастыре «Всецарица». Начало в 7:45.
В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»
Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»
7 декабря 2023 г. монашествующие обители «Всецарица» посетили праздничную литургию в Свято-Екатерининском соборе
27 ноября 2023 г. на подворье монастыря «Всецарица» провели урок-экскурсию по Основам Православной Культуры для школьников
Председатель Финансово-хозяйственного управления проинспектировал ход реставрационных работ в Александро-Невском храме в Красном Селе
Состоялось очередное заседание коллегии Издательского Совета по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке
В Минской духовной семинарии прошли XVI Чтения памяти митрополита Иосифа (Семашко)
|
|