Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Преподобный Венедикт (Бенедикт) Нурсийский - день памяти 26.03 н.ст. (13.03 ст.ст.)

Прп.Венедикт Нурсийский.
Преподобный Венедикт (Бенедикт) Нурсийский, основатель старейшего в Европе монашеского ордена бенедиктинцев, родился 14 (27) марта 480 года в итальянском селении Нурсии, расположенном к северо-востоку от Рима (ныне местечко Норма в провинции Умбрия, недалеко от г. Сполето).
Святой Венедикт (или Бенедикт, от лат. benedictus — благословенный) происходил из знатной и состоятельной семьи. Еще в детстве он отличался смышленостью и удивлял своими способностями. Получив первоначальное и довольно основательное домашнее образование, он был отправлен в 492 году родителями в Рим, чтобы завершить образование в столице. В Риме преподобный Венедикт изучал риторику, философию и другие науки, занимался и литературной деятельностью. Через два года, достигнув 14-летнего возраста, юноша оставил училище, в котором царили легкомысленные нравы и нельзя было приобрести подлинную ученость, тем более обрести духовность. Вняв призыву свыше, святой Венедикт решил удалиться от мирских соблазнов и всецело посвятить себя служению Богу. Вначале юноша поселился при храме во имя святого апостола Петра в местечке Абруццо (ныне Альфидена), близ Рима, где вел строгую аскетическую жизнь. Неожиданно стал известен чудесный случай, свидетельствовавший об особом духовном даре подвижника, который привлек к нему внимание. Избегая соблазна мирской славы, святой Венедикт покинул Рим (родители его к этому времени умерли). Он поселился в пещере малодоступной горной местности Субиако (Субъяко). Здесь, в Сабинских горах, святой проводил дни в строгом посте и неустанной молитве, подражая пустынножителям египетской Фиваиды. Отшельник из близлежащего монастыря по имени Роман, встреченный святым Венедиктом, постриг его в монашество и помогал в течение трех лет: он приносил в условленные дни хлеб и спускал его в пещеру святому Венедикту на веревке, к которой был привязан колокольчик.
Три года провел святой Венедикт в полном уединении, пока Господь не открыл его местопребывание пастухам и одному пресвитеру, который стал всем рассказывать о великом подвижнике. В это время в одной из окрестных обителей, в пещерном монастыре Виковаро, умер игумен. После настойчивых просьб иноков святой Венедикт в 510 году согласился стать настоятелем этой обители, но предупредил, что его строгий нрав придется им не по душе. Так и случилось. Через некоторое время иноки возроптали, не выдержав строгих правил, установленных святым Венедиктом.
Однажды, во время трапезы, когда святой Венедикт по обыкновению сотворил над едой крестное знамение, чаша с вином разбилась, как будто от удара камнем. Святой догадался, что кто-то из братии, желая избавиться от него, подал ему отравленное питие. Призвав к себе испуганную братию, он сказал: «Да помилует вас Милосердный Господь, о чада!.. Зачем вы замыслили сотворить мне такое? Не говорил ли вам прежде, что мои нравы с вашими не согласуются?..»
После этого святой Венедикт оставил обитель и вернулся в свою пещеру. Добрая молва о нем не утихала, и к нему стали приходить люди за духовным советом и наставлениями, а также взыскующие иноческой жизни. Некоторые из них оставались и устраивали себе поблизости маленькие келлии. Через несколько лет, около 520 года, число братии столь возросло, что святой Венедикт разделил их на двенадцать общин. Каждая из общин состояла, в свою очередь, из двенадцати иноков и имела свой отдельный скит. При себе святой Венедикт оставил немногих, наиболее нуждавшихся в его духовной помощи, или тех, образованием которых считал необходимым заниматься сам.
«Многие уважаемые патриции отдавали своих детей на воспитание святому Бенедикту: так, сенатор Эквиций привел к нему своего сына Мавра, Тертулл — своего сына Плацида, и оба эти юноши, воспитанники Бенедикта, стали впоследствии апостолами в Галлии и Сицилии» (Ф. Грегоровиус. История города Рима в Средние века. Т. 2. СПб., 1903, с. 7).
Враг рода человеческого возбудил в жившем неподалеку пресвитере Флоренции зависть к святому и склонил его к злословию и клевете. Но святой Венедикт смиренно все сносил, не переставая молиться за обидчика. Тогда, по наущению диавольскому, тот начал совращать иноков, подсылая к ним развратных женщин. Святой Венедикт вынужден был, не желая подвергать искушениям братию, покинуть с наиболее юными и нестойкими обжитое место в 528 году.
В горной местности, близ полуразрушенного городка Монте-Кассино, бывшего некогда крепостью (провинция Кампанья, между Римом и Неаполем), святой Венедикт основал новый монастырь на участке земли, подаренном римским сенатором Тертуллом. 8 апреля 529 года, в праздник Светлого Воскресения Христова, монахи с пением «Аллилуйя» ниспровергли статую Аполлона, возвышавшуюся на горе над Монте-Кассино. Античное святилище было вскоре перестроено ими и превращено в христианский храм, освященный во имя святого Иоанна Крестителя (основание монастыря запечатлено на фреске «Строительство аббатства Монте-Кассино» известного флорентийского живописца Луки Синьорелли, 1440—1523 гг.). Здесь же была построена часовня во имя святого Мартина Турского. Через некоторое время число насельников монастыря довольно значительно возросло, обитель была обнесена высокими стенами. Она служила надежным прибежищем окрестным жителям от нападений остготов, лангобардов и других варваров. Преподобный Венедикт устроил при Монте-Кассинском монастыре замечательную библиотеку, с богатым собранием рукописных книг. Старшим инокам монастыря он поручил обучение грамоте детей окрестных жителей и переписывание священных и богослужебных книг (это помогло впоследствии сохранить многие памятники раннехристианской письменности). Таким образом, монастырь постепенно превратился в центр духовного просвещения и богословского образования. Еще при жизни святого Венедикта близ Монте-Кассино возник другой монастырь— Террачина. В Монте-Кассинском монастыре преподобный Венедикт создал в 530—540 годах общежительный Устав, состоящий из 73 глав, в основу которого положил правила восточных пустынников и 12 книг «О постановлениях киновий» преподобного Иоанна Кассиана Римлянина ( + 435; память 29 февраля). Устав этот, написанный латинским языком, приближающимся к народному, получил широкое распространение в Западной Европе и был принят впоследствии многими монастырями (до 1595 года он выдержал более 100 изданий). Особенность Устава заключается в том, что он соединил монашеские идеалы Востока с правилами подвижнической жизни Западной Европы. Каждый желающий поступить в монастырь должен был пробыть в нем послушником в течение года, чтобы изучить Устав, привыкнуть к монастырской жизни и убедиться в готовности (или неспособности) принять монашеский постриг.
Приняв постриг, монах-бенедиктинец дает обет постоянства (stabilitas loci) и уже не имеет права покидать монастырь (кроме исключительных случаев); он должен на всякое дело испрашивать благословения настоятеля (аббата).
Настоятель обители, избираемый монахами, хотя и выслушивает советы старших и опытных братии, но решения принимает самостоятельно, его духовная власть в монастыре является пожизненной. Исполнение Устава рассматривается как важная ступень в духовном восхождении. Необходимыми условиями такого восхождения являются нестяжание, целомудрие, смирение, молитва и труд. Святой Венедикт справедливо считал лень матерью всех пороков и настаивал на необходимости физического и умственного труда. Сам он неутомимо трудился с раннего утра до позднего вечера, подавая добрый пример братии.
«Из монастыря Монте-Кассино бенедиктинский устав с необычайной быстротой распространяется по христианскому Западу; он воспитывал из века в век дисциплинированную армию монахов, способную корчевать пни и распахивать целину в необжитых местах, поддерживать в правильном состоянии раз налаженное хозяйство, систематической пропагандой обращать в новую веру языческое население. Эта равномерная, бесперебойная, согласованная работа многих людей, каждый из которых приносил свою личную своеобычность в жертву сверхличному распорядку, во многом заложила основы средневекового духовного строя» (Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976, с. 41).
За свою праведность и святость преподобный Венедикт удостоился от Господа дара прозорливости и ясновидения. Так, например, он предузнал о кончине епископа Капуанского Германа, увидев, как Ангелы возносят на Небо его душу.
Предводителю готов Тотилле святой Венедикт пророчески возвестил, что он возьмет Рим, но будет убит через 10 лет; это предсказание сбылось в 552 году. Известны также многие случаи, когда святой Венедикт исцелял страждущих и больных.
Сестра преподобного Венедикта святая Схоластика также прославилась своей подвижнической жизнью. Она сохранила девство и с юных лет посвятила себя служению Богу. Раз в году святая Схоластика имела обычай навещать брата; известно, что она попрощалась с ним за три дня до своей блаженной кончины.
Свою собственную кончину преподобный Венедикт предсказал за шесть суток. Причастившись Святых Тайн и воздев руки к Небу, он преставился ко Господу 21 марта 543 года.
Через несколько лет (в середине VI века) инок Монте-Кассинского монастыря поэт Марк написал в похвалу святому Венедикту 33 дистиха.
Впоследствии святому Венедикту посвятил стихотворение известный церковный историк, первый комментатор Бенедиктинского устава Павел Диакон (VIII в.). Житие святого Венедикта написал его современник Папа Римский святой Григорий I Двоеслов (590—604); оно переведено с латинского на греческий язык Папой Римским Захарией (741—772).
Аббатство Монте-Кассино. Фасад храма.
Монте-Кассинский монастырь подвергся разорению при нашествии лангобардов в 581 году, но впоследствии был восстановлен.
При аббате Дезидерии (1027— 1087) в 1068 году были обретены мощи святого Венедикта, место захоронения которого в период нашествий варваров было потеряно.
В 1349 году Монте-Кассинский монастырь сильно пострадал от землетрясения. С помощью Папы Римского Урбана V (1362—1370), бенедиктинца, обитель была восстановлена, но гробница святого Венедикта вновь оказалась утраченной. В 1569 году она была обретена при перестройке собора.
При раскопках, проведенных в 1944 году во время восстановительных работ (ранее, 15 февраля 1944 года Монте-Кассинский монастырь был полностью разрушен бомбардировкой американской авиации), открыли некрополь в соборном храме; близ алтаря были в третий раз обретены мощи святого Венедикта. Благодаря помощи итальянского правительства и усилиям ордена бенедиктинцев, Монте-Кассинский монастырь вскоре возродился из руин.
В 1980 году торжественно праздновалось 1500-летие со времени рождения святого Венедикта Нурсийского.

Седален, глас 1:

           Монашествовав богоугодно, добродетельно пожил еси / и благодать исцелений приял еси, Венедикте, чудеса совершив страшна, / обитель же совокупль священну, привел еси Господу спасаемых множества, пребогате. / Слава Богу, просветившему тя, / слава венчавшему тя, / слава святую твою память прославльшему.

Кондак, глас 6:

           Благодатию Божиею обогатился еси, / делы же известил еси звание, / и явился еси, Венедикте, угодниче Христа Бога, / в молитвах и постех дарований Божия Духа исполнен, / и был еси недужным исцелитель, / и прогонитель врагом, / и заступник скорый душам нашим.


(Минея март. Ч.1.- М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).


О чуде, которое совершил св. Венедикт над разбитым ситом.

Св.прп. Венедикт Нурсийский
Когда Венедикт, оставивши уже занятие науками, решился удалиться в пустыню, то за ним последовала одна только кормилица, которая очень любила его. Он избрал место для жительства, называемое Енфиде, и многие знаменитые мужи, привлекаемые туда ревностью (о спасении), поселились вместе с ним в церкви блаженного апостола Петра. Однажды помянутая кормилица его выпросила себе у соседних женщин сито и как-то неосторожно положила его на стол, отчего оно упало со стола и разбилось на две части. Возвратившаяся домой кормилица, увидев разбитое сито, которое она взяла в целости, начала горько плакать. Венедикт, набожный и благочестивый отрок, увидевши в слезах свою кормилицу, сжалился над нею. Он сложил половинки разбитого сита и стал со слезами молиться. По окончании молитвы, Венедикт увидел сито в такой целости, что в нем нельзя было заметить никаких следов повреждения; тогда, ласковыми словами утешая свою кормилицу, он возвратил ей в целости сито, которое принял разбитое. Это чудо в том месте всеми было узнано и произвело такое удивление, что жители того места повесили сито при входе в церковь, дабы знали все входящие и выходящие из церкви, какую великую благодать получил монастырский отрок Венедикт. Сито много лет оставалось там пред глазами всех и даже до настоящего нашествия лонгобардов висело у церковных дверей. Но Венедикт, желая лучше переносить зло мира, нежели похвалы, и лучше утомлять себя трудами для Бога, нежели надмеваться от благорасположения других людей, тайно бежал от своей кормилицы и устремился в более уединенное место этой пустыни, называемое Субиако, которое отстоит от Рима почти на сорок миль. В этом месте обилие холодных и прозрачных вод: они сначала собраны в широком озере, из которого потом вытекают рекою. Когда Венедикт бежал, то на пути встретил его один монах по имени Роман, расспросил его, куда стремится, и, узнавши его желание, не только сохранил его тайну, но и оказал помощь — дал ему монашескую одежду и после доставлял все, что было нужно. А муж Божий, пришедши на это место, заключился в самую тесную пещеру и в продолжение трех лет жил никому неизвестный, кроме монаха Романа. Этот Роман жил недалеко от пещеры, в монастыре под управлением Адеодата; по благочестивому побуждению, Роман, тайно от своего настоятеля, доставлял в известные дни Венедикту часть хлеба, получаемого им в пищу для себя. Но как к пещере из монастыря Романова не было прохода, потому что она находилась высоко над скалами, то Роман имел обыкновение привязывать хлеб к длинной верви, протянутой с этой скалы; на верви привязан был еще маленький звонок, который звуком своим давал знать человеку Божию, когда Роман приносил ему хлеб. Венедикт по звонку выходил из пещеры и принимал хлеб. Только однажды исконный враг, завидуя любви одного и утешению другого, когда привязан был хлеб к верви, бросил в нее камень и камнем оборвал ее. Однако ж Роман не переставал служить Венедикту, сколько было можно. Но скоро всемогущий Бог восхотел и Романа успокоить от трудов, и в жизни Венедикта показать пример людям, чтобы светильник горел на свещнице и светил всем, находящимся в дому Божием. Одному, жившему вдали от того места пресвитеру, который приготовлял себе пищу в праздник Пасхи, Бог явился в видении и сказал: «Ты приготовляешь себе утешение, а раб Мой в таком-то месте умирает от голода». Пресвитер тотчас встал и в самое светлое Воскресение Христово с пищею, приготовленною для себя, устремился на то место: перешел горные скалы, высокие холмы, пропасти земные и наконец отыскал скрывавшегося в пещере человека Божия. По совершении молитвы, они сели, благословляя всемогущего Бога, и после сладкой беседы пришедший пресвитер сказал: «Встань, вкусим пищи, потому что сегодня Пасха». Св. муж отвечал ему: «Истинно — Пасха, потому что удостоился видеть тебя». Находясь вдали от людей, Венедикт и не знал, что в этот день праздновали Пасху; но достопочтенный пресвитер опять подтвердил, говоря: «Поистине сегодня день светлого Христова Воскресения; воздерживаться тебе
не следует, потому что я затем и послан, чтобы вместе с тобою вкусить от даров всемогущего Бога». Итак, благословляя Господа, они приняли пищу; а когда насытились беседою и пищею, пресвитер возвратился к своей церкви.
В то же самое время нашли Венедикта, скрывающегося в пещере, пастухи. Сначала, когда увидели его между кустарниками, одетого кожами, сочли за зверя; но когда узнали в нем служителя Божия, переменили свои зверские мысли на сочувствие к нему. Таким образом, имя его сделалось известно всем, жившим в соседних местах; с того времени многие стали посещать его и, доставляя ему телесную пищу, получали из уст его для своих душ хлеб животный.

(Святого отца нашего Григория Двоеслова епископа Римского СОБЕСЕДОВАНИЯ о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Книги 1, 2. – М., Благовест, 1996).


Предисловие к Уставу преподобного Венедикта.

Св.прп. Венедикт Нурсийский
Слушай, сын, уроки учителя, и приклони к ним ухо сердца твоего; с любовью прими увещания любящего отца и исполни их делом , да трудолюбным послушанием возвратишься к Тому, от Кого отступил леностным не послушатем . К тебе здесь направляется речь моя, отрекающийся от собственных хотений в намерении ввоиниться Христу Господу, Царю истинному, и восприемлюший крепие и преславные оружия послушания. Первее всего, какое бы ты ни начинал дело доброе, от Него настоятельнейшею молитвою испрашивай сил на совершение его, и никак не допускай, чтобы Тот , Кто благоволил уже включить нас в сынов Своих был когда-нибудь оскорбляем злыми делами нашими, ибо Ему во всякое время должны мы повиноваться за все Его нам благодеяния, чтобы иначе Он или как разгневанный Отец не лишил никогда наследия нас, яко сынов непокорных , или, как грозный Владыка, вознегодовав на нас за злыя дела наши, не предал непрестающему мучению нас , яко неключимых рабов , не восхотевших идти во след Его к славе.
Воспрянем же наконец от сна, будучи возбуждаемы Писанием , глаголющим : "Час уже нам от сна востати" (Рим. 13, 11). И открыв очи наши для боготворнаго света, и притрепетный слух приклонив к Божественному гласу, да внушаем, что внушает он нам , каждодневно взывая: "Днесь аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших (Пс. 94, 7. 8) и еще: имеющий ухо слышати, да слышит , что Дух глаголет церквам (Апок. 2, 29). Что же глаголет он ? Приидите, чада, послушайте Мене, страху Господню научу вас (Пс. 33,12). Ходите, дондеже свет жизни имате, да тма смерти вас не имет (1н. 12, 35).
Ища во множестве народа делателя Своего, Господь взывает , говоря: Это есть человек , хотяй живот , любяй дни видети благи (Пс. 33, 13)? Если ты, слыша это, ответишь: "се аз ," говорит тебе Бог : "если хочешь иметь живот , удержи язык твой от зла, и устне твои еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо; взыщи мира, и пожени и (- -14. 15).
И если сотворите все cиe, будут очи Мои на вас и уши Мои к молитвам вашим : прежде неже воззвати вам , услышу вас , и еще глаголющими вам , реку: се Аз (Бс. 33, 16; Же. 65, 24). Что сладостнее для нас сего гласа Господа, призывающаго нас , возлюбленнейшие братия?—Вот какой путь жизни по благости Своей показывает нам Господь!
Итак , препоясав чресла наши верою и творением добрых дел , и обувши ноги руководством Евангелия (Еф. 6, 14. 15), потечем во след Его, да сподобимся Зовущаго нас узреть в царствии Его. Если желаем обитать в скинии царства Его, да ведаем , что туда достигают не иначе, как если текут путем добрых дел . Спросим с Пророком Господа, говоря Ему: "Господи, кто обитает в жилищи Твоем , или кто вселится в Святую гору Твою (Пс. 14, 1)? И услышим на сей вопрос ответ Господа, показующий нам путь в жилище Его: "тот, кто ходит непорочно и делает правду, и глаголет истину в сердце своем , иже не ульсти языком своим , и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя(Пс. 14, 2-3).
Тот , кто злобнаго диавола, внушающего ему что либо недоброе, с самым внушением его отрывая от взоров сердца своего, обращает в ничто, и младенцев его — злыя помыслы —разбивает о камень—Христа; кто, боясь Господа, не превозносится добрыми делами своими, но самое совершение их не себе, но Господу приписывая, величает действующаго в нем Господа, говоря с Пророком : "не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу" (Пс. 113, 9), как и Апостол Павел ничего из успехов проповеди не приписал себе, говоря: "благодатию Божией есмь, еже есмь" (1 Кор. 15, 10), и как он же опять говорит : "хваляйся о Господе да хвалите я" (2 Кор. 10,17).
Почему и Господь в Евангелии говорит : всяк, иже слышит словеса Моя сия, и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени, и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветры, и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе на камени (Me. 7, 24. 25). Возвестив сие, Господь ожидает , что на сии святыя внушения Его, мы возответствуем делами нашими, почему в чаянии исправления нашего отсрочивает Он и конец жизни нашей, как говорит Апостол : "не ведаешь разве, яко благость Божия на покаяние тя ведет (Рим. 2, 4)? Ибо Всеблаий Господь говорит : "не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (1езек. 18, 23).
Итак , братия, вопросили мы Господа, кто может сделаться обитателем жилища Его, и услышали заповеди, к коим обязывается желаюший обитать в нем . Теперь, если исполним , что повелевает нам сей обучитель, то несомненно будем наследниками царства небеснаго. Уготовим же сердца наши и телеса к воинствованию во всеоружии святаго послушания заповедям , а к чему не сильна природа наша, на то будем просить Господа, да благоволит Он ниспослать нам помощь Божественной благодати Своей. Если истинно желаем избежать мук геенских и сподобиться нескончаемой блаженной жизни, пока есть время, пока еще мы в теле сем , будем делать только то, что пригодно для вечности.
В сих видах изображена нами школа служения Господу, в установлениях которой, надеемся, ничего нет жестокаго, ничего тягостнаго. Но если и показывается что, по требованию закона правды, для исправления пороков и сохранения любви, несколько стеснительным , не поражайся оттого страхом и не беги от пути спасения, котораго начать нельзя иначе, как тиснить шествием (Me. 7, 13.14)... С продолжением сего рода жизни в вере, разширится сердце, и течение путем заповедей Господних пойдет с неизяснимою сладостию любви; так что, если не оставим сего училища и в обучении его пребудем до смерти, то чрез терпение coделаемся причастными страданий Христовых , а затем сподобимся наследий царствия Его.

(Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником. – М., Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994).

 
Апрель 2017
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Особенности богослужений Страстной Седмицы и Пасхи (10 – 16 апреля 2017 г.) в нашей обители

2 апреля 2017, в Неделю 5-ю Великого поста, Божественную литургию в нашей обители возглавит Его Высокопреосвященство митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Начало службы в 8.30, встреча архиерея – в 8.15.

16 апреля 2017г. - Пасхальное Богослужение в обители

19 апреля 2017 г., в среду Светлой седмицы, подворье монастыря посетили паломники - 30 человек из краснодарского общества инвалидов

Митрополит Киевский Онуфрий совершил богослужения в Зимненском монастыре и Почаевской лавре

В Ташкенте состоялось первое в 2017 году заседание Синода Среднеазиатского митрополичьего округа

Радио «Вера» начало вещание в ряде городов Ставрополья

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.