Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Крещение Руси.

Три крещения Руси

Икона Крещения Руси.
В середине IХ века на Русской земле появились новые государственные образования. Летопись свидетельствует, что первыми русскими князьями стали братья Рюрих, Синеус и Трувор, правившие соответственно в Новгороде, Белозерске и Изборске.
862 год по Рождеству Христову принято считать годом рождения русской государственности. Рюрик, старший из братьев, пережил их и, присоединив области родственников к своей, стал основателем единого княжества и родоначальником династии. На протяжении более 700 лет Рюриковичи под покровом Божиим вели Россию путем исповеднического служения. Хотя сам Рюрик и был, вероятно, язычником, но первое крещение Руси состоялось еще при его жизни.
Киевские князья Аскольд и Дир, собрав дружину, на двухстах ладьях по Днепру вышли в черное море, опустошили на своем пути побережье и осадили Константинополь. Нападение оказалось неожиданным и стремительным. В это время императора Михаила Ш в столице не было –он возглавлял армию в войне с мусульманами и, несмотря на все старания, даже вернувшись в город, не мог организовать надежную оборону. Царьград спасся чудом. После молебна патриарх Фотий погрузил в море одну из главных святынь города - ризу Божией Матери, хранившуюся во Влахернской церкви. Налетевший после этого шторм разметал корабли русов, уничтожив большую часть флота и сделав дальнейшую осаду невозможной. Пораженные князья прислали в Константинополь посольство с просьбой о крещении. Это и было первое, Аскольдово, крещение Руси.
В это время Россия 60-м архиепископством среди епархий Константинопольского патриархата. Казалось бы крещение Руси состоялось. Но, увы, оно не оставило заметного следа в Русской истории. Следствием его стало лишь появление христиан в княжеской дружине, которые никак не повлияли на распространение христианства в народе. По сохранившемуся преданию, Аскольд и Дир, после принятия крещения, по возвращению в Киев вызвали недовольство горожан-язычников. Когда язычник князь Олег подошел к Киеву, народ выдал ему Аскольда и Дира, которых он умертвил.
Крещение княгини Ольги в Константинополе.
Почти одновременно с походом киевских князей на Царьград, в южных русских областях святой Кирилл, просветитель славян, крестил двести семейств, у которых нашел Евангелие и Псалтырь своего же перевода. Для обращенных был послан митрополит Михаил, крестивший всё племя во главе со старейшинами. И этому крещению предшествовало чудо - брошенное по требованию язычников в костер Евангелие не сгорело. Сим чудом многие крестились. Но и это крещение Руси не оказало влияние на её судьбу. Очаг православия на юге земли Русской со временем то ли угас, то ли оказался столь слабым, что не смог просветить окрестную языческую тьму.
Наконец третий раз Русь была крещена в 957 году в лице святой равноапостольной княгини Ольги, приехавшей для этого в Константинополь. Крестил её сам патриарх, который по совершении таинства благословил её дарственным крестом с надписью, Земля русская воздвигнутая для жизни в Боге крещением блаженной Ольги. И опять, не смотря на то, что в отсутствие сына -воинственного Святослава - было правительницей страны, христианство на Руси, даже пользуясь её покровительством, не прививалось. Были и церкви, и христианские общины, но лишь в больших торговых городах, где всегда собирались люди самого разного вероисповедания. Народ же продолжал коснеть в язычестве. Более того, русское язычество крепло.
В 945 году по Рождеству Христову на Киевский престол взошел молодой Святослав - первый великий князь славянского происхождения. Здесь хотелось бы полнее раскрыть тему Крещения Руси, начиная с глубокого изучения династии Рюриковичей.

Династия Рюриковичей:

Княгиня Ольга.Фрагмент росписи храма.
Князь новгородский Рюрик - его сын великий князь Игорь Рюрикович Старый - (равноапостольная княгиня Ольга, жена Игоря, который был убит древлянами, от него родился) - великий князь киевский Святослав Игоревич. Святослав воинственный киевский князь, это был суровый и жестокий воин, своими дерзкими походами уничтожил Хазарию и укрепил русское государство. Он был непримиримый враг христианства, но мать Святослава – святая равноапостольная княгиня Ольга – не дала угаснуть в народе слабой искре христианства, всеянной тремя, неудачными, крещениями, которая вспыхнула ярким светом на Святой Руси в результате чудесного обращения её внука – князя Владимира. Если Святослав сохранил единство Руси, защитив её от внешних врагов, угрожавших молодому государству с юга-востока, то Ольга удержала нарождающееся русское христианство отрастлевающего еретического влияния католицизма, грозившего ему с северо-западного направления. Святослав спас государственное тело России. Ольга не дала смутить её неискушенную юную душу. Такое сочетание, вопреки всякому человеческому предвидению, готовило Русь к христианскому прозрению, хотя временами казалось, что новое государство умрет, едва успев родиться. Благодатный церковный опыт Ольги оказался недоступен её строптивому сыну, она плакала, скорбела, изливала свою печаль Богу в молитве, прося вразумления, милости и защиты. Почти всю свою жизнь Святослав провел в походах. В 972-м году наступила неожиданная смерть Святослава, он был убит, его мать Ольга почила в 969 году. У Святослава было три сына: Ярополк, Олег и Владимир, Ярослав княжил в Киеве, Олег у древлян, а Владимир в Новгороде. В детском возрасте, Владимир был призван новгородцами на княжение и он уехал в Новгород вместе со своим дядей Добрынею, братом его матери Малуши, ключницы его бабки Ольги. По смерти Святослава между детьми его началась междоусобица. Киевский князь Ярополк убил своего брата, древлянского Олега. Владимир со своим дядей убежал в Швецию и возвратился в Новгород с чужеземной ратью. После возвращения Владимир объявил, что будет вести войну за великое княжение. Начал он с того, что отобрал у брата Ярополка невесту, Рогнеду, дочь полоцкого конунга Рогволода. Взяв Полоцк, Владимир взял Рогнеду. наложницей – женой. После этого будущий благоверный святой князь, а в ту пору ярый язычник, двинулся к Кмеву, осадил его, склонил киевского воеводу к измене, выманил к себе брата Ярополка и убил его. Таким образом к 980 году Владимир с помощью варяжской дружины укрепился в Киеве.
В 988 году Владимир принял христианство. Он трижды собирался принять крещение. Первый раз выслушав проповедников различных вероисповеданий , каждый из которых склонял его в свою веру. Князь решил отправить посольство в мусульманские и христианские страны, дабы на месте выяснить, какая вера лучше. Вернувшись, после рассказали князю, что ни мусульманство, ни католичество им не приглянулись –«пришедше, видеша скверные их дела». Иное дело православие: «приидохом же в греки… не вемы на небе ли есмы были, или на земле… и есть служба их паче всех стран» Рассудивши дело, княжеские советники-бояре решили, что креститься стоит, говоря Владимиру, что если бы плох был закон греческий, бабка его Ольга «яже бе мудреши всех людей» не стала бы православной. И князь, наконец, решился: «Отвещав же, - Володимер рече: - идем, крещение примем.,, Но эта внешняя решимость, не подкрепленная живым церковным опытом, оказалась недолговечной –он так и остался язычником.
А. Иванов - Великий князь Владимир в Корсуни.
В. Васнецов - Крещение Владимира.
Второй раз Владимир собрался креститься, когда на требование отдать ему в жены Анну, греческую царевну, сестру императоров Василия и Константина. Императоры ответили так: «Не пристало христианам отдавать жен за язычников. Если крестишься, то и получишь её, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Крещение его, по всем вероятием, происходило в Корсуни, или Херсонесе, греческом городе на юго-западном берегу Крыма, и оттуда Владимир привел в Киев первых духовных людей и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В Киеве он крестил своих сыновей и народ. Жители без явного противодействия крестились в Днепре отчасти потому, что в самом Киеве уже значительно распространено было христианство.
Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовенство. В самом Киеве он построил церковь св. Василия и церковь Богородицы, называемой «Десятинную».

Владимир после крещения является чрезвычайно благодушным. В год Крещения Руси Владимиру исполнилось 25 лет. Перед концом жизни Владимир понес сильное огорчение: сын его Ярослав оказал непослушание отцу, и Владимир готовился идти на него: «Теребите путь и мостите мосты», -приказывал он, но смерть застигла его в этих сборах. Он умер 15 июля по ст. ст . 1015 года в своем подгородном селе Берестове.
Дети великого князя Владимира были от разных матерей, его дети: Великий князь Ярослав, любимый князь Борис и меньший князь Глеб, а также Святополк. Святополк в летописи признается сыном монахини гречанки. Борис и Глеб –сыны греческой царицы. В последствии Святополк избавляется от братьев Бориса и Глеба, (Борис был умерщвлен на берегах Альты, близ Переяславля; Глеб - на Днепре),Борис и Глеб не проявили сопротивления ,дабы не пролилась братская кровь. Они любили жизнь и не хотели умирать, но ещё больше любили Бога и не хотели нарушать ни одной из Его заповедей. В эпоху междоусобиц и братоубийственных войн слова Бориса « Да не будет мне поднять руку на брата своего» стали тем духовным знаменем, вокруг которого началось объединение Руси в могучую державу. И ещё одного брата Святополк убил в Карпатских горах, это Святослава Древлянского. Сын Изослав от княжны полоцкой Рогнеды и еще один сын Мстислав, получил в удел от отца отдаленную Тмутараканию (Таманский п-ов).
В 1036 году Мстислав умирает, выехавши на охоту. Он не оставил после себя детей, и его удел достается Ярославу, и с тех пор киевский князь остался до смерти единым властителем русских земель, кроме Полоцкой.. Был кроме него Ярослава ещё один сын Владимира Святого, Судислав, живший в Пскове, но Ярослав, по какому-то оговору, тотчас по смерти Мстислава, засадил его в тюрьму в том же Пскове, и несчастный сидел там безвыходно до кончины Ярослава.
Итак, у святого князя Владимира было восемь сыновей :
Изослав (Полоцкий), Ярослав и Святополк (погиб в пределах Руси), Борис и Глеб (убиты Святославом), Святослав Древянский (убит в Карпатах), Мстислав (умер на охоте), Судислав (посажен в темницу Ярославом в Пскове).

В 1038 году Ярослав посадил на княжество своего сына Владимира, а после его смерти – Изяслава. У Ярослава было шесть сыновей. Ещё до своей смерти Ярослав разместил своих сыновей по русским землям. В Новгороде княжил старший сын Владимир, умерший еще при жизни отца. В Турове - второй сын Изяслав, которому после смерти Владимира досталось Новгородское княжество, и назначил после своей смерти на Киевское княжество. В Чернигове – княжил Святослав, в Переяславе - Всеволод, во Владимире-Волынском - Игорь, а в Смоленске –Вячеслав. Ярослав скончался 20 февраля 1054 года на руках у любимого сына Всеволода. Он более всего оставил о себе память в русской истории своими делами внутреннего устройства.
О Ярославе – в 1037 году на Киев напали печенеги, Ярослав в это время был в Новгороде и поспешил на юг с варягами и новгородцами освобождать Киева, печенеги были разбиты наголову и с тех пор набеги на Киев прекратились. В память этого события Ярославом была создана церковь св. Софии в Киеве, на том месте, где происходила самая жестокая сеча с печенегами. Кроме св. Софии, Ярослав построил в Киеве церковь св. Ирины, монастырь св. Георгия, Золотые ворота с церковью Благовещения. По его повелению в Новгороде сын его Владимир в 1045 году воздвиг церковь св.Софии по образу Киевской, хотя в меньших размерах. Церковь эта сделалась главною святынею Новгорода. После кончины Ярослава, его тело было погребено в церкви св. Софии в Киеве в мраморной гробнице, уцелевшей до сих пор. Ярослав положил начало русской митрополии вместе с основанием св. Софии. Первый русский (по происхождению) предстоятель нашей Церкви Илларион был поставлен на митрополию в 1051 году собором архиереев по воле великого князя Киевского Ярослава Мудрого, но после его смерти, Илларион оставляет кафедру, которую с 1055 года занимает новый митрополит - грек Ефим. Илларион же, поселяется в Печерском монастыре, и принимает схиму. Надо отметить, что у Ярослава Мудрого были ещё и дочери Елизавета и Анна, первая была замужем за норвежским королём, вторая за французским королём. Сыновья Вячеслав и Святослав были женаты на немецких княжнах.
Между древними князьями до татарского периода после Ярослава никто не оставил о себе такой громкой и доброй памяти, как Владимир Мономах, князь деятельный, сильный волею, выдававшийся здравым умом посреди своей братии, князей русских.


О князе Владимире:

В. Васнецов - Крещение Руси.
Владимир родился в 1053 году, за год до смерти деда Ярослава. Он был сын Всеволода (третьего сына Ярослава), любимейшего из сыновей Ярослава; тогда как прочих сыновей Ярослав разместил по землям, назначив им уделы, Всеволода отец постоянно держал подле себя, хотя дал ему в удел близкий от Киева Переяславль и отдаленный Ростов. Старик Ярослав умер на руках у Всеволода. Мать Владимира (Мономаха), последняя супруга Всеволода, была дочерью греческого императора Константина Мономаха; Владимир по деду со стороны матери получил три имени: одно княжеское Владимир, другое крестное –Василий, третье дедовское по матери –Мономах. Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью, кроме того, Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на месте гибели Бориса. К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи. Мономахом было написано «Поучение своим детям».
19 мая 1125 года Мономах скончался близ Переяслава у любимой церкви, построенной на Альте, семидесяти двух лет. Тело его было привезено в Киев. Сыновья и бояре понесли его к св. Софии, где он и был погребен. Его сыны -Ярослав, Мстислав, Юрий. Время его княжения до смерти, было периодом самым цветущим в древней истории Киевской Руси. Уже ни половцы и никакие другие иноплеменники не беспокоили русского народа. Напротив, сам Владимир посылал своего сына Ярополка на Дон, где сын его завоевал у половцев три города и привёз себе жену, дочь ясского князя, необыкновенную красавицу. Другой сын Владимира, Мстислав, с новгородцами нанес поражение чуди на Балтийском побережье; третий сын, Юрий, победил на Волге болгар. Удельные князья не смели заводить усобиц, повиновались Мономаху и в случае строптивости чувствовали его сильную руку. Владимир прощал первые попытки нарушить порядок и строго наказывал вторичные. Владимир Мономах является в русской истории законодателем. При нем на совете признанных из тысяцких, :киевского, белогорского, переяславского и людей своей дружины, поставлено было несколько важных статей, клонивших к ограждению благосостояния жителей. Ограничено произвольное взимание процентов, которое при Святополке доходили до больших злоупотреблений. При Владимире установлено, что ростовщик может брать только три раза проценты, и если возьмет три раза, то уже теряет самый капитал. Кроме того, поставлен был дозволенный процент и т.д. Мономах держал знамя общей для всех правды и собирал под него силы Русской земли.

Владимир Мономах написал «Поучение своим детям», или так называемую «Духовную». В ней он излагает подробно события свой жизни, свои походы, свою охоту на диких коней (зубров?), вепрей, туров, лосей, медведей, свой образ жизни, занятия, в которых видна его неутомимая деятельность. Мономах дает детям свои советы, как вести себя. Эти советы, кроме общих христианских нравоучений, подкрепляемые множеством выписок из Священного Писания, свидетельствуют о начитанности автора, содержит в себе несколько черт любопытных как для личности характера Мономаха, так и для его века. Это «Поучение» было написано в 1117 году и сохранилось в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи 1377 года, с большим количеством описок и пропусков. Своё отношение ко княжению Владимир Мономах причислял к религиозному долгу. «Поистине, дети мои, разумейте, како есть человеколюбец Бог милостив и премилостив, - обращается князь к сыновьям, - мы же человеци грешни сущи и смертнии». Христианский долг, вытекающий из личных отношений человека с Богом, есть основа всей жизни – такова главная мысль Мономаха. Вообще, всё поучение его пронизано верой столь живой и полной, что местами напоминает не письмо властителя, а рассуждение просветленного инока. «Аще Бог умягчит ваше сердце, и слёзы испустите о грехах своих, - говорит князь, -, «Господи , помилуй»,-зовите непрестанно в сердце, та бо есть молитва всех лепшая» Мономах поучает детей все делать самим, во всё вникать, не полагаться на тиунов и отроков. Он завещает им самим судить и защищать вдов, сирот и убогих, не давать сильным губить слабых, приказывает кормить и поить всех приходящих к ним. Гостеприимство считается у него первою добродетелью: «Более всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел: посол ли, знатный ли человек или простой, всех угощайте брашном и питием, а если можно дарами. Этим прославится человек по всем землям.»Он завещает им посещать больных, отдавать последний долг мертвым, помня, что все смертны, всякого встречного обласкать добрым словом, любить своих жен, но не давать им над собою власти, почитать старших себя как отцов, а младших как братьев, обращаться к духовным за благословением, отнюдь не гордиться своим званием, помня, что все поручено им Богом на малое время, и не хоронить в земле богатств, считая это великим грехом. Мономах советует детям не полагаться на воевод, самим наряжать стражу, не предаваться пирам и сну в походе и во время сна в походе не снимать с себя оружие, а проходя с войском по русским землям, ни в каком случае не дозволять делать вред жителям в селах или портить хлеб на полях. Наконец, он велит им учиться и приводит в пример отца своего Всеволода, который , сидя дома, выучился пяти языкам.
Хотя Мономах и радел о Русской земле, но и себя не забывал и, наказывая князей действительно виноватых, отбирал их уделы и отдавал своим сыновьям. Но за ним в истории останется то великое значение, что живя в обществе, едва выходившем из самого варварского состояния, вращаясь в такой среде, где всякий гонялся за узкими своекорыстными целями, еще почти не понимая святости права и договора, один Мономах держал знамя общей для всех правды и собирал под него силы Русской земли.

Список используемой литературы:

1. Русская Симфония. Очерки русской историософии.-Митрополит Иоанн (Снычев) .
2. Русская история в жизнеописаниях её главных деятелей. - Н.И.Костомаров.
3.Господь- Знамя мое !(Ивашко М.И., Курылев В.М., Чугунов А.М.). книга 1-2005г. Серия : духовно-нравственные и исторические традиции Русской Армии.

Подготовила Н.С.Малиновская.

г.Краснодар 2005 г.

 
Июнь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

9 июля 2017 г. (воскресенье), в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, в центральном монастыре в честь иконы Божией Матери «Всецарица» литургия будет совершена ночью (часы в 23.45, литургия в полночь)

9 июля 2017 г., в праздник Тихвинской иконы Божией Матери и 10-летия источника в честь этой иконы, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор совершит освящение новых храмовых сооружений на подворье монастыря «Всецарица»

18-19 июня 2017 г. в главном храме краснодарского женского монастыря «Всецарица» пребывал ковчег с частицами мощей новомучеников и исповедников Российских.

В середине июня 2017 г. на подворье идет подготовка сразу к двум праздничным событиям – 10-летию источника Тихвинской иконы Божией Матери и освящению новых храмовых сооружений.

Два новых научных журнала учреждены в Санкт-Петербургской духовной академии

В Вологодской митрополии состоялись торжества в день празднования Собора Вологодских святых

Первая за сто лет архиерейская служба прошла в храме при Главном военном клиническом госпитале им. Бурденко

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.