Святая Земля. Монастырь Святой Равноапостольной Марии Магдалины.
Изящный, из белого иерусалимского камня семиглавый храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины был построен в типичном для царствования Александра III новорусском стиле. По месту положения лучше того, которое занимает храм и выбрать было бы трудно: храм стоит у подножья Елеонской горы, соприкасаясь с «местом моления о чаше», вблизи от Гробницы Богоматери, как раз против Золотых ворот Святого Града, красующегося на противоположной стороне Иосафатовой долины. Через эти врата, как известно Спаситель въехал в Иерусалим на осляти. Русский Царь Александр III вместе со своими братьями приобрёл участок земли в Гефсимании и построил храм в память своей матери, немки по происхождению, русской православной Царицы Марии Александровны. Храм был освящён во имя её Небесной покровительницы святой равноапостольной Марии Магдалины, ученицы и верной последовательницы Спасителя. На торжество освящения построенного храма царь АлександрIII направил своего брата – председателя Палестинского общества, Великого Князя Сергея Александровича с супругой Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной /урожденная Гессен-Дармштадтская принцесса, внучка английской королевы Виктории, старшая сестра последней русской царицы Александры Федоровны/. Вдохновлённая благодатью Святой Земли, красотой белого, с золотыми куполами русского храма, прекрасно вписавшегося в Палестинский пейзаж, Великая Княгиня сказала: « Как бы я хотела быть похороненной здесь». Ни она, ни окружающие её не предполагали, высказанное пожелание исполнится. Здесь же, на Святой Земле, пришло к Великой Княгине твёрдое решение перейти в православие. «Я всё время думала и читала и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога. Было бы грехом оставаться так, как я теперь – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж,» – пишет она брату Эрнсту. « Ничто внешнее не привлекает меня, и не богослужение – но основа веры. Внешнее только напоминает мне о внутреннем… Я перехожу из чистого убеждения, чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на этом есть Божее благословение», - пишет она в другом письме. В 1905 году Великий Князь Сергей Александрович, только что ушедший с поста генерал-губернатора Москвы, был взорван брошенной террористом бомбой. Пережив эту трагедию, Великая Княгиня Елизавета Федровна решила уйти от великосветской жизни, мирской суеты. На свои личные средства она основывает в центре Москвы женскую обитель Милосердия и Любви во имя святых сестёр Марфы и Марии, успешно руководит ею, выстраивает храм в честь Покрова Божией Матери. В 1918 году Великая Княгиня вместе со своей верной келейницей инокиней Варварой в числе других членов Царской Семьи была зверски убита большевистскими властями – заживо сброшена в шахту, недалеко от уральского города Алапаевска. Останки Великой Княгини и инокини Варвары были вывезены отступающей Белой Армией в сопровождении архимандрита Серафима, бывшего настоятеля Белогорского монастыря Пермской епархии, в 1921 году были захоронены, как того и хотела Великая Княгиня, в крипте под церковью св.Марии Магдалины в Гефсимании. В 1981 году после прославления новомучеников Российских, святые мощи преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары, были торжественно перенесены в храм и ныне покоятся в белых мраморных раках. В 1933 году в русской Гефсимании образовалась монашеская община русской Православной Зарубежной Церкви. У её основания стояли две англичанки, принявшие на Святой Земле православие, а затем и монашество. Одна из них – мать Мария/Робинсон/ стала первой игуменией монастыря, а вторая – монахиня Марфа /Спрот/ возглавляла работу в открытой общиной школе в Вифании. В тридцатые же годы появилась в монастыре чудотворная икона Матери Божией Одигитрия, которая до того времени находилась у митрополита Ливанского Илии. Трижды в сонном видении было повелено ему передать эту икону игумени Марии в Палестину. Митрополит навёл справки и отыскал игумению Марию в Гефсиманской Русской обители св. Марии Магдалины. Так, по воле самой Царицы Небесной, Её икона обрела своё место в храме, где от неё продолжает совершаться немало чудес /обновление, мироточение, исцеление и т.д./ Русский женский монастырь в Гефсимании необычен по составу – здесь проводят жизнь в молитве и труде представительницы всех континентов Земли, различные по национальности, но объединенные своим выбором Православной веры.
Матушка Елизавета Светла как ангел, как дитя чиста В монашеском смиренном одеянье. Взгляд отрешённый, сомкнуты уста, Хранящие молитву и молчанье.
А впереди - и ссылка, и острог; И мученический венец терновый, И душу чистую, благую Бог Перенесёт в Чертог Небесный, новый. Когда душой я перед тобой молюсь, То с юга дальнего твоей России Я мысленно в тот храм переношусь, Который мощи сохранил святые.
Случилось так, как предсказала ты: Ты в храме спишь Мария Магдалины, Вокруг тебя не русские цветы - Пески и камни древней Палестины. Но храм - России милый уголок, Как дома всё - лампады и убранство, Чтоб каждый приходящий сердцем мог Огромное преодолеть пространство
Молись о нас, мы памяти верны, Для нас ты - образ веры, чести, света, И в годы испытаний для страны Будь с нами, матушка Елизавета.
Алла Халимонова-Мельник ( из сборника «С нами Бог). Материал подготовила Н.С.Малиновская
Гефсимания дорога к монастырю Марии Магдалины | |
|
Вход в обитель | |
|
Указатель к храму | |
|
Ступени ведущие к храму | |
|
Пещера апостолов, на территории обители.Место где уснули они во время молитвы Спасителя в Гефсиманском саду | |
|
В пещере апостолов | |
|
Крутой подъем к храму Марии Магдалины | |
|
Храм Марии Магдалины | |
|
Вид на стены Старого города и Златые врата со смотровой площадки монастыря | |
|
Иконостас | |
|
Мощи вмч.кн.Елизаветы Федровны | |
|
Личные вещи вл.княгини Елизаветы | |
|
Мощи инокини Варвары | |
|
Храмовая икона равноапостольной Марии Магдалины с частицей мощей | |
|
Чудотворный образ Божией Матери Одигидрия | |
|
Сохранившаяся часть дороги по которой Господь входил в Иерусалим на осляте | |
|
Ещё одно святое место в монастырском дворике, место где было знамение апостолу Фоме Царицей Небесной | |
|
Уголок монастырского сада | |
|
|