Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









Святая Земля. Происхождение Животворящего Креста Господня.

Животворя́щий Кре́ст, Истинный Крест, Крест Господень, Животворящее Древо_ крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням.
Происхождение Животворящего Древа переносит нас в далекие библейские времена Ветхого Завета. Основа истории о происхождении материала для Животворящего Креста связана с грехопадением Лота. Лот - племянник патриарха Авраама ( сын Арана).

Праведный Авраам
Родословие Авраама восходит к Симу (Быт 11. 10-26), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11. 26). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама (ср. Быт 11. 4 и Быт 12. 2).
Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом.
Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей - язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные», то есть в этом народе - в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.
Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.
После этого земля Ханаанская стала называться обетованною, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству, теперь она называется Палестиною. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и посредине ее протекает река Иордан.
Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись.
Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты - направо, то я - налево».
Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры.
У мамрийского дуба
Там около дуба Мамрийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Этот дуб Мамрийский и до сих пор еще растет в Палестине, около города Хеврона.
Спустя немного времени после того, как Лот поселился в Содоме, соседний царь Еламский напал на Содом, разгромил город и взял в плен людей и имущество. В числе пленников был и Лот.
Авраам, узнав об этом, тотчас же собрал своих слуг (318 человек), пригласил на помощь соседей, догнал неприятеля, напал на него и отбил всю добычу.
Когда Авраам возвращался, его встречали с торжеством. Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего и царем Салимским, он принес Аврааму в дар хлеб и вино и благословил его.
О Мелхиседеке - его происхождении и смерти ничего неизвестно. Имя Мелхиседек значит царь правды: слово салим значит мир. Мелхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мелхиседек был вместе священником и царем, так и Иисус Христос есть Первосвященник и Царь. Как о Мелхиседеке не указано ни начала, ни конца жизни его - он как бы во веки жив, - так и Христос есть вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем Иисуса Христа - Первосвященником во век по чину Мелхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина тело и кровь Свою, т. е. св. причастие, так и Мелхиседек, прообразовавши Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Авраама.
Авраам с благоговением принял от Мелхиседека благословение и подарил ему десятую часть своей добычи.
(см. Библию, кн. «Бытие»: главы 12, 14, 15, 16, 17).



Но вернемся к Лоту, он как сказано выше поселился в городе Содом. Во времена Авраама Содом был цветущим и богатым городом, но поскольку жители «были злы и весьма грешны» (Быт.13:13), то «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт.19:24–25).
Лот был единственным жителем Содома, которого Господь помиловал за его праведность и велел ему вывести семью из обреченного на гибель города.






Соляной столб Жена Лота
Сразу после бегства Лота с семьей из города с небес полились огонь и сера, и все было сожжено. Бог сказал им не оглядываться на то, что происходит с городами, но жена Лота ослушалась запрета, она оглянулась чтобы посмотреть на гибнущий в огненных потоках город, и тотчас превратилась в соляной столб.
Но грех все же настиг Лота после гибели Содома. По неведению он согрешил с собственными дочерьми, которые так жестоко обошлись с отцом, чтобы не остаться бездетными. Проснувшись и осознав свой грех, он пошел к Аврааму на покаяние.
Для искупления этого греха святой Авраам и вручил ему три чудесных посоха. Сам же патриарх получил их накануне гибели Содома и Гоморры. Господь, оставил их, явившись ему и Саре в виде трех Ангелов в Хевронской дубраве Мамре. Авраам повелел Лоту посадить эти посохи и поливать их водой, а когда появятся листочки, дерево оживет – то это будет знамением его прощения. 40 лет нес Лот большие труды в наказание за грех кровосмесительства. Каждое утро он шел со своим осликом далеко за водой и лишь к вечеру возвращался в долину. Дьявол всячески мешал ему, принимая вид встречных странников, просящих пить. Но, все же каждый раз Лот доносил хоть немного драгоценной влаги. Так продолжалось до тех пор, пока из трех посохов не выросло необычное дерево: ни кипарис, ни кедр и ни певг, а Древо вообще – Древо Жизни. Оно имело единый ствол с тремя разделениями наверху – триединое дерево – образ Троицы. Лот понял, что грех его прощен. И выросло дерево очень красивым.



Царь Соломон с планом храма
В 965 году до нашей эры на престол взошел третий царь народа Израиля Соломон. Принимая царство, Соломон, как говорит Библия, не попросил у Господа ни долгой жизни, ни богатства, ни побед, а только «сердце разумное», чтобы судить народ Божий и различать добро и зло. И Господь дал ему такую мудрость, какой прежде не было ни у кого, и ни у кого уже не будет. Это был единственный в истории период расцвета царства Израильского.
На четвертый год правления Соломон начал строительство Иерусалимского храма. Для его возведения в основном применялся ливанский кедр, который по морю везли до Яффы, а затем посуху отправляли в Иерусалим. Однако строители охотно использовали и местный лес, если он годился для работы. Тогда-то, по преданию, и было срублено таинственное древо Лота, но пристроить так и не смогли, ибо дерево постоянно менялось в размерах – то сокращалось, то увеличивалось. И, приписав это греху Лота, решили, что оно отвергнуто Богом, и выбросили его в Силоамскую купель, в которую раз в году входил Ангел Господень, возмущая воды купели, исцеляя болящих.. Раз в году Ангел Господень сходил в купель и возмущал воду - ради омовения священного ствола. Первый, кто погружался после этого в воду, получал исцеление. После ареста Христа древо всплыло из вод купальни. Из него решили изготовить Крест для распятия Иисуса Христа, а именно вертикальный несущий столб. Иудеи не случайно взяли именно это дерево для распятия Христа. Во-первых, приближалась Великая Суббота, и готовить брёвна уже было некому и некогда. Но даже не это главное. Главное, что за девять столетий пребывания в воде оно стало тяжелее камня. Это дерево выбрали, чтобы ещё больше досадить Спасителю.




Храм Животвворящего Креста
Православный монастырь Святого Креста, один из старейших в Иерусалиме, согласно преданию построен там, где Лот посадил древо Креста. Серебряный круг в часовне позади главного алтаря монастырской церкви отмечает это место, почитаемое как священное.











Место обретения Креста находится в приделе Обретения Креста Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, в бывшей каменоломне. Оно отмечено вделанной в пол плитой красного мрамора с изображением православного креста, плита с трёх сторон обнесена металлической оградкой, здесь же первое время хранился Крест. В придел Обретения Креста из подземной армянской церкви святой Елены вниз ведут 22 металлических ступени, это самая низкая и самая восточная точка Храма Гроба Господня, два этажа вниз от основного уровня. В приделе Обретения Креста под потолком около спуска есть окно, отмечающее место, с которого Елена наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Это окно соединяет придел с алтарем церкви святой Елены.




Ныне на месте обретения Животворящего Креста Господня находится мраморная плита, обозначающая то самое место, где первое время хранился Крест[1]. Небольшая плита служит одновременно местом поклонения и своего рода «подсвечником»: на ней паломники возжигают иерусалимские белые свечи. Большую часть обретенного Креста Господня, по одному из преданий, святая Елена оставила в Иерусалиме, а остальную – вместе с обнаруженными титлом, гвоздями и шипами от тернового венца, а также землей с Голгофы – она взяла с собою в Рим, чтобы хранить эти великие святыни в Сессорианском дворце, служившем местом ее жительства.








Если вся Палестина, освященная жизнью в ней нашего Спасителя, то величайшей святыней этой святой земли является для всех православных христиан Голгофа — место распятия и крестной смерти Христа за спасение людей. Вся жизнь Его была восхождением к Голгофе, к великому подвигу послушания воле Отца Небесного и делу искупления рода человеческого. И уже тогда, когда ангелы, при рождении Спасителя, воспевали «славу в вышних Богу и на земли мир», они прославляли Голгофу — страдания и смерть Христовы. Да, вся жизнь Христова, от вифлеемских яслей до последнего Его вздоха, до великого «совершилось», — это несение Спасителем креста Своего к Голгофе и, наконец, принятие креста на Голгофе. Здесь, когда совершилось злодейское дело, отмеченное чудесным мраком, засияло Божественное Солнце, бросившее свои спасительные и животворящие лучи на все человечество; здесь кончилась ночь Ветхого Завета и засиял лучезарный день Завета Нового, одним словом, здесь, на Голгофе, смертью Спасителя открыты для людей двери в новую жизнь и в чертоги жизни вечной. Все это для христианского сердца и ума связано со священным именем Голгофы, со святейшим местом распятия нашего Спасителя. И плох тот христианин, сердце которого не бьется благоговейной радостью при имени Голгофы, при воспоминании Голгофы! Сейчас на Голгофу поднимаются двумя крутыми лестницами в 18 ступеней каждая, так как Голгофа расположена выше уровня храма. Эта возвышенность (Голгофа) представляет площадку в 21,5 арш. длины и ширины и разделяется двумя столбами на две части, образующие два придела (капеллы): придел Распятия (водружения Креста Господня), принадлежащий грекам, и капеллу Пригвождения ко кресту, принадлежащую латинянам.
Придел распятия (на севере) богато украшен драгоценными картинами и мозаикой. В глубине этой капеллы на выдающейся части древней скалы три углубления, по преданию, обозначают места нахождения крестов Спасителя и двух разбойников. Углубления эти расположены в форме треугольника, по двум нижним углам которого находятся места крестов разбойников, а на верхнем место Креста Спасителя, находящегося несколько ниже (по поверхности) по отношению к двум первым. Место креста разбойника, распятого по правую руку Спасителя (доброго разбойника, у арабов называющегося правым разбойником), стоит на северном угле треугольника, место креста разбойника левого — на южном, а Креста Спасителя — на западном. Отверстие Креста Христова имеет 0,5 арш. глубины и 0,25 арш. в диаметре; оно оправлено серебром. Отверстия же крестов разбойников заложены, и их места обозначены только черными кружками на мраморе. В восточном углублении придела стоит мраморный открытый престол на четырех ножках над углублением, обозначающим место Креста Господня. За престолом поставлен св. Крест с изображением Распятого, а по бокам — изображения Богоматери и Иоанна Богослова. Место это всегда освещено лампадами и свечами. На расстоянии около двух арш. на юг от отверстия креста левого разбойника находится покрытая серебряной доской и ниже медной решеткой известная историческая расселина скалы, по преданию, образовавшаяся в момент смерти Спасителя. Эту расселину уже в IV в. Кирилл Иерусалимский указывал в доказательство совершившихся здесь великих событий. Под приделом распятия находится часовня Адама, где был, по преданию, погребен первый человек и воскрешен кровью Христа, струившейся на череп его через расселину скалы.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!

На Голгофе
Гимн Кресту

Взгляни на Крест Христов Священный
И вспомни, как страдал Христос.
Он — Бог и Царь, как раб смиренный,
За нас мучение понес.
Пред нами страшная картина,
Дрожат от страха небеса:
Объята злобой Палестина, —
Забыты Бога чудеса.
Вот и Претор. На возвышеньи
Пилат лукавый суд творит,
И перед ним в уничиженьи
Страдалец Праведный стоит!
В венце терновом, в багрянице,
На лбу из язв сочится Кровь.
Трость поругания в деснице,
Но весь Он — радость, весь —Любовь
Суд беззаконный и неправый
Свершают грешные сыны.
Объял их души дух лукавый,
Сердца страстям омрачены.
Возносит скорбный глас рыданья:
«О! Свете Мой! О, Сыне Мой!» А Он в любви неизреченной
Толпа бушует, в исступленьи
Кричит: «Распни Его, распни!»
Пилат же отвечал в смятеньи:
«Я не повинен в Сей Крови».
И вот, ко Древу пригвожденный,
Средь двух разбойников висит
Сам Судия, но осужденный,
За грех людской Он все терпит.
В тот час все страхом содрогалось,
Померкло солнце на земле,
Завеса надвое раздралась,
И все сокрылось в страшной мгле.
Еще нам страшная картина:
Рыдает Дева — Мать Христа,
А с Ней — Мария Магдалина,
Припав к подножию Креста.
В изнеможеньи Пресвятая,
Склонившись ко Кресту главой,
К Отцу Небесному взывал,
И кротость — весь долготерпенье,
Простить злодеев умолял.

Материал подготовлен руководителем ПС на основании паломнических поездок Н.С. Малиновской
Праведный Авраам
Явление святой Троицы Аврааму в Хевроне
Праведный Лот с семейством покидает Содом
Праведный Авраам вручает Лоту три посоха для искупления греха
Враг рода человеческого искушает Лота
Лот поливает посохи, из которых произросло Древо
Животворящее древо срубают для строительства Иерусалимского храма
Приготовлено Древо несут для строительства храма Соломона
На месте произростания Животворящего древа возведен храм в честь Животворящего Древа Господня в Иерусалиме
Престол над местом произростания Животворящего Древа Господня
Серебрянным диском отмечено место произростания Животворящего Креста Господня
Cилоамская купель, в ней почти 1000 лет пролежало дерево Лота, которое было использовано для распятия Господа
Несение Креста на Голгофу.
Распятие Христа
Лобное место
Голгофа место распятия Господа
Часовня равноапостольной Елены в храме Гроба Господня
Место обретения Животворящего Креста Господня в часовне св.равноапостольной Елены.Храм Гроба Господня
Святые реликвии обретенные св.равноапостольной Еленой

 
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

Весна постная в монастыре «Всецарица»

Архиерейская Литургия престольного праздника в Благовещенском храме подворья

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.