Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









Заметка о чуде благодатного огня.

ЧУДЕСА СВЯТОЙ ЗЕМЛИ
Н. Н. Лисовой

Чудо благодатного огня в русской богословской и церковно-исторической литературе*

* Николай Николаевич Лисовой – кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, заместитель председателя Палестинского общества, член Союза писателей России. Статья написана для настоящего сборника.

Из всех богослужений Страстной седмицы и Пасхи в Иерусалиме наиболее известным и наиболее привлекающим внимание иерусалимских верующих и паломников из всех православных стран является, несомненно, "литания святого огня" или, как говорили в прошлом веке русские богословы, "торжество освящения огня на Гробе Господнем"1.

Чудо схождения огня в иерусалимском храме известно с древнейших времен. Его прообраз видят в ветхозаветном повествовании об освящении воздвигнутого Соломоном храма, когда на приготовленные жертвы сам собой пал с неба огонь. В христианскую эпоху самое раннее свидетельство о нем сохранил церковный историк Евсевий Памфил. По его рассказу, когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс благословил налить в лампады воду из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы.
Храм Воскресения, или, как называют его преимущественно в современных путеводителях, храм Гроба Господня – это, по сути, не храм, а целый большой архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду с часовней Гроба (Кувуклией), Кафоликон, то есть "соборный храм", кафедральный для патриархов Иерусалимских, затем принадлежащий армянам храм святой равноапостольной Елены и, наконец, подземный храм Обретения Животворящего Креста.2

Слово "кувуклия" (греческое "кувуклион") означает "ложница, царская опочивальня". Для обозначения гробницы это слово употребляется в единственном месте на земле – в храме Гроба Господня, где "Царь царствующих и Господь господствующих" был положен для тридневного сна. Здесь он воскрес, {405} "первенец из мертвых", открывая всем нам путь к Воскресению.

Сейчас, стоя перед Кувуклией, под величественным куполом ротонды, трудно представить себе, что если бы мы перенеслись в евангельскую эпоху, то оказались бы на месте небольшой горы близ Иерусалима, почти сразу за его стенами, в которой еще с IX века до Рождества Христова была каменоломня. Скала, которую Евангелист называет Голгофой, несколько возвышалась над нею. К началу нашей эры карьер давно был заброшен и превратился в загородный сад, по его склонам совершались захоронения (в пределах храма Воскресения археологами обнаружено несколько древних гробниц). Вход в ту из них, которой суждено было стать Гробницей Господа, находился у подножия западного склона.

По внутреннему устройству Гроб представлял собой высеченную в скале пещеру с ложем-аркосалием в погребальной камере и входным помещением перед ней, называемым обычно на французский манер антишамбр – теперь это придел Ангела.

Над входом в Кувуклию в четыре ряда висят лампады. Всего их сорок. Тринадцать – верхний ряд – латинских, тринадцать – нижних – армянские. Столько же – два средних ряда лампад – принадлежат православным. Число лампад строго оговорено и входит в условие общего status quo. Так, например, когда великая княгиня Елизавета Федоровна, причтенная ныне Русской Церковью к лику святых, хотела пожертвовать в храм в 1905 году серебряную лампаду в память об убиенном великом князе Сергее Александровиче, председателе Императорского Православного Палестинского общества. Патриарх Иерусалимский Дамиан благословил заменить новой русской поминальной лампадой одну из прежних греческих.

{406} Размеры Кувуклии – восемь с небольшим метров в длину и около шести в ширину. Она состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане – именно в этой части заключается святой Гроб – и восточной, почти прямоугольной (размером 3,4 на 3,9 квадратных метра). В этой восточной части расположен, как мы сказали, придел Ангела. "И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег" (Мф. 28, 2-6). Пьедестал с частью священного камня, отваленного в ту ночь Ангелом, находится посреди часовни и служит святым престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (при обычной службе Евхаристия совершается на антиминсе, простертом на самом тридневном ложе). В северной и южной стенах часовни Ангела видны овальные отверстия-"оконца" для передачи святого огня в Великую Субботу, северное оконце – для православных, южное – для армян.

Небольшое пространство пещеры Гроба (207 на 193 сантиметров) почти наполовину занято справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой. Последний человек, который видел в 1810 году при ремонте Кувуклии подлинное непокрытое ложе Спасителя, Максим Симеос, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных "боголюбцев", норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой кусочек реликвии. На мраморной полочке, идущей по сторонам ложа, помещены три иконы Воскресения – по одной от каждого из христианских исповеданий, которые совместно владеют святыней: православного, католического, армянского. На красном бар{407}хатном воздухе под средней из икон греческая надпись: "Христос анэсти!" – "Христос воскресе!". Мы находимся в единственном на земле месте, где всегда Пасха, где во все дни года звучит, не смолкая, на всех языках гимн Воскресению:
Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ
И сущим во гробех
Живот даровав.

-Ровно в полдень совершается опечатание святого Гроба. Огромная восковая печать накладывается на двери Кувуклии в удостоверение того, что внутри не горит ни одна лампа{409}да, не зажжена ни одна свеча. Все пространство Храма Гроба Господня, независимо от того, какой Церкви, какому исповеданию принадлежит тот или иной придел, – все заполнено молящимся народом.

-"Кирие, елейсон!" – что значит: „Господи, помилуй!" И когда миновал девятый час и начали петь песнь проходную „Господу поем", тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над не{411}покрытым верхом церкви, пошел небольшой дождь над Гробом и очень намочил нас, стоящих у Гроба. Тогда внезапно и засиял святой свет в святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое.



Как исторические источники, так и современная иерусалимская практика свидетельствуют, что для совершения чуда необходимы следующие три группы участников. Первая – это местные православные арабы. Минут через двадцать-тридцать после опечатания Гроба в храм врывается с криками, топаньем и барабанным боем, верхом друг на друге арабская православная молодежь. Это установившийся ритуал, и эти крики – не бессмысленный шум, имеющий целью нарушить благолепие и благочиние. Они представляют {412} собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божьей Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особенно чтимому на православном Востоке, и наконец, просто с утверждением, что они, православные арабы, народ "самый восточный, самый православный, живущий там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания от святого огня".". Стоявший рядом со мной режиссер московского телевидения сказал: "Как это отвращает от подлинной сути церковной службы!" Он имел в виду непривычность для нас подобных молитвенных криков, почти плясок. А я подумал: как это, наоборот, близко к самому древнему, библейскому отношению к вере и к Богу! Вспомним, что древние евреи так "вопили" свои молитвы, что рушились иерихонские стены. Пророк Давид, так буквально и сказано в Библии, "скакал и плясал" перед Ковчегом Завета. Просто мы приучены и привыкли к другой пластике богослужения и молитвы, к другому ее ритму, к другим способам выражения своего отношения к Богу и к миру. Говорят, в годы британского мандата английский губернатор попытался запретить однажды эти "дикарские" пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов.
Вторая группа участников, без которых также невозможно сошествие святого огня, – иноки-савваиты, то есть монахи Лавры преподобного Саввы Освященного. Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде, пожалуй, лишь эта Лавра – в семнадцати километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от места его впадения в Мертвое море. Когда-то пер{413}сы, во время нашествия шаха Хосрова в VII веке, перебили здесь четырнадцать тысяч иноков – включая, разумеется, обитателей всех бесчисленных пещерных келий в ущельях вокруг Лавры. Теперь в монастыре четырнадцать иноков, включая двух наших, русских. Обязательное присутствие игумена и монахов от Саввы Освященного на службе святого огня подчеркивал еще первый русский паломник игумен Даниил. С именем русского игумена доныне связаны характерные предания православных русских и арабов в Иерусалиме. Каждый год из алтаря храма Воскресения настоятель торжественно проносит в Кувуклию большую серебряную лампаду. Именно она первой вспыхивает от святого огня. В воспоминаниях иерусалимских старожилов отложилось представление, что это – та самая лампада, которую поставил когда-то на святом Гробе "от имени всей земли Русской" игумен Даниил и которая впервые зажглась тогда от благодатного огня. Пусть это лишь предание, пусть мы знаем, что Даниил унес в свое время лампаду с собой на Русь, сам факт многовекового сохранения этой легенды в современном Иерусалиме весьма показателен.
Третьим и самым главным участником события является Патриарх – предстоятель древнейшей в мире Иерусалимской Церкви, матери Церквей. Около часа дня, после того как молитвы-заклинания арабов доводят до томительной экзальтации всех присутствующих, они потихоньку смолкают: в храм Воскресения южными вратами входит Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всея Палестины. Десять минут спустя за ним в алтарь Кафоли-кона проходят представители армянского, коптского и сирийского духовенства – целуют руку в знак {414} традиционного уважения, приглашают к началу церемонии. Начинается собственно литания (по-гречески "молитвенная процессия") святого огня – крестный ход от алтаря через весь храм Воскресения, с выходом в ротонду и троекратным обходом вокруг Кувуклии. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец, то есть носитель патриаршего креста, и, наконец, сам, молитвенно сосредоточенный, Блаженнейший Патриарх .
Они останавливаются перед самым входом в часовню святого Гроба, патриарха разоблачают: снимают с него тяжелые праздничные ризы, оставляют в одном белом подризнике и почти вталкивают в Кувуклию. Теперь все зависит от него одного, от его тайной коленопреклоненной молитвы. Напряженность ожидания достигает высшей точки. Как когда-то в пасхальную ночь ученики Христа и жены-мироносицы, весь народ замирает в священном ужасе. И вот огонь сходит! Еще прежде чем появится из Кувуклии усталый и как бы отрешенный Патриарх, свещеносцы-скороходы, принявшие благодатный огонь через окошечки в приделе Ангела, уже молниеносно разносят его по всем приделам храмового комплекса.
Продолжительность времени ожидания огня – будь то "нечаянное" возжигание лампады, будь то появление "огненного бисера" – с древнейших времен была предметом особого наблюдения. Чем быстрее совершалось схождение благодати и чем обильнее было при этом "светоизлитие" в Кувуклии, в ротонде и во всем храме, тем большее благополучие ожидалось в течение всего следующего года. Еще во времена арабского владычества, по свидетельству Бируни (1000 год), к началу литании в храм приходили муэдзин соборной мечети, имам и эмир (губернатор) Иерусалима. "Они садились у Гроба. Приносили лампады, которые ставили на Гроб, а он бывал закрыт. Христиане до этого тушили свои светильники и лампады и оставались так, пока не увидят, что чистый белый огонь зажег лампаду. От нее зажигались лампады в соборной мечети и в церквах, а затем писали в столицу Халифата о времени нисхождения огня. По быстроте нисхождения и близости его к полдню заключали об урожае в этот год, по запаздыванию – о неурожае".Приметы, описанные Бируни, оставались в силе для арабского населения Иерусалима и Палестины до начала XX века.
В чем же тайна святого огня? Дерзновенно и невозможно было бы пытаться дать какой-либо окончательный, тем более рационалистический ответ. В том ли, что Господь в нужный день и час посылает нам чудо для уверения верующих и вразумления неверующих? Или в том, что мы сами, участники чуда, вся Церковь в ее полноте, своей совокупной энергией и соборной молитвой "сводим с небес огонь"? Несомненно одно: пока есть Церковь и есть верующие, пока совершается в храме Гроба Господня ежегодное таинство благодатного огня в Великую Субботу, значит Бог не оставил еще нас до конца, не оставил земли и мира, искупленных Голгофской жертвой из рабства греха и смерти.

 
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

Идет 5-я седмица Великого поста, в ней есть две особенные уставные службы, любимые и монашествующими, и мирянами

Прием паломников в монастыре «Всецарица» как форма миссионерской работы

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.