Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Паломничество - древняя душеспасительная традиция православных христиан

Православное паломничество в правильном понимании этого слова – является неотъемлемой составляющей жизни Церкви. Христианское паломничество имеет глубокие древние традиции, истоки которых восходят к Ветхозаветной Церкви.

По слову Евангелия, Сам Господь со Своей Пречистой Материю и святым праведным Иосифом паломничал, ходил «в Иерусалим на праздник Пасхи».

По преданию, Богородица, в преклонном возрасте совершает Свое путешествие на Кипр к праведному Лазарю, но по Промыслу Божьему Пресвятая Богородица посещает в начале Афон, а затем Кипр. Пожив немного у праведного Лазаря, благословив созданную апостолами местную Церковь, Богородица передала праведному Лазарю сшитый Её руками архиерейский омофор, возвратилась в Иерусалим.

Святые апостолы паломничали не только в Святой Земле просвещая язычников, но ходили в Святую Русь, крестя и просвещая славян: Апостол Андрей Первозванный, равноапостольные Кирилл и Мефодий - учителя Словенские, просветители славян.

Издревле паломничество было направлено, в первую очередь, к местам жизни Спасителя. Целью паломников также было посещение святых мест Палестины, поклонение святым мощам и чудотворным иконам. Христианское паломничество начинается со времени христианизации Римской империи.

Русь подключилась к паломническому движению в XI-XII вв., когда оно как церковное и общественное явление христианского мира давно уже сформировалось. Таким образом, русскому православному паломничеству уже более 1000 лет. К XI веку, когда появляются первые сведения о русских паломниках. О древнерусском паломническом движении на Руси можно судить из записок паломников и по редким сообщениям в других письменных источниках. О начале древнерусского паломничества можно узнать из «Повести временных лет» - древнейшей русской летописи (нач. XII столетия). «Временная повесть» сообщает исторические сведения о паломничестве. К первым паломникам относятся игумен печерский Варлаам(1060г),новгородец Добрыня Ядрейкович по возвращению принявший постриг в Хутынском монастыре(святитель Антоний архиепископ Новгородский) ,игумен Даниил. Преподобная Евфросиния Полоцкая посетила Святую Землю уже будучи игуменьей, в 1160-1170-е гг. и почила в Святой Земле, погребена была в Лавре прп. Феодосия Великого, супруга князя Владимира Всеволодовича Мономаха -англичанка Гида (посетила Святую Землю в 1097 г.). Сведения о последнем из названных паломничеств выявлены недавно. Княжеские паломничества стоят в одном типологическом ряду с известными паломничествами в Святую Землю византийских императриц: святой равноапостольной Елены, матери святого Константина Великого (IV в.), Евдокии-Афинаиды, супруги императора Феодосия II, основательницы университета в Константинополе (V в.), датской королевы Бодилы, жены короля Эрика I (начало XII в.), и некоторыми другими.

В XII в. паломничества на Руси имели характер важного социального явления, захватывавшего все слои населения. О социальном масштабе паломничества на Руси говорит и тот знаменательный факт, что они отразились в былинном эпосе - «О сорока каликах со каликою», вошедшую и в известный сборник Кирши Данилова.

"Калики перехожие", паломники -профессионалы, всю жизнь свою посвятившие на хождение с поклонением святым местам. Они являлись как бы посредниками между Русью и святыней Востока и Запада, они собирали свидетельства о новейших чудесах; они приносили из святых мест частицы мощей святых угодников Божьих, частицы древа Креста Христова, камни от Гроба Господня. И им за это устраивали особые пиры, они имели почетные места на свадьбах и погребениях. Паломничество развивалось по мере увеличения религиозного значения Руси. Пришло время, когда на Русь стали смотреть как на святую, как на наследницу Византии, и в Россию стали приходить паломники из иных стран, что возбуждало русских паломников к новым подвигам и путешествиям.


Особенности православного паломничества

По историческому происхождению слово "паломник" основано на производном от латинского palma "пальма" и означает "носителя пальмы", или, иначе говоря, путешественника ко Гробу Господню, несущего из своего странствия пальмовую ветвь, в память тех ветвей пальмы - ваий, которыми встречал Господа народ при въезде в Иерусалим.
. В обиходной народной речи "паломничество" часто заменялось другим, более понятным словом - "богомоль».
По мере возрастания духовности Руси этот подвиг стал более внутренним. Русские люди стали посещать свои родные святыни, стали стремиться в Киев, в Москву, на Соловки, где подвизались святые русские, где особенно видна благодать Божья. Почти все русские святые, от древних до подвижников наших дней, были паломниками, среди них как отмечалось выше прп.Ефросиния Полоцкая, свт.Феофан Затворник; вмч.вл.кн.Елизавета Федоровна и инокиня Варвара, их мощи пребывают в Гефсимании, обители Марии Магдалины; святые царственные стратотерпцы), почти все они ходили на поклонение к святым местам, в том числе и в Святую Землю, шли для того, чтобы заимствовать оттуда силу и святость.
Шли русские ходоки-паломники за тысячи верст к югу, чтобы «с Божией помощью посетить Иерусалим и видеть святые места…, где Христос ходил своими ногами и великие чудеса показал».
«Бывает тогда радость великая всякому христианину, увидевшему святой город, плачут люди от радости. Никто не может не прослезиться, увидев желанную Землю,… где Христос претерпел мучения ради людей.
Возвращались паломники, принося с собой на родину, как самый драгоценный дар, впечатления увиденного: «Да будет же это описание причащающимся благословением от Бога, от Святого Гроба и от всех святых мест. И примут читающие мзду от Бога равно с теми, кто видел святые места Иерусалима. Блаженны видевшие и верившие, однако трижды блаженны те, кто не видел, но верил».
Паломничество, как пишет современный исследователь, "есть специально предпринятое путешествие для более полного и глубокого, чем в повседневной жизни, соприкосновения со святыней". Определенная духовно-нравственная причина подвигает человека пуститься в нелегкий и протяженный путь для встречи со святыней и стяжания благодати. Путника влечет желание приблизиться к источнику святости, но приближение невозможно без совершения труда пути, дороги, странствия. Прежде чем наступит момент достижения цели, предстоит нелегкое испытание дорогой. Дорога для паломника важна не только, и даже не столько, в ключе физических лишений, так же, как и церковный пост преследует в первую очередь не физиологические, а духовные цели. Путь паломника к святыне подобен духовной брани подвижника. Как воин духовный, выходит странник в путь, исполненный решимости и упования на Господа. Впереди его ждет встреча со святой реликвией, чудотворной иконой, мощами Божьего угодника. Но между святыней и духовным странником пролегает само странствие, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод. Путь богомольца географически петляет между городами и весями, но в духовном смысле он представляет собой восхождение в гору (по- славянски - горе), ввысь, к небу - в преодолении собственных немощей и мирских искушений, в стяжании смирения, в испытании и очищении веры.

Цель паломника - святыня, или, иначе говоря, некий объект духовного поклонения. Под общим понятием "святыня" подразумевается все, чему в православии принято воздавать честь и почитания: святые реликвии - частицы хитона Господня, или Животворящего Креста; предметы, связанные с почитанием Божией Матери; святые и чудотворные иконы; мощи святых угодников; места, относящиеся к жизни и подвигам святых, их личные вещи; святые источники; обители; могилы святых людей, почитаемых Церковью... Все многоразличные предметы, имеющие отношение к святости и освященные этой принадлежностью, обладающие благодатью, находящиеся во многих местах нашей страны, становились целью паломничеств. Таким образом, вся территория России к началу XX века оказывается испещренной сетью паломнических маршрутов. Верующий люд, богомольцы шли в долгие странствия, минуя многие губернии, на поклонение древним и новым святыням; тянулись в те или иные знаменитые обители; посещали Божьих людей, старцев и подвижников благочестия...

Виды паломничества можно классифицировать как 1) однодневные; 2) ближние и 3) дальние.

Однодневное паломничество может быть к какому-либо ближнему объекту - находящемуся недалеко монастырю, храму, святому источнику и т.п. С такими хождениями связана устойчивая традиция, бытующая в данной местности. Такое паломничество, как правило, не занимает более одного дня.

Ближние паломничества могут совершаться в пределах одной или нескольких ближайших епархий. "Если говорить о монастырях как цели посещения в таких паломничествах, то следует отметить, что, как правило, в епархиях существуют монастыри, более посещаемые паломниками и менее посещаемые ими. Чаще всего (богомольцев. - Ред.) влечет наличие святыни, известной в епархии и за ее пределами (икона, мощи, св. источник и др.), а также присутствие в монастыре какого-либо уважаемого человека, ведущего высокую духовную жизнь. Важным является и положение монастыря, удобное для посещения, а также добрая слава его, находящаяся в связи с религиозно-исторической памятью населения данной местности. Такое паломничество может длиться два и более дня, в зависимости от целей, которые ставит богомолец и дальности расстояния".

Дальние богомолья совершаются к святыням или подвижникам, известным по всей России и находящимся за пределами данной епархии. Направляясь в наиболее известные монастыри или за границу, русские паломники заходили попутно в другие обители, а подчас сознательно выбирали не самый близкий маршрут. Сегодня, как и в века назад, дальние богомолья совершаются в Святую Землю, на Афон, к мощам святителя Николая Угодника в г. Барии ( надо отметить, что святитель Николай сам паломничал в Святую Землю и на Кипр), в Троице-Сергиеву лавру, в пещеры Киево-Печерской лавры, в Оптину пустынь, в Саров и многие иные святые места.

Богомолья различались не только расстоянием, но и причиной или целью. Человеком, пускавшимся в путь, двигало желание разрешить какой-либо вопрос, касающийся выбора дальнейшей жизни, получить наставление подвижника, совет, вразумление, укрепление в вере. На паломничество его могло подвигнуть отпадение от Бога и Церкви кого-то из близких и желание вымолить ему веру. Тяжкие грехи и ошибки молодости также являлись причиной совершения богомолья. Мы знаем множество примеров, когда цель паломничества заключалась в вымаливании здравия и исцеления для себя или своих родных. Бывали и так называемые обетные (по обету) богомолья, когда человек в смертельной болезни или в крайней опасности, например, на войне, давал Господу обещание, в случае, если ему будет суждено остаться в живых, совершить дальнее паломническое странствие.
Шли века, происходили войны, менялись границы, политические устройства государств, но не слабела связь России со Святой Землёй. Для России, единственным подлинным идеалом, который был идеал святости, не было ближе земли, чем Святая Земля. Всё это нашло воплощение в том, что в ХVII веке в окрестностях Москвы трудами патриарха Никона был основан Новоиерусалимский монастырь. Вокруг него возникли святыни Иерусалима, Палестины в миниатюре, где был и величественный храм Гроба Господня, и Гефсимания, и Елеон, и Фавор, и Иордан.
В средние века Иерусалимский Православный Патриархат оказался на территории Оттоманской империи. Непросто было в условиях господства ислама выжить православному меньшинству. И не только выжить, но и сохранить важнейшие христианские святыни. Борьба между различными конфессиями за обладание святыми местами с течением времени обострялась. Православная Церковь издавна занимала первенствующее положение среди различных христианских общин Святой Земли.
Однако представители других конфессий с помощью всевозможных средств постоянно пытались умалить значение Православной Церкви за счёт расширения своих прав. В этой ситуации Иерусалимской Церкви необходима была помощь, и ожидать её можно было только от России.
Помощь России заключалась и в направлении в Палестину денежных пожертвований на нужды Церкви и восстановлении её святынь, и в оказании влияния на правительство Порты. В конце Х VIII века роль России как гаранта прав православного населения Востока была официально признана Оттоманской империей.
С установлением относительной стабильности на Ближнем Востоке количество русских паломников в Святую Землю стало возрастать. В середине Х1Х века на одного паломника из Западной Европы приходилось до ста русских богомольцев. Главное, чем отличались русские паломники,- это особое благочестие. Многие из богомольцев шли в Святую Землю пешком. Другие, добравшись до Обетованной Земли на пароходе, на коленях ползли в Святой град. Большинство богомольцев отказывались передвигаться на ослах, лошадях, мулах, считая, что по Земле, которую пешком исходил Сам Спаситель, не пристало передвигаться иным образом.

Врачи и сотрудники русской больницы в Иерусалиме отмечали, что желание богомольцев стать участниками праздничных богослужений было настолько сильно, что многие из них совершенно не обращали внимания на серьёзные недомогания, связанные со здоровьем. Много предшествовало событий по созданию Русской Духовной Миссии, это вопрос тщательно изучался императором Николаем 1, послами и, конечно же, священнослужителями.
В феврале 1847 года император свой резолюцией положил начало Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
«В истории Русской Православной Церкви паломническая традиция прерывалась два раза: во время нашествия монголов в XIII веке и в советский период XX века. Первый раз паломничество восстанавливалось свыше ста лет. Сейчас прошло всего лишь шестнадцать лет после происшедших со всеми нами радикальных перемен, а мы уже видим, как начало свое возрождение массовое паломническое движение».
«Паломничество – это школа спасения души, постоянной борьбы с суетным миром во имя своего духовного призвания, история православия.» Паломничество было и остается многогранным явлением.

С 2-го ноября 2006 года по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора при монастыре создана паломническая служба, цели и задачи которой - возрождение давней и почитаемой в нашем христолюбивом народе традиции православного паломничества.
Для организации паломнических поездок по России разработаны тематические материалы: Крещение Руси; Святые обители земли Русской; Святые источники; Святые угодники Божии; в этих маршрутах стараемся отразить историческую связующую нить той или иной посещаемой обители от ее основания, разрушения, запустения, до возрождения и т.д.
По зарубежью – это, прежде всего Святая Земля, здесь по истине оживает Святое Евангелие.
Иерусалим – город трех религий и вселенского значения. Иерусалим- это, Гроб Господень; Гефсимания; Дорога VIA Долороса или Скорбный путь. Крестный путь- самая священная дорога для христианства.
Сион гора - западный холм Иерусалима, находится за стенами старого города. здесь произошли следующие Евангельские события. В доме водоноса была Тайная Вечера.
Тайная Вечеря и таинство Святого причастия, схождение Святого Духа на апостолов и создание первой Христианской Церкви.( Деян. Ап.2). На Сионской горе сбылись слова пророка Михея об Учении Господнем. Гора Сион является важнейшим и древнейшим (2в. н.э.) на Святой Земле местом христианского паломничества, здесь произошли следующии события: погребение царя Давида, отречение Петра, Успение Богородицы, погребение Иакова, брата Божьего и др.
Вифлеем; Небольшой город Вифлеем после Иерусалима является самым почитаемым городом для всего человечества, “домом Божественной благодати, местом воплощения Бога Слова, Вечного Источника Жизни, хлеба небесного”. Вифлеем расположен в семи километрах от Иерусалима. При разделении Земли обетованной при Иисусе Навине между 12 коленами израилевыми Вифлеем с некоторыми другими городами был отдан колену Иудину. Здесь на царствование был помазан Давид. За 700 лет до Рождества Иисуса Христа пророк Михей открыл иудеям, что местом рождения спасителя станет Вифлеем: « И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». (Ср. Мих.5,2). Древний Вифлеем вплоть до четвёртого века н.э. был маленькой и незначительной деревней, которую заселяли земледельцы и пастухи. В середине второго века Вифлеем стали заселять первые христиане. Тысячи паломников приходили в Вифлеем поклониться месту рождения Божественного Младенца.
Вифания - местечко Вифания, как во времена Христа, так и сегодня, расположено на единственной центральной дороге, которая поднимается от Иерихонской Долины и ведёт в Иерусалим. Таким образом, все кто хотел попасть в Иерусалим или Иерихон, должны были обязательно пользоваться этой дорогой. Христос часто ходил по ней, но то была не единственная причина. Вифания была родиной Его любимого друга Лазаря и сестёр его Марии и Марфы. (Мф.21,1-9. Лк.10,25-42). Здесь Спаситель был приглашён в дом Симона прокажённого (Мф.26,6-13). Но важнейшее событие связывающего Господа с Вифанией является чудо воскрешения Его друга Лазаря.
Назарет - На зелёных холмах Галилеи раскинулся Назарет – город Благовещения, родина Богородицы и Иосифа, отсюда Пресвятая Дева была Введена в Иерусалимский храм, сюда же Она вернулась с Иосифом после обручения. Здесь Архангел Гавриил предвозвестил Деве Марии о рождении от Нее Сына Божия. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». (Ев. Лк.1,26-38.) В Ветхозаветную эпоху, здесь существовало небольшое и ничем непримечательное поселение. В Назарет возвратилось Святое семейство из Египт, здесь прошли детские и юношеские годы Христа,- не упоминается ни в одном историческом документе, кроме Евангелия. Из Назарета Господь с Пресвятой Богородицей ходил в Кану Галилейскую на брачный пир к Симону Кананиту.

Елеонская гора- Вершина Вознесения, здесь сконцентрированы все христианские места паломничества. Церкви и монастыри связаны для христиан с двумя важнейшими событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Ев.Мф.24,Лк.21) и Вознесением.

Святая гора Фавор – место славного Преображения Христа. (Ев. Мф.17,1-9). Незадолго до Своих Страданий сюда вместе с учениками пришёл Господь, чтобы показать им перед часом испытаний Свою Божественную Славу.

Иордан - место Крещения Спасителя. Река Иордан тесно связана с историей Святой Земли и со многими событиями Ветхого и Нового Заветов. На её берегах сформировались двенадцать колен Израиля, прежде чем войти в Землю Обетованную

Иорданская пустыня - Иерехон, место встречи Закхея с Господом, гора Искушений и т.д.
Животворящий Крест Господень –события Ветхого Завета связанные с праведным Лотом и праведным Авраамом, три посоха данные Лоту произросли в триединое древо – образ Святой Троицы, при окончании строительства Иерусалимского храма, царь Соламон решил использовать это дерево Лота, но использовать его не смогли т.к. оно постоянно меняло свои размеры то увеличивалось, то сокращалось. И, приписав это греху Лота, решили, что оно отвергнуто Богом, и выбросили его в Силоамскую купель (или, по другому преданию, Овчую), где оно пролежало 700 лет. Пришло время спасительный страданий Господа Иисуса Христа, вспомнили и про это отверженное дерево, и рассудили фарисеи, что раз это древо греха, то из него нужно изготовить крест для преступника, причисленного к злодеям, что и сделали."

Особое значение имеют тематические программы: православная Италия и православный Кипр они продолжают соприкосновение со святынями связанные с Земной жизнью Спасителя и Богородицы.


Завершить свое повествование хочется отрывком Ивана Ильина о паломничестве.

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 20)

"Богомолье! Вот чудесное слово для обозначения русского духа… Как же не ходить нам по нашим открытым, легким, разметавшимся пространствам, когда они сами, с детства, так вот и зовут нас — оставить привычное и уйти в необычайное, сменить ветхое на обновленное, оторваться от каменеющего быта и попытаться прорваться к иному, к светлому и чистому бытию; отойти странником в новую страну, где по-новому увидеть Бога и в земном, и в небесах и, вернувшись в свое жилище, обновить, освятить и его этим новым видением?… Нам нельзя не странствовать по России: не потому, что мы «кочевники» и что оседлость нам «не дается»; а потому, что сама Россия требует, чтобы мы обозрели ее, и ее чудеса, и красоты, и через это постигли ее единство, ее единый лик, ее органическую цельность; и более того: чтобы мы научились, созерцая ее, видеть Бога — и в природе, и в ее истории, и в осевших гнездах ее праведности (от Киевской Лавры до Китежа, от Соловков до гор Кавказа).
Да, богомолье искони было на Руси началом просвещения и духовного очищения. Не только потому, что древние православные монастыри были живыми очагами и праведности, и образованности, но и потому, что русский человек, уходя к святым местам через леса и степи, «уходил» ко святым местам своего личного духа, пробираясь через пустоту своей, религиозно еще не возделанной, души…
Богомолье! Оно выражает самое естество России — и пространственное, и духовное… Это ее способ быть, искать, обретать и совершенствоваться. Это ее путь к Богу. И в этом ее путь к святости.
Русь именуется «святой» не потому, что в других странах нет святости… Русь именуется святой и не потому, что в ней нет греха и порока; или что в ней «все» люди — святые… Нет.
Но потому, что в ней живет глубокая, никогда не истощающаяся, а по греховности людской и не утоляющаяся жажда праведности, мечта приблизится к ней, душевно преклониться перед ней, художественно отождествиться с ней, стать хотя бы слабым отблеском ее… — и для этого оставить все земное и обыденное, царство заботы и мелочей и уйти в богомолье"
Русский мыслитель, профессор, писатель и философ
И. А. Ильин (1883-1954)


Используемая литература:

1.О паломничестве и странничестве. иеромонах Серафим (Параманов)
2.Древнерусское паломничество XI – XV вв. (комментарий в свете веры)
3.У истоков русского паломничества. Назаренко А. В.,доктор исторических наук,
председатель Научного совета РАН «Роль религии в истории»,
ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Москва
4.Тезисы из выступления свт.патриарха Кирилла на Общецерковной конференции по Паломничеству (2008год). Москва.
5.Подготовительный материал по паломническим поездкам.


Подготовила Н.С. Малиновская

 
Июнь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Расписание Богослужений в центральном монастыре в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в г.Краснодаре (ул.Димитрова, 148)

9 июля 2017 г., в праздник Тихвинской иконы Божией Матери и 10-летия источника в честь этой иконы, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор совершит освящение новых храмовых сооружений на подворье монастыря «Всецарица»

18-19 июня 2017 г. в главном храме краснодарского женского монастыря «Всецарица» пребывал ковчег с частицами мощей новомучеников и исповедников Российских.

В середине июня 2017 г. на подворье идет подготовка сразу к двум праздничным событиям – 10-летию источника Тихвинской иконы Божией Матери и освящению новых храмовых сооружений.

Архиереи из России и Белоруссии приняли участие в Международном фестивале «Славянское единство» в Брянской области

Патриарший экзарх всея Беларуси вручил дипломы выпускникам Минской духовной семинарии

Представители Церкви приняли участие в конференции ОБСЕ по проблематике свободы религии

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.