|
|
10. Игумения Павла, настоятельница монастыря в честь святых апостолов Петра и Павла (Герцеговина): « Внутренняя жизнь монахинь в монастыре». Доклад на международном симпозиуме по женскому монашеству, который проходил 1-4 сентября 2011 г. в Сербии.
Введение Святоотеческое предание Церкви оставило нам богатый опыт монашеской жизни. В монастыре присутствуют и Бог, и человек. И хотя монастырь находится в конкретном времени и конкретном пространстве и принадлежит реальности этого века, но вопреки этой принадлежности к теперешнему, и время, и пространство в монастыре, благодаря монаху-подвижнику, освящаются его устремленностью к вечному, постоянной направленностью к грядущему Царству.
Жизнь монахинь является тайной будущего века; она не мотивирована осуществлением мирских желаний или достижением каких бы то ни было земных целей. В то же время монашеская жизнь – это реальная жизнь, потому что призыв Божий к монахине не есть какой-то абстрактный призыв, это конкретный призыв к вступлению в отношения с Христом и во Христе с ближними. И если мы хотим, чтобы эта жизнь была истинной и реальной, она должна руководствоваться и вдохновляться Святым Духом, быть духовной реальностью, созданной из подвига и благодати, постоянным движением, устремлением к Богу, хождением за Христом.
Девушка, которая желает жить монашеской жизнью, должна знать, что она не может сделать это сама, но только при содействии благодати Духа, как Его сотрудница, потому что монашеская жизнь – это, прежде всего, жизнь во Христе, в Церкви как Теле Христовом. Дух Святой обновляет человека, перерождает его, превращает в причастника Божественной жизни.
На основании богатой монашеской традиции монашескую жизнь можно объяснить четырьмя положениями, которые выражают ее суть. Итак, монашество – это: 1. Жизнь в Боге, не имеющая каких бы то ни было личных связей и отношений вне Бога. 2. Апостольская жизнь. Монахиня – это невеста, обрученная Христу, это деятель Божий, не имеющий личных целей и стремлений; она открыта всегда для осуществления Божией воли. 3. Соборная жизнь, жизнь в Церкви, движимая Церковью, заканчивающаяся в Церкви и принадлежащая Церкви. 4. Духовная жизнь. От Святого Духа через веру и покаяние начинается эта жизнь и Духом совершенствуется. Это жизнь хождения за Сыном, за Христом в Духе к Отцу.
Согласно этим положениям живет святое монашеское общежитие, где монахини стараются исполнять волю Божию.
Одно из главных условий истинной внутренней жизни монахини – положить доброе начало. Начало монашеской жизни – это покаяние и уход от мира. Один из самых частых вопросов, связанных с монашеством, таков: каким образом и когда созревает решение начать жить монашеской жизнью? Второй вопрос, который вытекает из первого: как узнать, что это решение настоящее? По словам преподобных отцов, наставников общежительного монашества, это решение приходит тогда, когда человек всем существом почувствует грех как преграду, которая отделяет его от Бога. Решившаяся покинуть мир и всё, что подразумевает жизнь в миру, побуждается к этому именно сильным чувством своей греховности, желанием покаяния, чувством непринадлежности этому миру, в котором она пребывает как изгнанник из рая, как чужой и иностранец. Отец Иустин говорит, что вера движет истинным покаянием, «вера – это око, которым душа видит свою нищету и видит, что она из-за греха является нагой и лишенной общения Духа. Такая душа постоянно взывает к Господу и усердно молится, чтобы Он и ее удостоил истинной жизни». Итак, из веры и любви ко Христу приходит осознание своего греховного состояния и рождается покаяние как благая и радостная весть Христова, «как завет с Богом о том, что она будет вести совершенно новую жизнь», как животворящее благовещение Спасителя и Человеколюбца Христа о том, что будущая монахиня как свободное существо перерождается изнутри, преображается, изменяет свой ум, переживает состояние, которое по-гречески называется «метанойя» – изменение и преображение ума и сердца. И она имеет одну цель – отделить душу и тело от греха и соединиться с Христом.
Покаяние является двояким подвигом: отбросить зло и прилепиться к добру; возненавидеть грех и возлюбить добродетель; изменить, обновить жизнь, отвергнуть дьявола и прийти к Богу, посвятиться Ему всецело, полностью. Движимый верой и покаянием человек устремляет все свое внимание к иной реальности. И, наверно, никогда восстание из тьмы греха в свет Божьего дня, в новую жизнь, не бывает таким радикальным, как в самом начале. Покаяние, имея источником богообразие и христообразие человека, благодатью будит в человеке силу для бунта, для восстания против грешного, ложного и смертного себя. В этот момент делается решительный выбор и закладывается фундамент, на котором потом строится все здание внутренней жизни монахини.
Если в этот момент будет иметь место какой-то расчет, тогда всё, что монахиня покинула только внешне, по одной видимости, рано или поздно встретится ей опять, рано или поздно в зависимости от того, как долго будет действовать всё то, что послужило ей вместо фундамента. И она будет, как говорит Господь, оборачиваться назад и окажется не благонадежной для Царства Небесного (Лк. 9, 62). Если же монахиня действительно всем существом, свободно, бесповоротно и отважно прилепится ко Христу, по словам Псалмопевца, «прилепилась душа моя к Тебе» (Пс. 62, 9), ожидая от Него помощи, то тем самым она откроет двери благодати Божией, без которой ее стремления и желания, какими бы сильными и непоколебимыми они ни выглядели, не могут осуществиться и принести духовные плоды.
Контакты с миром являются тем, от чего монахиня уклоняется. Не потому, что она должна уклоняться по чьему-либо принуждению, а потому, что она желает уклоняться. Это удаление от мира ни в коем случае не есть трусливое бегство от жизни или малодушное уклонение от обязанностей, которые диктует жизнь, как это часто кажется людям со стороны. Напротив, выбор монашества – это всегда выбор жизни со всеми обязанностями и долгом, с той разницей, что в этом случае все вещи ставятся на свои места. Сначала человек возвращается к Богу живому и истинному, и тем самым к себе настоящему и истинному. Весь монашеский образ жизни зиждется на свободе и осуществляется как самое очевидное проявление человеческой свободы. Поэтому оставление мира и всего, что в мире – как материальных вещей, так и отношений и пристрастий, – для той, которая идет за Христом, всегда является движущей силой, а не навязанным условием, которое необходимо исполнить на пути к цели. Благословение того, у кого монахиня находится в послушании, не имеет своей целью запрещать, принуждать и ограничивать. Это, прежде всего, благословение Божие, которое всегда освобождает, дает облечение и укрепляет.
Степени духовной жизни. Преподобный Феодор Студит говорит, что блажен не тот, кто только начал доброделание, а тот, кто стяжал его как навык и достиг в нем совершенства. Можно сказать, что в этом простом поучении красиво обозначены основные степени духовной жизни. 1. Начало духовной жизни через покаяние, отсечение своей воли и послушание. 2. Борьба со страстями и стяжание добродетелей. 3. Пребывание в любви, которая есть союз совершенства (Кол. 3, 14).
Монашеская жизнь – это улица, которая имеет только одно направление. Мы непрестанно движемся к совершенству, к Царству Небесному, к Царству любви Божией.
Одно из важнейших средств на пути к спасению и стяжанию смиренномудрия – это послушание. Через него отсекаются страсти и приходит благодать Божия, поэтому святые отцы называют послушание ключом от рая. Послушание открывает и совершенствует монахиню как личность. Оно является условием беспопечительности, которая есть хранительница молитвы. Послушание – это первая ступень на пути духовного восхождения. Как говорит преподобный Кассиан, иноки из многих опытов узнали, что не могут погасить в себе пламень гнева, скорби, нечистоты, не могут стяжать истинного смирения, не могут жить с братией в мире, и даже не могут надолго остаться в монастыре, если сначала не научатся покорять свою волю, потому что истинного послушания нет без отсечения своей воли. Сам Спаситель сказал: «Я сошел с небес не для того, чтобы исполнять волю Свою, но волю Отца, Который Меня послал» (Ин. 6, 38). Послушание монахини духовнику, игумении и другим должно быть свободным и благоговейным. Она должна служить ближним с трепетом, потому что, служа человеку, мы служим в нем Самому Христу. И, конечно, истинное послушание – это большая ответственность.
Бог есть Источник и Создатель всякой добродетели. Он постоянно призывает нас, стучится в дверь, желая дать нам благодатные дары, вывести нас из тьмы греха, дабы мы, видя Его как добрый Пример добродетели, и сами жили бы добродетельно. Поэтому для святых отцов достижение свободы от страстей – это цель монашеского подвига. Святой Максим Исповедник говорит, что ум боголюбивого ратует не против вещей или против помыслов, а против страстей, которые связаны с помыслами.
Борьба монаха против страстей. Монашеское устройство жизни – это стезя, на которой монахиня через покаяние, послушание, повседневное богослужение, бодрствование, пост и вообще монашеский образ жизни может стяжать смиренномудрие, которое приведет ее в объятия Божии. Для монахини как рабы и невесты Божией образцом в стяжании добродетелей является Матерь Божия, Святая Дева, Которая сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по воле Твоей» (см. Лк. 1, 38). Богородица является Спутницей и Путеводительницей монахинь на пути преображения и обожения, ибо в Ее богообразной личности каждая добродетель осуществляется в полноте. В чистоте Она безупречно чиста, в смирении — безупречно смиренна, в послушании — неотступно послушна, в служении — всем существом предана ближним, готова жертвовать Собой и жить другим и для другого.
Все добродетели составляют один неделимый организм, в котором каждая добродетель срослась с другой и одна от другой зависят, но молитва – это такая добродетель, через которую мы испрашиваем у Бога и все прочие добродетели. Как говорил мученик Иустин Философ, молитва – главная в хороводе добродетелей; она – душа, всё остальное – тело. В молитвенном стремлении к спасению монахини находят и животворящую силу, и утешение, и радость.
Путь следования за Христом — путь крестоносный, как говорит о том Сам Христос: «Если кто хочет за Мной идти, пусть отречется себя и возьмет свой крест и за Мной идет» (Мф 16, 24). Монашеский этос [1], подвиг основан на любви к Христу и людям. Добровольная жертва любви, несение креста и страдание ради Христа – это суть монашества. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что Святой Дух не только дает нам силу попирать лукавые козни демонов, но и делает нас готовыми на мученичество в подвиге любви и смирения по примеру Спасителя. Святой Марк Подвижник говорит, что Бог спасает и наказывает нас не за наши добрые или злые дела. То, что нас спасает или губит, – это наша верность и любовь или неверность и нелюбовь к Богочеловеку Христу. Насколько мы открыли себя для общения с Богом, настолько мы будем участвовать в жизни вечной.
Существо таких измерений и возможностей, каким является человек, отнюдь не может существовать как-нибудь, он должен жить обильно, духовно полно. «Око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило, что уготовал Бог тем, кто Его любит» (1 Кор. 2, 9). Другими словами, наша духовная жизнь должна быть пребыванием в Богочеловеческой любви, которая для монахинь есть постоянный, продолжительный и величайший подвиг.
Отношения в монастыре Существо таких измерений и возможностей, каким является человек, отнюдь не может существовать как-нибудь, он должен жить обильно, духовно полно. «Око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило, что уготовал Бог тем, кто Его любит» (1 Кор. 2, 9). Другими словами, наша духовная жизнь должна быть пребыванием в Богочеловеческой любви, которая для монахинь есть постоянный, продолжительный и величайший подвиг.
Монахиня – это существо, пребывающее в общении. Истинная духовная жизнь монахинь открывается отношениями с Богом, в которых большую роль играет ее вера, любовь, стремление уподобиться Христу, как призывает апостол Павел: «Вы облеклись в нового человека, который обновляется для познания сообразно Лику Того, Кто его создал» (Кол. 3, 10). Стать христообразным, усвоить Его образ как суть своего существа – это и есть единственный предвечный смысл личности.
Монахини подвизаются в монастыре как свободные личности, которые нормально живут и развиваются только в союзе жизни и любви с другими сестрами. Они живут как чада Божии, собранные Христом, и любят друг друга любовью Христа, никого не выделяя; любят во Христе, а не по человеческой привязанности. Они становятся, так сказать, соборными личностями, все свои отношения помещая во Христа. Христос – это единственная Личность, Которая может гарантировать вечное существование человека, с которым мы общаемся. Поэтому монахиня приобретает гораздо более обширную и настоящую семью, чем та биологическая, которую она покинула. Впрочем, в рамки этой духовной семьи входит и прежняя биологическая, но монахиня уже осмысляет ее иначе, по-новому, в Боге.
Монахиня воздерживается и уклоняется от обычных плотских связей не потому, что отрицательно относится к естеству, а потому что может остаться свободной и способной полюбить всех людей, даже и тех, с которыми она не связана никакими земными узами. И поэтому в монастыре царят – конечно, по мере покаяния, смирения, молитвы и других добродетелей – преображенные отношения, которые основаны на глубоком и сознательном видении другого как неотделимой части собственной личности. Архимандрит Софроний (Сахаров) говорил, что когда мы учимся жить с одним человеком, мы учимся жить с миллионами других людей, которые ему подобны. Таким образом мы научаемся глубоко страдать за весь человеческий род.
Монахини своей простой жизнью, смиренномудрием и тремя монашескими добродетелями: девством, нищетой и послушанием – хранят мир и согласие общежития. Они изучают и любят все, что касается веры и догматов и избегают духа раздора, который нарушает духовную жизнь. Все отношения в монастыре основаны на любви и послушании и опосредованы присутствием Самого Христа, Который устрояет как жизнь каждого отдельного члена, так и жизнь всего общежития. Любовь, которая даруется каждому союзу, каждой общине, собранной во имя Христово, не есть просто некое абстрактное эмоциональное состояние, интенсивность которого варьируется нами самими. Но это – само животворящее Христово присутствие, причащаясь которого, мы сами становимся носителями Его любви. Эта любовь, если монахиня ей откроется, воцаряется в ней, изменяет и ее саму, и ее отношение к другим. Святые отцы говорят: «Любовь имеет своей целью то, чтобы один мог отдать радость другому, и я добровольно жертвую собой, чтобы у другого было больше радости, я жертвую собой, чтобы другой чувствовал себя в этой жизни легко». Действительно, монашество – это очевидный пример истинного человеческого общества, осуществленного в соответствии с Промыслом и волей Божией, и это общество по образу Святой Троицы. Монахиня – это человек будущего века, и поэтому это в высшей степени общительное существо.
Внутренняя жизнь монастыря и его организация Монастырь – очень специфическая община. Это не просто человеческая организация и собрана она не во имя земных интересов или целей, а во имя Святой Троицы. Это вхождение в общение со Христом, это ответная реакция на приглашение участвовать в вечери Царства Небесного. Поэтому не может быть монастыря без любви, которая есть дар Христа Его Церкви. Как говорится, любви нет без единства, единства нет без общения, а общения — без союза. Итак, нас собирает только любовь Христова.
Если смотреть на монашескую жизнь глазами этого мира, то она может показаться монотонной и однообразной. Но монашеская жизнь имеет перспективу не этого века. Монашество есть живая тайна будущего века, Царство Божие, Царство Небесное в нас и среди нас, которое есть Христос Спаситель. Поэтому это очень глубокая, активная и поистине вдохновенная жизнь.
Любая монашеская община имеет двойную цель: спасение душ, которые собрались здесь вокруг Христа, и свидетельствование о новой жизни, в которую ведет это спасение. Живя в обители, монахиня спасается и одновременно самой своей жизнью свидетельствует миру о возможности спасения и способе, каким оно достигается. Монахини отделены от этого мира и погружены в атмосферу будущего века. Они живут в самых благоприятных и естественных для спасения условиях, и все в обители должно говорить о реальности будущего века.
Здесь совершаются совместные богослужения, которые для монахини должны быть не обязанностью, а радостью, и если она их избегает, то это первый знак ослабления ревности. Келейное правило, по рассуждению игумении и духовника назначается каждой сестре по ее силам. В это правило входит чтение Священного Писания, Псалтири, творений святых отцов и подвижников благочестия, умная молитва, а также поклоны и рукоделие. Все эти делания охраняют и воспитывают святую ревность и усердие к жизни по Боге, без которого не может быть какого бы то ни было духовного развития.
Устав помогает сохранить ритм монастырской жизни, регулирует отношения между монахинями и хранит каждую из них в отдельности. Следует знать, что устав не должен навязывать всем такой порядок, который ради пользы общества будет ущемлять свободу конкретных личностей. Поэтому, усваивая какой-либо образец устава или составляя устав общежития самостоятельно, необходимо учитывать очень многое, иметь в виду каждого из членов обители в отдельности, организуя их жизнь с великим искусством и деликатностью.
Суммируя все, еще раз скажу о тех важных положениях, на которые следует обращать внимание и которые способны постоянно возбуждать ревность в монахинях. 1. Глубокая личная внутренняя жизнь каждой монахини в отдельности и соборная богослужебная жизнь всего общежития. 2. Основание всех отношений в обители на покаянии, послушании, любви и молитве. 3. Усердный труд каждого члена общины в деле личного послушания. 4. Поощрение духа радости и всех других добродетелей: простоты, естественности, кротости, храбрости, воздержности, выносливости, терпения, великодушия, гостеприимства, благодарности, скромности, благородства. 5. Соборность. 6. Сознание того, что монашеская жизнь не параллельна жизни Церкви Христовой и не отделена от нее, а самым существенным образом с ней связана. Монашество родилось в лоне Церкви, в ней оно живет и приносит плоды. 7. Совместная жизнь в монастыре подразумевает обязанности и самопожертвование. Это жизнь не ради награды, а ради жертвенной любви за Христа, ради Христовых и наших братий и сестер в Церкви.
Вся жизнь монахинь движется вокруг Христа, а Божественные литургии, которые служатся в обителях, представляют собой сердце нашего организма, благодать Христову, любовь Бога Отца, общение Святого Духа со всеми нами (2 Кор. 13,12). Святая литургия возводит нашу жизнь в Царство Небесное, благословенное Царство Святой Троицы. _____ [1] Этос – признак, обычай, нрав, характер; стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентация её культуры, принятая в ней иерархия ценностей.
http://www.sestry.ru/church/content/simposium/8
|
|
Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 27 февраля по 15 апреля 2023 г.)
Соборование во время Великого поста по субботам в 14:00
Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»
Один воскресный день из жизни обители «Всецарица»
4 марта 2023 г., в субботу первой седмицы Великого поста, монастырское подворье посетили паломники
В ОЦАД завершились курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных отделов религиозного образования
В Неделю Крестопоклонную Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение главного храма МЧС России и Литургию в новоосвященном храме
Взаимодействие Церкви и государства в реабилитации наркозависимых обсудили на совещании Минздрава
|
|