Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


4. Игумения Феоксения, настоятельница монастыря Хрисопиги, о. Крит: «Игумения как духовная мать». Доклад на международном симпозиуме по женскому монашеству, который проходил 1-4 сентября 2011 г. в Сербии.

Высокопреосвященные митрополиты, Преосвященные епископы, преподобные игумены и игумении, дорогие братья и сестры, благословите!
Как мы уже слышали в предыдущих докладах, своими корнями монашеская жизнь уходит в апостольский период. И в особенности общежительное монашество действовало и действует в соответствии с апостольской заповедью иметь все общее. Пусть у монахов разнятся дарования, но есть общность аскетического подвига и эсхатологического устремления, то есть чаяния встречи с воскресшим Христом, которое опытно переживали христиане ранней Церкви.
В монашеской жизни, близкой к образу жизни первохристианских времен, преобладающая роль отводится личности духовного отца, а в женских общежительных монастырях — весьма часто и личности игумении, матери, аммы. Она подвизается вместе с сестрами, несет крест каждой сестры и поддерживает ее с любовью и материнской заботой на пути христианского спасения.
История женского монашества имеет глубокие корни. Как мы уже слышали, в Египте с одной стороны реки Нила был мужской монастырь святого Пахомия, а напротив находилась женская обитель, где игуменией была родная сестра преподобного, Мария. Так же было и у Василия Великого и его родной сестры Макрины, которая тоже управляла общежитием. Широко известны имена святых подвижниц, например, святой Феодоры, Синклитикии, Сарры и множества других.
Законодатель общежительного монашества, святой Василий Великий в своих «Подвижнических уставах», основополагающем творении для православного общежительного монашества, подчеркивает, что общежитие существует не только для мужчин, но и для женщин. Он упоминает об игумении как о лице, которому оказывается полное доверие и признание. Смотря на игумению, всё сестринство видит в ней истинную мать истинных чад. Амма, игумения, старица — это лицо, которое обладает неограниченной любовью ко всем, благодаря своей способности наставлять, снисходить и вразумлять, а также, что существенно, благодаря своей зрелости и опытности.
В общежительном монастыре, который живет согласно евангельским заповедям, святоотеческому преданию и священным канонам, решения игумении выражают собой сознание всего сестринства. Присутствие настоятельницы устраняет своеволие и хранит единодушие сестринства. По словам святителя Григория Нисского, она — союз единодушия, свет руководимых ко спасению душ.
Игумения отвечает за руководство всем монастырем и берет на себя все попечения о нем. Но это не означает, что она перестает непосредственно общаться с каждой монахиней, ободрять и утешать каждую из сестер. Эта духовная связь, если она глубока, истинна и согласуется с волей Божией, продолжается и в будущей жизни. Жизнь в киновии представляет собой соединение лиц во единое тело. Разные сестры при помощи духовного руководства своей игумении идут вместе и подвизаются ради того, чтобы достичь Царства Небесного. Согласно святому Василию, столь разные люди, собранные в монастыре, становятся как бы одной душой и одним мнением при множестве тел.
В монашеском общежитии игумения, первейшая невеста, как называет ее Феодор Студит, своим опытом, словом и самим своим положением показывает пример жизни для вверенных ей сестер. Сама игумения своей преданностью Богу уподобляется Пресвятой Богородице (эта преданность выражается в известных словах Пресвятой Девы: да будет мне по слову Твоему). Игумения призвана стать образцом для своих сестер в следовании по пути спасения и научить их основным монашеским добродетелям.
Конкретнее, она призвана научить своих сестер послушанию, этой основе монашества и тайне духовной жизни, как говорил преподобный старец Порфирий. Послушание может быть смыслом жизни тогда, когда человек преодолевает свою собственную волю не насильно, но свободно, стремясь уже здесь вкусить жизнь Царства Небесного. В таком случае отсечение самоволия и умерщвление собственной воли становится по сущности даром любви к Господу, и монашеская жизнь предстает как истинное предание себя Богу.
Игумения также призвана стать примером девственного образа жизни. Это вседневное шествие за Женихом Христом, которое, согласно святому Мефодию Олимпийскому, ведет к святости тела и духа. Как замечает святой Иоанн Златоуст, монахиня должна так сиять чистотой и святостью, чтобы одно ее появление среди людей поражало так, как поражает явление ангела. Игумения ободряет и наставляет сестру ради того, чтобы она достигла чистоты, но это ни в коем случае не бывает насилием, порабощением душевных сил. Напротив, это преодоление земных страстей, радостопечаль, приближение к девственному ликованию святых.
Обет нестяжания должен исполняться в общежитии без принуждения и насилия. Напротив, нестяжание должно быть свободным выбором; это отречение от пристрастия к чему-либо земному и любовь к добровольной нищете, собирающей богатство на небесах.
В этой духовной борьбе, которую ведет сестринство, игумения лично берет на себя крест, чтобы нести немощи и недостатки каждой души и при помощи благодати Божией разрешать трудности и исцелять душевные недуги. Чтобы этого достичь, игумения должна завоевывать духовную любовь сестер к себе, вразумлять их с любовью и терпеть их немощи, как Бог терпит всех нас.
Святой Пахомий, устроитель общежительного монашества, советовал игуменам, чтобы они несли свой крест с более благим расположением, чем прочие. Василий Великий отмечает, что настоятельница монастыря не должна искать только того, что приятно сестрам, и не должна покоряться их желаниям, чтобы завоевать их расположение. Она даст ответ за все непозволительные ошибки в монастыре. Святитель Василий Великий считает, что для игумении исцеление немощей сестер и служение сестринству — это предлог не к превозношению, но, скорее, к смирению, скорби и борьбе.
Действительно, для того, чтобы общаться с сестрами и наставлять их, требуется большая рассудительность. Исцеляющее вмешательство в душу человека – это дар, который дается по благодати Божией и по молитвам сестринства. Но этот дар также основывается и на личном неустанном подвиге, смирении и самоукорении игумении и на ее сознании, что сестринство страдает и от ее собственных недостатков.
Духовная мать должна найти или создать «мостики» между членами сестринства, чтобы устранить причины, которые держат их души на расстоянии, и привести сестер к взаимопониманию, единству и согласию во Христе. В том случае, когда в сестринстве есть такое единодушие, его монашеская жизнь достигает полноты.
Высшее дело и призвание игумении — это передать сестринству дыхание вечности. Она вдохновляет сестринство и душу каждой сестры ежедневно предвкушать Царство Небесное, переживать это через совместное шествие и постоянное ощущение духовного родства членов сестринства. Их связывает между собой нерасторжимыми узами любовь к Жениху Христу. Это ощущение придает смысл и эсхатологические размеры и богослужению, которое является основой нашей жизни. Тем самым исключается возможность того, что совершение богослужебного круга превратится в повседневную обязанность. Это же чувство должно сопровождать и духовное чтение Божественного Писания, которое может стать неисчерпаемым источником радости, веселия и божественного воодушевления.
Святой Нектарий, который основал женский монастырь святой Троицы на Эгине и [духовно] им руководил, подчеркивает, что настоятельница монастыря живет не для себя, но для сестринства; а живя для сестринства — живет для Бога. И Бог принимает такую жизнь, которая предполагает отречение от себя и умерщвление всякого личного желания, как добровольную жертву.
Святитель Нектарий называет игумению Ксению духовной матерью сестер, ответственной за благочиние общежития, и советует монахиням открывать помыслы матушке, даже если эти помыслы оскорбительны или вызывают отчаяние, а игумению он призывает принимать сестер с любовью, чтобы искушения были побеждены. Он учит монахиню, в душу которой вошли помыслы неприязни к игумении, что ее состояние вызвано влиянием демона, скрывающегося в ее душе, чтобы уничтожить благодарность сестры к игумении, которая трудится ради ее же спасения. А самой матушке святитель советует так: «Ты должна знать, что когда ты духовно здорова, тогда здоровы и твои сестры, даже если они терпят что-либо, а если ты страдаешь, то страдают даже твои здоровые сестры. Знай, что твое благодушие просветляет лица сестер и превращает монастырь в рай; от тебя зависит радость сестер, и ты обязана заботиться о том, чтобы радость всегда была в их сердцах. Делай это всегда, даже если тебе придется понуждать себя».
Преподобный Феодор Студит в одном из своих писем, адресованных к игумениям и монахиням, так говорит игумении Евфросинии: «Дорогая моя, ты, у которой Жених — Христос, ты должна отдать даже свою душу только тому, чтобы заботиться о сестрах и не только об их душе, но и об их теле». «Паству, которую вручил тебе Бог, — говорит в другом письме тот же святой, — паси свято, как мать духовная, а не как начальствующая по-человечески. Будь примером в том, что ты заповедуешь, и не требуй превышающего силы сестер».
Настоятельница, благодаря своему служению, упражнению в послушании, понимании сестер, снисходительности к ним, постоянной борьбе за преодоление их страстей, преодолевает и собственные страсти и немощи. Поэтому святой Феодор побуждает: «Учи и учись, просвещай и просвещайся, руководи и сама шествуй этим путем, направляй к Богу и направляйся к Нему сама. С душой, полной любви, храни сплоченность сестринства, направляя свою бдительность к тому, что ведет к Богу».
Постоянно бодрствуя ради сплоченности сестринства и спасения душ, которые она приняла на себя, одновременно с этим настоятельница должна укреплять сестринство в основах православной веры и в том убеждении, что только истина дает свободу, а крайности и самоволие отделяют и отдаляют от спасения, потому что отторгают от Церкви. Духовная мать и руководительница призвана, как говорит святой Феодор Студит, питать невест Христовых чистым хлебом Православия, потому что единство с Православной Церковью – это путь общения с Богом, истинная жизнь, соединение со святыми, шествие к блаженной вечности. Монашеское общество может шествовать от земной жизни к вечности, если оно приобрело сознание, полностью тождественное с сознанием церковным, и если сестринство переживает тот факт, что в Церкви мы все — одно, как говорил об этом старец Порфирий. Тем самым освящение монашеского братства может способствовать общему во Христе преображению всего тела Церкви.
В рукописях первых веков говорится очень красноречиво: настоятель — это друг души. Так, ирландский святой Колумб, живший в 5–6 веках, который был наставником множества монахов и монахинь, плакал с кающимся братом. В том же духе говорится о настоятеле в Лествице преподобного Иоанна. Мы читаем там, что настоятель должен учить и исцелять кроткими и спокойными словами. Руководить сестрами со снисходительностью и любовью побуждает и святой Феодор. Он советует настоятельнице: «Заботься о том, чтобы пасти своих сестер, и руководи ими во Христе с долготерпением и любовью. Стремись к тому, чтобы они исполняли свои обязанности, но не принуждай их чрезмерно». Еще в одном письме он пишет: «Дели свою любовь равно между всеми сестрами, не отдавая предпочтения той или другой. Одну утешь, другую подбодри, третьей придай решимости и вообще каждой предложи то, что ей необходимо».
Старец Паисий Величковский в своем письме игумении Марфе пишет: «Наставляй своих сестер на путь спасения. Укрепляясь помощью Божией, саму себя представляй им в образец всякого благого дела, благодаря прилежному исполнению заповедей евангельских, любви к Богу и ближнему, кротости и смирению с материнским к ним милосердием».
Известный и особенно любимый здесь, в Сербии, старец Порфирий Кавсокаливит духовно наставлял многие женские монастыри не только в Греции, но и в других странах. Он подчеркивал, что игумении нужно быть снисходительной, она должна чувствовать сердце каждой сестры и молиться за нее. Нужны определенные условия, чтобы душа игумении находилась в подобающем духовном расположении. Для того, чтобы человек мог принимать ближних и руководить ими, выслушивать их помыслы, он должен сам быть святым, советовать, а не диктовать, быть кротким и любить ближних.
Наш старец говорил, что в руководстве сестринством необходима рассудительность. Самым главным условием для сближения сестер с игуменией он считал доверие, так чтобы сестра чувствовала уверенность и защиту, открывала свои помыслы и погрешности и не боялась, что ее отвергнут. Он уверял, что когда игумения чувствует настоящее сострадание и боль из-за трудностей и борьбы сестер, тогда начинается стадия исцеления души. В этот момент начинается истинное делание, посредством которого, при благодати Божией, человек рождается духовно и устремляется к новым духовным горизонтам. Старец Порфирий говорил, что настоятельница призвана любить сестер духовной любовью, не замечать их ошибок и вести их к свету и красоте рая. Он считал очень важной тайную молитву игумении за каждую сестру и говорил, что ее молитвы объединяют сестринство и приносят радость. Настоятельницам, которые огорчаются из-за ошибок своих сестер, старец советовал не говорить много в трудные минуты и моменты искушений, но призывать души к новой борьбе.
Относительно строгости в обхождении старец был очень осторожен. Он говорил, что в монастыре может существовать строгий порядок, а монашеской жизни не будет. Он считал ошибочным всех равнять, применять непреклонную строгость, а не держаться индивидуального подхода к воспитанию в соответствии с личностью, характером, особенностями душевного состояния каждой сестры.
Относительно строгости в обхождении старец был очень осторожен. Он говорил, что в монастыре может существовать строгий порядок, а монашеской жизни не будет. Он считал ошибочным всех равнять, применять непреклонную строгость, а не держаться индивидуального подхода к воспитанию в соответствии с личностью, характером, особенностями душевного состояния каждой сестры.
Конечно, старец Порфирий считал, что опыт послушания необходим для настоятельницы. Об этом он высказывался так: нужно самому пройти через послушание, чтобы быть в состоянии встать на место того, кто должен тебя слушаться.
Во всех ситуациях старец подчеркивал, что радость и свобода дают человеку силу преуспевать на пути монашеской жизни. Чтобы человек в монастыре преуспевал, он должен подвизаться без насилия. Все с радостью, с готовностью, с удовольствием, а не по принуждению — говорил старец. Чтобы ты ни делала, делай из любви к Небесному Жениху, из божественного рачения, а не так, чтобы думать только об аде. Монашество должно быть не бегством из-за того, что человек гнушается миром, но бегством из-за Божественной любви. Монашеская жизнь — жизнь радостная.
Преподобный старец Порфирий считал здоровье тела столь же важным, как и душевное равновесие. Разговаривая с монастырями по телефону или посещая их (когда ему позволяло здоровье), он часто советовал обращать внимание на влажность окружающей среды, заботился об отоплении келий, питании и здоровье сестер. Он считал полезным для монахинь гулять и двигаться и расстраивался, когда видел, что игумения не понимает, насколько это важно. При помощи данного ему от Бога дарования он видел, что перемена рукодельного послушания на занятие на свежем воздухе помогает сестрам быть более радостными и оптимистичными. Интересовался он и качеством питьевой воды в монастыре. Поэтому многим монастырям он давал совет, где выкопать источник, и говорил, что вода очень влияет на состояние желудка и здоровье человеческого организма в целом. Нам он подсказал, что наш источник «Семь отроков» — святой, и советовал больным пить из него воду. В одной книге о старце можно прочитать, как тут, в Сербии, в одном монастыре он указал, что вода загрязнена и посоветовал сменить способ доставки воды, указав на источник в лесу по соседству.
Хотелось бы упомянуть в этом докладе и о приснопамятной игумении Феосемнии, с которой Бог даровал нам счастье и благословение жить рядом. Матушка Феосемния основала сестринство Хрисопиги 35 лет назад, а почила она в 2000 году. Игумения Феосемния была не только духовным руководителем нашего монастыря, но и мудрой наставницей других монахов, монахинь и игумений. У матушки был дар от Бога и она учила своей жизнью — поведением, улыбкой, примером. Она показывала, как тебе нужно жить, как преуспевать, ее умиротворяющий взгляд успокаивал немирность любого, а миролюбивое слово целительно действовало на душу. Рядом с ней мы научились делить тяжесть послушаний, заботиться друг о друге, потому что и сама она вела себя таким же образом. Живым примером она учила, что единственный способ исцеления души — это истинно осознать наше монашеское призвание, а это, в свою очередь, путь понимания немощей каждой сестры. У матушки был очень действенный способ обучать души, хотя по характеру она была молчаливой и склонной к безмолвию. Она управляла монастырем без суеты, у нее всегда находилось время побеседовать наедине с каждой сестрой. Одной она давала послушание собирать траву или чай в горах, другой показывала, как мастерить что-нибудь, третьей, не очень любящей трудиться, предлагала вместе с ней ходить в горы, как советовал старец Порфирий.
Любовь матушки Феосемнии к природе была славословием Богу за Его дары. Природу она ощущала как прикосновение к Божественной красоте. Она переживала то, о чем говорил старец: все кругом нас — это отпечаток Божией любви. Красота природы — это малая любовь, которая ведет к любви великой, ко Христу. Такое отношение к жизни матушка передала всему сестринству, как урок ее личного совершенного делания, так что сестры радовались, даже когда они несли тяжелые телесные труды на строительстве монастыря. В своих трудах матушка пребывала до смерти.
В настоящее время монахини, приходящие в наши монастыри — это в основном лица с высоким уровнем культуры и образования, некоторые из них побывали во многих странах и изучили много научных дисциплин. Но эти сестры выбирают монашескую жизнь, потому что ищут Христа как Жениха. Уже 2000 лет в нашей Церкви существует духовный опыт, свидетельствующий о том, что для того, чтобы эти молодые сестры смогли с последовательностью идти по высокому, крестному монашескому пути, они нуждаются в атмосфере постоянного духовного воспитания, трезвения; всякому повседневному делу должен быть придан духовный смысл.
Долг игумении — постоянно укреплять своих сестер, чтобы они хранили ревность и не боялись выбирать трудное, а не легкое, работу, а не отдых, жертвовали собой, а не предъявляли требования и настаивали на своих правах. Всегда сохраняется опасность, что иные монастыри усвоят дух обмирщения, а он может свести на нет монашеские качества, которые истинны только тогда, когда монах хранит верность обету креста и смерти.

http://www.sestry.ru/church/content/simposium/4

 
Апрель 2017
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Особенности богослужений Страстной Седмицы и Пасхи (10 – 16 апреля 2017 г.) в нашей обители

2 апреля 2017, в Неделю 5-ю Великого поста, Божественную литургию в нашей обители возглавит Его Высокопреосвященство митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Начало службы в 8.30, встреча архиерея – в 8.15.

25 апреля 2017 г. в нашей обители «Всецарица» совершены Богослужения Радоницы.

19 апреля 2017 г., в среду Светлой седмицы, подворье монастыря посетили паломники - 30 человек из краснодарского общества инвалидов

Святейший Патриарх Кирилл вручил награды сотрудникам Московской Патриархии, отмечающим знаменательные даты в 2017 году

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Приднестровской Молдавской Республики В.Н. Красносельским и архиепископом Тираспольским и Дубоссарским Саввой

Представители Русской Православной Церкви примут участие в масштабной акции в память о героях Первой мировой войны

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.