Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


8. Его Преосвященство, викарный епископ Егарский Порфирий: «Заключительное слово». - Доклад на международном симпозиуме по женскому монашеству, который проходил 1-4 сентября 2011 г. в Сербии.

В конце нашего собрания я должен, насколько это возможно, в самых кратких чертах изложить заключительные размышления по теме этого симпозиума. Разумеется, прежде всего, следует благодарить Единого в Троице Бога, Который Своей благодатью собрал нас всех с разных сторон мира в эту святую Жичскую обитель, которая отмечает свое восьмисотлетие. Я уверен, что выражу чувства и переживания всех здесь присутствующих, если скажу, что у нас благодатью Духа Святого был действительно очень полезный духовный и научный симпозиум.
Тема, которая нас интересовала и которую мы пытались осветить в разных аспектах, - это женское монашество. Однако, говоря о женском монашестве, нельзя не говорить и о монашестве вообще. Мы видели, что монашество, как специфический образ христианской жизни, который свойствен подлинному назначению человека, имеет свои библейские корни. Еще в Ветхом Завете мы встречаем пророков, которые являлись носителями монашеского этоса. Они уходили в пустыни, и там в одиночестве проводили время в посте и молитве, и у них была возможность встречаться с Богом и затем передавать волю Божию избранному народу Божию. Такими были пророк Моисей, пророк Илия, и, в наибольшей степени, последний из ветхозаветных пророков святой Иоанн Креститель, Предтеча Господень. Конечно, помимо этих пророков уже в Ветхом Завете мы видим и женщин, которые жили монашеским духом. Такой была пророчица Девора, язычница Руфь и другие.
Основы новозаветного монашества заложил Сам Господь наш Иисус Христос. В Его личности мы имеем лучший пример монашеской жизни. Точно так же и в личности Его Матери Пресвятой Девы Богородицы, Которая является Защитницей и Заступницей пред Господом всех монахов. В Пресвятой Богородице мы имеем меру и образец для всей Церкви, и в особенности Она показывает пример монашеского образа жизни.
Прежде всего, из докладов, которые мы услышали, явствует, что в Церкви нет никакого различия в достоинстве между мужским и женским. И право, которое имеет женщина в Церкви, проистекает не из ее потребности быть равноправной с мужчинами, это просто дар, который Бог дает каждой личности, каждому образу Божию. Тем самым, нет существенного различия между природой жизни монахини или монаха. Несть мужеский пол и женский, как говорит апостол Павел.
Монашеский образ жизни, как это ясно вытекает почти из всех докладов, выражает эсхатологический образ жизни верующих. То есть монашество – это предвкушение будущих благ Царства Божия уже здесь и теперь. Монашество своим существованием в Церкви свидетельствует, проповедует и показывает это миру. Поэтому монастыри являются местом, где, с одной стороны, монахи или монахини живут в конкретном времени и конкретном пространстве, но, с другой стороны, они обращены к будущему веку, к вечности; они обращены к грядущему Царству Божиему, которое сейчас открывается отчасти, а в будущем откроется во всей полноте. Итак, монашеская жизнь вызвана не тем, что монаху необходимо осуществить какие бы то ни было земные цели или мирские желания. Перед монахом стоит подвиг уподобления ангельской жизни, как Сам Господь говорит, что в будущем веке, в Царстве Небесном не будут жениться и выходить замуж, все будут как ангелы на небесах.
Из-за максималистского отношения к вере и жизни многие святые отцы и современные богословы монашескую жизнь называют просто подлинной, аутентичной христианской жизнью. И в этом смысле монашеская община – это пример для подражания всем христианам и одновременно утешение миру. Оно ни в коем случае не стоит над Церковью, это не судья, который призван судить и осуждать. И когда мы говорим о монашестве как подлинном образе христианской жизни, мы ни в коем случае не презираем и не отбрасываем брак, мы его воспринимаем тоже как благословенный путь спасения.
Ряд докладчиков указывал на то, что суть и смысл монашества – это уход от земного и тленного, уход от смертной жизни и хождение за Христом. Это хождение монаха есть не что иное, как ответ на слова Христа, которые гласят: если кто хочет идти за Мной, пусть отречется себя, возьмет крест свой и идет за Мной. Отречение от мира и уход в монастырь подразумевают свободу и любовь. Ни в коем случае, никоим образом невозможно стать монахом насильно, и если даже кто-то попытается через силу, через психологическое давление найти путь своего спасения в монастыре, почти наверняка, он не достигнет своей цели. В то же время отречение от мира – это не нетерпимость, не отрицание этого мира, монах не имеет манихейского отношения к миру. Но это освобождение от рабской привязанности к миру и зависимости от него. Монашество – это обращение к подлинной жизни, к Христу, Который есть Жизнь и Источник жизни. И уже через Христа это есть обращение к созданию Божию, то есть к ближнему и ко всему миру.
Вступая в монашескую общину, мужчина или женщина вступает в отношения с ближними, которые происходят из разных социальных, интеллектуальных, психологических и национальных слоев, вступает в отношения с теми, у кого есть разные навыки, разные немощи и недостатки, но, конечно, и добродетели. Часто у него возникают недоразумения, столкновения, но это и есть его задание: в реальной, конкретной жизни преодолеть свой эгоизм, победить его и в Христе полюбить того, другого, иного, конкретного человека. Иными словами, у него есть возможность научиться любви, практически и реально преобразиться в любви, самому стать любовью. Когда он научается любить того монаха или монахиню, с которым рядом живет, тогда он становится способным любить практически всех людей. Монахиня, которая поняла, что любить Христа – это значит любить сестру, одну сестру, она научилась любить всех сестер или, лучше сказать, весь мир. Таким образом, когда мы говорим о монашестве, то, как правило, мы говорим не об отдельных, одиноких людях, отшельниках, мы, прежде всего, говорим об общинах, мы говорим о Церкви.
Женское монашество имеет свою специфику, прежде всего, в организационном смысле этого слова. Когда мы говорим о женском монашестве, мы видим, что хотя с самого возникновения монашества были отшельницы, такие, как преподобная Мария Египетская, или преподобная Сарра, или преподобная Фотина пустынница и другие, все же мы замечаем, что это, скорее, исключение. По преданию, главный вид женского монашества – это общежитие, то есть община, общество, киновия, во главе которого стоит игумения, духовная мать сестричества. Поэтому когда мы говорили о женском монашестве, то центральной темой было обсуждение места игумении в общежитии и ее отношениях с монахинями, а также шла речь о месте духовника и его отношении к игумении и монахиням. Мы констатировали, что игумения – это личность, которой Церковь посредством епископа поручает управление в женском общежитии. Из этого видно, что монашество – это общество внутри Церкви, а не за пределами Церкви и особенно не над Церковью. Игумения, прежде всего, является духовной матерью сестричества, и всегда руководствуется неизмеримой любовью к сестрам. Ее мышление – это фундамент и совесть монашеской общины. Игумения представляет собой для сестричества, для монахинь выражение воли Божией. Это достоинство игумения черпает не из самой себя, а из канонов Церкви, из Уставов, которые устанавливает в монастыре его основатель. Она есть символ присутствия Божия в сестричестве, она выражает и единство сестричества.
Однако поскольку игумения – это монахиня, то хотя она и является духовной матерью, но не может разрешать грехи. Святое предание единодушно подчеркивает необходимость присутствия духовника, духовного отца, т.е. исповедующего священника в женских монастырях. Однако не следует истолковывать это так, будто он является точкой опоры в монастыре, вторым авторитетом наряду с игуменией. Он не является «отцом» общины, он в большей степени помощник игумении, он ее со-трудник, он тот, кто всегда должен быть в распоряжении игумении в женском монастыре: он помогает ей во всем, что она попросит у него в рамках духовного созидания монастыря в целом и, конечно, в том случае, когда речь идет о каждой отдельной сестре. Его также поставляет при игумении правящий епископ, и он духовно надзирает над ней, советует ей, и может очень тонко, если это нужно, и критиковать. Он всегда должен быть в согласии с игуменией, чтобы в монастыре никогда не существовало никакого двоевластия. Сама же игумения по своей собственной воле слушается духовника по примеру Пресвятой Богородицы. Все это происходит, как мы уже сказали, в соответствии с канонами Церкви и уставами, существующими в монастырях.
Исторически сложилось так, что женские монастыри, помимо того, что они занимаются своей внутренней жизнью (молитвой, богослужениями и послушаниями внутри самой общины), они также обращаются и к более широкому служению обществу. Особенно это касается тех случаев, когда в монастыри уходили вдовы сановников или правителей, они часто занимались и педагогической деятельностью. Конечно, как в прошлом, так и в наши дни, женские монашеские общины занимаются филантропической деятельностью, помощью ближним. Однако все же любая монашеская община важна для Церкви, прежде всего, не тем, что она практически делает или тем, что она кому-то помогает, она важна тем, что она существуют как таковая. Итак, монашеские общины важнее тем, что они есть, чем тем, что они делают, потому что своим существованием они свидетельствуют о эсхатологической природе Церкви.
И в отношении достижения мира на просторах войны, как сказал один подвижник, вклад одной монашеской общины (посредством молитвы, подвигов, аскетического образа жизни) может быть больше, чем многие встречи и труды многих политиков. Поэтому, когда речь идет о женских монашеских общинах, нужно отметить, что крупнейшие в Церкви святые нового времени прилагали большие усилия к возобновлению женских монашеских общин. Таким был святой Нектарий Эгинский, таким был святой владыка Николай (Велимирович), таким был отец Иустин (Попович). Отец Иустин (Попович) даже говорил, что духовное здоровье одного народа измеряется числом монахов в этом народе.
Поэтому мы можем благодарить Бога за то, что в наше время монашеские общины возобновляются и развиваются. Что касается женского монашества – слава Богу, что становится все больше женских монастырей, многие девушки уходят из мира, покидают его и посвящают свою жизнь Богу.
Монашество – это всегда вызов и для Церкви, и для государства, и поэтому и государство, и Церковь устанавливали правила, каноны, издавали указы, согласно которым должны жить монашеские общины. Разумеется, эти правила и каноны очень важны, но то, что существенно нужно для истинной и настоящей жизни, это души, которые ранены Божественной любовью и которые готовы все свое существо посвятить Богу, а через Бога и ближнему. Это и есть святые души.
Все то, о чем мы говорили, если даст Бог, будет опубликовано в сборнике, и я могу уже сейчас сказать, что владыка Хризостом благословил благое начинание отца Ефрема, чтобы его братство обеспечило бы публикацию этого сборника. Теперь в заключение я бы хотел поблагодарить от имени всех прежде всего епископа Жичского господина Хризостома за то, что он понял значение подобного собрания и благословил осуществление этого замысла и организацию симпозиума в монастыре Жича. Это первый симпозиум такого рода и поэтому он имеет довольно общий характер. Хотелось бы, чтобы это начинание получило свое продолжение и чтобы в будущем обсуждались и более конкретные темы, которые будут вытекать из опыта этого первого симпозиума. Разумеется, мы должны поблагодарить и настоятельницу этой святой обители, игумению Елену, как и всех ее сестер, которые приложили огромные усилия к организации симпозиума. Кто организовывал любой праздник, тот знает, сколько нужно приложить усилий и времени, чтобы все действовало как следует. Конечно, здесь приложено очень много усилий и молитв, большое спасибо матушке Елене от имени всех. Также мы должны поблагодарить всех честных митрополитов, епископов, профессоров, игуменов, монахов, монахинь, которые в качестве докладчиков приехали сюда, не пожалели усилий, прежде всего, чтобы подготовить свои доклады, потом издалека приехать и провести здесь несколько дней в этой духовной атмосфере. Мы знаем также, какой является динамика жизни епископа или афонского игумена, который в течение одного дня должен успеть множество дел. Но в эти дни все оставили свои дела и приехали сюда, почувствовав потребность говорить о женском монашестве, и провели с нами эти несколько дней.
Я уверен в том, что у всех нас одно и то же впечатление, что этот симпозиум протекал в замечательной, в прекрасной атмосфере и независимо от того, что у нас была возможность сказать и услышать, гораздо важнее сам опыт встречи, который у нас был. Этот опыт, который все мы получили – опыт единства и соборности, не только единства в проблемах, но единство соборности в Церкви Христовой, это опыт слов Святого Писания, что нет грека и варвара, нет мужского и женского, один Христос, а все мы взаимно братья, т.е. члены одного и того же тела. Итак, мы всех глубоко благодарим, и прежде всего – благодарим Господа, Который собрал нас здесь. Мы уходим с сердцами, исполненными радостью, духовно богатыми, и надеюсь, мы опять и опять будем собираться на этом же месте, чтобы разговаривая о наших проблемах, на самом деле прославляли Одного в Троице Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и честь во веки веков. Аминь.

http://www.sestry.ru/church/content/simposium/10

 
Апрель 2017
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Особенности богослужений Страстной Седмицы и Пасхи (10 – 16 апреля 2017 г.) в нашей обители

2 апреля 2017, в Неделю 5-ю Великого поста, Божественную литургию в нашей обители возглавит Его Высокопреосвященство митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Начало службы в 8.30, встреча архиерея – в 8.15.

25 апреля 2017 г. в нашей обители «Всецарица» совершены Богослужения Радоницы.

19 апреля 2017 г., в среду Светлой седмицы, подворье монастыря посетили паломники - 30 человек из краснодарского общества инвалидов

Святейший Патриарх Кирилл вручил награды сотрудникам Московской Патриархии, отмечающим знаменательные даты в 2017 году

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Приднестровской Молдавской Республики В.Н. Красносельским и архиепископом Тираспольским и Дубоссарским Саввой

Представители Русской Православной Церкви примут участие в масштабной акции в память о героях Первой мировой войны

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.