|
|
Иерей Олег Криволап: «Страстная неделя. Великий четверг. Таинство Святого Причащения».
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Из событий, произошедших в Великий Четверг, в первую очередь сейчас хочу вспомнить про Тайную вечерю и совершённое на ней первое Причащение. В нарушение правил, Господь захотел совершить трапезу еврейской Пасхи не в пятницу, как собирались это сделать остальные иудеи, а накануне, в четверг. Посланные Им днём ученики встретили в Иерусалиме, как толкует Церковь, Зеведея - отца апостолов Иакова и Иоанна. И он отвёл их в свой дом и показал большую горницу, подготовленную для трапезы. Туда вечером и пришли Господь Иисус Христос и апостолы. Сначала они вкусили ягнёнка (агнца), запечённого с горькими травами, не ломая ему костей [Исх.12:3-11]. Этот агнец прообразовал и изображал Иисуса Христа: «[Ин.1:29] На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира". А после этого Господь сделал то, о чём Он говорил уже давно. И разговорами о чём, Он в своё время отвратил от Себя многих учеников: "[Ин.6:53] Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. [Ин.6:60] Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? [Ин.6:66] С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним". На Тайной Вечере Господь Иисус Христос первый раз накормил Своих учеников и апостолов Своими Телом и Кровью. ПО-НАСТОЯЩЕМУ!!! Но всё оказалось не так страшно и противно, как звучало. Он не от Себя отрезал кусок Своего Тела, а сделал Своим Телом хлеб. И не из жил Своих выпустил Кровь и напоил апостолов, а Своей Кровью сделал вино. Почему Он сделал именно так? Потому что нам, людям неприятно есть сырое мясо и пить кровь. И Он прикрыл Свои Тело и Кровь видом и вкусом хлеба и вина. Как Он сделал это тогда и как Он делает это сейчас? Ведь даже за день причастники по всему миру съедают многие, уж не знаю, сотни килограмм Его Тела и Крови? Ответ ищем в насыщении 5000 человек пятью хлебами. Как уж это делает Господь Иисус Христос, неизвестно, но раз Он Всемогущий - значит может. Многие понимают тогдашнее, да и теперешнее Причастие как символ. Но это противоречит прямым и недвусмысленным словам Спасителя: «[Мк.14:22] приимите, ядите; сие есть Тело Мое", а так же: "[Мф.26:28] сие есть Кровь Моя". Зная как Всеведущий будущие разногласия по этому поводу, Он бы конечно сказал что-то вроде: «Это как бы Мое Тело, это символизирует Мою Кровь". Но Он сказал не так. Апостолы вкусили Его Тело и Кровь и причастились Ему. Т.е. стали едины с Господом, Он сам заранее объяснил, что происходит после Причастия: «[Ин.6:56] Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем". Причастился ли Иуда? Некоторые толкователи, например Лопухин, почему-то считают, что нет. Однако после преподания Своего Тела ученикам, Спаситель сказал: «[Лк.22:21] И вот, рука предающего Меня со Мною за столом". Было бы странно, если бы Иуда после этих слов вдруг встал, положил несъеденную частицу Тела на стол и удалился. Но этот вопрос всё-таки не такой существенный. А дальше Спаситель сказал важные для нас слова: «[Лк.22:19] [1 Кор.11:24,25] сие творите в Мое воспоминание". Т. е. Он разрешил нам хлеб и вино также делать Его Телом и Кровью. И христиане делали, делают и будут это делать. Первые христиане "[Деян.2:42] постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах". По преданию, совершил первую службу - Литургию, на которой священники изменяли своими молитвами хлеб и вино в Тело и Кровь Иисуса Христа, был апостол Иаков, сводный брат Господа и первый епископ Иерусалима. Для чего же нам нужно причащаться? Вот что преподобный Серафим Саровский говорил священнику Дивеевской общины Василию Садовскому: "Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется". С помощью Святого Причащения можно победить любую страсть и греховную привычку. Как часто нужно причащаться? Я думаю, что надо найти золотую середину между желанием причаститься и необходимостью сохранить чувство особенности, торжественности этого дня, не сделать Причащение рутиной. Лично я считаю, что не чаще раза в неделю и не реже раза в два месяца. Но очень важно ритм причастия согласовать со священником и взять на выбранный ритм благословение. Нужно ли мирянам исповедоваться перед каждым причащением? Категорически убеждён, что ОБЯЗАТЕЛЬНО следует. Человек, считающий себя безгрешным даже после одного дня жизни, по моему мнению, близок к прелести. Хотя бы из смирения надо исповедоваться, считая себя грешником. Исключений из этого правила вижу два: священники, чья благодать данная Богом так велика, что преп. Силуан Афонский говорил: «Если бы люди видели, в какой славе служит священник, то упали бы от этого видения". Но и священники, согрешившие серьёзно, должны исповедаться перед Литургией. Второй случай - это те христиане, которые достигли соединения с Богом и исполнились благодати Святого Духа. И могут правдиво и обоснованно, как и апостол Павел, сказать:"[1 Кор.7:40] а думаю, и я имею Духа Божия". Но в своём окружении я таких не знаю. Мы можем есть Тело и Кровь воплотившегося Бога и становиться частью Его. Ангелы завидуют нам, ведь у них нет тел, чтобы есть. Воспользуемся этой возможностью на все сто процентов. (ier-oleg.livejournal.com)
|
|
Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)
В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»
Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»
В конце первой седмицы Великого поста есть два уставных праздника
В субботу первой седмицы Великого поста на подворье
В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре
В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику
Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита
|
|