Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества









Митрополит Исидор: «Нам необходимо хранить единство и «держать предания»»


О том, как не повторить роковых ошибок прошлого, насколько значимо для истории всей Кубани обретение мощей священномученика Александра Флегинского, как общаться с современной молодежью в сети рассказал в интервью интернет-порталу Кубанской митрополии митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор.


– Ваше Высокопреосвященство, сегодня Церковь чтит память священномученика Исидора Юрьевского, в честь которого Вы приняли монашеский постриг. Еще во II веке Тертуллиан писал, что «кровь христиан есть семя христианства». В июне 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви прославил Кубанского иерея Александра Косьмича Флегинского в лике священномучеников, столетие со дня кончины которого вся Кубань будет праздновать в наступившем году. В сентябре минувшего года были обретены его честные мощи, которые ныне покоятся в Екатерининском кафедральном соборе. Насколько важны эти события для Кубани?

- Святыми мучениками называют христиан, которые приняли жестокие мучения и даже смерть за веру в Иисуса Христа. Если мучения за Христа претерпел священнослужитель, его называют священномучеником. Священномученик Исидор в 1472 году за отказ отречься от веры православной был спущен под лёд вместе с 72 прихожанами, включая женщин и детей. Все они были захвачены в праздник Богоявления во вре­мя великого освящения воды на реке Омовже (сегодня её называют по-эстонски Эмайыги), предстали перед судом в городе Юрьеве (ныне Тарту), и никто из них не оставил православия. Вместе со своим пресвитером они в темнице пели: «Святии мученицы, иже добре страдаль­чествовавшии и венчавшиися, молитеся ко Господу спастися душам на­шим», заботясь не о спасении жизни, но о спасении души. Об этом же думали и пострадавшие за веру в послереволюционное время священники и миряне, среди них и кубанские новомученики.

Священник Александр Флегинский, мощи которого были недавно обретены, был расстрелян после жестоких мучений. Это вообще было характерно для 1918 года: большевики проводили репрессии, устанавливая свою власть на Кубани. Шла гражданская война. Казни обычно проводились без суда и следствия, священников обвиняли в поддержке белогвардейцев, и этого было достаточно. Именно в это время грабежам и разрушениям подверглись храмы, в последующие годы их уже просто «добивали». Я приведу далеко не полную статистику: только за весну и лето 1918 года в Кубанской области большевиками было убито более 40 священников. И это были не просто добрые пастыри, а активные общественные деятели и просветители, которые организовывали общества духовно-нравственной направленности: «Кубанский союз христиан-трезвенников», «Успенское общество православного братолюбия», «Церковное братство христианской песни» и т.п. Падение нравственности в ХХ веке ведь не само собой произошло. Была разрушены христианская система воспитания и убиты те, кто мог её воссоздать. Нравственное воспитание в СССР потом пытались построить по образу христианского, но не получилось. Потому что без Бога нравственность превращается в ни к чему не обязывающие договорённости, которые можно менять бесконечно.

Для нашей епархии, да и для всей Кубани, это очень важное, можно сказать – историческое событие. Мощи священномученика Александра Флегинского – единственные обретенные на Кубани святые мощи новомучеников. Как правило, убитых священников не хоронили вовсе – сбрасывали куда-нибудь в балку или в овраг. Если близким удавалось похоронить убиенного, они зачастую скрывали место захоронения, чтобы большевики не надругались над могилой. Сегодня можно поклониться святым мощам новомученика в Свято-Екатерининском кафедральном соборе г. Краснодара.

– Чего стоит остерегаться нашим соотечественникам сегодня, чтобы не повторить роковых ошибок столетнего прошлого?

- И 100, и 546 лет назад сначала возникли нестроения и междоусобия в стране, внутрь Церкви стали проникать ереси, которые поразили интеллектуальные верхи. Этим воспользовались внешние силы, которые хотели уничтожить и нашу страну, и нашу веру. Потому нам необходимо хранить единство и «держать предания» (2 Фес. 2:15), и тогда никакие внешние силы нас не одолеют.

– Владыка, уже полвека минуло с тех пор, как Вы приняли решение отречься от мира и идти по пути молитвенного служения Матери-Церкви. Тогда, будучи юношей, Вы предполагали, что Господь призовет Вас на Апостольское служение? Как Вы приняли такое решение епископата?

- Я родился и вырос в верующей семье, рано стал читать на клиросе, прислуживал в церковном алтаре. После школы год прожил в городе Лебедине Сумской области у дяди, протоиерея Илии, который был строгим и взыскательным, в первую очередь к себе. Он не только учил меня, но и рассказывал о гонениях 1930-х годов, а приближалась уже новая волна гонений – хрущёвских, так что выбор пути в Церковь означал в то время готовность к гонениям. Но именно там я окончательно решил поступать в семинарию в Ленинграде. И буквально через год Хрущёв стал закрывать духовные школы. Нас это миновало. К концу обучения встал вопрос о принятии сана. Это значит выбрать: либо жениться, либо принимать монашеский постриг. Разумеется, я думал об этом и раньше. Молился. Обращался к старцу схиархимандриту Андронику (Лукашу), ныне канонизированному, которого узнал ещё в Глинской пустыни, куда мы ездили с дядей. К тому времени Глинскую пустынь закрыли, и схиархимандрит Андроник подвизался в Грузии. К нему поехал мой однокурсник, иеромонах Филарет (Кудинов), и отвёз моё письмо. Ответ был таким: оба пути для священника сложны, но если жениться, будет труднее служить Богу. И я выбрал более лёгкий путь. Правда, тогдашний ректор Михаил (Мудьюгин), епископ Тихвинский, меня отговаривал, так как власти особенно ожесточенно преследовали именно монахов. В декабре 1966 года я подал прошение на рукоположение в монашество, а 5 января 1967 митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) совершил монашеский постриг. Владыка Никодим – знаменитый иерарх Русской Православной Церкви, книга о нём так и называется – «Человек Церкви». Он же рукополагал меня во священника, возводил в сан игумена. И он возглавлял хиротонию архиерейскую в Ленинграде в 1977 году.

В течение десяти лет после окончания академии я три года прослужил в Ополье, в храме, где прошло моё детство, затем ещё три года в селе Козья Гора Ленинградской области (бывшем монашеском подворье, которое окормлял святой праведный Иоанн Кронштадский); около четырёх лет в городе Старая Русса Новгородской области; затем вернулся в стены духовной школы преподавателем богослужебной практики и благочинным академического храма святого апостола Иоанна Богослова. Но архиерейская хиротония была для меня неожиданной, хотя в желании апостольского пути нет ничего худого и святой апостол Павел говорил: «Если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3: 1). Так что принял я решение священноначалия с трепетом и осознанием огромной тяжести ноши. Одна только мысль, что епископ является правопреемником по благодати апостолов, даёт понимание высочайшей ответственности, которая ложится на архипастыря. Епископ отвечает за всё, что происходит в епархии. И он должен быть готов отстаивать Церковь и отдать за неё жизнь. На Кубани с 1933 по 1937 год были арестованы и убиты три архиерея: архиепископ Феофил, епископ Памфил, архиепископ Софроний. После владыки Софрония на Кубанскую кафедру архиереев не назначали, а епархия подчинялась непосредственно митрополиту Сергию (Страгородскому), Патриаршему местоблюстителю, будущему Патриарху Московскому и всея Руси, вплоть до 1943 года, когда гонения на Церковь ослабели.

– Мало кто из посторонних людей знает и обычно об этом не принято говорить, но Церковь оказывает большую помощь нуждающимся, защищает обижаемых, заботится о заключенных в узах, сиротах и вдовах. Вы всегда уделяете пристальное внимание им всем, примеров тому множество даже в наступившем году: Вы лично поздравили с Рождеством детей-сирот и детей из малоимущих семей Кубани, их ровесников из Луганска, посетили заключенных колонии в Хадыженске. Но почему об этом редко говорят? Ведь многие священнослужители Екатеринодарской епархии, да и сами архипастыри Кубани, следуют Вашему примеру.

- Есть две причины: дела добра и милосердия не слишком привлекают средства массовой информации; некоторые священники полагают нескромным хвалиться добрыми делами. Действительно, если ты оказал личную милостыню нуждающемуся, не говори об этом, ведь мы помним слова Господа: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 2-4). Но это говорится о помощи, оказанной, как говорится, из своего кармана. Если же это результат благих трудов всей Церкви, или епархии, или отдельно взятого прихода, об этом говорить необходимо. Церковь организовывает помощь при любых бедствиях – пожарах, наводнениях, катастрофах. Особенно важно рассказывать об этом сегодня, когда столько клеветы изливается в Интернете, в соцсетях.

– Кстати, об Интернете. Сегодня в Церкви уделяется большое внимание молодым людям. Им доверяют серьезные поручения, дают возможность проявить инициативу и реализовать собственные проекты. Умеет ли духовенство с ними общаться? Как быть с тем, что бОльшая часть школьников, студентов, молодых специалистов проводит много времени в социальных сетях? Должна ли Церковь сегодня и там проповедовать Слово Божие?

- Как говорит наш Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Церковь всегда отвечала на вызовы современности. Неважно, где заниматься проповедью – на площади или в Интернете. Просто нужно уметь избирать важное и отсеивать второстепенное. Сегодня достаточно воцерковленных молодых людей, да и священнослужителей, которые способны понятно для молодежи, при этом сохраняя достоинство и помня о чистоте языка, общаться о высоком, доносить благую весть о Рождении в мир Спасителя, о Его страдании, смерти и Воскресении. Как благовествует святой апостол Матфей, Господь наш Иисус Христос перед славным Вознесением ближайшим Своим ученикам-апостолам, преемники которых – это сегодняшние архипастыри, дал следующее повеление: «Идите, научите все народы…, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). И если эти народы сегодня много времени проводят в соцсетях и мессенджерах, то мы должны им проповедовать Слово Божие и там, иначе мы не исполним заповеданного нам Господом Нашим Иисусом Христом.


24.01.2018 г.
Беседовали Марина Шахбазян и священник Вячеслав Клименко


http://kanonkuban.ru/mitropolit-isidor-nam-neobxodimo-xranit-edinstvo-i-derzhat-predaniya/ (сайт Комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии)

 
Март 2024
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

В конце первой седмицы Великого поста есть два уставных праздника

В субботу первой седмицы Великого поста на подворье

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2023.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.