Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Семь Святых Таинств Православной Церкви. Елеосвящение или Соборование маслом.

Соборование в монастыре "Всецарица"
Апостолы, проповедуя учение Иисуса Христа по всей вселенной, встречали людей, одержимых всякими телесными и душевными недугами. Помолившись Богу на виду других, а иногда призвав Его на помощь в своей душе, они именем Божиим исцеляли всех больных, кто только из них имел веру в силу Божию. Исцеление подавалось и по вере родственников, а также и знакомых больного, которые ходатайствовали за него перед апостолами
Преемниками себе апостолы оставили пастырей Церкви -епископов и пресвитеров. Им они вручили всю свою власть, которую получили сами от Иисуса Христа. Так они заповедали им учить других, крестить, разрешать от грехов и проч. Вручили апостолы пастырям Церкви и власть исцелять больных при отпущении им грехов. Для этого они установили таинство елеосвящения, которое часто у нас называется соборованием.

Апостол Иаков об этом таинстве говорит христианам: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он сделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14 и 15).

С этих-то пор у христиан и совершается таинство елеосвящения. Приступая к этому таинству, пастыри Церкви сначала производят освящение елея; потом елеем они помазывают больного 7 раз крестообразно на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и руках с обеих сторон. При помазании больного ими читается молитва: "Отче святый, врачу душ и телес, пославый единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба твоего (имя рек) от обдержащия его телесныя немощи и оживотвори благодатию Христа Твоего" и проч.
Как видно из слов ап. Иакова, в таинстве елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар - это, исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей.
А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о. всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф., 18, 19). При этом, разумеется, все молящиеся должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: "Молитва веры исцелит болящего".

Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится лучше и лучше, и он незаметно поправляется здоровьем. Для нас часто это бывает не видно: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы.
Недаром же сказано: И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь...
Слово Божие не напрасно: ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк., 1, 37).

И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам но себе, а от того, что Господь помог ему. Иногда же выздоровление совершается и чудесно, видимо для всех. В Оренбургской губернии, в слободе Чумлякской, при церкви жил слепец, безродный, отставной солдат, которому было уже более 80 лет. По слепоте своей он не мог заниматься работой, но и не ходил по дворам за милостыней, как делают то другие слепцы. Жалели его добрые люди и сами приносили ему подаяние, кто что мог. Этим он и жил. Когда же ему нечего было есть, он ходил обедать к кому-нибудь из причта или к крестьянам. В храме Божием при службе он всегда являлся первым. Однажды он сильно занемог и стал готовиться к смерти. Как следует истинному христианину, он исповедался, причастился, а после всего пожелал и пособороваться. Во время соборования он молился усердно, из глаз его текли слезы раскаяния, слезы о грехах своих. И молитва веры спасла благочестивого старца: Господь воздвиг его от болезни. После соборования ему день ото дня становилось легче, и недели через полторы он уже снова, по своему обычаю, стоял при пороге храма и усердно молился Богу. Спустя некоторое время, на утрени в день воскресный, священник заметил, что старец подошел приложиться к Святому Евангелию один, без помощи других, между тем как прежде всегда кто-нибудь подводил его и Евангелие нужно было приложить к устам его, потому что он вовсе ничего не видел. После обедни он сам пришел в дом к священнику. На лице его была какая-то радость, в походке его замечалась бодрость; он стал уже как бы не тот дряхлый старик, который незадолго перед тем ходил сгорбленный. Прежнего старческого посоха при нем уже не было. Обратившись к священнику, он сказал: "Батюшка! Я получил от Бога великую радость. Ведь я теперь вижу одним глазом, который у меня закрылся уже лет с двадцать. Вижу вот и тебя, матушку и все, что есть в комнате; вот и сюда дошел без палки, а прежде без нее и шагу сделать не мог". Священник спросил: "А давно ли ты, дедушка, сподобился получить такую милость от Господа?" Старец ответил: "Да с тех самых пор, как ты, батюшка, меня пособоровал. Во время самого соборования как будто какой великий свет блеснул перед глазами моими и из глаз потекла слеза; протекла слеза и я стал видеть" ("Уроки и примеры христианской веры" Г.М.Дьяченко, ч. 1, стр. 218).

А вот и еще подобный случай выздоровления одной больной после совершения над ней таинства елеосвящения.
Дело было в Москве. У одного московского жителя, женатого вторым браком, сильно простудилась дочь от первой его жены, девица 16 лет. От простуды с нею сделалось воспаление в голове. К больной пригласили известного всей Москве доктора. Доктор, осмотрев больную, нашел, что она скоро должна умереть, почему посоветовал родителям обратиться к священнику напутствовать ее в жизнь загробную. Вслед за доктором явился и священник. Родители попросили его исповедать и причастить больную. Когда священник вошел в комнату больной, то нашел ее в совершенном бесчувствии. Глаза ее были закрыты, уста сомкнуты, все члены - без движения. Только по слабому дыханию и по редким, едва слышным, стонам можно было узнать, что больная была еще жива. Сколько ни обращался к ней с разными вопросами священник, она ничего не слышала и не показывала никакого понимания. Тогда священник объявил родителям и родным, что больную причастить нельзя. Все окружающие постель больной опечалились и спросили его, что же им делать. Священник посоветовал им особоровать ее. Они согласились. Во все время соборования больная была в том же бесчувственном состоянии. По уходе священника она вскоре пришла в себя, быстро начала поправляться и приняла намерение говеть во время Великого поста, который скоро приближался. Все родные пришли в необычайное удивление от ее выздоровления и называли ее не иначе, как воскресшею из мертвых ("Свыше наказанные нарушители десяти заповедей" П.Новгородского).

Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному. О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским. Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день св. великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою. А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и "обмасловать" ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе — водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг совершенно сознательно и отчетливо выговаривала слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать Священную книгу. Несмотря на то что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела. И свершилось новое чудо милости Божией. По окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Благодать Божия, преподанная Им в таинстве елеосвящения, исцелила ее немощи душевные. Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: "Благодарю вас, батюшка, что вы не отказались сделать порядок душе моей". Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. А вечером, часов в б, попросила поесть. Часов в 10-11 ночи больная потребовала к себе детей, благословила их и после этого непостыдно и мирно, будучи напутствована Св. Тайнами, отошла ко Господу. При таком исходе болезни родные почившей, несмотря на тяжелую для них утрату, слезно благодарили Господа Бога, что он не попустил развиться болезни до крайней степени и даровал страдалице, бывшей в жизни истинной христианкой, кончину христианскую.

Не дерзая разгадать тайны Промысла Божия о судьбах человеческих, можно сказать о смерти, произошедшей после таинства соборования, следующее.
Во-первых, иногда как сам приступающий к соборованию, так равно и родные его, готовящие его к этому таинству, не выполняют того, что необходимо для его выздоровления. Для выздоровления от больного требуется вера в помощь Божию и усердное прошение ее. Иисус Христос исцелял больных только тогда, когда видел твердую веру их и неотступность их просьбы. Вот, например, каковы были исцеления Его. Некоторая женщина 12 лет страдала кровотечением. Много лечилась она и пролечила все свое имение, но пользы себе не видела: день ото дня ей становилось все хуже. Слыша об исцелениях Иисуса Христа, она возымела твердую веру обратиться к Нему за помощью. Не смея предстать пред Его лице, она вздумала как-нибудь незаметно хоть прикоснуться к Его одежде: она верила, что даже одно прикосновение к одежде Великого Чудотворца может исцелить ее от болезни. За Иисусом Христом всегда ходила большая толпа народа, желавшего послушать Его учение и увидеть творимые Им чудеса. И вот, вошедши в толпу, больная кое-как протеснилась к Иисусу Христу и прикоснулась к Его одежде. Надежда не обманула ее, больная тотчас же почувствовала, что болезнь ее прошла. Но поступок ее не мог укрыться от Всеведущего Чудотворца. Обратившись к народу, Он спросил: "Кто прикоснулся к Моей одежде?" Все отказывались. Тогда ап. Петр сказал Ему: "Учитель! Ты видишь, что народ окружает и теснит Тебя, и говорит: кто прикоснулся ко Мне?" Иисус сказал: "прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня". При этом Он внимательно посмотрел кругом. Исцеленная, видя, что она не могла скрыться от Иисуса Христа, упала к ногам Его. Христос тогда сказал ей: Вера твоя спасла тебя; иди с миром (Мф. 9; Мк. 5; Лк. 8).

В другой раз Иисусу Христу пришлось проходить через город Иерихон. По обычаю, за Ним шло много народа. При выходе из города недалеко от дороги сидел один слепец - Вартимей, просивший милостыню. Услышав, что это идет Иисус Назорей, Вартимей стал кричать: "Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!" Многие начали останавливать его, чтобы он замолчал, но он еще громче стал взывать: "Сын Давидов, помилуй меня!" Иисус остановился и велел позвать к Себе слепца. Вартимей сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Иисус спросил его: "Чего ты хочешь от Меня?" Слепой сказал Ему: "Учитель! чтобы мне прозреть". Иисус сказал ему: Иди; вера твоя спасла тебя. Слепец тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге (Мк. 10; Лк. 18).

Много и других подобных исцелений совершил Иисус Христос, но все такие исцеления, так же как и вышеописанные два, происходили по вере болящего. Если же больной сам почему-нибудь или не мог высказать веры в Иисуса Христа (например -по малолетию, по бессознательности и т. п.), или не мог сам от себя попросить Его (например - лежал в постели и т. п.), то такого больного Христос исцелял по вере ходатайствовавших за него родственников и знакомых. Тогда требовалась вера и неотступность просьбы уже от них.

У одной хананеянки-язычницы дочь была одержима нечистым духом. Услышав, что в Иудею явился Великий Пророк, Который исцеляет всякую болезнь, хананеянка решилась обратиться к Нему за помощью в своей беде. Однажды Иисус Христос проходил недалеко от тех мест, где жила эта хананеянка. Отыскав Иисуса Христа, она последовала за Ним и вслед Ему кричала: "Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется". Христос, желая испытать твердость ее веры, шел и молчал. Ученикам Его надоело слышать крики хананеянки, и они подошли к Иисусу и стали просить Его, чтобы Он исполнил просьбу женщины. Христос объявил им: "Я послан к погибшим овцам дома Израилева". В это время подошла хананеянка, припала к ногам Его и говорила: "Помоги мне!" Иисус Христос сказал ей: "Дай прежде насытиться детям: не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам". Хананеянка-язычница, сознавая свое недостоитство, со смирением сказала: "Господи! И псы едят крохи, падающие со стола господ своих". Тогда Иисус Христос сказал ей: "О женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. Бес вышел из твоей дочери". Возвратившись домой, хананеянка нашла дочь свою здоровой.

У одного царедворца, жившего в городе Капернауме, смертельно заболел сын. Веря, что Иисус Христос может исцелить его сына, отец пошел к Великому Целителю просить милости. Иисус в это время был в городе Кане Галилейской. Выслушав просьбу царедворца, Он сказал: "Ступай, сын твой здоров!" Царедворец с верою принял слова Иисуса Христа и пошел домой. На дороге встретили его слуги с известием, что сын его выздоровел. Отец спросил их: "В каком часу ему стало легче?" Те отвечали: "Вчера в седьмом часу горячка оставила его. В этот именно час Иисус сказал царедворцу: пойди, сын твой здоров (Ин. 4, -51).

Вот что требовалось, чтобы получить исцеление у Иисуса Христа, то есть вера и усердное прошение или со стороны самого больного, или со стороны ходатайствовавших за него. То же самое должно быть у людей и теперь, если они хотят получить выздоровление в таинстве елеосвящения. Ибо исцеляющий Христос был, есть и будет один и тот же и одного и того же требовал, требует и будет требовать от всех при их исцелении. А вот того, что Он требует, часто и не бывает ни у самого больного, ни у окружающих его. Больной часто приступает к соборованию потому, что так принято у людей, так заведено. По тому же самому часто и родственники, а также и знакомые присутствуют при соборовании больного: "Не хорошо не быть, стыдно от людей". Стало быть, ни у кого из присутствовавших при соборовании нет ни достаточной веры, ни усердного прошения. А без этого-то не бывает и выздоровления. Ибо сказано, что больного исцеляет молитва веры, то есть вера, со единенная с Молитвой.

Во-вторых, иногда Бог не посылает выздоровления человеку и ради пользы самого же человека. Может быть, если бы человек выздоровел, он сделался бы великим злодеем и грешником, и душа его погибла бы. Бог же, зная наперед, что будет дальше и как будет человек жить в будущем, и берет его к себе. Ведь человеку этого не видно, ему непостижимы пути Промысла Божия. Нужно только твердо верить, что Бог благ и все делает ко благу Своего творения. Один пустынник просил Бога, чтобы Он открыл ему пути Своего Промысла. К своей молитве он присоединил и пост. Но Бог не открывал ему того, чего он просил. Однако пусынник не переставал молиться, и, наконец, Господь вразумил его. После долгих молитв пустынник отправился к одному старцу, который жил далеко от него, чтобы побеседовать с ним о Промысле Божием. Ему явился ангел в образе монаха и попросился к нему в спутники. Тот был очень рад этому, и оба они пошли вместе. На второй день своего путешествия они остановились у одного благочестивого мужа, который принял их с радостью: он умыл им ноги, угостил и успокоил их. Когда же гости стали собираться в путь, гостеприимный хозяин подвел к ним малолетнего своего сына, чтобы они благословили его. Но вместо благословения ангел, коснувшись отрока, взял душу его. Отец отрока в отчаянии не мог выговорить и слова, а пустынник с ужасом выбежал вон из дома. За ним последовал и монах, то есть ангел. Дорогой пустынник спросил своего спутника: "Кто ты? бес ты или ангел? Зачем ты умертвил отрока?" Спутник отвечал: "Если бы вырос отрок тот, он был бы страшным злодеем. Но отец его - человек праведный и угоден Богу, так как он делает много добра своим ближним. Поэтому за добро отца я и взял душу сына его, чтобы и он спасся вместе со своим отцом. Но вот что, старец! Возвратись в свою келью и не мучься без ума: пути Промысла Божия непостижимы, посему ты и не испытывай их. Это не будет тебе на пользу" ("Училище благочестия").

Видите, для пустынника и отца отрока было непонятно и удивительно, зачем ангел взял душу отрока, между тем как это сделано было для душевной пользы его - для его спасения. Но той же причине иногда Бог не посылает выздоровления больному и после соборования его.
В-третьих, после соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. Бог положил неизменный закон каждому человеку когда-нибудь умереть: мы это видим сами. А если бы после соборования человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда не умирать, что противно воле Божией. Тем не менее все-таки еще раз нужно сказать, что соборование приносит человеку выздоровление очень часто.
Второй дар, который посылается больному в таинстве елеосвящения, - это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: "Если он (болящий) соделал грехи, простятся ему". Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Готовясь предстать на суд Всевышнего и Праведного Судии, он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, какие он допускал в течение жизни, все обиды, какие кому сделал. Припомнивши все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: "И остави нам долги наши, якоже я мы оставляем должником нашим..". Все это больной непременно должен исполнить, ибо этого желает от людей Сам Бог. Исполнивши же, он может убирать со спокойной совестью, с надеждой на милосердие Господа, что Он отпустит ему все его прегрешения и сподобит вечного Своего Царствия. И действительно, люди, благочестиво приемлющее таинство елеосвящения, чувствовали на себе милосердие Божие еще при жизни, в самые последние минуты ее. Они чувствовали, что Господь Бог смотрит на них милостивым взором всепрощения и любви, что Он уже снял с них оковы греха, удалил от них их беззакония и со делал их чистыми. Сердце их исполнялось неземной радости, и они без страха готовились расстаться со своей земной жизнью и предстать пред лице Праведного Судим. Судия всех в их мыслях представлялся им уже не грозным, не карающим, а благим Отцом, с любовью зовущим к Себе Своих детей...

Вот какова сила таинства елеосвящения, совершенного над больным, который приготовился к нему достойным образом. Некоторые же из этих больных после этого таинства удостаивались и чудесного откровения о прощении им беззаконий, соделанных ими в земной жизни. В одной деревне в Костромской губернии Ветлужского уезда жил старик лет 80. До самой своей смерти он лечил народ простыми лекарствами и мно гим помогал, особенно в болезнях наружных. Нрава старик был угрюмого, разговаривал мало и не только с чужими, но даже и со своими семейными. В народе слыл он за колдуна. Все сторонились его и приходили только по нужде, со своею болезнью. Исповедовался и причащался он редко, года через три, а то и четыре. Но вот старик сильно заболел. Недели за три до смерти он стал жаловаться на удушье, которое со дня на день становилось все сильнее и сильнее. Семейные его посоветовали было ему обратиться к священнику, но больной вначале и слышать не хотел об этом, и только почти перед самой смертью, почувствовав сильную слабость во всем теле, согласился принять совет родных. Скоро явился и священник. Больной, как скоро увидел священника, кое-как встав со своей постели, пал к ногам его и со слезами начал говорить ему: "Батюшка! Я великий грешник, потому что вот уже четыре года не был у исповеди.
Теперь жестоко что-то мучит меня. Посоветуй мне, что нужно сделать, чтобы Господь простил мне великие мои согрешения?" Священник, утешая его, советовал чистосердечно раскаяться во всех грехах и причаститься Св. Тайн, на что больной изъявил полное свое согласие. После причастия больной снова повергся к ногам священника и умоляя его сказать, что можно сделать еще, чтобы умереть ему спокойно. Священник, подняв его с пола, предложил ему собороваться, на что больной также согласился с радостью. Во время совершения таинства он молился со слезами. После соборования священник, утешив больного, уехал домой. На другой день около полуночи, только что успев заснуть, больной вдруг видит страшное видение. Вся комната, в которой он лежал, мгновенно наполнилась множеством нечистых духов, со страшными черными лицами, с рогами на головах, с острыми когтями на руках и ногах. В комнате поднялась страшная тревога: нечистые духи начали плясать, визжать, толкать один другого, подбегали к постели больного и отбегали назад с сильным визгом. Один бес, самый страшный, говорил другим; "Идите к нему!" Но те отвечали: "Нельзя, он весь в крестах". Закрыв лица руками, они много раз старались подойти к больному, но с необыкновенным визгом отбегали назад, говоря, что: от крестов его сильно жжет их. Больной не мог вынести столь страшного видения и, до его словам, долго был без чувств. Потом, вдруг открыв свои глаза, он увидел над своей головой одного прекрасного юношу в белом светлом одеянии. В оравой руке он держал меч, которым отгонял от постели больного нечистых духов, пытавшихся подойти к ней. Ободренный видением прекрасного юноши, больной собрался с духом, прочитал молитву "Да воскреснет Бог" и оградил себя крестным знамением. Страшное видение исчезло. Пробудившись ото сна, больной подробно рассказал домашним свое видение. В своем теле он чувствовал сильное изнеможение. Чувствуя приближение смерти, он подозвал к себе своих детей, благословил их и, прощаясь со всеми, говорил слабым голосом: "Молитесь обо мне, грешном, Господу Богу, чтобы Он простил мне все согрешения". Через несколько минут он скончался мирно. Это видение сохранилось живо в памяти не только у его семейства, но и всего селения ("Воскресный день" В.А.Маврицкого).

Некоторые из православных христиан считают таинство елеосвящения прямо уже приготовлением к смерти, последним напутствием христианина, отходящего из этой жизни. Обыкновенно думают: кто соборуется, тот, значит, умрет.. Да и сами больные часто откладывают соборование в тех мыслях, что соборованием они как бы обрекают себя на смерть. От этого часта случается, что больные так без соборования и умирают или соборуются полумертвыми и, ста¬ло быть, не бывают в силах принести от себя молитву за свое телесное и душевное исцеление. Но напрасно христиане имеют такие мысли о таинстве елеосвящения. Мы уже видели, что в елеосвящении обещается телесное выздоровление и люди часто получают его. Стало быть, елеосвящение ведет к жизни, а не к смерти. Всем сердцем нужно верить этому, потому что выздоровление через апостола обещается Самим Богом.
Итак, православные христиане, вы видите, какие дары верующий получает от соборования. Тут есть благо для земной жизни загробной: обещается больному отпущение грехов. Оба дара велики. Велик дар - выздоровление от болезни, ибо всякому человеку хочется пожить подольше. Но еще больше другой дар - отпущение грехов. Этот дар делает человека чистым и отворяет ему дверь в Царство Небесное. Царство же Небесное есть драгоценнейшее сокровище, которого человек должен искать непрестанно в продолжение всей своей земной жизни. Поэтому, православные христиане, с охотой прибегайте к таинству елеосвящения. Когда кто-либо заболеет, пусть не откладывая дальше пособоруется. А при соборовании сам больной и его родные пусть помолятся с верою и надеждой на милосердие Божие. По вере Бог исполнит их общее желание. Если же больной видит, что воля Божия зовет его к Себе, то ему нечего печалиться в последние минуты своей жизни: ему готовится блаженная жизнь в Царстве Небесном.

КОНЕЦ


Митрополит Виталий
О СВЯТОМ ТАИНСТВЕ СОБОРОВАНИЯ
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)



Все наши частные богослужения-требы были постепенно выделены из утрени или Литургии и превращены в самостоятельные службы. Служба венчания, например, несет в себе настолько полный образ Божественной Литургии, что в сем богослужении не хватает, казалось бы, только Евхаристического канона. Напротив — все молебны по схеме своей были, скорее всего, взяты из утрешь Этот процесс выделения и, затем, развития чина частных богослужений завершился приблизительно к концу VIII века.
Такая схема развития частных богослужений видна во всех этих службах, кроме чина таинства , Соборования, которое стоит особняком, труднее всего поддается исследованию и которое достигло своего полного развития гораздо позднее и совершенно самостоятельно в истории богослужения.
Мы верим и знаем по свидетельству свв. Отцов, что св. Таинство Елеосвящения, иди Соборования потенциально всегда существовало в Церкви Христовой, но вначале оно выражалось в самой простой и краткой форме. Помазание св. елеем ради исцеления от болезней, для прощения грехов и перед смертью, часто упоминаемое свв. Отцами Восточной и Западной Церкви, и было его первичным видом.
Св. Ипполит (200—204 г.) в своем толковании прор. Даниила, обращаясь не к готовящимся к св. Крещению, но к согрешившим уже после Крещения, предлагает им употреблять елей, "дабы представить Богу непорочное тело и чтобы вы возжгли свои светильники в ожидании жениха".
Св. Ириней (140 г.) указывает на употребление св. елея на верных, готовых перейти в жизнь вечную, когда на их головы возливали елей, смешанный с водой, дабы их души не были захвачены или задержаны князем мира сего.
Ориген (186-254 гг.), перечисляя шесть способов восстания от греха, заканчивает по слову ап. Иакова:"Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, домазав его елеем во имя Господне" (Иак. 5,14).
Св. Афраат (338 г.), епископ и настоятель монастыря Map Маттея, упоминая о всех таинствах, пишет: "Св. елей, образ таинства жизни, творит христиан, священников, помазует царей, пророков, просвещает мрак, помазует болящих, возставляет кающихся". В Лавсаике приведены несколько случаев помазания елеем Антонием Великим, двумя Макариями и преп. Исидором, которые все были в иерейском сане.
Св. Серапион, ел. Тмуитский (282-366 гг.), друг св. Афанасия Великого, оставил нам молитву над елеем, в которой говорится: "Молимтися Боже наш, Источниче всякия силы и власти, Спасителю всех человеков, Отче Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, призри на молитву нашу и ниспосли с высоты небесной благодать Единороднаго Сына Твоего Господа и Спаса нашего Иисуса Христа на елей сей, дабы вее помазующиеся от него и все зде ныне предстоящие избавлени были от всякия болезни, демона лукаваго и от всякаго нечистаго духа".

Из Византии Таинство Соборования перешло к нам в Русскую Церковь уже почти в таком виде, как оно совершается в наши дни. Исследователь древних церковных обрядов И.Снегирев пишет: "Для чтителей священных обрядов Православной Церкви заметим, что в который год не бывает мироварения (в Москве), совершается в Успенском Соборе умовение ног; но ежегодно этот великий день (Вел.Четверток) там ознаменовывался после утрени совершением таинства Елеосвящения или Соборования. При этом торжественном и умилительном священнодействии, по прочтении диаконами семи Апостолов, а архиереем семи Евангелий... архиерей помазывает самого себя и сослужащих освященным елеем, соединенным с красным вином, а пресвитеры предстоящих". В эти дни Соборование совершалось над всеми желающими и в соборе св. Софии Новгорода.
Преосвященный Иннокентий, архиеп. Херсонский, во время осады Одессы совершал соборование над всеми осажденными, и, замечает летописец, никто из принявших его не пострадал. Наш великий святитель Димитрий Ростовский утверждает, что "в Великий Четверток могут принимать его и здоровые, потому что в этот великий и святой день на вечери Христос уставил новый завет тела и крови Своей; посему и можно приобщиться этой тайне и здоровому человеку, не ведающему ни дня, ни часа своей кончины".
Под влиянием протестантского рационализма и западной схоластики, наложивших отпечаток на нашу богословскую школу, таинство Соборования стали понимать если не полностью по западному учению, как предсмертное "последнее помазание", то, во всяком случае, как таинство, преподаваемое при тяжких заболеваниях, а тот древний обычай преподавать его раз в год в Вел. Четверток или в Вел. Субботу всем христианам стали или совсем отрицать, как никогда не существовавший, или разрешать его раз в год и только при кафедральных соборах, и непременно совершаемый самими архиереями.
Подпав под влияние западных богословских школ, мы невольно восприняли и их образ мышления , и их эмоциональное ощущение. На Западе веками рассматривали Соборование как "последнее помазание", которое одно время откровенно называлось "таинством смерти", а в Средние века принимавших его лишали права делать завещания, как уже умерших. Такое отношение к этому таинству наложило на него печать страха и ужаса, что отчасти перешло и к нам, а в простом народе породило самые невероятные суеверия. Нам же должно быть стыдно держаться средневековых заблуждений о сем таинстве. Мы должны вернуться к святоотеческой мысли о Соборовании как таинстве исцеления в грехах своих, являющихся источником всех болезней — телесных и душевных. Необходимо вернуться к освященной Преданием древней практике соборования всех на Страстной Седмице.

Пусть монастыри, истинные хранители чистоты веры, послужат здесь указанием правильного пути. На Афоне в Великий Четверток до сих пор совершается это таинство над всеми насельниками. Оттуда этот обычай перешел к нам в Оптину Пустынь. Благочестивый греческий народ во дни Страстной Седмицы ежегодно, а именно в Великую Среду, прибегает к сему таинству как к высшему врачеству всех болезней — душевных и телесных, немощей и грехов.
В наше время до крайности развитой техники все способствует интенсивности и напряженности грехов. Мы больше видим, слышим, ощущаем за одну неделю, чем наши прадеды за пять лет. В одно мгновенье по эфиру мы приобщаемся к событиям всего земного шара; в скором, почти молниеносном Нашем передвижении мы воспринимаем массу впечатлений, а через телевидение мы видим почти все, что творится на Нашей, уже делающейся скучной, Земле. От такого нагромождения чувств, мыслей и просто ощущений душа наша изнемогает. В таинстве исповеди нам и на мысль не приходит каяться в закоренелых, кажущихся нам невинных привычках. Мы не каемся в бесчисленных невольных грехах, бесчисленных суевериях, которые приносят нам бесчисленные беды, ибо суеверие есть некое самопроклятие; мы не каемся в забытых грехах, которые, однако, тяжелым бременем лежат на наших душах. Мы часто живем в атмосфере полной лжи, подделываясь под хорошее о себе мнение, которое ошибочно сложили о нас люди. Мы играем в жизни, как хорошие актеры, совсем не думая о ложности и греховности такого состояния. Со всех сторон нас соблазняют "идти в страну далече", и эти соблазны принимают иногда невероятные, замысловатые формы, и мы, по грубости своего сердца и невниманию, попадаем в капканы врага рода человеческого. Перед таким сильным натиском наших страстей, нашего внутреннего и внешнего врага нужны сильные средства, и как желательно было бы воскресить в нашей Церкви повсеместно древний обычай раз в году по милости Божией омывать всю эту тину грехов, разрывать тонкую паутину диавола, и делать это именно в святые дни Страстной Седмицы, когда, очищенные постом и усиленной молитвой, мы приближаемся к самой цели всего домостроительства Божия, к нашему воскресению духовному вместе со Христом в той степени и с той силой, с которой мы очистим себя от всякой скверны плоти и духа.


Материал взят из книги: «Семь Святых Таинств Православной Церкви. Елеосвящение или Соборование маслом.»

 
Ноябрь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

31 августа 2017 г. (четверг) – праздник иконы Божией Матери «Всецарица» - Престольный праздник нашей обители

На подворье монастыря «Всецарица» в храме Благовещения Пресвятой Богородицы ежедневно совершаются богослужения:

В монастыре «Всецарица» почтили память святой мученицы Неониллы и поздравили с Днем Ангела настоятельницу обители игумению Неониллу (Кузьмину).

В школьные осенние каникулы 2017 г. подворье нашего монастыря посетили 8 групп - учащиеся и учителя из трех епархий.

Председатель Парламента Словацкой Республики посетил Представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве

Представители Русской Православной Церкви участвовали в работе конференции «Религия в современном мире: культура и практика»

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ провел совещание руководителей православных общественных организаций

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.