19 января (н.ст.)/6 января (ст.ст.)
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Литургия св. Иоанна Златоуста.
Богослужебные чтения Апостольские чтения На литургии: Тит., 302 зач., II, 11–14; III, 4–7. На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. , X, 1–4. Евангельские чтения На утрене: Мк., 2 зач., I, 9–11. На литургии: Мф., 6 зач., III, 13–17. На освящении воды: Мк., 2 зач., I, 9–11.
Апостольские чтения.
БЛАЖЕННАГО ФЕОФИЛАКТА АРХИЕПИСКОПА БОЛГАРСКАГО ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ТИТУ СВЯТАГО АПОСТОЛА ПАВЛА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Из спутников Павла Тит был опытнейший муж; по этому самому он был рукоположен (Павлом) во епископа целого острова Крита, и ему было поручено рукоположение и суд над многими епископами. Ему, как совершенно опытному, и недоконченное исправить поручается этим посланием, которое Павел пишет ему до заключения своего в узы, когда он был еще на свободе. Ибо нигде он здесь не упоминает об испытаниях. Отсюда, мне кажется, это послание предшествует (второму) посланию к Тимофею, ибо то писал он при конце жизни. Он постоянно упоминает здесь о благодати, которою мы спасены, зная, что она служит великим утешением. Кто вспомнит, кем он был прежде и каких после того удостоился даров и благодати, тот приложит все старание, чтобы не прогневать своего Благодетеля. Нападает также и на иудеев, но не удивляйся, если он порицает весь народ. Он делает это не для оскорбления, а из любви к Богу и по пламенной ревности, подобно как и Христос многократно обличал книжников, но не за Себя, а за то, что они других вовлекали в погибель. Апостол пишет краткое послание, чтобы даже и этим научить нас добродетели Тита. Ибо он не нуждался в длинных речах, а только в некотором напоминании.
19 января
Зачало 302, Тит Гл.2:11-14; Гл.3:4-7.
11. Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком. Так как (Апостол) много великого потребовал от рабов, — разумею именно то, чтобы они украшали учение Господа своею добродетельною жизнию, — то теперь показывает, почему справедливо он требует от них таких высоких качеств. Ибо и для них также явилась благодать, хотя они рабы. «Всем», говорит, «человеком». И им даровал (Господь) очищение многих грехов, и они должны жить прочее время во славу своего Благодетеля. 12. Наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей. И здесь пристыжает их. Имея, говорит, учителем Бога, разве вы не должны жить достойно Его? Благодать эта, говорит, простирается не на отпущение только прежних грехов, но обеспечивает нас и на будущее время. Научает, чтобы мы жили прочее время целомудренно, так как прежде совершенно отказались от нечестия и мирских похотей. Выражением: «отвергшеся» он означает полное отвращение, проистекающее от настроения всей души. «Нечестием» называет идолопоклонство и извращенные догматы. Мирскими похотями — корыстолюбие, роскошь и прочие (пороки), которые не приводят к нему, но полезны в этом мире и вместе с ним прекращаются. Посему Христос пришел для того, чтобы мы отказались от нечестивых учений и грешной жизни, с одинаковою силою возненавидев то и другое. Целомудренно и праведно и благостно поживем. Целомудренно — означает не только воздержание от блуда, но и от прочих страстей. И если ты любостяжателен, то и не целомудрен, напротив еще более не воздержен, поскольку страсть эта не природная. Вообще, побеждаемый всеми страстями — не целомудрен. В нынешнем веце. Этот век представляет борьбу, а будущий — воздаяние. 13. Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Вот и награда, второе пришествие, поистине блаженное. Прекрасно сказал: «славы». О двух явлениях он говорит. Первое, как и выше сказано, имело благодать и прощение, которое совершилось с милосердием и простотою. Второе — воздаяние, имеющее открыться со славою, как и в Евангелии говорится: «егда же приидет Сын человеческий во славе своей» 1. Где те, которые унижают Сына и не хотят называть Его Богом? Пусть они выслушают, что Он — и Бог, и велик. Велик, сказано, как Бог, не по сравнению с другим чем-то малым, а безусловно, так как велик Сам по Себе, по природе. Если Он спас (нас), когда мы были врагами, то чего Он не даст тогда, когда найдет нас благоугождающими (Ему)? 14. Иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония. И это знак Его могущества, что Он дал Себя: и не так, чтобы от одного (беззакония) избавить, а от другого нет; но «от всякаго беззакония». Почтим же свое избавление. И очистит Себе люди избранны. (Очистит) купелию божественного крещения и исполнением Его божественных и очистительных заповедей. «Избранный», — то есть свой, — это выражение метафорически взято от слуг, вращающихся около имущества и достояния господина своего, подобно тому, как называют человека избранного, выделенного, не имеющего ничего общего с прочими людьми. Ревнители добрым делом. То есть, (народ) с жаром стремящийся к добродетели и показывающий ревность ко всем добрым делам и пламенное подражание. Избавление — дело Его одного, быть же ревнителем в делах — также и наше.
4. Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего. Бога. То есть, когда воплотился Единородный и стал нам подобным. 5 и 6. Не от дел праведных, их же сотворихом мы, но по своей Его милости спасе нас. Он спас нас не по делам, которые мы сделали: иначе сказать: мы и дел достойных оправдания це сделали, и не спаслись ими, а все сделала благодать Его. Банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, Его же излия на нас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим. Увы, мы так были погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении. Ибо это означает пакибытие и обновление, второе рождение и новое образование. Как под совершенно ветхий дом мы не подставляем подпор, но, разрушив до основания, строим его вновь: так и Бог не поправил нас, а воссоздал сполна. Каким образом? Святым Духом. Чтобы ты не доискивался, каким это образом, он говорит: Дух все исправил. Откуда это видно? «Его же излия», говорит, «обильно на нас». Не только воссоздал чрез Него, но и щедро наградил Им, чтобы и это было видно чрез Него. И справедливо. После того, как очистил, Он обильно исполнил нас и Духом. Это и означает: «излия». Ибо в нечистых не входит чистое. А это (совершилось) чрез Иисуса: Он посредник и раздаятель всех благ. 7. Да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя. Опять — «благодатию», а не по заслугам. Это научает смиреномудрию. Ибо не сами мы совершили что-нибудь. И обнадеживает относительно будущего. Если совершенно потерянных Он спас благодатию, тем более даст будущее оправданным. Чтобы, говорит, мы были наследниками вечной жизни, как на это и надеемся. Или: мы уже и наследники, поелику (живем) надеждою. ________________ 1 Матф. 25, 31.
БЛАЖЕННАГО ФЕОФИЛАКТА АРХИЕПИСКОПА БОЛГАРСКАГО ТОЛКОВАНИЕ на ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ СВЯТАГО АПОСТОЛА ПАВЛА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Коринф, славившийся большим богатством, и мудростию, хотя уверовал во Христа, но, уверовав, находился в опасности отпасть от Христа. Ибо богатые составляли свои партии, а мудрецы — свои, и, сами избрав себе учителей, порицали Павла, как бедного и необразованного человека. Кроме того, один из них смесился с мачехою; некоторые, по прожорливости, ели идоложертвенное; другие в денежных тяжбах судились пред еллинскими судьями; далее, мужчины отращивали волосы, ели в церквах и не уделяли нуждающимся; превозносились дарованиями духовными; относительно учения о воскресении колебались. Причиною же всех этих беспорядков была внешняя мудрость; ибо она есть мать всех зол для тех, которые верят ей во всем. Посему Павел пишет послание в Коринф с целью — исправить все это. Поелику же, что важнее всего, в Церкви были разделения, а это происходило от высокоумия; то он прежде всего старается истребить высокоумие. Зараженные высокоумием думали, что они учат чему-то высшему. Поэтому Павел и начинает так.
Зачало 143, 1 Кор. Гл. 10:1-4.
1. Не хощу же вас не ведети, братие, яко отцы наши вcu под облаком быша, и вcu сквозь море проидоша. Перечисляет, скольких даров удостоены были иудеи от Бога, и объявляет, что и после этих даров многие не угодили Богу. Говорит же, это с целию доказать, что как иудеям не послужило в пользу получение обильных даров тогда, как сами они не выполнили своего долга, так и вам не принесет пользы то, что вы уверовали и удостоились духовных таинств, если вы не представите себя достойными благодати Божией. «Вси», говорит, «под облаком быша». Ибо Бог простер облако покровом над ними, и они прошли через море (Исх. 13, 21. 14, 22). 2. И вcu в Моисеа крестишася во облаце и в мори. Т. е., вместе с Моисеем были под тению облака и вместе перешли чрез море. Ибо когда увидели, что он первый переходит, тогда и сами смело пошли среди вод. Подобное сему и у нас. Первый умер и воскрес Христос, потом и мы уже крестилися, подражая смерти Его чрез погружение в воде и воскресению чрез восхождение из нее. «В Моисеа крестишася». Это значит: он предшествовал им в образе крещения. Ибо нахождение под облаком и переход чрез море прообразовали собою крещение. 3. И вcu тожде брашно духовное ядоша, и вcu тожде пиво духовное пиша. Как мы, по получении крещения, вкушаем тело Владыки, так израильтяне, по переходе чрез море, вкушали манну (Исх. 16, 4. 15); и как мы пием кровь Владыки, так они пили воду из твердого камня (Исх. 17, 6). Называет манну и воду «духовными» потому, что они хотя были чувственные, но происходили не по закону природы, а по благости Духа, и питали с телом и души, и приводили к вере. 4. Пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос. Что касается пищи, то не требовалось никакого подтверждения; ибо необычайность ее сама собою очевидна. Но относительно пития нужно было подтверждение, потому что необычаен был только способ изведения онаго. Поэтому и говорит: не природа камня дала воду (иначе он источал бы ее и прежде), но совершил все некоторый иный камень, именно Христос. Словом «последующаго» выразил ту мысль, что Христос всюду был присущ им и все чудеса совершал.
(Блаженного Феофилакта Архиепископа Болгарского Толкование на послания св.апостола Павла. – М., «Скит», 1993).
|