Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









Праздник в честь иконы Божией Матери "Владимирская" - 03.06 н.ст. (21.05 ст.ст.), 06.07 н.ст. (23.06 ст.ст.), 08.09 н.ст. (26.08 ст.ст.)

ЛЕТОПИСЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ [1]

Чудотворная икона Божией матери Владимирская, написанная евангелистом Лукой.
Среди многих прославленных икон Богоматери, Владимирский образ занимает особое место. «Державная Помощница», «Заступница Непостыдная», как воспевает Церковь Пречистую Деву, многократно спасавшую землю Русскую явлением своего образа. Перед ним молились и прославленные иерархи, и царственные особы, и многие миллионы наших соотечественников. Во время тяжелых испытаний и радостных событий в жизни нашего отечества Божественное благословение было ниспосылаемо через дивную икону Царицы Небесной. Именно поэтому народ божий чтит образ Той, Которая обещала неотступно пребывать с ним.
Первое упоминание о Владимирской иконе Богоматери в русских летописных источниках связано с именем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и относится к 1155 году.
Лаврентьевская летопись, повествуя об основании княжеского стола в северных землях, говорит, что в1155 году ушел Андрей из Киева от отца своего в Суздаль и принес икону святой Богородицы, которую привезли из Царьграда. Это повествование дополняет другой литературный памятник последней четверти XII века – «Сказание о чудесах Пресвятой Богородицы Владимирской».
Задолго до того как уйти в Ростовские земли, князь услышал об иконе женского Вышгородского монастыря, которая трижды сходила со своего места, и захотел побывать у этого образа Богоматери. Сначала видели ее стоящей посреди церкви, затем развернутую ликом к алтарю и, наконец, над престолом. Войдя в церковь, князь перед образом упал на землю и просил Владычицу быть заступницей ростовской земле и новопросвещенным людям. После молитвы Андрей вместе с клиром отправился в Ростовскую землю, совершая по пути молебные пения Пречистой Богородице.
Подойдя к разлившейся Вазузе, князь послал проводника проверить брод. И как только проводник спешился с лошади, то стал увязать в илистом дне, так что никто не мог ему помочь. Благоверный князь встал на молитву перед иконой и молился так: «Пресвятая Владычица наша Богородица, буду повинен в его смерти, если Ты не спасешь его». Тотчас человек смог выбраться из речной пучины и, вскочив на лошадь, добрался благополучно до берега. Князь же, одарив его, отпустил домой.
Переправившись через реку, проходили Рогожские поля. Непраздная супруга священника Николая, ехавшая с княжескими спутниками, сошла с повозки. В это время бес напал на коня и последний, сбросив с себя возницу, поломал ему ногу. Попадья же, оказавшись под копытами лошади, была истоптана так, что лежала замертво. Об этом рассказали самому Николаю, и тот, обратившись к иконе Богоматери, воскликнул: «Госпожа, Пречистая Богородица Владычица, неужели не можешь избавить от смерти умершую?» Конь, высвободивши запутавшиеся копыта из одежды несчастной, убежал в лес. И пока выясняли, от чего взбесился конь, женщину нашли живой.
В продолжение пути, недалеко от Владимира, лошади, на которых везли чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Меняли лошадей и даже икону переставляли на сани, но ничего не помогало. И в ознаменование этого события поставил князь Андрей две каменные церкви во имя Богородицы и заложил город, который наименовал Боголюбово.
С тех пор чудотворная икона находилась во Владимирском Успенском соборе до 1237 года, когда произошло событие, предопределившее более чем на два столетия дальнейший ход Русской истории. «На зиму приидоша от восточныя страны безбожные татары». Захватив Рязань, Коломну и Москву, Батый 3 февраля приступил к стенам Владимира. Рано утром 7 февраля начался приступ, а к обеду город уже был взят. Князья Всеволод и Мстислав бежали с теми, кто мог, а в городе, во Владимирском Златоверхом соборе – последнем месте спасения от пожара и захватчиков – укрылись Епископ Митрофан с оставшимися в городе княгинями, боярами и прочими людьми.
Святитель как истинный и чадолюбивый отец молился о вверенных ему людях: «Господи Боже сил! Светодавче, сидящий на херувимех, научивший Иосифа, укрепивший Давида на Голиафа и воскресивший четверодневного Лазаря из мертвых, простри руку Свою невидимо и приими в мире души раб своих». Принеся молитву, епископ скончался. Взломав церковные двери, татары ворвались в храм. И тех, кто еще не погиб от дыма и огня, изрубили мечами.
Чудотворную икону «разграбиша», содрав золотой оклад, украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Ту же участь разделили монастыри и храмы, оказавшиеся на пути язычников.
После завоевания Руси татарами Владимирским князем стал Ярослав, который прежде всего позаботился о погребении мертвых и украшении Владимирской иконы, которая чудом осталась невредима.
Время Владимира уже прошло; надлежало исполниться пророчеству святителя Петра о Москве, что она станет первым городом, если воздвигнется в ней храм Богоматери. Храм уже был построен, но не было в нем еще славной иконы Богоматери – заступницы Русской державы. Всего во Владимире икона пребывала 242 года, до тех пор, пока Сама Богоматерь не восхотела, чтобы Ее чудотворный образ был перенесен в царствующий град Москву. Однако это произошло не совсем обычно.
В 1395 году к Москве подступил Темир-Аксак (Тамерлан). Чтобы осознать какую он представлял опасность для Русской земли, достаточно вспомнить, что об этом говорит «Повесть на сретение чудотворного образа пречистой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».
Темир-Аксак появился на исторической арене совсем не как мудрый политик или гениальный полководец. Зарабатывая себе на пропитание кузнечным ремеслом, он снискал репутацию злого и жестокого вора. Оказавшись на улице, за свой образ жизни, Темир стал заниматься тем, что ему было близко. Собрав около тысячи себе подобных, разбил десятитысячное войско персидского полководца Карамандина. Несколько позже, когда численность его войска возросла до 150-тысячного войска, обошел Грецию. Победив союзников турецкого царя Баозита Крещия Толчана и Сербского Стефана, захватил Дамаск и уже хотел идти к Иерусалиму. Но услышав предание, в котором сказано, что всякий покоривший Иерусалим, бывает наказан от Бога, изменил планы и прошел дальше на Восток. По приказанию Тамерлана, женщин и детей закапывали живыми в землю, а мужчин бросали на растерзание диких зверей. Умолявших его о пощаде топтал лошадьми говоря: «Освободил несчастных от скорби и забот мира сего». После захватил Ассирию, Вавилон, Севастию, Армению, Китай и Крым. Победив и объединив 17 ордынских князей, захватил Сарай Великий и Великую Орду Тохтамыша. К этому времени его орда насчитывала более 400 тысяч воинов. Именно перед такой грозной силой оказалось раздробленное Русское государство.
Тамерлан завладел Ельцом. Великий князь Василий Дмитриевич оставил Москву и пошел к Коломне собирать русское воинство. В это время митрополит Киприан каждый день совершал божественную литургию, не отходя от храма, приносил слезные молитвы за князя и его воинов. Всем же заповедал пост, молитву, милостыню и братолюбие. Велико было покаяние наших соотечественников. «Все единодушно от мала и до велика постом и коленопреклонением очищающеся от грех, прибегающи ко святым Божиим Церквам, и по домам моляху всесильного Бога и пречистую Матерь Его… избавити их от предлежащих бед и скорбей». Господь услышал молитвы верных своих, вложив благое помышление в сердце князя и митрополита послать во Владимир за чудотворной иконой Богоматери.

Владимирская икона Божией Матери. XVI в. Государственная Третьяковская Галерея
Посланцы преосвященного прибыли к празднику Успения и, рассказавши обо всем, совершили всенощное бдение и божественную литургию. После литургии, икону вынули из киота и при пении с крестным ходом понесли в Москву. И все христианское множество, малые и великие, провожали пречудную икону «со многими слезами, не могуще разлучитися таковаго бесценного сокровища… страхом же любовию припадаху и умильно глаголаху: Камо отходиши, о Владычице? Всую оставляеши нас сирых, отжени належащий на ны страх и трепет, утиши подвигшийся на ны гнев Божий и от всякия пагубы избави нас… И тако всенародное множество разлучающеся ненасыщаемого зрения чюдеснаго того образа, горько рыдающе, едва возвратишеся во град свой Владимир».
Когда с иконой подходили к Москве, навстречу ей вышел крестный ход, какого, вероятно, еще не знала земля Русская. Весь столичный причт с блаженным митрополитом и князем Владимиром Андреевичем, множество князей и бояр, девиц и отроков, нищих и убогих, с пением псалмов и молитвой на устах, встретили ее за городом, около деревянной церкви преподобной Марии Египетской.
Прославляя Божественную милость и Пречистую Деву, принесли икону в Москву и поставили справа от Царских врат в Успенском соборе Кремля, получившему с тех пор наименование «дом Богоматери».
В тот час, когда произошла встреча (сретение) чудотворного образа, Темир-Аксак спал в своем шатре и видел необычный сон. Вскоре после этого Тамерлан приказал войскам собираться и «бежа в Орду, никимже гоним, отнюдуже приидоша. Но по истине, гоним Божиею непобедимою силою… и предстательством и заступлением Владычицы нашей Богородицы, и молитвами Божиих угодник…
В воспоминание об этом событии, чтобы не забывали люди дел Божиих, решено было установить праздник 26 августа, в день памяти святых мучеников Адриана и Наталии, и построить Сретенский монастырь на том месте, где был встречен чудотворный образ Богородицы. Кроме того, к монастырю решено учредить крестный ход. Ежегодно из Успенского собора с иконой Богоматери ходили в Сретенский монастырь, где служили литургию. После богослужения крестный ход возвращался в Кремль, а по дороге, на Лобном месте, диакон произносил ектению: «Помилуй нас Боже…»
После установления на Москве крестного хода древко иконы было обрезано, а поля расширены настолько, чтобы на них могли свободно лечь чеканные золотые клейма с изображением Благовещения, Рождества Христова, Сретения, Богоявления, Успения, Воскрешения Лазаря, Вознесения Христова, Входа Господня в Иерусалим, распятия, Сошествия Святого Духа, Преображения и Сошествия во ад.
С 1478 года Русь, хотя и была должником Орды, но дани не платила. Именно за этой данью пришли войска Казанского, Крымского и Астраханского ханств, объединенные Золотой Ордой. Расставив свои войска в Коломне, Серпухове, Тарусе и в других местах по берегу Оки, Иоанн III направился в Москву «ко Всемилостивому Спасу, Госпоже Богородице и к святым чудотворцем, прося помощи и заступления православному христианству», - говорит Воскресенская летопись. Ахмат увидел, что все переправы перекрыты, поэтому не спеша двинулся к Угре, поджидая своего союзника - Литовского короля. Но поскольку тот был занят своими усобицами, татары решили сами переправляться через Угру. Однако Иоанн Васильевич опять успел перехватить броды через реку, так что войска противников стали друг против друга, ведя перестрелку. На удивление хронографов, «наши стрелами и пищалями многих побиша, а их стрелы, между наших падали и никого не поражали». Никто не решался переправляться. Стороны ждали, пока ударят морозы и река встанет.
«Тогда же бысть преславное чудо святой Богородицы». Только русские войска отступили от берега, татары подумали, что это ловушка, и, возглавляемые Ахматом, 11 ноября покинули пределы Московской земли. На обратном пути на бежавших напали объединенные силы ногайских татар и сибирского хана Ибака. В этом сражении Ахмат был убит, а в 1492 году Орда была разгромлена крымским ханом Менгли-Гиреем. «Тако избави Бог и Пречистая Богородица Русскую землю от поганых».
23 июня, по случаю ухода татарских войск с Угры, осенью 1480 года был установлен крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь с Владимирской чудотворной иконой.
В 1514 году великий князь Василий, посоветовавшись с митрополитом Варлаамом, решил поновить и украсить образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Владимирской. Имея глубокую веру, святитель и сам трудился над иконами в своих палатах, - сообщает нам Софийская летопись.
Это значительное событие было отмечено особым крестным ходом в Сретенский монастырь из Успенского собора 21 мая.
Много чудес от цельбоносного образа Богоматери было совершено во Владимире, но еще большие чудеса неисповедимыми судьбами Божиими были явлены в Москве. Об этих событиях нам известно из нескольких повестей, составленных по благословению Макария митрополита московского.
В 1521 году, при великом князе Василии Ивановиче (в иноках Варлааме) Преблагий Господь «милостивно наказал людей своих, да от грех престанут и угодная ему творити научатся». Перекопский хан Мехмет-Гирей, расторгнув мир, вторгся в пределы Русской земли. Перейдя Оку, сжег Николо-Угрешский монастырь и 29 июля был на подходе к Москве. Народ стал готовиться к осаде. Преосвященный митрополит Варлаам с Великим Князем и множество народа непрестанно молились Богу, призывая на помощь Пречистую Богородицу.
Во время этих событий в Москве находился Ростовский архиепископ Иоанн, который взял благословение у митрополита на особый подвиг молитвы за отечество. Затворившись в приделе Успенского собора Похвалы Пресвятой Богородицы, он не выходил оттуда даже подкрепить себя малым количеством пищи.
Одновременно со святителем, у храмовых врат приносил молитву Блаженный Василий, Христа ради юродивый. И когда услышал сильный шум, церковные двери открылись, а от Владимирской иконы был глас: «За грехи людей, я повелением Сына своего с русскими чудотворцами покину этот город». И тотчас икона Богоматери сошла со своего места, а храм наполнился огнем. И явил Бог угоднику своему, что возвратит благодать Свою людям лишь молитвами Пречистой Своей матери.

Икона Божией Матери Владимирская.
В это же время в Кремлевском Вознесенском монастыре, месте пострига и погребения княжеских особ, жила одна благоговейная старица, слепая инокиня. Во время соборной молитвы Господь послал ей откровение: сопровождаемые колокольным звоном из Фроловских ворот Кремля, словно на литию, выходят святители Петр, Алексий, Иона и Леонтий Ростовский и несут с собой чудотворный образ Богоматери. И так, с великой святыней и множеством народа выходят из города. А со стороны Ильинского крестца вышли Преподобный Сергий и Варлаам Хутынский и просили святителей не покидать града. Совершив литию и многие молитвы перед образом Богоматери, возвратились в город с чудотворной Святыней. После видения инокиня прозрела и, прожив в келии своей еще два года, отошла к Господу. Подобное же видела родственница Ивана Третьякова, супруга Крестовоздвиженского священника Ульяна и некоторые другие.
Господь послал ангельское воинство, от которого пришли в ужас татарские рати, со страхом возвратившиеся в стан. В другой и третий раз послал хан своих людей, но те будучи устрашены подобным видением, в страхе опять бежали.
В этот же день пришла весть о бегстве безбожных татар. Опасность, угрожавшая Москве, была устранена. «Божия сила прогони их непостыдным предстательством Пречистой Богородицы и молитвами всех святых». Само Астраханское ханство вскоре было уничтожено нагайскими татарами вместе с самим Магмет-Гиреем и его сыновьями.
Теперь с крестным ходом, установленным 21 мая 1514 года, соединили воспоминания о спасении Москвы от Мехмет-Гирея. Впрочем во времена Алексея Михаиловича он совершался 26 или 2 мая, а иногда 2 июня. Со времен Петра I он был отменен, но затем восстановлен к церкви Владимирской иконы Богоматери у Никольских ворот в Китай-городе.
1547 год был ознаменован страшным московским пожаром, когда полностью выгорел Великий торг, многие храмы и дворы. И только заступничеством Богоматери в Кремле соборный храм остался невредимым.
Утром 13 апреля, в среду Светлой Седмицы, из своего загородного дворца в выгоревший Кремль приехал царь Иван Грозный и «вниде в церковь Владычице нашея Богородица честнаго ея Успения, и пришед к чюдотворной иконе Пречистыя Владимирския и много моления соверша и слезы доволны излил. Бе бо церкви та соборная невредима от бывшаго пожару молением Пречистые Владычицы нашея Богородицы».
Во время пожара митрополит Макарий совершал молебен в Успенском соборе. Кровля собора уже сгорела, белокаменная паперть превратилась в прах, а в церкви был такой жар, что находиться внутри было просто опасно. Митрополита едва успели вывести из храма, когда он пытался спасти Петровскую икону Богоматери и книгу правил митрополита Киприана. Великий же и чудотворный образ Владимирской иконы хотели вынести и «не возмогоша его ни двигнути от места, идеже стояше не смогли. Сама Богомати сохраняла и соблюдала не токмо свой пречистый образ и всю церковь».
Об одном событии, свидетелем которого был сам митрополит Макарий, рассказывает «Чюдо о тати великия соборныя Пречистыя Богородицы честнаго ея Успения».
Однажды во время вечернего богослужения в Успенский собор вошел один ремесленник. Увидев драгоценную утварь святых икон, так распалился сердцем, что любым способом решил заполучить «бесценное узорочье». Служба окончилась, и тать, дождавшись, когда все уйдут из храма, забрался под печь, прикрывшись метелками. Под покровом темноты он выбрался из своего укрытия и подошел к чудотворному Владимирскому образу. Рядом с ним в серебряном киоте стояла икона письма митрополита Петра и его рака. И лишь вор подошел к святыням ободрать золото, как услышал необычный шум и увидел идущего из алтаря навстречу себе светоносного мужа. От страха тать упал в обморок и несколько часов пролежал на полу храма. Очнувшись, опять спрятался под печь, загородив себя метлами и скамейками.
Утром, когда ключарь вместе со сторожами по обыкновению открыл храм и совершал обход, около печи он увидел необычное нагромождение. Разобрав завал, обнаружили вора. Страх исказил все его существо, руки судорожно сжимали нож и мешок, куда грабитель хотел сложить награбленное. Допросив злоумышленника, хотели учинить расправу, но пришедший в это время митрополит Макарий запретил наказывать виновного. И более того, чтобы никто не мог причинить ему зла, велел сторожу проводить его за город. Дойдя до церкви всех святых на Кулишках, вор стал неистово кричать. И, надрываясь от воплей, испустил дух. Митрополит из великой любви и милосердия к людям благословил похоронить несчастного. И сбылось на нем слово Писания: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».
Иерархи, находившиеся под покровительством Владимирской иконы, проявляли немало забот о ее сохранении и украшении. Не был исключением и митрополит Афанасий, преемник святителя Макария по Московской кафедре. В 1566 году по его рескрипту была произведена новая реставрация иконы.
Не мог обойти вниманием Владимирскую святыню и святейший патриарх Никон, знаток и любитель церковного искусства. По его указу в 1658 году золотых дел мастером Петром Ивановым была устроена золотая риза в дополнение греческого сканного оклада митрополита Фотия.
Только эти две ризы и остались после указа рационалистически настроенного Петра I от 1722 года. Тогда с икон были сняты «ожерелье вложенное царем Михаилом Федоровичем крупного жемчуга с 5 яхонтами, 5 изумрудами и 11 лалами в золотых гнездах; 6 золотых цат; 4 панагии; 16 крестов с жемчугом и драгоценными камнями и сверх того серьги и рясы, числом 152 штуки». В это время она лишилась большей части своих украшений.
XIX век принес новые испытания.
Когда войска Наполеона приблизились к Москве, перед иконой приносили молитвы с надеждой на покровительство Богоматери. В 1812 г. праздник Сретения иконы 26 августа совпал с 48 днем Бородинской битвы. По этому случаю крестный ход с чудотворной «Владимирской» и другими чтимыми образами вокруг стен Китай-города и Белого города был особенный. Когда же решено было сдать Москву, по указу императора Александра I древнюю «Владимирскую» икону (вместе с «Иверской» и «Смоленской») в ночь с 1 на 2 сентября отправили во Владимир. Секретарь московского митрополита Августина Малиновский перенес иконы на Саввинское подворье. Когда иконы были принесены и помещены в экипаж, владыка, помолившись в домовой церкви, отправился из Москвы. По просьбе преосвященного Ксенофонта и по благословению преосвященного Августина с иконой вокруг Владимира ежедневно совершался крестный ход.
20 октября после торжественного богослужения вместе с иконами владыка Августин отправился в Москву.
Негде было остановиться в опустевшей Москве, и владыка решил остановиться в Черкизове, а 7 ноября переехал в Сретенский монастырь.
Только в Неделю Ваий 1813 года Владимирскую икону торжественно перенесли из Сретенского монастыря в Успенский собор и поместили справа от Царских врат в створчатом киоте.

Икона Божией Матери Владимирская.
Всенародная святыня была свидетельницей многих важнейших государственных и церковных событий нашей истории. При избрании на московскую кафедру святителей в ее киот ставили панагиарь, в котором находились запечатанные имена кандидатов. После молебна вынутый жребий распечатывался царем, который и оглашал народу имя избранника. Так, на поместном соборе 5 ноября 1917 года затворник Зосимовой пустыни схииеромонах Алексий вынул жребий преосвященнейшего Тихона, интронизация которого и состоялась 21 ноября того же года. Ради такого великого события, как восстановление патриаршества, всероссийскую святыню на время перенесли из Успенского собора Московского Кремля в храм Христа Спасителя.
Эпохальным событием в летописи Владимирской иконы, стала ее расчистка от позднейших записей и реставрация.
14 декабря 1918 года комиссией Отдела по охране памятников искусства и старины Народного Комиссариата по просвещению икона была изъята из киота для осмотра.
Густой слой олифы, наложенный при последней реставрации 1895 года, по случаю восшествия на престол последнего из дома Романовых, царя-страстотерпца Николая, потемнел и «вскипел». На нем появились грибообразные наросты и вспученности, начавшие раздирать живопись и вызывать осыпь краски .
Драгоценный золотой оклад с множеством бриллиантов и жемчуга был снят с иконы и передан на временное хранение в Оружейную палату. 20 декабря 1918 года протоиереем Сергием Ермонским, ризничим собора, икона была перенесена из Успенского собора в помещение патриаршей библиотеки для реставрации. 22 февраля 1919 года закончена реставрация лицевой стороны иконы. В тот же день приступили к вскрытию обратной стороны иконы с изображением Креста. 6 марта реставрация была полностью закончена. Работы по расчистке и укреплению изображения производил потомственный мастер своего дела Г.О. Чириков.
В 1926 году икону передали в Государственный Исторический Музей, где она и находилась до 1930 года, когда ее перевезли в Государственную Третьяковскую галерею.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизнь советского государства. Вместе со всеми произведениями также были вывезены и чудотворные Владимирская и Донская иконы Богоматери. Новосибирский Оперный Театр до конца 1944 стал пристанищем многих святынь, хранящихся в Третьяковской галерее.
Празднование 1000-летия крещения Руси повернуло культурную и политическую общественность лицом к Церкви. Впервые за многие десятилетия изгнания на нее посмотрели иначе. Это помогло в осенние трагические дни 1993 года, когда наша страна переживала один из самых сильных политических кризисов, обратить к ней свое упование и веру. В результате противостояния исполнительной и законодательной властей прекратил существование Верховный Совет, была принята новая Конституция, проведены выборы в Государственную Думу и Совет Федерации.
За неделю до описываемых событий, под праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, дежурившие в оцеплении около Верховного Совета женщины видели двух старцев в светолепном одеянии. В них женщины узнали преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Нет никаких оснований сомневаться в том, что и в XX веке угодники земли Русской так же, как и в века минувшие, предстательствуют за свое земное отечество.
Узнав о событиях в Москве, Святейший патриарх Алексий II , находившийся тогда на праздновании 200-летия Православия в Америке, срочно вернулся на родину. В своем обращении он сказал: «Россия на краю пропасти. Сегодня может распасться Русская держава. Слезно прошу не допустить кровопролития. Одна пуля, выпущенная около Белого Дома, может привести к катастрофе, кровавое эхо которого прокатится по всей стране. Всех христиан прошу молиться о спасении России. Пусть и те, кто ни разу в жизни не обращался к Богу, возопиют ныне к Нему. Гнев Божий пролился на Россию. В этот миг молю всех, кто держит в руках оружие: будьте милосердны к ближним своим! Не позволяйте духу ненависти лишить вас разума!»
В Даниловом монастыре при посредничестве священноначалия Русской Православной Церкви состоялись переговоры противоборствующих сторон, которые, однако, не привели к соглашению. Тогда 3 октября, по прошению Святейшего Патриарха Алексия, из Третьяковской Галереи в Богоявленский кафедральный собор состоялось изнесение Владимирской иконы Богоматери.
После совершения литургии Святейший патриарх в сослужении членов Священного Синода совершил молебен перед всероссийской святыней. «Матерь Божия! Заступница наша! Ты никогда не оставляла России и всегда спасала народ наш. Не оставь нас и ныне. Смиренно прибегаем к Тебе: умоли Бога и Сына Твоего, да помилует и спасет Русь», - молился Святейший Предстоятель.
На следующий день, 4 октября, когда в аппарате Руцкого уже заговорили о гражданской войне, а количество убитых превысило 20 человек, конституционная власть одержала победу. Мы верим, что 16 день противостояния закончился «малой кровью» лишь заступничеством Богоматери, явившей через свою икону в XX веке новое чудо, как некогда и нашим славным предкам.
Это событие дало повод президенту страны 22 ноября 1993 года подписать документ, разрешающий совершение богослужений перед всенародной святыней.

Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Икона XVI в.
В благодарность о прошедших событиях 3 июня 1994, в день памяти Владимирской иконы Богоматери святыню переносили в Успенский собор Московского кремля на патриаршее богослужение.
Через два года, в 600 годовщину перенесения чудотворного образа в Москву, состоялся торжественный крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. На крестном ходе несли список с Владимирской иконы, выполненный архимандритом Зиноном, а сама святыня была вывезена в монастырь в специальном киоте, поддерживающем определенные климатические условия.
Во период демократизации в государственных структурах произошли многие положительные перемены. В Третьяковской галереи открылся домовый храм. Этот прецедент открыл исключительную возможность для верующих молиться у святынь в храме, и в то же время создать все условия для наилучшей сохранности икон.
Освящение храма Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее 8 сентября 1996 года совершил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Впервые в храме была отслужена литургия перед Владимирской иконой Божией Матери.
В декабре 1998 года ученый совет галереи принял решение об окончательном переносе иконы в домовый храм Третьяковской галереи, а в апреле 1999 года это решение было подтверждено на переговорах в Московской Патриархии. Для этих целей решено разработать специальный киот с заданным климатическим обеспечением. Для нас может показаться странным, почему великая святыня, которая на протяжении многих столетий пребывала на открытом воздухе, порой даже под дождем, теперь нуждается в какой-то климатической защите? Но так можно рассуждать, бросив лишь беглый взгляд на историю образа. В связи со многими утратами и потемнением защитного слоя икона много раз поновлялась и прописывалась заново. Так что к началу XX века молящиеся уже не могли видеть того первоначального лика Богоматери, какой мы видим сегодня. И в задачу нашего поколения входит обязанность сохранить эту мировую святыню для нас и наших потомков. Поэтому с целью предохранения иконы от нежелательного воздействия внешних факторов на московском заводе полиметаллов началась работа по изготовлению для нее специального киота.
И пока специалисты трудились над своей задачей, 8 сентября 1999 года икона была установлена в храме во временном киоте на солее, справа от царских врат, по примеру ее расположения в кремлевском соборе. Только 10 января 2000 года Владимирская чудотворная обрела свое место в постоянном киоте, оснащенном системой микроклимата. Во второй половине дня прибыл сам Патриарх, чтобы отслужить торжественный молебен в связи с 604 годовщиной Сретения чудотворного образа.
Сейчас икона находится в домовом храме Третьяковской галереи.
________________
1 В основание текста положены: Лаврентьевская, Воскресенская и Софийская летописи; «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», составленное св. блгв. Кн. Андреем Боголюбским; «Сказание о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской»; Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания (Святителя Макария Московского), другие публикации.
2 Все последующие слои живописи имеют различные коэффициенты сжатия и расширения и т. о. разрушают красочный слой и левкас оригинала.


(www.tolmachy.narod.ru)
Храм свт.Николая в Толмачах, в котором находится чудотворная икона Божией Матери Владимирская.
Собор Владимирской Божией Матери С-Петербург.
Собор Сретения Владимирской иконы Сретенского монастыря.
Церковь Иконы Божией Матери Владимирская в Оптиной Пустыни.
Могилы св.Льва, Макария, Амвросия и храм Владимирской Божией Матери.
Церковь Владимирской Иконы Божией Матери в Одессе.

 
Октябрь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

В Краснодаре состоялся съезд общества православных врачей

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

7 октября 2024 г. игумения Неонилла с сестрами отправили поздравление с днем рождения Президенту России Путину Владимиру Владимировичу

В конце сентября 2024 г. на подворье

Патриарший экзарх Африки совершил Литургию в храме иконы Божией Матери «Знамение» в Габоне

Издательство Московской Патриархии представляет свои новинки на фестивале книжной культуры в Пензе

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в конференции «Семейное чтение как традиционная российская ценность: история и современность»

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.