Рождество Пресвятой Богородицы и жизнь Богоотцев Иоакима и Анны - 21.09 н.ст. (08.09 ст.ст.)
Икона "Рождество Пресвятой Богородицы"
Рождество Пресвятой Богородицы. Архимандрит Зенон
Рождество Пресвятой Богородицы Святая Церковь празднует 21 сентября по новому стилю ( по ст.ст. 8 сентября). Это один из двенадцати больших праздников. Пресвятая Дева Мария родилась в Галилейском городе Назарете, от родителей праведных и богоугодных, Иоакима и Анны. Мы называем их Богоотцами и празднуем их память 22-го сентября по новому стилю (по ст.ст.9 сентября).
Праведный Иоаким происходил из рода царя Давида. Многие потомки Давида жили надеждой, что в их семье родиться Мессия потому, что Господь обещал Давиду, что из его рода произойдёт Спаситель мира.
Праведная Анна, супруга Иоакима по отцу происходила из первосвященнического рода Ааронова, а по матери - из Иудина колена. Супруги всю свою жизнь провели в галилейском городе Назарете. Отличались они своей праведной жизнью и добрыми делами. Главной их скорбью была бездетность. Дожив до старости , они всё же не отчаивались иметь детей, помня о том, как Господь разрешил неплодство Сарры, жены патриарха Авраама, надеясь на Божию милость.
Бесчадие в еврейской семье считалось наказанием за грехи, за это они подвергались насмешкам соседей, терпели несправедливо поношение своих соотечественников. Однажды в один из праздников Иоаким принёс в Иерусалимский храм жертву- самую лучшую овечку из стада, - но первосвященник отказался принимать его жертву, назвав Иоакима человеком недостойным. Ссылаясь на закон, запрещающий принимать жертвы от человека, не оставившего наследства в Израиле. Горько было праведным супругам перенести этот укор да ещё в храме, где они искали облегчения своей скорби.
Иоаким в глубокой скорби ушёл в Иудескую пустыню, в Кедронское ущелье, в то место где когда-то срывался пророк Илья во время засухи длившейся три года. В этой пещере праведный Иоаким со слезами молился Господу от себя и от имени Анны о даровании им дитя, пообещав Богу если Он даст им дитя, то посвятят его Богу, т.е. как было тогда в обычае, отдатут его в храм для служения до совершеннолетия.
Господь услышал молитву Иоакима и исполнил прошение, когда супруги были уже в преклонном возросте и приготовили себя добродельной жизнью к высокому званию - быть родителями будущей Матери Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь, через Которую будет даровано спасение всему миру. Родители назвали дочь Марией, что означает «Госпожа».
Иоаким принёс великие жертвы Богу, и все хвалили и благословляли Господа за явленную милость. Пресвятую дочь свою святые Богоотцы хранили, как зеницу ока, и не только любили, как дочь, но и почитали, помня, что о ней сказал Ангел. Когда ей исполнилось три года, они привели её во храм и, по обещанию, посвятили Богу. Это событие празднуется у нас под названием Введение во Храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря по новому стилю (21 ноября по ст.ст.). Вскоре после этого Иоаким представился ко Господу в восьмидесяти лет от роду. Тогда вдова его оставила Назарет и переселилась в Иерусалим, где жила близ дочери, беспрестанно молясь во храме до своего представления ко Господу. Праведная Анна предстала ко Господу два года спустя, после успения своего супруга в преклонной старости. Праведные Иоаким и Анна погребены в Гефсиманском саду в храме Успения Пресвятой Богородицы.(Храм Успения, гробница Иоакима и Анны).
Рождество Пресвятой Богородицы
«О блаженная чета, Иоаким и Анна! Все творение обязано вам (благодарностью), ибо через вас оно принесло Творцу дар, превосходящий все дары, - Священную Матерь, Единую и Достойную Создателя… О чудеса из чудес и диво из всех дивнейшее! Ведь следовало, чтобы чудесами был приготовлен путь несказанному и снисходительному Воплощению Божию.» (прп. Иоанн Дамаскин).
Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим: «Небесною Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших». Рождество Божией Матери ознаменовано наступлением времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства Диавола. Пресвятая Владычица наша Богородица является Заступницей рода христианского, поэтому так часто христиане обращаются к Ней, надеясь на Её помощь «Пресвятая Богородице, спаси нас!».
На всяком богослужении восхваляется Пречистая Дева Мария, удостоившаяся быть Матерью Спасителя нашего Иисуса Христа, и упоминается о родителях ее, святых Богоотцах Иоакиме и Анне. Праведные Богоотец Иоакиме и Анне - главные, по народной вере, помощники в супружеском неплодстве. День 8 сентября по ст.ст. 862 года, Праздник Рождества Пресвятой Богородицы - считается Днём начала Русского Государства, так и обозначено на Памятнике Тысячелетия России, воздвигнутом в Новгороде в 1862 году, в царствование Императора Александра 1.
Тропарь, глас 4:
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак, глас тот же:
Иоаким и Анна поношение безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святом Рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.
Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.
Задостойник, глас 8:
Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матерее. Чужде матереем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя, вся племена земная, непрестанно величаем.
Материал подготовлен: Малиновская Н.С.
Список используемой литературы: 1.Статейный материал прп.Иоанна Дамаскина. Православный календарь 2005 год. 2.Статьи из православных календарей 1995г.,2005г.,2007г. и др. православная литература.