Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский: "Слово о Воплощении Господа".
СЛОВО О ВОПЛОЩЕНИИ ГОСПОДА.
I. Воплощенное Слово, после того, как видимо было на земле и обращалось с людьми (1), поистине понесло наше бремя и, возседая выше нас, также и как человек, совершило дивное, как равное Отцу. Оно разрешило осуждение прародителя, так как было вторым Адамом, обновляяя своим Heтленным телом тленное тело, уничтожая вражду, заимствуя от нас тело, и, явившись подобным, кроме греха, соделалось всем для всех.
II. Далее, так как Оно вместе Бог и человек, то по первому своему рождению Оно равно Отцу, по последнему же Оно первородно нам прежде тварей: первородно именно между многими братиями (2), во всем подобное Отцу, по сущности, одно и то же есть то, которое совершает чудеса, и то, которое претерпевает болезни: поелику в едином и том же Святом Духе совершает чудеса и носит на ceбе наши немощи, не так, как мы, по необходимости и закону естества, но по своему изволению. Ибо мы своего не претерпеваем добровольно, но принуждаемые необходимостью и естеством. Во Христе же Боге дело обстоит не так; но Он избрал то, что Ему угодно, как прилично было праведному и разумному Богу. Посему таким образом должно представлять в Спасителе единство и должно отрицать, из чего Он состоит. Ибо един Господъ наш, Иисус Христос, и едино Лице Его, поелику и мыслится, что Он состоит из двух, однако, один тот же есть Сын Божий и Сын человеческий, поелику единаго и того же естества с своими родителями. Тот, Который прежде веков родился от Отца, в конце времен произошел от Mapии Девы; Тот, Кто в лоне Отца, девять месяцев пребыл в утробе жены. Тот, Кто все твари из ничего привел к бытию, раждается и по телу возрастает. Кто дает пищу всем живущим, оказывается ссущим молоко. Тот, Кто пятью хлебами напитал пять тысяч человек, терпит голод, как человек. Тот, Кто из ничего без труда сотворил ангельские чины, отягощается сном и устает в пути. Тот, Кто есть сила и премудрость Отца, Кто испытует все сердца, пребывает, по божественному плану, в неведении. Тот, Кто призирает на землю и заставляет ее трястись (3), поражается страхом, как человек. Тот, Кто сотворил небо и землю (4) и Кто одаряет безсмертием, претерпевает крест и вкушает смерть.
III. И таким образом, как человек, носит на Себе все грехи, и очищая их, как Бог, освобождает нас от проклятия. посланных с неба вследствие осуждения прародителя. Ибо один Бог может разрешить побежденных и сделать наследниками новой жизни,—всем им да подастся войти в нее и насладиться ею во веки веков. Аминь. ______________ 1 Вар.III, 35. 2 Рим. VIII, 29. 3 Пс. СШ, 32. 4 Пс. СХLV 6.
(Творения св.Григория Чудотворца и св.Мефодия епископа и мученика. – М., «Православный паломник», 1996).
|