Святитель Илия Минятий Кефалонитский: "Похвальное слово на Введение Богородицы".
И видех, и се исполнь славы дом Господень. (Иез. 44, 4).
Вот величайшая жертва, какая только принесена Богу от сотворения миpa. Mapия, приснодевственная дщерь, в трехлетнем возрасте приводится во храм Иерусалимский на посвящение Творцу. Не было ничего более ценнаго, не оказалось никакой более дорогой и для Бога благоприятной жертвы. Так что, когда благоговейным умственным взором я представляю себе это торжественное введение, как будто вижу, действительно, славное и блестящее торжество на земле, во святом граде, но (вместе с этим) воображаю другое, более славное и блестящее там горе, на небе, в раю. Я здесь вижу, как идут впереди свещеносныя девы, радостно прославляющия Приснодевственную, а там,—как чиноначалия молниезрачных Ангелов ликуют, светло прославляя во плоти честнейшую безплотных сил. Здесь великий apxиepeй простирает благословляющую руку и, по божественному вдохновению, облачившись, вводит во Святая Святых одушевленный кивот освящения; и в это же самое время отверзает Свои блаженныя объятия Предвечный Отец и принимает одесную престола божественнаго величия предопределенную Матерь Сына Своего. Сугубо введение благодатной Богоотроковицы: одно видимое, здесь, во Святое, а другое — мысленное, там во светлости Святых. Поэтому, здесь сияет храм Соломонов, полный божественнаго светоявления, а там сугубо сверкает треблаженный свет Трисветлаго богоначальнаго Сияния. Вероятно это и созерцал Иезекииль, когда говорил: и видех, и се исполнь славы дом Господень, разумеется дом Господень земной и небесный. Но я, усердные слушатели, сегодня не хочу представлять себе ничего на земле или на небе, кроме этой богоблагодатной Дщери, и видя Ее входящею во храм Божий, я воображаю поистине одушевленным храмом Божества, о котором совершенно удобно могу сказать: и видех, и се исполнь славы дом Господень. И храм Соломонов, и все, что в нем было священнаго и чтимаго, все это было образом преимуществ Девы Марии, которая воистину есть одушевленный храм Божий. Прежде всего сам Соломон, каковое имя означает „царь мира", создатель храма, на построение котораго он положил все свое богатство и мудрость, чтобы совершить величественнейшее и прекраснейшее дело, какое только возможно на земле, есть образ небеснаго Мироздателя и Всецаря Бога, Который в Писаниях называется Князь миpa, Который для создания Девы Марии приложил все богатство божественнаго Своего всемогущества, божественной мудрости и благости, чтобы произвести творение, совершеннейшее и благороднейшее во всей природе существ. Сотвори Мне величие Сильный; сотвори державу мышцею Своею (Лк. 1, 49, 51): это значит, чтобы создать Ее, Бог сделал столько, сколько мог всемогущий Бог. Он создал Ее с таким телесным благолепием, которое при сравнении много превосходит даже благолепие безтелесных духов; с душею восприимчивой ко всем одновременно высочайшим дарованиям Духа, с разумом, просвещенным всеми лучами Божественнаго сияния для познания истины; с волею, возжженною стремлением к добру всей теплотой божественной любви, непрестанно действуемой и содействуемой Всесвятым Духом. Блаженный Августин творение Девы называет „делом вечнаго совета". ...Необычайное дело произошло при построении храма, ибо (писание) говорит: и храму зиждему сущу, камением краесекомым нетесанным создася: млат же и теслица и всякое орудие железно не слышася (3 Ц. 6, 7) и так далее... Но зачем столько расходов и заботливости при постройке? Зачем?... Но еще более необычайное дело произошло в Деве. Поелику Она должна была, как воспевает Церковь, быть чистейшим храмом Спасителя, священной сокровищницей славы Божией, жилищем воплощеннаго Божества, одушевленной храминой небеснаго Царя. Она была по телу и душе, говорит Богослов, предуготована, предочищена, совершенна, облагодатствована. „Бог (сделался) человеком, зачавшись в Деве, душею и телом предочищенной Духом". Таким образом, Дева Mapия, созданная Богом, превзошла природу закона, а родивши Бога, превзошла закон природы. В храме Соломоновом было десять самых священных и досточтимых вещей: во первых — седмисвечник, во вторых—трапеза с хлебами предложения; в третьих—золотая кадильница, в четвертых — золотая стамна, вмещавшая манну; в пятых—скрижали завета, на которых было начертано десятословие; в шестых— жезл Ааронов прозябший; в седьмых — ковчег; в восьмых—херувимы, осенявшие очистилище; и в девятых — Святая святых. Все они — прообраз, притча и сень преимуществ Богородицы. Она поистине была седмисвещным светильником семи дарований Святаго Духа, которыми сияла, говорит Афанасий Великий, с первых же лет жизни. Она была живоносная трапеза хлеба жизни. Она—золотая кадильница, ибо, не воспламенившись, вместила огонь Божества; Она—стамна златая, содержавшая небесную манну; Она—скрижаль, ибо носила воплощенное ипостасное Слово; Она—жезл, чудесно прозябший цвет нетления; Она—ковчег, спасший человеческий род от потопа греха; Она—божественное очистилище, которое осеняли не Херувимы, но сама сила Всевышняго. Это 6oгoприемное чрево поистине есть святая святых, куда единожды вошел безсеменно и откуда вышел нетленно безсмертный Aрхиерей, когда Слово стало плотью. И вот Дева Maрия—одушевленный храм Божий, который прообразовательно представлял храм Соломонов. Поэтому та слава, которая по освящении наполнила храм Соломонов, была только неясным указанием на безпредельную славу, исполнившую Богоматерь, о которой Дух Святый пророчественно провозгласил: и видех, и се исполнь славы дом Господень. Почему Дева вошла во храм в трехлетнем возрасте?—На третьем году узнается высота человеческаго роста. Каков кто-либо в три года, впоследствии выростет еще вдвое, ни больше, ни меньше. Это замечает и Василий Великий в своем Шестодневе: „каков кто в трехлетнем (возрасте), дважды таков будет (потом)". Дева была трех лет и имела столько святости, что была признана достойною войти во святая святых, куда входил только один Aрхиерей, и то однажды в год. Отсюда уже мы можем заключить, что со временем Дева должна была вдвое усугубить свою святость; то есть как Она в три года превосходила святостью всех праведников, пророков и патриархов древняго закона, так Она должна была усугубить свою святость, чтобы еще настолько же превосходить Апо столов, мучеников, преподобных и учителей Церкви, и настолько же превосходить всех Ангелов, Архангелов, Серафимов и Херувимов небесных. Так что, если в три года Она достигла святаго святых храма, то к концу достигнет святаго святых рая, то есть самаго престола трисиятельнаго Божества. И действительно, царь и пророк Давид предузрел Ея возвышение: предста Царица одесную Тебе (Пс. 44,10),—вот это и есть совершенное величие святости, которое прияла Дева, одушевленный храм Божий, полный благодати здесь на земле, полный славы на небе: и видех, и се исполнь славы дом Господень. Ты, прославленная Дева, входишь днесь в храм Божий, (Ты), одушевленный храм Божий, входишь во святая святых, освященное осенение Всевышняго; входишь в очистилище Господне, очищение душ наших; и мы, как свещеносныя девы, с сердцем, возженным благоговением, мысленно дориносим Тебя и в духовном веселии торжествуем славное Твое введение.
(Из «Проповедей святителя Илии Минятия Кефалонитскаго». Троице-Сергиева Лавра, 1902. – С.356-359).
|