16 июня 2008 г. Конференция, посвященная 800-летию перенесения мощей апостола Андрея Первозванного в Амальфи, прошла в Германии
Международная конференция, посвященная 800-летию перенесения мощей апостола Андрея Первозванного в Амальфи, прошла с 8 по 11 июня в немецком г. Фрайзинге. Форум «Апостол Андрей и христианская экумена: богословское, культурное и историческое значение почитания апостола Андрея в современном мире» стал еще одним свидетельством сотрудничества христианских организаций из разных стран: это Католический комитет по культурному сотрудничеству (Рим), Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ) (Москва), проект «Sorgenti — Living Springs» («Живые источники»), Институт Восточных Церквей (Регенсбург), архиепархия Амальфи — Кава-ди-Террени, ассоциация «Рондине Читаделла делла Паче», монастырь Бозе (Италия.)
Конференция готовилась в сотрудничестве с Румынским Патриархатом, богословским факультетом Бухарестского университета, католическим благотворительным фондом «Реновабис» (Фрайзинг), Экуменическим фондом св. Андрея (Лондон), Христианским образовательным центром им. свв. Мефодия и Кирилла (Минск), Институтом всеобщей истории РАН (Москва), Центром культуры и истории Амальфи и Ассоциацией «Человек и Церковь» (Амальфи), Англиканской Церковью св. Андрея (Москва), православной церковью св. апостола Андрея (Неаполь) и при участии представителей Греции, Грузии, Украины, Шотландии. Всего на конференцию собралось около 70 участников из 15 стран мира.
Святой апостол Андрей особо почитается во многих европейских странах. Он считается первым миссионером в протославянских землях и покровителем Византии. Согласно русской агиографической традиции апостол Андрей проходил по местам, где впоследствии были основаны Киев и Новгород, и оттуда, вдоль побережья всей Европы, христианской экумены того времени, он отправился в Рим, чтобы встретиться со своим братом апостолом Петром. Все участники конференции указывали на икону святых братьев-апостолов как на символ братской любви Восточной и Западной Церквей, воплощение христианского единства.
На торжественном открытии конференции 8 июня выступили представители Римско-Католической и Православных Церквей. Приветствие кардинала Вальтера Каспера, председателя Папского совета по содействию христианскому единству, зачитал бывший архиепископ Мюнхена и Фрайзинга кардинал Фридрих Веттер.
С приветствием от проекта «Живые истоки» выступили его сопредседатели: митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат) и католический епископ французского Нантерра Жерар Докур, возглавляющий также Папский совет по культурному сотрудничеству. Митрополит Эммануил напомнил, что «Живые истоки» были созданы по инициативе видного православного иерарха митрополита Швейцарского Дамаскина (Папандреу) и ныне покойного католического епископа Пьера Дюпре. Цель проекта — поиск общего для обеих Церквей языка, формирование связей, недопущение того, чтобы память о взаимных обидах, нанесенных в прошлом, не стала бы оправданием насилия в настоящем.
Митрополит Эммануил также приветствовал участников конференции от имени Патриарха Константинопольского Варфоломея I. Митрополит Аксумский Петр огласил приветствие Предстоятеля Александрийской Церкви Патриарха Феодора II. Послание митрополита Киевского и всея Украины Владимира зачитал архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп. «Православная Церковь в Украине, пережив многие гонения как в древности, так и в наши дни, выстояла, и это верное свидетельство силы проповеди апостола Андрея, … которая сегодня не может оставаться только историей, но должна вдохновлять нас подражать его примеру», — говорится в послании. В приветствии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, которое зачитал доктор А. Данилов, отмечается, что Православная Церковь, следуя примеру святых братьев-апостолов Петра и Андрея, образ которых «символически скрепляет Запад и Восток христианского мира,… видит необходимость развития добрососедских отношений со своими братьями по вере в новых культурно-исторических условиях». О значении проповеди апостола Андрея для всех славян говорилось в посланиях Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы и Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора.
Тема христианского единства стала главной в приветственных речах президента «Реновабис» священника Дитгера Демута, директора Института Восточных Церквей монс. Альберта Рауха, ректора ББИ Алексея Бодрова, который говорил об апостоле Андрее как о «ключевой фигуре для всего христианского мира», а также напомнил участникам форума о той многоплановой подготовительной научной работе, которая предшествовала празднованию 800-летнего юбилея перенесения мощей св. Андрея в из Константинополя в Амальфи, что способствовало развитию его почитания на Западе.
В течение трех дней на конференции прозвучало 15 докладов, раскрывающих разные аспекты, связанные с апостолом Андреем: это и последние исследования по истории его миссионерского путешествия, и особенности почитания Первозванного апостола в разных странах, и углубленный анализ сведений об апостоле Андрее в Новом Завете. Наиболее оживленную дискуссию вызвал целый ряд докладов, посвященных современному осмыслению проблем экуменизма.
Серию докладов на историческую тему начал известный историк Церкви, профессор Эрнст Суттнер из Вены, который проследил судьбу мощей св. апостола Андрея и их почитание в Патрах, Константинополе, Амальфи и Риме. Докладчик подчеркнул, что мощи апостола не раз использовались в качестве аргумента как в борьбе Церкви и государства, так и во внутрицерковных конфликтах. Два доклада о пребывании апостола Андрея на территории современной Грузии удачно дополняли друг друга: преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Ирина Багратион-Мухранели (Москва) сделала обзор исторических источников, подтверждающих подлинность пребывания апостола в Грузии задолго до признанной даты (326 г.) крещения Иверии св. Ниной Каппадокийской. Представитель Грузинской Православной Церкви протоиерей Георгий Звиададзе (Тбилиси) в своем докладе также подчеркнул, что особое почитание Первозванного апостола в Грузии связано с его проповедью в Иверии в I в., поставлением первого епископа в Ацхуре и возникновением в это время первых христианских общин. Память о св. Андрее хранит древняя топонимика Грузии: с именем апостола связаны названия горы, населенных пунктов, древних храмов. День памяти апостола Андрея, 13 мая, стал в Грузии государственным праздником.
К «историческим» докладам также можно отнести сообщение Александра Доброера (Европейский институт общественных связей, Одесса) «Наследие св. апостола Андрея Первозванного и Украина».
Апостол Андрей как символ экуменизма, как своеобразный мост между Востоком и Западом, как основа диалога Церквей — эта проблематика стояла в центре докладов, которые вызвали оживленное обсуждение. Так, Йоханнес Эльдеманн (Институт экуменизма им. Й.A. Мелера, Германия) в докладе «Диалог между Востоком и Западом: опасность или шанс?» показал принципиальные отличия концепции «псевдоморфозы», построенной на опасениях потери своей конфессиональной идентичности, и теории «обмена дарами» между разными традициями внутри Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Последняя позиция дает благодатную почву для развития диалога между Церквями Востока и Запада, подчеркивается в докладе.
Андрей Данилов (Институт теологии при Белорусском государственном университете, Минск) в докладе «Некоторые мысли о христианском единстве при созерцании иконы апостолов Петра и Андрея» отметил, что вызовы глобализации со всей остротой ставят перед Восточной и Западной Церквями вопрос не только о развитии диалога, но о подлинной соборности, кафоличности, в условиях которой только и можно сохранить христианскую традицию.
Историк Михаил Талалай (Амальфи, Италия) рассказал о том, как возрождающееся в XXI в. почитание апостола Андрея у его гробницы в Амальфи соединяет католиков и православных. Так, после первой конференции в Амальфи, посвященной апостолу Андрею (2003), у его мощей сформировалось что-то вроде «лаборатории» творческого православно-католического содружества. По словам историка, амальфитанцы всегда рады русским паломникам и сами предлагают им ключи от храма, в крипте которого покоятся мощи святого. Растущее в последние годы паломничество из России учит местных католиков «особому отношению к мощам», как говорят сами жители Амальфи. М. Талалай выразил надежду, что возрождению почитания св. апостола в XXI в. будет способствовать также недавнее учреждение в Неаполе православной общины (в юрисдикции Московского Патриархата), которая посвящена апостолу Андрею
Православный священник Владимир Зелинский (Брешиа, Италия, Константинопольский Патриархат) в докладе «Какова ситуация с экуменизмом в России?» поставил перед собой задачу объяснить участникам конференции из Западной Европы, что, когда речь идет о православно-католическом диалоге, необходимо учитывать неоднородность Православия в отношении к экуменизму.
Виктор Малахов (Институт философии Украинской Академии наук, Киев) посвятил свой доклад христианскому представлению о призвании, восходящему к примеру апостола Андрея. Продолжением темы призвания стал совместный доклад профессора Альберта Рауха и Хильдегарды Швингхаммер: первый рассмотрел основания для экуменического диалога в документах Ватикана и в деятельности наиболее «экуменического» из православных патриархов — Константинопольского Патриарха Афинагора I, а вторая докладчица привела пример реализации христианского призвания в наши дни, подробно рассказав о деятельности недавно умершей основательницы движения «Фоколяре» Кьяре Любич (1920-2008).
На конференции также выступили Адальберто Майнарди (Бозе, Италия), Константин Сигов (Киев, Украина), Иоанн Караза (Бухарест, Румыния), Андреа Милано и Луиджи Сакконе (Неаполь, Италия). Все доклады сопровождались оживленной дискуссией; заинтересованное общение продолжалось в кулуарах конференции. Материалы форума послужат основой для юбилейного сборника, посвященного 800-летию перенесения мощей апостола Андрея в Амальфи. Сборник будет включать также доклады, сделанные во время коллоквиумов.
«Благовест-инфо»/Патриархия.ru
|