В Музее Андрея Рублева открылась выставка, посвященная 110-летию со дня рождения монахини Иулиании (Соколовой)
30 июня 2010 года в московском Музее древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева открылась экспозиция «Благословенный труд», посвященная 110-летию со дня рождения монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой). Церемонию открытия возглавили директор Музея Андрея Рублева Г.В. Попов и ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений. На выставке представлены работы матушки Иулиании: зарисовки закрытого в советские годы храма святителя Николая в Кленниках, созданные в конце 20-х годов копии древних фресок Новгорода, Пскова и Вологды. Некоторые из них — едва ли не единственные оставшиеся изображения не существующих сейчас росписей церкви Успения на Волотовом поле, фресок церкви Спаса Преображения на Нередице. Многие образы — копии древнерусских икон, в частности, список Владимирской иконы Божией Матери, подаренный монахиней Иулианией Патриарху Пимену. «Здесь представлены даже работы из Патриарших собраний, — рассказал архимандрит Лука (Головков), заведующий Иконописной школой при МДА. — Так что экспозицию предваряла большая работа по выявлению, если можно так выразиться, материального наследия матушки Иулиании. Не говоря о другом, нематериальном — ее опыте, слове, самой жизни, которые влияли на иконописание самым серьезным образом». На выставке также представлена одна из самых значимых работ Соколовой — икона «Всех святых, в земле Российской просиявших». «Акт создания этой иконы — акт великого мужества. Он делает фигуру матушки Иулиании важной в истории отечественного иконописания и вообще всей культурной жизни России», — считает Геннадий Попов. В центре выставочного зала витрины с небольшими иконами, которые могут уместиться на ладони. Это образы, которые матушка написала специально для домашних богослужений. Когда было закрыто большинство храмов, а многие священнослужители и верующие арестованы, Литургии служили дома, используя такие образы. «Они уникальны, потому что все были на службах в то особое время, когда никто не знал, что может случиться с ним завтра, и люди умели беречь тайну, и благодаря этому Церковь сохранялась. Эти образы проникнуты особым духом, напоены молитвой, слезами особого времени горя и в то же величайшего внутреннего подъема», — рассказала «ТД» племянница монахини Иулиании и преподаватель иконописной школы при Московской духовной академии Наталья Алдошина. Эти небольшие иконы отметил и архиепископ Верейский Евгений как особенно запомнившиеся ему экспонаты: «Это живая история, свидетельства о времени, в которое наше государство и Церковь пережили огромные перипетии, и многое было утеряно. На примере матушки Иулиании и той небольшой общины, которая сложилась на Маросейке вокруг священника Алексия Мечева, по сути дела, прослеживается проекция на жизнь всей Церкви. На выставке представлена икона, в которую вставлялся антиминс. В эпоху гонений молодая девушка носила ее с квартиры на квартиру туда, где служили Литургию. Это же живая история нашей Церкви на примере конкретного человека». Владыка отметил, что работа монахини Иулиании стала как бы переходным мостом от XIX века к современности, к современной иконописи. Ее трудами в Троице-Сергиевой лавре при Московской духовной академии была открыта школа иконописи. Заниматься в ней могли только студенты семинарии и академии, государство не допускало, чтобы церковной живописью занимался кто-то со стороны. Но в те времена даже горстка учащихся иконописной мастерской была важна для сохранения церковной традиции. «Нынешнее развитие иконописи — память о том, что оставила нам матушка Иулиания», — полагает архиепископ Евгений. По мнению организаторов, экспозиция «Благословенный труд» может стать настоящим открытием для тех, кто не занимается иконописью профессионально и глубоко не интересовался церковным искусством. Выставка продлится до 30 сентября 2010 года. «Татьянин день»/Патриархия.ru
Ссылка: http://patriarchia.ru/db/text/1192104.html
|