Святая блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая - день памяти 06.02 н.ст. (24.01 ст.ст.)
Святая блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, (Ксения Григорьевна Петрова) родилась в Санкт-Петербурге между 1719 и 1732 годами. После внезапной (без христианского приготовления) смерти мужа — Андрея Федоровича, полковника, придворного певчего, двадцатишестилетняя вдова ради спасения мужа всецело посвятила свою жизнь служению Богу и людям в христианском подвиге юродства (это добровольно избранный особый путь спасения, исполненный истинной мудрости, при кажущемся безумии). Свое имущество она раздала бедным, всех просила называть себя «Андреем Федоровичем» и в костюме мужа пошла скитаться по улицам Петербурга. Люди замечали, что это не просто нищая: милостыню она принимала не от всякого, а если и брала, то лишь одну копейку, которую тут же отдавала бедным. От теплой одежды зимой отказывалась и круглый год ходила в лохмотьях и рваных башмаках, подвергаясь нападкам и насмешкам. Ночами она обычно уходила в поле и молилась до восхода солнца. Часто блаженная принимала участие в устроении жизни благочестивых христиан. В домах, куда она заходила, водворялись мир и счастье; обласканный ею больной ребенок быстро выздоравливал. 45 лет после вступления на путь юродства блаженная Ксения приходила на помощь каждому нуждающемуся. Ее подвиг свидетельствовал о полном бескорыстии, доброте, кротости, даре предвидения будущего. Кончина ее последовала между 1794 и 1806 годами, возможно, около 1803 года. Погребена блаженная Ксения на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Во множестве люди приходили на ее могилу помолиться о упокоении ее души и незамедлительно получали помощь и утешение свыше. Тяжко больные исцелялись; неразрешимые, казалось, семейные и житейские проблемы легко решались; те, кто не мог получить желаемую работу, устраивались на хорошее место; пьяницы по молитвам жен исцелялись от пагубной страсти. Со всей России шли на Смоленское кладбище письма с просьбами отслужить панихиду по блаженной Ксении и помолиться о даровании помощи в беде или с благодарностью за оказанное благодеяние. В 1902 году над могилой блаженной построили часовню. Ее стены были исписаны датами, именами и просьбами к блаженной Ксении от людей различных возрастов и званий, приходящих на ее могилу. В 1987 году на Смоленском кладбище была освящена отреставрированная и вновь открытая часовня над могилой блаженной. Прославлена Ксения Петербургская Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1988 году.
Тропарь святой блаженной Ксении Петербургской, глас 7:
Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием.
(Минея январь. Ч.2. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).
Предлагаем Вашему вниманию статью Екатерины Выхованец «О ЧАСТО ИГНОРИРУЕМОЙ СТОРОНЕ ПОДВИГА БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ»
6 февраля Церковь празднует память святой Ксении Петербургской. Без преувеличения можно сказать, что блаженная Ксения по популярности превосходит многих наших святых.
Если о существовании преподобного Феодора Студита и причинах его канонизации даже не каждый православный подозревает, то о Ксеньюшке знают если не все, то очень многие. К ней идут без разбору воцерковленные и невоцерковленные, верующие, сомневающиеся и иноверцы. Потому что знают, что она непременно поможет. И она, действительно, не оставляет без утешения. Почему же так любят Ксению, почему обращаются к ней в молитвах? Потому что через ее посредничество перед Богом просящий практически гарантированно получает просимое. В житии блаженной есть характерный момент, когда отношение окружающих к ней радикально поменялось. Сначала ее воспринимали как городскую сумасшедшую (впрочем она себя сама сознательно так вела), потешались и глумились над ней. Наверняка ее странные поступки со смаком обсуждались на досуге. Ввиду отсутствия в XIX веке ток-шоу и сериалов сплетни о чудачествах горожан расходились как горячие пирожки, тем более такой эксцентричной особы как «Андрей Федорович». В общем, уважением ближних Ксения, мягко говоря, не пользовалась. Однако со временем стали подмечать, что нищая-то не простая: то слово кому-то скажет странное, которое потом сбудется, то после того, как она попробует товар, торговля ладиться начинает. Люди быстро смекнули что к чему и вот – святая Ксения уже на пике популярности: каждый стремится дать ей отведать своей продукции, женщины просят хотя бы коснуться своих детей, потому что все знают, что на этой чудной женщине особое Божие благословение.
И Ксения всем помогает – она всех любит и ей всех жалко.
Ничего не изменилось и по успении блаженной. Человеческий поток, текущий к могилке святой угодницы не иссякает, и люди уже более ста лет приносят ей свои невзгоды, беды и тайные надежды. И Ксения всем помогает – она всех любит и ей всех жалко. О блаженной Ксении в сети и печатной продукции можно найти массу сведений, но практически все они сводятся к чудесам исцелений и разрешений сложных жизненных ситуаций. Подвиг святой описывается с уважением и восхищением, но по факту является предисловием к историям из жизни. Некоторые материалы даже немного напоминают рекламу. Но в этом ли смысл подвигов христианских святых? Вряд ли они столько в своей жизни претерпели ради того, чтобы стать бюро услуг, пусть и самых жизненно необходимых. Что такое вообще канонизация? Провозглашая кого-то святым, Церковь свидетельствует о соответствии его жизни (и/или кончины) христианским идеалам. Такой человек достоин подражания, потому что он в той или иной мере явил нам пример евангельской любви. Признаком того, что подвижник был святой жизни, часто (хотя далеко не всегда) является чудотворение. Господь посылает нам знамения и чудеса через своих угодников, но конечная цель их не просто сделать нам хорошо, а привлечь внимание к другому миру, сместить акценты в нашем миропонимании.
Что такое вообще канонизация?
Сам подвиг юродства, явленный блаженной Ксенией, характерен в основном для Руси, когда христианство было государственной религией. Все поголовно были крещены и были обязаны хотя бы раз в год причаститься, но за этим часто ничего не стояло. Веры могло и не быть, обряды исполнялись формально, просто потому что так принято. Как только перестало быть положено, страна окунулась в хаос безбожия. Юродство – демонстративное отвержение ценностей материального мира, посыл современникам, что христианство совсем не о том, чтобы на Пасху святить куличи, на Крещение – воду, а в свободное от обрядов время жить как хочется. Люди, замечая чудачества юродивых, закономерно крутили пальцем у виска. Их никто не воспринимал всерьез, они отбросы общества. И внезапно обнаруженная прозорливость, и чудотворения этих «сумасшедших» не могут не шокировать. Оказывается, такое неадекватное поведение по какой-то странной причине угодно Богу. Если особыми дарами от Господа награжден не Харитон Пантелеймонович, зажиточный купец первой гильдии, а помешанная оборванка, то с общепринятой системой ценностей явно что-то не так. Болью многих священников является избирательная любовь прихожан к святым. Если в день памяти блаженной Ксении или Николая Угодника яблоку негде упасть, то на службах святому апостолу и евангелисту Матфею или прп. Максиму Исповеднику на клиросе может быть больше людей, чем в храме. Все святые посвятили свою жизнь Христу и служили Ему каждый своим особым дарованием, однако любовь людскую заслужили только те, кто щедр и скор на помощь.
Если особыми дарами от Господа награжден не Харитон Пантелеймонович, зажиточный купец первой гильдии, а помешанная оборванка, то с общепринятой системой ценностей явно что-то не так.
Конечно, это не значит, что, к примеру, святитель Игнатий Брянчанинов не способен помочь в трудной ситуации. Просто так сложилось, что к нему обращаются меньше, то ли потому, что его житие менее понятно и близко, чем история блаженной Ксении, то ли потому, что это особый дар Петербургской святой. У каждого Божиего угодника свой личный талант от Всевышнего: кто-то преуспел в молитве, другой – в учительстве, иной – в делах милосердия, а кому-то дарован сугубый дар чудотворения. К сожалению, самым привлекательным и востребованным является исключительно чудотворение. Выходит, что нам не нужны примеры для подражания, нам хочется избавления от неприятностей. Блаженная Ксения всей своей жизнью явила отрицание комфорта даже в малейшем его проявлении. Она отреклась своего имени и обеспеченной жизни, чтобы вымолить у Бога умершего без покаяния мужа. Милостыню всегда брала по минимуму и сразу же ее передавала другим нуждающимся. Помогала в постройке храма и непрестанно обо всех молилась. И это только то, что достоверно известно. Поэтому и было на этой невероятной женщине Божие благословение, что она ничего не хотела для себя. И дар чудотворения, данный ей Господом, она опять же направляет не на себя, а вовне - для помощи другим. Из этого можно сделать два вывода. Первый – раз святая Ксения такая удивительная и чу́дная заступница и молитвенница за род человеческий, то она может помочь и мне. Второй – если Богу настолько угодны люди, полностью отвергшие любое благополучие, то и мне нужно жить бо́льше для других, чем для себя.
Блаженная Ксения всей своей жизнью явила отрицание комфорта даже в малейшем его проявлении.
За Христом народ ходил такими огромными толпами, что невозможно было подступиться. И Он всех жалел и исцелял. Бог добрый, Ему не жалко. А вот много ли из этих людей потом за ним последовало? К могилке Ксении стоят огромные очереди, но каждый ли готов выстоять столько же ради исповеди не в качестве пропуска к Причастию, а с целью очищения души и изменения жизни? Конечно, нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью, когда кто-то из близких болеет или попал в беду, когда жизненная ситуация кажется безвыходной и беспросветной. С самого рождения за человеком по пятам следует страдание. Даже сам приход в этот мир мучителен и болезнен. Не замечать этого нельзя. Человеку чужда смерть и болезни, потому что они привнесены извне грехом. Изначально так не было. Поэтому крайне важно не сводить свою жизнь только к постоянному бегству от скорбей, а бороться с грехом внутри себя и стараться вернуться в то состояние, в котором возможно общение с Богом и истинное вневременное исцеление. И одним из самых достойных примеров для подражания на этом пути является святая блаженная Ксения Петербургская. Да дарует нам Господь ее молитвами не только исцеление души и тела, но и такую же горячую жертвенную любовь к ближнему и самоотверженное и бескомпромисное стремление служить Христу. Святая блаженная мати наша Ксение, моли Бога о нас! Фото: azbyka.ru
Часовня, в которой под спудом почивают мощи св.блж.Ксении