Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский - день памяти 07.02 н.ст. (25.01 ст.ст.)
Cвт.Григорий Богослов
Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, родился около 329 года в Арианзе, имении своих родителей близ города Назианза (в южной Каппадокии, Малая Азия). Мать его святая Нонна ( + 374, память 5 августа) происходила из знатной и благочестивой христианской семьи и доводилась двоюродной сестрой святителю Амфилохию, епископу Иконийскому ( + 344, память 23 ноября). Святая Нонна вышла замуж за Григория Арианзского, богатого землевладельца, который под ее благотворным влиянием оставил свои иудейскоязыческие заблуждения (он принадлежал к гностической секте ипсистариев), принял святое Крещение и стал ревностным христианином. Впоследствии святой Григорий Арианзский был посвящен в сан пресвитера, а затем — епископа Назианзинского и всецело посвятил себя служе¬нию Церкви Христовой ( + 374, память 1 января). По молитвам благочестивых Григория и Нонны у них родился сын Григорий, который еще до рождения был обещан матерью на служение Богу. Родители дали святому Григорию, а также и его меньшему брату Кесарию блестящее образование. После домашних занятий с дядей, епископом Иконийским, опытным преподавателем риторики, святой Григорий прошел курс учения в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской и Александрии. Юноша обладал выдающимися способностями, а вместе с тем горячим благочестием. Узнав от матери о том, что он посвящен Богу, святой Григорий принял обет сохранить себя в целомудрии и чистоте. Для завершения своего образования святой Григорий отправился в Афины. Здесь он встретил святого Василия Великого, с которым его соединила нерасторжимая дружба. Шесть лет провел святой Григорий в Афинах, изучая литературу и философию, математику и музыку, геометрию и астрономию. По завершении образования он некоторое время оставался в Афинах и преподавал ораторское искусство. Овладев в совершенстве наукой того времени, святой Григорий в 358 году возвратился в Назианз и там, будучи 30 лет от роду, принял святое Крещение от своего отца. Отец святого Григория был в то время епископом; через некоторое время он посвятил своего сына во пресвитера. Стремясь к иноческому подвигу, святой Григорий ушел из Назианзина в Понт, где находился его друг святой Василий Великий, основавший обитель. Друзья вместе подвизались в ней, работая над сочинением о правилах иноческого общежития. После смерти своего младшего брата Кесария, святой Григорий Богослов возвратился на некоторое время из Понта в Назианз, чтобы облегчить горе родителей. Он не только помогал отцу в церковном управлении и хозяйственных заботах, но разъяснил ему вред арианской ереси, в которую отец едва не был совращен, и вновь утвердил его в православии. По просьбе святого Василия Великого, бывшего в то время архиепископом в Кесарии Каппадокийской, святой Григорий согласился стать епископом в городе Сасиме, где распространилась арианская ересь. При покровительстве императора-арианина Валента (364—378) архиепископ Тианский Анфим, который был арианином, не допустил святителя Григория допустил святителя Григория в Сасиму.Святой Григорий удалился в монастырь, где ухаживал за больными, а затем поселился в пустыне, ища безмолвия и созерцания. В это время отец святого Григория призвал его к себе, так как умерла его дочь святая Горгония. Погребение сестры святой Григорий почтил надгробным словом. Подчиняясь воле отца, он помогал ему в управлении епархией. В 374 году преставились ко Господу родители святителя Григория: вначале отец, затем мать, праведная Нонна. Святой Григорий удалился в Селевкию Исаврийскую, где служил при церкви святой великомученицы Феклы. По просьбе святителя Василия Великого он принял попечение о больницах и убежищах для престарелых. Много трудов положил святитель Григорий, добывая средства для обеспечения больниц и богаделен и организуя в них порядок.
Cвятители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
После смерти святителя Василия Великого (+ 378) святой Григорий, исполняя предсмертную просьбу своего друга, отправился в Константинополь для борьбы с ересью Македония, отрицавшего Божество Святого Духа. Почти все храмы Константинополя были во власти еретиков. В 379 году святой Григорий начал служить и проповедовать в небольшой домовой церкви своих родственников, которую назвал «Анастасия» («Воскресение»), веря, что именно здесь начнет воскресать Православие. С неотразимой убедительностью опровергал он все доводы еретиков, вдохновенно раскрывая истинное учение Церкви. Слушатели волновались около епископской кафедры, громко выражая знаки одобрения и записывая слова святителя. Горячая проповедь святого Григория, его глубокое знание и истолкование Священного Писания, праведная христианская жизнь привлекали к святителю все больше и больше паствы, и ему удалось добиться значительного ослабления еретиков. Но в это время возникла новая ересь Аполлинария, учившего, что Христос при Своем воплощении не был совершенным человеком. Святитель Григорий мужественно выступил с разоблачением и этой ереси. Тогда еретики попытались оклеветать святителя перед властями, изобразив его как организатора мятежей в городе, подстрекая толпу побить камнями святителя. Святой Григорий стойко выдержал все испытания и добился посрамления еретиков. За свои глубочайшие познания и боговдохновенные толкования Священного Писания он получил именование Богослова. Александрийский Патриарх Петр (373—380), зная о заслугах и подвигах святителя Григория Богослова, предложил ему занять престол Константинопольского Патриарха. Но с притязаниями на этот престол выступил некий Максим, прежде язычник, получивший Крещение от святого Григория и притворявшийся его другом. Подкупив многих клириков в Александрии и в Константинополе, Максим вызвал смуту и столкновения между сторонниками святого Григория и своими приверженцами. При поддержке императора Феодосия (379—395) святитель Григорий Богослов был поставлен Патриархом Константинопольским и утвержден в этом сане II Вселенским Собором в 381 году. Разногласия и борьба,однако, продолжались. Святитель Григорий произнес в кафедральном соборе слово, в котором призвал прекратить раздор и предлагал поступить с ним, как некогда было поступлено с пророком Ионой: корабельщики бросили пророка в море, чтобы утишить бурю в природе; святой Григорий решил удалиться из Константинополя, чтобы утишить бурю церковную. Ни уговоры императора, ни просьбы клириков не сломили воли святого Григория. Он удалился в родное селение Арианз и пребывал там в иноческих подвигах. Святитель Григорий вел строгий подвижнический образ жизни: ходил босыми ногами, имел только одну обветшалую одежду, спал на голой земле или на ложе из древесных ветвей под прикрытием рубища; пищей для него служили хлеб и овощи, питием—вода, в которую он иногда примешивал немного уксуса. В город Назианз, обуреваемый ересью, святитель Григорий поставил благочестивого епископа Евлалия. Обращаясь с многочисленными посланиями, святитель продолжал мужественно обличать еретиков и разъяснять православное вероучение. Он великодушно простил юношу, покушавшегося на его жизнь в Константинополе.
Гробница с мощами свт.Григория Богослова в Риме.
25 января 389 года святитель Григорий Богослов преставился ко Господу, оставив в назидание православным великое боговдохновенное наследие: 243 послания, 507 духовных стихотворений и 45 проповедей. Честное тело святителя Григория предали погребению в Назианзе. В 950 году святые мощи Григория Богослова были перенесены в Константинополь, где положены в церкви во имя Святых Апостолов. Позднее часть мощей была перенесена в Рим. Предание сохранило нам черты святого: «Лице смиренно, бледно, брови возвышенные и густые, взор кроткий, брада не длинная, но густая и широкая». В переводе на русский язык Полное собрание творений святителя Григория Богослова было издано трижды: в 1822—1841 гг., в 1843— 1848 гг. (в шести томах) и в 1889 г. (в двух томах).
Тропарь святителю Григорию Богослову, глас 1:
Пастырская свирель Богословия твоего/ риторов победи трубы,/ якоже бо глубины духа изыскавшу,/ и доброты вещания приложишася тебе./ Но моли Христа Бога, отче Григорие,/ спастися душам нашим.
(Минея январь. Ч.2. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).
ПРОЧИТАТЬ "СЛОВО 45. НА СВЯТУЮ ПАСХУ", СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ НАЖАВ НА ЭТУ ССЫЛКУ.
Творение святителя Григория Богослова - "Слово 14, о любви к бедным", вы можете прочитать нажав на эту ссылку.
Творение святителя Григория Богослова - "Слово 21, похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому", вы можете прочитать нажав на эту ссылку.