Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский - день памяти 31.03 н.ст. (18.03 ст.ст.)
Свт.Кирилл, архиеп. Иерусалимский.
Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский, родился около 315 года. Детство свое он провел в Иерусалиме, где получил прекрасное образование и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, святой Кирилл принял монашество и в 345 году был посвящен в сан пресвитера. Несколько лет святой Кирилл выполнял обязанности катехизатора, много и усердно проповедовал. В 350 году, после смерти архиепископа Иерусалимского Максима III (333—350), он стал его преемником на Иерусалимской кафедре. В следующем году на праздник Пятидесятницы в Иерусалиме около 9 часов утра было чудесное знамение: на небе явился Честный Крест, сиявший несколько часов ослепительным светом. Начинаясь от Голгофы, он простирался до горы Елеонской. Святитель Кирилл сообщил об этом знамении императору арианину Констанцию (351—363), надеясь обратить его в Православие. Ревностной борьбой против ереси Ария святитель возбудил против себя арианствующих епископов. Один из них, Акакий, архиепископ Кесарийский, притязавший на церковную юрисдикцию над Иерусалимом, решил низложить святителя Кирилла. Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл истратил все свое имущество в помощь страждущим. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя (а в их числе, кроме ариан, были еретики македоняне и манихеи) распустили слух, будто видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении, которое ей продал торговец, купивший его у святителя Кирилла. Пользуясь этим слухом, еретики силой изгнали святителя в 357 году. Святитель Кирилл нашел приют у епископа Силуана в Тарсе. В 359 году в Селевкии (в Сирии) собрался Поместный Собор, в котором участвовало около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл. Акакий стал настаивать на удалении святителя Кирилла, но тщетно. Селевкийский Собор восстановил в правах святителя Кирилла. Тогда Акакий покинул Собор и в Константинополе перед императором Констанцием и Патриархом арианином Евдоксием (360—370) оклеветал Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению. Когда воцарился император Юлиан Отступник (361—363), он под видом благочестия отменил все постановления Констанция. Святитель Кирилл вернулся к пастве. Через некоторое время Юлиан утвердился на престоле и открыто отрекся от Христа. Он позволил иудеям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм, выделив на это часть средств из государственной казны. Между тем святитель Кирилл предсказывал, что должны исполниться слова Спасителя о разорении самих камней храма (Лк. 21, 6). Однажды ночью произошло столь сильное землетрясение, что сдвинулись с места даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма, а восстановленное незадолго до этого было полностью разрушено. После этого святитель Кирилл вновь подвергся изгнанию, а его место занял святой Кириак. (Он был иудей и носил имя Иуда. Во время поисков святой царицей Еленой Честного и Животворящего Креста Господня он указал его сокрытое местонахождение. Уверовав во Спасителя после обретения Честного Креста, Иуда крестился и получил имя Кириак.) Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину (1363; память 28 октября). После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364—378) в третий раз подвергся ссылке. Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379—395) он окончательно вернулся к пастве. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе в Константинополе, осудившем ересь бывшего константинопольского епископа Македония и его последователей полуариан-духоборцев (Македоний считал Святого Духа тварным) и утвердившем Никео-Цареградский Символ веры. Из творений святителя Кирилла особенно известны 23 поучения (18 огласительных для готовящихся принять Крещение и 5 для новокрещеных) и две беседы на Евангельские темы: «О расслабленном» и «О претворении воды в вино в Кане» (см.: J. P. Migne. Patrologia graeca, t. 33). В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры. Святитель предлагал христианину выучить наизусть Символ веры, записать его «на скрижали сердца». «Члены веры,—учит святой Кирилл,— составлены не по человеческому измышлению; но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета». Святитель Кирилл преставился ко Господу 18 марта 386 года.
Источники, изданные на русском языке:
1. Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. М., 1855. 2. Книга Кириллова. Сборник поучений о предметах веры и нравственности. М., 1644. Тоже. Гродно, 1786. То же. Гродно, 1791. 3. Поучения огласительные и тайноводственные. Переведено с греч. на слав. Преосвященным Амвросием, архиепископом Московским и Калужским. М., 1742. Тоже. М., 1784. То же. Пер. на русск. яз.в Ярославской Семинарии. СПб., 1822. То же. 2-е изд. М., 1822; 3-е изд. М., 1824. 4. Из слова предогласительного.— Третье тайноводственное слово.— Пятое тайноводственное слово.— В кн.: Поторжинский М. А. Святоотеческая христоматия. Киев, 1877. 5. Катехизисы. СПб., 1822. Тоже. Пер. МДА- М., 1855, 2-е изд. М., 1891. 3-е изд. СПб., 1913. 6. Письмо Констанцию о появлении светящегося Креста в 351 году. Пер. А. П. Лебедева. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. 7. Беседа на Сретение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и на Симеона Богоприимца.— Христианское чтение. СПб., 1840, № 1.
Седален, глас 8.
           Премудростию Слова обогатев, отрыгнул еси учений реки животныя, / и всяку напоил еси благочестивых мысль, / и палицею Божественною упасл еси стадо на злаце, / Божественнаго напитал еси разума. / Темже яко пастыря и учителя велика и верных заступника / восхваляем тя, Кирилле святителю, зовуще: / моли Христа Бога грехов оставление подати / чествующим любовию святую память твою.
Кондак, глас 4:
           Языком твоим, мудре, / Божественными вдохновеньми просветил еси твоя люди / едину чести Троицу, / Естеством нераздельну, разделяему же Лицы. / Темже, радующеся, всесвятую твою память празднуем, / иже к Богу молитвенника тя предлагающии.
(Минея март. Ч.2. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).