|
|
Святые Жены-мироносицы - день памяти 03.05 н.ст. (20.04 ст.ст.)
| | | | Жены-мироносицы у гроба. | |
| | | | Святые жены-мироносицы. | |
Жены-мироносицы — женщины, пришедшие утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела. После субботнего покоя ко гробу пришли: • у Матфея (28:1-10) — Мария Магдалина и другая Мария (вероятно Мать Иисуса); • у Марка (16:1-13) — Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна); • у Луки (23:23-55) — Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»; • у Иоанна (20:1-18) — Мария Магдалина. Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц. Называются сии жены мироносицами потому, что когда Иосиф и Никодим приготовляли к погребению тело Господа, то обвили Его пеленами с благовониями, но не помазали миром, как должно было. Поэтому, имея теплую любовь ко Христу и исполняя существовавший иудейский обычай оплакать и помазать тело усопшего, сии ученицы Христа, купивши многоценного мира, ночью пошли совершить помазание, которое было опущено за недостатком времени Иосифом и Никодимом, но Христос уже воскрес. Женщины, идя ко гробу, рассуждают «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчеркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой — «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тьме…». Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну она говорит «не знаем, где положили Его» (Ин.20:2) (в синодальном переводе во множественном числе, то есть шла она не одна).
| | | | Икона св.жен-мироносиц, свв.Иосифа и Никодима в храме на Поле Пастушков в Вифлееме. | |
| | | | Свв.жены-мироносицы. | |
После того как ушли апостолы Пётр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили и плакала, в это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, пока Он не восшел к Отцу, и просит ее сообщить ученикам о Его Воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария возвращаясь с Благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о Воскресении Иисуса, не поверили. По церковному Преданию первой Иисус явился не Магдалине, а Своей матери — Марии. В Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем женам-мироносицам (Мф.28:9-10). Празднование женам-мироносицам положено св. Церковью в 3-ю неделю по Пасхе. Этот день, а также неделя после него, являются церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин — супруг, матерей, сестер.
Святая Саломия. В синаксаре третьей недели по Пасхе второй из мироносиц упоминается Саломия, дочь Иосифа, обручника св. Девы Марии, рожденная от первого брака. Она была замужем за Зеведеем рыбарем и от этого брака имела двух сыновей, ап. Иоанна Богослова и Иакова. Вместе с другими женами Саломия служила Иисусу, когда Он находился в Галилее, и вместе же с ними пришла она в Иерусалим, когда Христос пошел туда на вольную страсть. Евангелист Матфей, описывая крестные страдания Господа Иисуса, говорит, что там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними была и мать сынов Зеведеевых (Мф. 27, 55—56). В числе других жен-мироносиц она также пришла ко гробу воскресшего Господа и узнала от ангелов о Его Воскресении и повеление идти скорее сказать ученикам, что Он воскрес из мертвых и «предваряет вас в Галилее: там Его узрите» (Мк. 16, 7), что и исполнили они, поспешив из гроба со страхом и радостью велией.
Святая Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова. Когда, по навету Иродиады, отсечена была глава Иоанна Крестителя, то убийцы не хотели положить главы Предтечи вместе с телом его, боясь, как бы он не воскрес; ученики похоронили тело Предтечи в Севастии, а главу враги скрыли во дворце Иродовом, в месте бесчестном. Об этом узнала Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода, которая была тайная последовательница Христа. Она тайно взяла честную главу и, положив ее в сосуд, с благоговением погребла ее в поместье Ирода, на горе Елеонской.
| | | | Святые жены-мироносицы у гроба. | |
| | | | Жены-мироносицы (Сергей Вершинин. Нью-Йорк. 2005). | |
Св. евангелист Лука в своем Евангелии, говоря о прохождении Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, замечает, что за Ним следовали и некоторые женщины, в числе коих говорит и об Иоанне, жене Хузы, домоправителя Ирода, которые служили Ему имением своим (Лк. 8, 1—3). Кроме того, св. евангелист Лука говорит также, что эти жены последовали за Христом из Галилеи в Иерусалим и при распятии Господа стояли вдали и смотрели на распятие, что они смотрели на гроб и как полагали тело Господа. Возвратившись же в Иерусалим, они приготовляли благовония и мази для помазания тела Иисусова. И в первый день воскресения, очень рано, пришли ко гробу, чтобы помазать тело Иисусово. В рассказе этом упоминается вместе с именами других мироносиц и имя Иоанны, как сопутницы св. жен мироносиц (Лк. 23, 49, 55—56. 24, 1—10). Последующая жизнь Иоанны ни в каких церковных сказаниях не сохранилась.
Святая Мария Клеопова. Мария Клеопова была дочь Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, и была выдана замуж за меньшего брата Иосифа — Клеопу. Она была еще девицей, когда Пресвятая Дева, обрученная Иосифу, вошла к нему в дом и жила вместе с этой дочерью Иосифа в нежной любви, как родные сестры. На основании этой нежной любви св. евангелист Иоанн называет Марию Клеопову сестрой Матери Иисуса (Ин. 19, 25). Она удостоилась присутствовать при кресте Спасителя и слышать Божественное усыновление Господом любимого ученика своего Пресвятой Богородице. О дальнейшей жизни и кончине Марии Клеоповой мы не имеем ничего в церковных преданиях.
Святая Сусанна. О Сусанне упоминает только один евангелист Лука и только однажды: когда рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк. 8, 3), как служившую Христу от имений своих.
Святая Мария, мать Иакова меньшего и Иосии. Об этой жене упоминают три евангелиста — Матфей при перечислении жен, стоявших при кресте, называет ее Марией, матерью Иакова и Иосии. Ев. Марк упоминает о ней дважды: первый раз — при перечислении жен, смотревших издали на страдания и смерть Иисуса Христа. Он называет ее Марией, матерью Иакова меньшего и Иосии. В другой раз, перечисляя мироносиц, купивших ароматы, он упоминает и о Марии Иаковлевой. Наконец ев. Лука, повествуя о возвратившихся от гроба воскресшего Спасителя к ученикам для благовестия о Воскресшем женах, упоминает и о Марии, матери Иакова (Мф. 27, 56; Мк. 15, 40, 16,1; Лк. 24,10).
| | | | Святые жены-мироносицы. | |
| | | | Явление Христа женам-мироносицам. Роспись в храме Преображения Господня на горе Фавор. | |
| | | | Св.Саломия. Настенная роспись в храме Преобра- жения на горе Фавор. | |
Тропарь, глас 2:
Мироносицам женам при гробе представ ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь. Но возопийте: воскресе Господь, подая мирови велию милость.
(Жития святых славных и всехвальных апостолов. Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. – М.: Артос-Медиа, 2008; ru.wikipedia.org; иллюстрации - days.pravoslavie.ru; www.vvv.ru; forum.materinstvo.ru; svershinin2.narod.ru; www.ihtus.ru; www.smsobor.ru; www.romodanovo.orthodoxy.ru; orthodox-kerch.narod.ru; www.bronipoezd.ru;/nikolski-sobor.narod.ru; www.ar-of.com; fotki.yandex.ru; sobory.ru; archives.maillist.ru ).
Часовня Святых Жен-мироносиц в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме. | |
|
Храм Святых жен-мироносиц в г.Барановичи. | |
|
Церковь Жен-мироносиц в Великом Новгороде. | |
|
Кафедральный собор Святых Жен-Мироносиц в г.Баку. | |
|
Интерьер Кафедрального собора Святых Жен-Мироносиц г.Баку. | |
|
Храм Святых жен-мироносиц в г.Керчь. | |
|
Храм Жен-мироносиц в г.Калуга. | |
|
Храм во имя св.жен-мироносиц в г.Харькове. | |
|
|
|
В Краснодаре состоялся съезд общества православных врачей
В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»
Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»
7 октября 2024 г. игумения Неонилла с сестрами отправили поздравление с днем рождения Президенту России Путину Владимиру Владимировичу
В конце сентября 2024 г. на подворье
В праздник Покрова Божией Матери глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Иоанно-Богословском соборе города Рудный
В Чебоксарах состоялась презентация книги, посвященной архиепископу Вениамину (Новицкому)
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска
|
|