Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская - день памяти 03.08 н.ст. (21.07 ст.ст.), 15.10 н.ст. (02.10 ст.ст.)

Св.блгв.княгиня Анна Кашинская.
Моление княгини Анны ко облачному Спасу. Икона с частицей мощей.
Святая благоверная великая княгиня Анна — дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшее мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским, племянником св.блгв.князя Александра Невского.
Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы - дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен по предательству двоюродного брата князя Московского Юрия. В 1319 г. его убили, вырезав сердце. Михаил стал единственным князем, причисленным к лику святых, в земле Тверской просиявших.
В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.
Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. В женском естестве мужескую крепость имела еси... - так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость.
Много скорбей выпало на долю святой Анны. С достоинством принимала Анна тяжкие удары судьбы. Не озлобившись на людей, она твердо решила посвятить оставшуюся жизнь защите несчастных, обездоленных, страждущих. Свое предназначение она стала свято выполнять, уйдя в монастырь.

Став монахиней, судя по всему, между 1339-1346 годами, она, как повествует составленное в XVII веке житие Анны Кашинской, "цвела добродетелями и Богу угождала". А потом обратился к Анне ее единственный оставшийся в живых сын Василий с просьбой переехать в его удел, в Кашин, где он построил для нее монастырь.
Анне тяжело было расставаться с Тверью, которой правил ее любимый супруг, и где она была так счастлива в редкие светлые моменты их жизни. Но в конце концов согласилась. Приезд Анны стал великим праздником для кашинцев, которые всем городом вышли встречать ее. В Кашине она прожила почти двадцать лет и пользовалась всеобщим почитанием и поклонением.

Княгиня Анна-инокиня - любимый народом образ настрадавшейся русской женщины, которая, как обычно бывало в Древней Руси, обрела наконец за монастырской стеной покой в Боге. В 1368 г. она преставилась всеми почитаемой схимонахиней. Ей было 90 лет. Сын ее Василий умер от горя в тот же год и был похоронен рядом с матерью в Успенском соборе. Так завершился земной путь великой княгини.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Блгв.княгиня Анна Кашинская.
Св.благов.княг.Анна Кашинская.
Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников. Через 10 лет после окончательного оформления раскола Русской церкви, 12-21 февраля 1677 года, в Кашин по распоряжению патриарха Иоакима была отправлена новая комиссия, осмотревшая мощи княгини и обнаружившая «несогласия» с протоколами осмотра 1649 года. Этот последний документ утверждал, что правая рука княгини сложена двуперстно, что использовалось старообрядцами как аргумент в пользу своих убеждений. Осмотр 1677 г., согласно протоколу, показал, что «длань и персты» княгини лежат прямо. Существует старообрядческая легенда о том, что пальцы княгини, сложенные двуперстно, после попытки патриаршей комиссии их «поправить» чудесным образом снова сложились так же. Также утверждалось, что в описании чудес оказались «несогласия и неприличия», а мощи святой, помещенные в разных местах, истлели и разрушились, хотя в писании было указано, что они не подвержены тлению. Помимо процедурных нарушений при осмотре 1649 года, обнаружились многочисленные расхождения между недавно составленными житиями и летописями: так, в новых текстах утверждалось, что Анна была по происхождению не княжной, а боярышней, якобы родилась в Кашине, дата её смерти была изменена на 30 лет и т. п. Предполагаемый автор «криминального» жития, старец Соловецкого монастыря Игнатий, стал известным деятелем старообрядчества; в этих условиях культ княгини мог оказаться опасным для господствующей Церкви. Малый Собор в Москве (1677) принял решение не почитать Анну как святую, житие и молитвы считать ложными, имя её исключить из святцев, приделы и церкви, освящённые в её честь, переименовать. Собор 1678—1679 гг. подтвердил это решение. Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.
Однако, несмотря на деканонизацию, почитание Анны в Тверской епархии сохранялось, и тверские епископы этому не препятствовали; писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с Михаилом Ярославичем, велась запись исцелений (до 1746) и т. п. Уже в 1818 году Святейший Синод разрешил включить имя Анны в месяцесловы, а в 1899—1901 г. началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес. Лишь в 1908 году на повторную канонизацию было дано согласие Николая II. 11 апреля 1909 г. Синод объявил днём памяти Анны 12 июня (25 июня н. ст. в XX и XXI в.) — годовщину перенесения мощей в 1650 г.
Св.блгв.княгиня Анна Кашинская. Фрагмент иконы Избранных святых в соборном храме монастыря "Всецарицы" г.Краснодар.
В день повторной канонизации Анны в тихий Кашин, украшенный флагами и гирляндами, пришли свыше ста тысяч богомольцев, приняли участие 12 архиереев, 30 архимандритов, 100 священников. По сохранившемуся преданию, великая княгиня Елизавета Федоровна одна ночью долго пребывала у гробницы, никем не узнанная.
Вот как описывал праздник священник Иоанн Завьялов: «В половине двенадцатого часа в город, при чудной погоде, под звон колоколов вошел самый большой из крестных ходов – Тверской… многотысячная толпа богомольцев сопровождала святыни.. Яркое полуденное солнце отражалось золотыми лучами на дорогих ризах икон Михаила Тверского и Анны Кашинской, играло в качающихся золоченых хоругвях, образовавших целый лес вдоль процессии… кашинские колокола начали призывать богомольцев в храмы… На паперть Воскресенского собора вышел протодиакон московского Успенского собора Розов, обладатель редкой красоты и изумительной звучности голоса. И прочел во всю площадь «Послание Святого Синода к чадам Православной Русской Церкви о восстановлении почитания святой Анны». Хоры грянули тропарь «Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгиня Анна…», тот самый тропарь, который запрещено было петь в течение двух столетий. Залились трезвоном колокола. Загудел раскатами 600-пудовый соборный колокол, возвещая о восстановлении церковной славы благоверной княгини Анны». Подводя итоги этим торжествам «Новое время» писало: «В Кашине совершаются торжества веры – и на них со всех концов России откликаются народные массы, шлют депутации, иконы, приношения, идут десятками тысяч богомольцы, несут грошовые и пудовые свечи, рубли, копейки, горячие молитвы, сердечные порывы, высокие стремления, святые чувства. Видимо, сила народная в вере, и эта вера, с которою и цари, и народ собирали и расширяли Русскую землю и создали могучую державу, мощными волнами еще колышет то там, то здесь прибрежный океан – Русь православную».
В том же году в честь Анны Кашинской была освящена церковь в Петербурге, ставшая подворьем Сретенского монастыря (с 1992 года подворье Введено-Оятского монастыря), а в 1914 году — церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря в Москве.
Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны. В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.
В наше время Анна Кашинская почитается также в день своей кончины (2 октября ст. ст.) и в соборе Тверских святых (1-е воскресенье после 29 июня ст. ст.).

Тропарь, глас 3:

           Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине, Анно: яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши в лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя: моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

Кондак, глас 4:

           Яко пресветлая звезда явилася еси в Российскей земли, во граде Кашине, преподобная мати Анно, во всех благочестивых и верных женах, аки крин процвела еси чистым и непорочным твоим житием, во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги, и взошла еси к Вышнему граду радующися и веселящися, яко добре совершивши твое течение, и ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое, явишася, на исцеление всем, приходящим с верою. Темже и вопием ти: радуйся, всекрасная душею и моли Христа Бога о спасении душ наших.

Величание:

           Ублажаем тя, преподобная мати великая княгиня Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице ангелом.


(days.pravoslavie.ru; ru.wikipedia.org; www.rrc-tver.ru; иллюстрации - www.pravoslavie.ru; www.rrc-tver.ru; www.cirota.ru; www.deryabino.ru; www.novodev.narod.ru; archvuz.ru).
Вид на г.Кашин.
Кафедральный собор Вознесения, в котором почивают мощи св.Анны Кашинской. г.Кашин.
Мощи св.блгв.Анны Кашинской в Кафедральном Вознесенском соборе в Кашине.
Крестный ход с мощами прп.Анны Кашинской в Вознесенский кафедральный собор.
Поклонение мощам прп. Анны Кашинской.
Ковчежец с частицей мощей св.блгв.княг.Анны Кашинской в Староладожском Свято-Успенском девичьем монастыре.
Церковь св.Анны Кашинской на подворье Кашинского Сретенского женского монастыря в Петербурге.
Церковь прп.Серафима Саровского и Анны Кашинской на Донском кладбище в Москве.

 
Декабрь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

В Краснодаре состоялся съезд общества православных врачей

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

В первые дни Рождественского поста в обители «Всецарица»

В оранжерее монастырского подворья 29 ноября собрали урожай лимонов

В ТАСС состоялась презентация экспозиционно-выставочного центра, посвященного истории Новодевичьего ставропигиального монастыря

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла научно-богословская конференция «Переводы и исследования христианских источников»

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.