|
|
Святой пророк Наум - день памяти 14.12 н. ст. (01.12 ст. ст.)
Святой пророк Наум — седьмой (по порядку Священных Книг) из двенадцати малых пророков. Сам он называет себя Елкосеянином (1, 1). Происходил из колена Симеонова, из селения Елкес или Елкош. По свидетельству блаженного Иеронима ( + 420, память 15 июня), Елкош — небольшое селение в Галилее, остатки которого он лично осматривал. Вероятно, после ассирийского нашествия святой Наум переселился в Иудею и пророчествовал там в 700-х годах до Рождества Христова. Он был современником пророка Исайи (VIII в. до Рождества Христова, память 9 мая). Главное содержание книги святого Наума — это пророчество о падении и погибели Ниневии — столицы Ассирийского царства — угрожавшего всему Востоку, предсказание бедствий, которые праведный Господь наведет на этот город, и яркое изображение окончательного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (1, 7 — 8). Пророчество святого Ионы (VIII в. до Рожд. Христова) о гибели Ниневии не было отменено, но лишь отсрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, избежали наказания, а затем снова обратились к прежним своим злым делам, видя, что на них не сбылось его пророчество. Этим они прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение. "Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания» (1, 3). «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» (3, 1). Увлекаясь страстями и совершая беззакония, ниневитяне любили только себя, а в отношении к другим руководились своим самолюбием и жестокостью. Ниневия различными хитростями и коварными договорами привлекала к себе народы, подчиняла своей власти. Израильское царство они окончательно разрушили при царе Салманассаре около 723 г. до Рождества Христова. Преемник Салманассара — ассирийский царь Сеннахирим вслед за тем совершил наступление на иудейское царство и подошел к Иерусалиму. В одну ночь Ангел Господень истребил многочисленное его войско (4 Цар. 19, 35). Но иудейский народ со страхом ожидал новых нападений. Тогда-то и раздался голос пророка Наума: «бедствие уже не повторится», «более не буду отягощать» (1, 9, 12). Высказав Божественное определение о погибели Ниневии, пророк переходит к описанию исполнения этого грозного суда Божия. Перед его пророческим взором во всех подробностях совершается то, что в действительности исполнилось примерно через 100 лет. Он видит нападение на Ниневию сильного и могущественного войска (2, 13) вавилонян в союзе с мидянами, бегство и отведение в плен ее жителей, разграбление несметных сокровищ. «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов; нет конца трупам, спотыкаются о трупы их» (3, 3). Пережившие эту трагедию вздохнут от ужаса, и колени их будут дрожать (2, 10), как лист. Разрушение Ниневии будет окончательное, рана смертельна. Видящие ее падение вoзвeceлятся и восплещут руками (3, 19), ибо они испытали на себе злобу Ниневии, а теперь являются свидетелями победы над злом и торжества справедливости. Не одним только предсказанием о гибели Ниневии ободряет пророк. Блаженный Феодорит замечает: «... есть в книге и пророчество о Спасителе такое: «Взыде вдыхаяй в лице твое» (2, 1), ибо как в Адама Бог вдунул дыхание жизни, так и Владыка Христос, возобновляя сей образ, дунул на апостолов и глагола: приимите Дух Святый. Поэтому и под всем сокрушенным царством ассириан, в Книге Наума, мы разумеем власть диавола, побежденную Владыкою Христом, а под ликующим Иудою разумеем ликующую о спасении вселенную». Слова пророка: «Вот... стопы благовестника, возвещающего мир» — святой апостол Павел (Рим. 10, 15) относит к новозаветным благовестникам мира. Подтверждением пророчества является то, что в наше время последователи Самого Господа мира (2 Фес. 3, 16) вместе со всеми людьми осуществляют благословенное миротворческое делание во имя сохранения мира и самой жизни на Земле. Святой пророк Наум вдохновенно говорит о всемогуществе Бога, объемлющего всю вселенную (1, 4—6), предсказывал о различных исторических событиях, совершившихся впоследствии. По преданию, пророк Наум скончался 45-ти лет от роду и погребен в своем отечестве. Книга пророка Наума позволяет увидеть характер ее автора, его нравственную мощь, то, чем был его глас для соотечественников и является ныне для наших современников.
Тропарь святому пророку Науму, глас 2:
Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, / тем Тя молим: / спаси души наша.
(Минея декабрь. Ч.1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).
|
|
В Краснодаре состоялся съезд общества православных врачей
В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»
Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»
25 сентября 2024 г. две насельницы монастыря «Всецарица» получили свидетельства об окончании трехгодичных богословских курсов для монашествующих
Середина сентября 2024 г. на подворье
В Издательском Совете прошло совещание экспертов конкурса «Просвещение через книгу»
Митрополит Воскресенский Григорий совершил Литургию в Архангельском соборе Московского Кремля
Состоялась встреча врио председателя Синодального отдела по благотворительности протоиерея Михаила Потокина с заместителем председателя Государственной Думы Анной Кузнецовой
|
|