Преподобная Синклитикия - день памяти 18.01 н.ст. (05.01 ст.ст.)
Преподобная Синклитикия родилась около 270 года в Александрии, куда переселились из Македонии ее благочестивые и знатные родители. Многие юноши, очарованные красотой Синклитикии, искали ее руки, но тщетно: в ее душе таилось желание иной, духовной жизни, сердце ее пламенело любовью ко Господу. Не о нарядах и увеселениях, а об угождении Богу заботилась святая дева. Она очищала и украшала свою душу постом и делами милосердия, а утешение находила в усердной молитве. По смерти родителей святая Синклитикия все имущество свое раздала бедным. Взяв с собой слепую сестру, полюбившую уединение, она поселилась в склепе на могиле своего родственника. Пригласив пресвитера, преподобная приняла иноческий постриг. В первые годы подвижнической жизни святая Синклитикия превзошла многих, но скрывала свои подвиги. Вкушая лишь хлеб с водой, преподобная соразмеряла строгость поста с состоянием души и тела. Когда воздвигалась против нее брань врага, она усугубляла пост, не пила воды, спала на голой земле. Великая подвижница желала быть безвестной в своем уединении, но Господь судил иначе. Добродетельная жизнь преподобной привлекла многих дев и жен, которые приходили к ней за назиданием. Святая долго одним молчанием отвечала на их просьбы, но, наконец, уступила настойчивости ревнующих о душевном спасении. Так образовалось при ней общежитие инокинь, и она была матерью-наставницей многих. Подобно святому Антонию Великому, который явился основателем отшельнической жизни, святая Синклитикия стала основательницею пустынного общежития для дев и жен. Ее пример открыл «слабому полу» дорогу в пустыню. Опыт ее для поколений монахинь означает то же самое, что для мужчин опыт св.Антония Великого. Следует отметить, что широкого женского аскетического движения не знает ни одна из культур и религий нехристианского мира. Жизнь в уединении, в суровых условиях, стремление к подвигу, к борьбе, к расширению пределов возможного более отвечают представлению о мужественности. Христианство впервые высвобождает душу из условностей естественного закона, побуждает выйти из пределов привычных бытовых рамок, поддерживает и укрепляет отшельницу на пути самосовершенствования, в том, что касается победы ее над собой, как несущей на себе всю слабость и противоречивость дочери Евы. Этим в реальности подтверждается евангельский тезис о единстве и равенстве во Христе мужского и женского. Движение пустынниц рождает славу не только отдельных имен, но, по словам прп. Исидора Пелусиота, доставляет оправдание и честь всей женской половине человечества. Духовная мудрость наставлений преподобной Синклитикии оказалась столь велика, что их записывали для назидания потомству. Вот некоторые из поучений преподобной Синклитикии. «Много трудов и подвигов предстоит приходящим к Богу, но потом ожидает их радость. Желающие развести огонь сперва задыхаются от дыма и плачут, а потом достигают, чего ищут; так и мы должны воспламенять в себе Божественный огонь со слезами и трудами». «Враг нападает сперва объядением, негою и любодеянием. Эти ветры дуют особенно на молодой возраст. Когда душа воздержала чрево, победила чистотою чувственные удовольствия, является гордость или сребролюбие; в уме являются мысли о первенстве, учении, дарованиях, заслугах. Отшельница, если придут к ней такие помыслы, пусть идет в киновию». "Вот женщины, живущие в миру, внешне стараются вести себя сдержанно, хотя вместе с предусмотрительностью в них есть и глупость, и невежество, из-за которых они блудодействуют мысленно всеми своими чувствами, подчас и не замечая этого: они и взирают бесчинно, и смеются неподобающим образом, и слушают скверные речи. Но мы, монашествующие, должны отвергнуть все неуместное даже в мыслях, удерживать язык от постыдных бесед, и не только не говорить такого, но и не слушать других говорящих". Заботы святой Синклитикии о вверившихся ей душах никогда не ослабевали. Одних она обращала к добру строгостью, других поддерживала материнской любовью. В конце жизни, в 80-летнем возрасте, преподобная потерпела от искусителя то же, что претерпел некогда праведный Иов: все ее тело было истощено и покрыто струпьями. Святая безропотно переносила мучительную болезнь, сохраняя радостную приветливость. Так она страдала три года и шесть месяцев. За три дня до смерти святая Синклитикия предсказала день и час своего разлучения с телом и открыла инокиням бывшее ей видение: святые Ангелы и лик светлых дев призывали ее в райские селения. В назначенный час блаженная преставилась ко Господу (+ ок. 350).
Седален преподобной, глас 5.
Постных превзошла еси ты терпения болезнь, / на Небесех наслаждаешися болыпия обители / и лучшия зари исполнилася еси, / зане мужески жестокий шествовала еси путь, победивши настоящая, / и Ангелом уподобилася еси, / и ныне славы причащаешися тех.
(Минея январь. Ч.1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002;
Андрей Рогозянский. Равенство в подвиге как христианское оправдание «слабого пола». Преподобная Синклитикия Египетская и зарождение женского монашеского движения - к дню памяти святой, 5/18 января).