Преподобный Прохор Печерский, Лебедник - день памяти 23.02 н.ст. (10.02 ст.ст.)
Житие преподобного Прохора Чудотворца, творившего из лебеды хлеб сладкий, из пепла же соль молитвой своей (память 10/23 февраля; + ок. 1107)
Прохор Печерский, Лебедник
Всемилостивый и любвеобильный Господь очень часто посылает нам несчастья для исправления и вразумления. Карая и нанося раны, Он поспешно дарует врачевство и исцеление. Эту истину прекрасно изображает житие преподобного Прохора. В княжение на Руси Святополка Изяславича, известного своей жестокостью и несправедливостью, много бед и страданий терпели киевляне. Страдания эти усиливались еще от постоянных набегов на Киевскую область половцев и других соседних народов. Постоянные войны с соседними народами, а также междоусобия, грабежи и беспорядки внутри государства были причиной обеднения и частого голода в русском народе. В это тяжёлое и печальное время из города Смоленска пришёл в Печерский монастырь некий муж, именем Прохор, и обратился к игумену Иоанну с просьбой постричь его в иноки и принять в число братии. Игумен исполнил его просьбу, и Прохор, приняв иноческий сан, с особенным усердием стал подвизаться. Особенностью его подвижнической жизни было то, что он лишил себя обычного хлеба, а собирал траву-лебеду и, растирая её своими руками, делал себе хлеб и им питался. В летнее время он заготавливал такого хлеба на весь год и так делал ежегодно, так что всю жизнь не нуждался в обычном хлебе, а питался хлебом из лебеды, и потому прозван «лебедник». Кроме этого хлеба он иногда только вкушал ещё npocoopy в церкви, дома же лебеда была единственной его пищей — даже зелени и овощей он не употреблял, а вода — единственным питием. Бог, видя терпение святого Прохора, претворил для него обычную горечь лебеды в сладость, и хлеб, приготовляемый подвижником, доставлял ему приятное питание. Радовался подвижник и в радости с благодарностью работал Богу. Не страшны были подвижнику и набеги неприятеля, потому что жил он как птица, ничего не имея. Своей жизнью преподобный исполнял слова Спасителя: Взгляните на птиц небесных, они не сеют, не жнут, не собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их (МФ. 6: 26). И он как птица легко и с удобством переходил туда, где росла лебеда, и оттуда переносил её в монастырь на плечах как на крыльях. И таким образом он питался несеянной пищей с непаханной земли как птица. Он не мог, подобно богачу, говорить: Душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись! (Лк. 12: 19). Но даже за ту траву, которую заготавливал он себе на зиму, часто укорял себя, говоря: «Прохор, в эту ночь возьмут у тебя душу твою, а что приготовил ты — кому останется?»
Прохор Печерский
Во дни этих подвигов преподобного случился на Руси страшный голод, многим угрожала голодная смерть. Господь, желая прославить Своего подвижника и спасти людей от голодной смерти, умножил в это время произрастание лебеды, как никогда прежде, и блаженный Прохор с особенным усердием собирал траву в большом количестве и, приготовляя из неё хлеб, раздавал голодным и неимущим. Некоторые сами хотели подражать преподобному, приготавливали из лебеды хлеб, но не могли есть от горечи. И когда все нуждающиеся обращались за хлебом к святому Прохору, он никому не отказывал. Хлеб, приготовленный им из лебеды, казался всем вкушающим его сладким и приятным на вкус, лучше печёного из пшеницы. Но замечательно то, что только хлеб, данный святым Прохором и с его благословения, был годным для пищи и даже чистым и светлым на вид, а если кто сам его приготовлял или брал без ведома и благословения преподобного, то хлеб становился черен как земля и горек как полынь. Один из братии задумал брать у преподобного хлеб тайно, но каждый раз хлеб этот оказывался негодным для пищи. Инок стыдился открыть Прохору свой грех, но голод и угрожающая ему голодная смерть заставили рассказать об этом игумену Иоанну. Игумен, не поверив рассказу, приказал другому брату тайно взять у преподобного хлеб, но принесённый им хлеб оказался действительно негодным для пищи от чрезвычайной горечи. Держа этот хлеб в своих руках, игумен послал к святому Прохору попросить хлеба от его благословения и при этом поручил посланному «при уходе от преподобного захватить тайно и другой хлеб». Когда эти хлебы были принесены, то первый, взятый из рук Прохора, был чистым и сладким, а второй — взятый тайно, был чёрен как земля, горек как полынь. После этого слава чуда преподобного распространилась повсюду, и прославил народ Господа, давшего свою милость и помощь голодным через преподобного. Во время междоусобной борьбы Святополка с князьями Владимирским и Перемышльским вследствие государственных смут и неурядиц, беззакония и грабежей, не могли проезжать в Киев купцы, не стало соли в Русском государстве — великая скорбь объяла, народ. Блаженный Прохор, видя эту скудость, собрал со всех келий множество пепла и, принеся его в свою келию, после усердной молитвы и благословения стал раздавать его нуждающимся в соли, и пепел стал чистой солью. При этом, чем больше он его раздавал, тем больше его умножалось, так что было этой соли в достатке не только для иноков, но и для мирских людей. Всех нуждающихся в соли снабжал преподобный и за это не брал никакой платы, и пошёл народ за солью в монастырь, а базар опустел. Купцы, намеревавшиеся воспользоваться недостатком соли для своего обогащения и продававшие соль по весьма высокой цене, озлобились на преподобного, так как народ, получая соль от него даром, перестал покупать у купцов даже и за дешёвую цену. Собравшись вместе, торговцы солью пришли к князю Святополку с такой жалобой: «Прохор, черноризец Печерского монастыря, отнял у нас большие деньги: всех неотступно привлёк он к себе за солью, а мы, платящие тебе подати, не можем сбыть своей соли и через него разорились». Князь, выслушав их, задумал достигнуть сразу двух целей — прекратить жалобы купцов и себе нажить большие деньги. Он, по совету со своими приближёнными, назначил определённую, весьма высокую цену на соль и, приказав отнять соль у блаженного Прохора, стал продавать её на княжеском дворе. Причём купцам сказал князь: «Ради вас пограблю монаха». О своей же наживе скрыл от всех. После этого посланные от князя люди, приехав в монастырь, забрали всю соль у преподобного. Когда соль была привезена во двор княжеский, то все увидели, что это — пепел. Князь приказал некоторым попробовать, и во рту оказался пепел. Все много удивлялись такой перемене и недоумевали. Но чтобы вернее убедиться, князь приказал привезённое хранить до трёх дней, но и после этого, убедившись, что это пепел, приказал ночью высыпать его за воротами своего дворца. Между тем к блаженному Прохору по-прежнему шёл народ, чтобы получить соль, но, узнав о её разграблении, возвращался с пустыми руками, проклиная того, кто это сделал. Прохор, утешая народ, говорил: «Когда соль будет высыпана от князя, тогда пойдите собирать её себе». И действительно, пепел, выброшенный за ворота княжеского двора, снова стал солью, и народ с радостью собирал её себе. Узнав об этом, князь пришёл в ужас и стал расспрашивать подробнее о блаженном Прохоре. Узнав о подвижнической жизни Прохора и о его чудесах не только с солью, но и с хлебом из лебеды, Святополк устыдился своего дела, пошёл в Печерский монастырь и примирился с игуменом Иоанном, к которому прежде питал вражду за обличение в ненасытной алчности и обидах народу. После этих чудес Святополк раскаялся, молитвенно просил прощения у Пресвятой Матери Божией и преподобных Антония и Феодосия, а блаженного Прохора стал глубоко чтить и уважать как истинного и великого угодника Божия, и однажды дал обещание Прохору не делать насилия и обид никому впредь, а самому Прохору сказал: «Если я, по воле Божией, прежде тебя отойду от этого мира, ты своими руками положи меня в гроб, чтобы показать надо мной твоё незлобие. Если же ты преставишься прежде меня, я своими руками внесу тебя в пещеру, чтобы за то Господь подал мне прощение тяжкого моего греха перед тобою».
Киево-Печерская Лавра
После этого разговора Прохор прожил ещё много лет в непорочной жизни и суровых подвигах и потом разболелся. А князь Святополк в то время находился в походе против половцев. Тогда блаженный послал ему сказать: «Приблизился уже час исхода моего из тела; если хочешь исполнить своё обещание и получить от Бога прощение грехов, приди, чтобы получить разрешение, и своими руками положи меня в гроб. Ожидаю твоего прихода. Если же ты замедлишь, и я отойду без тебя, то не моя будет вина, и поход окончится не так, как если бы ты пришёл ко мне». Получив эту весть, Святополк немедленно оставил войско и поспешил к блаженному Прохору. В своей предсмертной беседе с князем блаженный много поучал его о милостыне к ближним, о загробной жизни, о будущем суде, о вечных муках грешников, преподал ему прощение и благословение и, простившись с ним и его свитой, воздел руки к небу и предал свой дух в руки Божий. Князь с иноками, взяв тело преподобного, отнёс его в пещеру и своими руками положил его во гроб. Затем снова возвратился к войску и, продолжив поход, одержал полную победу над врагами, покорил себе Половецкие области и много пленных привёл в свою землю. Это и была победа, дарованная Богом Русской земле по предсказанию и молитве преподобного Прохора. С этих пор князь Святополк, отправляясь в поход или на охоту, всякий раз предварительно заходил в Печерский монастырь за благословением и с особенным усердием молился перед образом Пресвятой Богородицы и у гроба преподобных Антония, Феодосия и Прохора. И с этого времени вполне благополучно и счастливо проходило княжение Святополка, получившее после многих кар благословение Божие по молитвам преподобного Прохора, и сам князь Святополк открыто исповедовал чудеса и знамения этого великого угодника Божия. Святой угодник Божий Прохор и по кончине своей непрестанно ходатайствует за православный русский народ перед Престолом Божиим. Будем же молиться, чтобы заступничеством этого угодника Божия и прочих святых Господь хранил русский народ, избавляя его от голода и разных бедствий и лишений и помогая ему во бранях с неверными врагами Православной Церкви. Господу Богу Единому во Святой Троице подобает всякая слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4:
           Преподобне и чудотворче, отче Прохоре, / препитавый во гладе алчущия хлебом от былия и солию от пепела, / напитай и нас пищею духовною, / моля Христа Бога о душах наших.
Кондак, глас 2:
           Велиим воздержанием удручая плоть свою, святе, / лишився пищи человеческия,/ зелием и травою вместо хлеба, пепелом же, аки солию, питался еси, / чудодейственне Прохоре. / Еже видя, Господь преложи зелие во хлеб и пепел в соль, / имиже ты множество гладных препитал еси, / тем тя чтим и ублажаем.
(Жития и подвиги святых Киево-Печерской Лавры с приложением избранных акафистов. – Мн., Свято-Елисаветинский монастырь, 2003).