|
|
Преподобный Роман, прозванный "Сладкопевцем" - день памяти 14.10 н.ст. (01.10 ст.ст.)
| | | | Прп.Роман Сладкопевец | |
| | | | Прп.Роман Сладкопевец | |
Преподобный Роман, прозванный «Сладкопевцем», был по происхождению греком и родился в середине V столетия в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте. При императоре Анастасии Дикоре (401-518 гг.) он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн «Дева днесь», что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами. Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556 году.
О творчестве прп.Романа Сладкопевца.
| | | | Преп.Роман Сладкопевец | |
| | | | Прп.Роман Сладкопевец. Фреска Драгалевского монастыря. София. | |
В творчестве Романа определились основы церковного сладкогласия (хорового песнопения), и византийская, а вслед за ней и русская Церковь прославила его как святого, получившего дар источать «услады сладкопения» от самой Богоматери, и сохранила — хотя и в очень небольшом объёме — его гимны в богослужебной практике. До нас дошло 85 (из предполагаемых 1000) кондаков Романа. Кондак — особый жанр византийской гимнографии, популярный в V—VI вв. Кондак включал от 18 до 24 больших строф, или икосов (греч. «икос» — «дом»). Все они, кроме первой, имели общую ритмическую структуру и одинаковое окончание — рефрен. Первая строфа, или зачин, кондака называлась кукулием (в переводе с греческого «капюшон»). Кукулий, как и икосы, оканчивался рефреном, но отличался ритмическим рисунком. Кондак не вполне соответствовал традиционным нормам византийской литературы, ведь он писался не привычным для античности метрическим, а близким к народному творчеству тоническим стихом. Византийская литературная теория даже не могла определить, стихи это или проза.
Роман Сладкопевец во многом изменил традиционную форму кондака. До него кондаки в основном писали трёхстопным анапестом, что придавало звучанию монотонность. Сладкопевец применил различные размеры, ввёл строфу со строками разной длины. Его гимны начинают звучать напряжённо и призывно. Он часто использовал также ассонансы (созвучия гласных) и аллитерации (созвучия согласных). Встречаются у него и элементы рифмы, и синтаксический параллелизм, т. е. повторение одинаковых конструкций для большей художественной выразительности. Гимны Сладкопевца, как правило, содержат вариации на тему какого-либо библейского сюжета. Картинные подробности и диалоги помогали слушателям живее воспринимать события Священной истории. Кондак «На усопших» прославляет блаженную жизнь обитателей рая. Он состоит из шести строф. В кукулии семь строк, в остальных строфах — по девять. В последних строках всех строф рефреном повторяется слово «Аллилуйя!» («Славься, Господь!»), которое возглашают жители рая. Логика и строение фраз в каждой из строф подводят к этому возгласу, так что он оказывается смысловым и синтаксическим завершением строфы, а не формальным «довеском».
Главная мысль автора сформулирована в восклицании, с которого начинается гимн:
Сколь сладостны кущи твои и возлюбленны, Боже и Господи сил!
(Здесь и далее перевод С. С. Аверинцева.)
Каждая строфа кондака — новое подтверждение этой мысли. Те, кто обитает в раю, вечно восхваляют Господа «давидовым напевом» — «Аллилуйя!», следовательно, только там истинное счастье. Воззрев на радости земные, понимаешь, сколь «горька чаша житейская». Блаженны лишь жители небес. Здесь, на земле, все несчастны: кто вчера был горд и возвышен, сегодня голоден и плетётся с сумой. На этом свете плохо всем:
Неженатый в тоске угрызается, А женатый в суете надрывается». Бездетный грустит, у многодетного много забот.
| | | | Явление Пресв.Богородицы прп.Роману Сладкопевцу | |
| | | | Прп.Роман Сладкопевец | |
Чтобы угодить своему чреву, обитатель земли с риском для жизни пускается по бурному морю. Блаженным усопшим это незнакомо. Ужаснее всего то, что на земле люди умирают, и тот, с кем ты вчера беседовал, ныне лежит бездыханен:
Онемели уста говорливые, Угасли очи проворные...
Поэтому следует бояться Бога и восхвалять его, чтобы (так можно продолжить недоконченную Романом мысль) достичь единственного истинного блаженства на небесах.
Главные особенности поэзии Романа Сладкопевца наглядно (насколько это позволяет перевод) иллюстрирует кондак «О предательстве Иудином». Гимн посвящён новозаветному сюжету — предательству апостола Иуды. Деяние Иуды в глазах автора столь ужасно и немыслимо, что даже непонятно,
Как море гнев сдержало, Как небо на землю не пало, Как мира строение устояло...
(Здесь и далее перевод С. С. Аверинцева.)
Грех Иуды лёг печатью на весь человеческий род, поэтому в рефрене строфа за строфой повторяется просьба к Богу:
Смилуйся, смилуйся, смилуйся Над нами, о мир подьемлюший И объемлющий!
Традиционный для молитв повтор одного слова (или фразы), рифма («подъемлюший» — «обьемлюший»), ритмический перебой в последней строке (один ударный слог вместо трёх) — вот наиболее характерные поэтические приёмы Романа.
Самые яркие и важные для автора образы выносятся в три короткие строки, которые вставляются между длинными, разрезая каждую строфу пополам. Эти строки обычно связаны простейшими рифмами и за счёт ритмического перепада становятся ударным, кульминационным элементом строфы. Несложными, казалось бы, средствами Роман Сладкопевец добивается большой эмоциональной насыщенности стиха:
...Вот испил от вина благодатного Тать, и пяту подъял, по Писанию, И вышел из овчарни, Оставив агниев стадо Для волчьей стаи ада.
Тропарь, глас 3:
           От юности житию равноангельному ревнуя, / веру, смиренномудрие и терпение стяжав, / преподобне Романе Сладкопевче, / обитель Святаго Духа был еси, / таже избранник Божия Матере явился еси, / и от Нея милостивно сподобися дара славити Бога. / Сего ради молися о нас, недостойных ученицех твоих, // да воспоем с тобою сладкогласно славу нас ради Воплотившемуся Превечному Богу.
Тропарь, глас 8:
           В тебе отче известно спасеся еже по образу: / приим бо крест последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: / прилежати же о души, вещи безсмертней. // Темже и со ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.
Кондак, глас 8:
           Божественными добродетельми духа измлада украсився, Романе премудре,/ Церкви Христове пречестное украшение был еси,/ пением бо прекрасным украсив ю блаженне./ Тем молим тя: подаждь желающым Божественного дарования твоего,/ яко да вопием ти:// радуйся, отче преблаженне, красото церковная.
Молитва:
           О, преблаженне отче наш, Романе Сладкопевче! Призри от горния славы на нас, смиренных и немощных, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози заповеди Гоподни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити. Научи нас, уневестившихся Христу, работати Ему со страхом и радоватися с трепетом. Избави нас от печали и уныния, отжени от нас гордость и славолюбие, да воспоем славу Божию, да восхощем токмо славы небесныя. О, святый отче, всели в нас любовь нелицемерную к ближним, послушание безропотное начальником и страх Божий в сердца наша. Даруй познати сладость отречения воли своея, верой крепкой во благое Промышление Божие о спасении человека освяти души наша. Низпосли нам благословение от Господа, да понесем благое иго Христово в долготерпении до конца дней наших, да сподобимся с мудрыми девами внити во брачный чертог Жениха своего Небеснаго и купно со Ангелами воспевати славу величия Его, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
(days.pravoslavie.ru; www.countries.ru; akafist.narod.ru; иллюстрации - days.pravoslavie.ru; www.pravoslavie.ru; portal-credo.ru).
Творения прп.Романа Сладкопевца.
КОНДАКИ ПРЕП. РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ Поэтические переводы С.С. Аверинцева
Гимн
Приидите, поклонимся, верные, Человеков Спасителю кроткому, Сыну Божию благоутробному, Властодержцу, терпеньем обильному, — Кого силы величат небесные, Кого хоры поют бестелесные, Языками своими огнистыми, Голосами своими немолчными Трисвятое гласят песнословие И победное молвят хваление: Восславляют Отца безначального, Сына, купно со Духом совечного, Нераздельных всецело по сущности, В ипостасях троимых таинственно, Пребожественной Силы величие, Совокупно всей тварию славимо. Богородица, Дева пречистая, Не отвергни, Честная, рабов Твоих, Что житейской несомы пучиною И валами разимы мятежными! Горних сил без сравненья славнейшая Голубица, от Духа позлащенная, Ты апостолов честь и хваление, Ты страдальцев о Господе рвение, Ты всецелой земли упование; О, прекрасная башня Давидова, Град, двунадесять врат отверзающий, Благовоний духовных хранилище, Людям Божьим стена и прибежище, И неложное им утверждение, И для праведных душ охранение, И безгрешным телам освящение! Почитаем Тебя, Благодатная, Славословим Тобою Рожденного, Слезно молим и просим о милости В предстоящее время возмездия. Боже, Боже, в тот день не отринь меня, Изыми из огня неугасного, Не предай Сатане на ругание, Не соделай бесовским игралищем! Ибо паче иных, окаяинейший, Я изжил свою жизнь в беззакониях. Осквернился и духом, и плотию, И что делать мне ныне, не ведаю. Сего ради взываю о милости, Как блудница, к стопам припадавшая, Изливаю рыдания теплые: Изыми меня. Господи, Господи, Из глубин моего беззакония, Яко Пастырь Благий, не оставь меня Претыкаться о камни погибели, От страстей обуявших избавь меня И отверзи мне очи духовные, Да воззрю я на Лик Твой божественный И в сердечном веселии вымолвлю: Подобает Тебе поклонение Со Отцем и Святым Утешителем И на всякое время хваление, Милосердный, от твари взывающей.
О ЖИЗНИ МОНАШЕСКОЙ
Кукулий I
Как благочестия вестников и на злочестие ратников богоносцев собор осиянный поставил миру Ты светить подлунному; их молитвами, Боже, в несмутимом покое Тебя величающих. Тебя славословящих сохрани, огради, да поем Тебе: "Аллилуйя!"
Кукулий II
От жизни мира дельного к высотам Рая умного свершая преселение, взываем в покаянии: "Сам, о Благий, помилуй тех, что Тебя взыскуют: вот, мы все блага мира оставили, да Тебя обретем, поющие: "Аллилуияе
Кукулий III
Сколь возлюбленны шатры Твои, Господи сил! В них же вселившиеся, Спасителю наш, во веки веков вознесут Тебя, славословя, песнословя, купно с пророком Давидом: "Аллилуйя!"
1 Созерцая земные веселия, помышляя в уме об увиденном, восскорбел я, постигнувши явственно, сколь горька сия чаша житейская! Вас единых почел я блаженными, часть благую избравших с Мариею, волей всей ко Христу прилепившихся и с Давидом светло воспевающих: "Аллилуйя!"
2 Не видал я меж смертных бесскорбного, ибо мира превратно кружение: кто вчера возносился гордынею, того зрю с высоты низвергаемым; богатевший с сумою скитается, роскошь знавший нуждою терзается; вы одни остаетесь свободными, кто свой дух покорил песнопению: "Аллилуйя!"
3 Над убогим богатый ругается, пожирает его достояние; слезы пахарю, прибыль владетелю, труд сему, и роскошества оному; потом многим бедняк обливается, чтобы все отнялось и развеялось! Плод же ваших трудов нерушимою запечатан Христовой печатию: "Аллилуйя!"
4 Се, безбрачным надежд отсечение, в браке ж сущим забот изобилие; се, бесчадный терзаем печалию, многочадный снедаем тревогою; эти многим томимы томлением, тем же плач предлежит о бездетности; вы одни посмеетесь сим горестям, ибо ваша услада небренная — "Аллилуйя!"
5 Горьки воды пучины губительной, сладки яства гортани заморские; и плывут человеки над бездною, понуждаемы чревом и алчностью, предают себя палубе зыблемой, небрегут о погибели горестной; безмятежно лишь ваше пристанище, ибо якорь ваш есть песнопение — "Аллилуйя!"
6 О пиратах, о бурях, о бедствиях не помыслит наживы возжаждавший; испытав же валов возмущение, задрожит, но отнюдь не отступится; он готов для надежды обманчивой смерти зрак приступающей вытерпеть; только вы среди моря житейского обрели ограждение верное — "Аллилуйя!"
7 По земле вы прошли, непорочные, будто сроду земли не коснулися; о земле отложив помышление, вы стезею восходите подвига; вы послушали сердцем рачительным, люди Божии, голоса Божьего, "приидите ко Мне", — возвестившего, — "ибо в радость Мне ваше взывание: "Аллилуйя!"
8 Словом кратким объемлю реченное: мир преходит и мира прельщение; коль житейские блага стяжаем мы, лишь ко гробу себя приближаем мы. Дивно слово, что Мудрый нам вымолвил. "Суета сует, духа томление!" Предлежит нам гроб, к чему ж столько злоб? Но прекрасно воспеть в безмятежности: "Аллилуйя!"
9 Знаю, знаю, как вы мне ответите, не устами, так мыслию молвите: "Ты нас учишь о мира превратности, что же сам прилепляешься к бренному? На сучок в оке брата взираешь ли, а бревна в твоем оке не чувствуешь? Если истину зришь, почто не творишь?" Как спасусь, не радевший о милостном "Аллилуйя!"
10 Так, не все мы вместили веление, что от Господа нам заповедано; всем сказал он, прорекши единому: "Все раздай, да за Мною последуешь". Мудрым сердцем внимали разумные, но не вняли, как я, нерадивые. И без ваших слов знаю, сам я таков; сего ради прошу за меня воспеть: "Аллилуйя!"
11 В том корысть мне, чтоб множилось рвение вашей воли, избравшей служение; я ищу, назидая вас в истине, купно с вами сподобиться милости; так послушайте слов моих, братие, дел же скверных моих отвращайтеся! И без дел приимите воспевшего вам в урок сие слово единое: "Аллилуйя!"
12 Вы бежали от мира нечистого и прибегли к источнику светлому; вы избрали бесплотное жительство так о плотском оставьте и помыслы, — не любите того, что покинули, не влекитесь к тому, что отвергнули, да врагу не доставите радости; но трезвитеся духом, поющие: "Аллилуйя!"
13 Все, чего вы на деле чуждаетесь, изгоните из мыслей со тщанием; вы отверглись раздоров и зависти, соревнуя согласию ангелов, — друг пред дружкою благоуветливы, позабудьте слова "твое" да "мое"; не имеет монах обладания, кроме общего всем достояния: "Аллилуйя!"
14 Не хвалитесь дарами духовными: что имеешь, есть милость от Господа; пусть не судит воздержный вкушавшего, пусть почтит и вкушавший алкавшего, ибо этот вкушает по немощи, тот же подвиг приемлет по ревности, здесь услада псалма, там заслуга поста, но награда одна возлюбившим Христа — "Аллилуйя!"
15 Или скажешь: "Мне честь особливая, как стяжавшему знание книжное"? О Петре ты помысли, о рыбаре, Моисея превыше поставленном! Всю премудрость египтян, как молвится, превзошел тот пророк, и до тонкости; но глаголет Петр, и молчит Моисей! Не гнушайся ж невеждою, сведавший "Аллилуйя!"
16 Приближается время веселия, скоро, скоро Христово пришествие; Жениха вы на брак провожаете, и в руках ваших ясны светильники, ибо в девстве пожили вы праведно. Что есть девство? Души целомудрие, Силой коего славу Господнюю вы возможете зреть, припеваючи: "Аллилуйя!"
На Иуду Предателя (фрагменты)
Кукулий I
Себя смирив, Владыка стопы омыл злодею, меж тем, как вор лукавый язык на грех кровавый уж готовил в потайности, — от скверны сей и мерзости, о Христе Господи, нас соблюди, молящих, в доме Девы поющих: "Милостив, милостив, милостив буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий"
1 Не содрогнется ли слышащий, не ужаснется ли видящий — Иисуса на погибель лобызаема, Христа на руганье предаваема, Бога на терзанье увлекаема? Как земли снесли дерзновение, как воды стерпели преступление, как море гнев сдержало, как небо на землю не пало, как мира строение устояло, видя преданного, и проданного, и погубленного Господа крепкого? Милостив, милостив, милостив буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий!
2 Вот обман замыслил лукавейший, вот ковы уготовал безбожнейшнй, призванный — и от Тебя отложившийся, избранный - и о Тебе соблазнившийся, возлюбленный — и на Тебя изощрившийся! Ты же в оный час, о Милостивец, явил погубителю проклятому безмерное Твое человеколюбие! Губку насытил влагой, длань утрудил работой; так услужал слуге Ты, и простирал стопы свои Иуда, Ты же омывал их. Господи! Милостив, милостив, милостив буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий!
3 Иисусе, стопы омывающий устроителю Твоего погубления, святынею Твоей одаряющий осквернителя Твоего благословения, предателя Твоего лобызания, — Ты возвысил нищего милостью, обласкал убогого мудростью, одарил и облагодетельствовал игралище бесовское! Приял он хлеб Причастья, вкусил вино Завета — и злобой заплатил за милости, не постыдился, окаянный, мерзости! Милостив, милостив, милостив буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий!
5 Бессердечный, безбожный, безжалостный, погубитель, предатель, отступниче, чем побужден ты, скажи, к отпадению, чем склонен, молви, к преступлению, чем увлечен, ответь, к погублению? Не братом ли Господь нарек тебя, не другом ли Он именовал тебя, меж тем как растленным знал тебя? Тебе ведь Он доверил святое достоянье, всей братии владенье, ты же без стыда и без совести отнюдь не убоялся низости! Милостив, милостив, милостив буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий!
6 Петр Апостол с мольбою склоняется, зря, как Искупитель снаряжается, приступая к делу омовения, молит Петр: "Да не будет. Господи!" - но губка водой насыщается, и Владыка к ногам преклоняется, в зраке рабьем за труд принимается; тогда и силы неба страшились и взывали, дивились и дрожали, не страшился лишь тать, не одумался, изощрился на дело предательства. Милостив, милостив, милостив буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий!
7 Ангелы в страхе изумляются, архангелы крылами закрываются, взирая с небес на Непостижного, перед перстью Себя смирившего, перед прахом главу преклонившего; Гавриил кличет в исступлении: "Рати небесные, воззритеся, неслыханному делу подивитеся: простер стопу апостол, и моет плоть людскую, Кто плоть и мир созиждил; и не Петра единого омывает, но Иуду служением ублажает!" Милостив, милостив, милостив буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий!
12 О, какие любви деяния, а Иуда не приял умиления! О, какие святые речения, а злодей не принес покаяния, не смягчился, не дрогнул, не тронулся! Ведь вкусил от хлеба причастного, ведь испил от вина благодатного тать, и пяту подъял на Питавшего, и вышел из овчарни, оставив агнцев стадо для волчьей стаи Ада, покинул сосцы сладчайшие, и прияло тебя лоно Проклятого. Милостив, милостив, милостив буди нам, о все Объемлющий и всех Приемлющий!
22 О, помедли, злосчастный, одумайся, помысли, безумный, о возмездии! Совесть свяжет, умучит грешника, и, в ужасе многом одумавшись, ты предашь себя смерти мерзостной; древо встанет над тобой губителем, воздаст тебе сполна и без жалости; и на что, сребролюбче, польстился ты? Мерзкую мзду ты кинешь, гнусную душу сгубишь, деньгами себе не поможешь, продавши Сокровище нетленное. Милостив, милостив, милостив буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий!
23 Господи, Господи, Господи, Святый Боже, Святый Крепкий, Вседержителю умились над Твоим творением, над плотью, над прахом, над перстию, сохрани, соблюди от погибели! Мы же, братие, внимая сказание, лукавца созерцая растление, укрепим стопы свои крепостью, стойкой пяте недвижный, твердый, святой, неложный веры устой обряшем и от адской оградимся засады, к Искупителю взывая с молитвою: "Милостив, милостив, милостив буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий!"
(portal-credo.ru).
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, в котором имеется храм прп.Романа Сладкопевца. Москва. | |
|
|
|
В Краснодаре состоялся съезд общества православных врачей
В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»
Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»
7 октября 2024 г. игумения Неонилла с сестрами отправили поздравление с днем рождения Президенту России Путину Владимиру Владимировичу
В конце сентября 2024 г. на подворье
В праздник Покрова Божией Матери глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Иоанно-Богословском соборе города Рудный
В Чебоксарах состоялась презентация книги, посвященной архиепископу Вениамину (Новицкому)
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска
|
|